Меню

Создание условий развивающей среды по укреплению здоровья

Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»

Евдокимова Наталья
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»

Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Организация предметно – развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения

Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды.

По определению С. Л. Новоселова понятие предметно – развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».

Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.

Великая ценность каждого человека-здоровье. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни – вот первостепенные задачи, которые стоят перед воспитателями ДОУ.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред», которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.

Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.

При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:

• Санитарно — гигиенические требования,

• Возрастные и индивидуальные особенности,

• Федеральные государственные требования,

• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д.

Предметно-пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.

Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.

Работа по здоровьесбережению невозможна без применения игровых технологий, которые наиболее активно используются именно в младшем дошкольном возрасте.

В работе с детьми я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья: подвижные игры, релаксацию,гимнастику после дневного сна с элементами закаливания, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, физминутки, дыхательную гимнастику, точечный массаж.

В нашем детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей –физкультурный зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, в группе создан спортивный уголок.

Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому в ближайшее время я планирую организовать уголок уединения.

Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе я провожу, хорошо известную всем утреннюю гимнастику, оздоровительную гимнастику после дневного сна с элементами закаливания.

Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья я считаю дыхательную гимнастику, которая проводится в стихотворной форме.

Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе я применяю зрительную гимнастику и начинаю вводить точечный массаж. Он повышает сопротивляемость организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей.

Используя здоровьесберегающия подход и данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.

Источник

Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка

Елена Пичко
Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка

Развивающая предметно — пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»

Читайте также:  Почему здоровье человека считают непременным условием его эффективной жизнедеятельности кратко обж

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.

О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в детском саду.

Мы, воспитатели, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.

Совершенствование условий РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.

Сохранение и укрепление здоровья детей,а для это необходимы:

Условия для оздоровления детей в группе:

Создана средапо следующим направлениям:

физическое развитие;

— познавательно — речевое развитие;

— художественно – эстетическое развитие;

— социально – коммуникативное развитие.

— личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;

Созданная в нашей группе среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.

Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

Физическое развитие

В группе оборудован физкультурный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, массажные варежки, кегли, мячи разных диаметров и т. д.)

Познавательно — речевое развитие:

В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева.

Насыщая групповое пространство, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.

Группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей в области валеологии, безопасности и здорового образа жизни в целом.

Социально – коммуникативное развитие:

Центр «сюжетно — ролевых игр»

Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.

Уголок «уединения и релаксации»

В нашей группе существует уютное место для отдыха. Это уголок релаксации. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться

Художественно – эстетическое развитие

Оформлен уголок для театрализованных игр.

Основное место в театральном уголке — вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Имеется ширма и куклы для кукольных представлений. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства.

Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.

В группе создана РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.

Осуществляются все виды деятельности, позволяющие воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.

Источник

консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей»
консультация на тему

Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya-soderzhanie_ugolkov_zozh.docx 35.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ

Составила: старший воспитатель Утина Н.П.

В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.

Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:

  • индивидуальные социально-психологические особенности детей;
  • особенности эмоционально-личностного развития ребенка;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • особенности физического развития и здоровья детей.

Поэтому уголок здоровья необходим в каждой возрастной группе детского сада и Основными компонентами уголка здоровья являются:

  • Полезная информация для родителей
  • Интересная информация для дошкольников
  • Рисунки и поделки детей по теме здоровья
  • Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию
  • для детей – это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т.д.),
  • немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.

Поэтому материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе, в разных других уголках группы (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном и т.д.)

Рассмотрим содержание данных уголков по возрастам

-кукла для определения частей тела (голова, ноги, руки, спина, лицо)

-картинки с изображением органов чувств (нос-нюхать, глаза – смотреть, рука – хватать, язык – пробовать, ноги – ходить, голова — думать)

— Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);

— набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);

— сюжетные картинки с изображением действий ребенка;

— блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;

— шаблоны фигурок детей, взрослого человека;

— наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;

— пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;

— альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;

— дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи,

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

— книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);

— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);

— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;

— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)

— дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);

— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

— книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;

— индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;

— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;

— ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;

— пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;

— папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,

— предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;

— аптечка с предметами для оказания первой помощи;

— микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);

— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);

— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);

— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

Подготовительная к школе группа

— папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;

— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);

— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;

— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);

— лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;

— плакат — сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;

— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;

— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);

— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;

— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;

— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;

— папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;

— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;

— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);

— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни

Наличие в уголках разнообразных дидактических игр и дидактических пособий, лэпбуков, пособий на развитие правильного дыхания:

  • «Стаканчик с сюрпризом»,
  • «Воздушный футбол»,

Пособий на развитие двигательных навыков:

Можно использовать разные виды терапий:

  • Песочная терапия ( это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости )
  • Сказкатерапия (э то именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. )
  • Цветотерапия ( это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние. )
  • Музыкотерапия ( Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания .) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:
  • весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетию
  • звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием;
  • звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект;
  • народная музыка помогает обрести временную безопасность
  • классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;
  • различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;
  • духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.

Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапией

  • Фитотерапия ( это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )

Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:

1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.

2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.

3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.

В настоящее время набирает обороты такая педагогическая технология как музейная педагогика. Поэтому в уголках ЗОЖ могут быть представлены разные мини-музеи.

А также инновационная технология макетирования должна широко применяется педагогами в организации РППС.

Источник

Adblock
detector