Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»
Евдокимова Наталья
Консультация для педагогов «Организация предметно-развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения»
Сегодня я поделюсь с вами опытом своей работы по теме: «Организация предметно – развивающей среды группы в соответствии с принципами здоровьесбережения.»
Вопрос организации предметно – развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально.
Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги испытывают повышенный интерес к обновлению предметно – развивающей среды.
По определению С. Л. Новоселова понятие предметно – развивающая среда определяется как «система материальных объектов деятельности ребёнка, функционально моделирующая содержание его духовного и физического развития».
Организация развивающей среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.
Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды.
Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.
Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.
Великая ценность каждого человека-здоровье. Дошкольный возраст является началом всех начал. Именно в эти годы закладывается фундамент здоровья. Охрана и укрепление здоровья детей, всестороннее физическое развитие, формирование привычки к здоровому образу жизни – вот первостепенные задачи, которые стоят перед воспитателями ДОУ.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии» — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.
Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность их жизни, способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.
При создании предметной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей.
Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно- развивающих «сред», которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности ребенка.
Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.
Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.
Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей.
При создании предметно развивающей среды реализуется здоровьесберегающий подход:
• Санитарно — гигиенические требования,
• Возрастные и индивидуальные особенности,
• Федеральные государственные требования,
• Современный дизайн в интерьере детских помещений и т. д.
Предметно-пространственная среда каждой группы оформлена таким образом, что для детей достаточно места для удовлетворения двигательной активности.
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое.
Работа по здоровьесбережению невозможна без применения игровых технологий, которые наиболее активно используются именно в младшем дошкольном возрасте.
В работе с детьми я использую следующие виды здоровьесберегающих технологий для сохранения и укрепления здоровья: подвижные игры, релаксацию,гимнастику после дневного сна с элементами закаливания, утреннюю гимнастику, пальчиковую гимнастику, физминутки, дыхательную гимнастику, точечный массаж.
В нашем детском саду созданы все необходимые условия для укрепления здоровья наших детей –физкультурный зал, дорожки здоровья, спортивное оборудование, атрибуты для игр, в группе создан спортивный уголок.
Так как физическое здоровье малышей неразрывно связано с их психологическим здоровьем, эмоциональным благополучием, поэтому в ближайшее время я планирую организовать уголок уединения.
Система здоровьесберегающих технологий в работе с детьми включает в себя физкультурно-оздоровительные мероприятия. Для профилактики заболеваний в своей группе я провожу, хорошо известную всем утреннюю гимнастику, оздоровительную гимнастику после дневного сна с элементами закаливания.
Особенно эффективным для улучшения и укрепления здоровья я считаю дыхательную гимнастику, которая проводится в стихотворной форме.
Кроме дыхательной гимнастики, в своей группе я применяю зрительную гимнастику и начинаю вводить точечный массаж. Он повышает сопротивляемость организма к простуде и заболеваниям верхних дыхательных путей.
Используя здоровьесберегающия подход и данный комплекс здоровьесберегающих технологий, можно добиться определённого прогресса в вопросе укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста.
Источник
Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка
Елена Пичко
Развивающая предметно-пространственная среда — условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка
Развивающая предметно — пространственная среда – условие сохранения и укрепления физического и психического здоровья ребенка»
«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной.
О здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного нервно-психологического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Первые шаги к здоровью, стремление к здоровому образу жизни, к познанию самого себя, формированию культуры здоровья делаются в детском саду.
Мы, воспитатели, должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников.
Совершенствование условий РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.
Сохранение и укрепление здоровья детей,а для это необходимы:
Условия для оздоровления детей в группе:
Создана средапо следующим направлениям:
— физическое развитие;
— познавательно — речевое развитие;
— художественно – эстетическое развитие;
— социально – коммуникативное развитие.
— личностно-ориентированный подход к каждому ребенку;
Созданная в нашей группе среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на их саморазвитие под наблюдением и при поддержке взрослого. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции.
Но самое главное — она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.
Физическое развитие
В группе оборудован физкультурный уголок, в котором собрано традиционное и нетрадиционное оборудование для проведения оздоровительной работы в течение дня, обеспечивающее двигательную активность детей, способствующее приобщению к миру физической культуры и здоровому образу жизни (разнообразные массажные коврики, пособия для профилактики плоскостопия, массажные варежки, кегли, мячи разных диаметров и т. д.)
Познавательно — речевое развитие:
В пустых стенах ребенок не заговорит – заметила в свое время Е. И. Тихеева.
Насыщая групповое пространство, мы в первую очередь заботимся о том, чтобы дети в группе могли удовлетворить свои важные жизненные потребности в движении, познании, общении со взрослыми и сверстниками.
Группа оснащена современным игровым и дидактическим оборудованием, которое включает наглядный, раздаточный материал, обеспечивающий более высокий уровень познавательно-речевого развития детей в области валеологии, безопасности и здорового образа жизни в целом.
Социально – коммуникативное развитие:
Центр «сюжетно — ролевых игр»
Игровая зона оснащена уголками и атрибутами для сюжетно – ролевых игр, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Мебель в игровой зоне функциональна, легко трансформируется, что позволяет варьировать пространство зоны.
Уголок «уединения и релаксации»
В нашей группе существует уютное место для отдыха. Это уголок релаксации. Для ребёнка дошкольного возраста важно чувствовать себя защищённым, иногда наступает такой момент, когда необходимо уединиться
Художественно – эстетическое развитие
Оформлен уголок для театрализованных игр.
Основное место в театральном уголке — вешалка ряженья, на которой размещаются различные костюмы, головные уборы, украшения, сумки и др. Имеется ширма и куклы для кукольных представлений. Это пространство используется для формирования у детей актерского мастерства.
Использование театрализованных игр не только развивают творческие способности детей, но и создает благоприятный эмоциональный фон у детей, снимает детские страхи, агрессию, развивают коммуникативные навыки.
В группе создана РППС для сохранения и укрепления физического и психического здоровья у детей дошкольного возраста.
Осуществляются все виды деятельности, позволяющие воспитанникам не только развиваться, но и проявить свою индивидуальность, реализовать свое собственное Я.
Источник
консультация для воспитателей «Создание развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ ЗОЖ у детей»
консультация на тему
Данная консультация содержит рекомендации для воспитателей по наполнению разнообразным содержанием уголков ЗОЖ в разных возрастных группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya-soderzhanie_ugolkov_zozh.docx | 35.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
развивающей предметно-пространственной среды для формирования основ
Составила: старший воспитатель Утина Н.П.
В настоящее время общепризнанным становится тот факт, что высшей ценностью для личности является здоровый образ жизни и формирование потребности быть здоровым. ЗОЖ – это такой образ жизни, при котором поддерживаются в здоровом состоянии все органы и системы организма. Здоровый образ жизни включает в себя: настрой на здоровый образ жизни; двигательную активность; личную гигиену; умеренное и сбалансированное питание; ритмичность жизни; безопасность жизни.
Важным направлением в формировании у детей основ ЗОЖ является правильно организованная развивающая предметно – пространственная среда, которая должна быть: разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной (требования ФГОС ДО).
При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни воспитанников, учитываются следующие факторы:
- индивидуальные социально-психологические особенности детей;
- особенности эмоционально-личностного развития ребенка;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- особенности физического развития и здоровья детей.
Поэтому уголок здоровья необходим в каждой возрастной группе детского сада и Основными компонентами уголка здоровья являются:
- Полезная информация для родителей
- Интересная информация для дошкольников
- Рисунки и поделки детей по теме здоровья
- Полезная информация для родителей состоит из разнообразных памяток, консультаций по медицине, здоровью детей, питанию
- для детей – это (алгоритмы мытья рук, одевания, полоскания рта и т.д.),
- немаловажным является организация и устройство тематических выставок рисунков детей, разнообразные конкурсы детских работ, посвященные здоровому образу жизни, размещение детской художественной литературы, раскрасок по данной теме.
Поэтому материалы уголка здоровья могут располагаться в раздевалке, в группе, в разных других уголках группы (книжном, изо, ОБЖ, психологической разгрузки, физкультурном и т.д.)
Рассмотрим содержание данных уголков по возрастам
-кукла для определения частей тела (голова, ноги, руки, спина, лицо)
-картинки с изображением органов чувств (нос-нюхать, глаза – смотреть, рука – хватать, язык – пробовать, ноги – ходить, голова — думать)
— Кукла-девочка, кукла-мальчик (для изучения лица, одежды мальчика и девочки в сравнении);
— набор лиц человека, изображенных с разной мимикой (для фланелеграфа);
— сюжетные картинки с изображением действий ребенка;
— блокнот с набором пословиц, поговорок, загадок, стихов о человеке, о здоровье и т.д.;
— шаблоны фигурок детей, взрослого человека;
— наборы иллюстраций: о девочке — девушке — женщине — бабушке; о мальчике — юноше — мужчине — дедушке;
— пластмассовые фигурки девочки и мальчика для изучения основных частей тела;
— альбом фотографий каждого ребенка от новорожденного до 3-4-летнего возраста;
— дидактические игры: «Угадай, кто это?» (по частям лица, головы угадать мальчика, девочку, тетю, дядю);
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
-спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи,
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
— книги: «Мойдодыр», К. Чуковский; «Уроки Мойдодыра», Г.В. Зайцев; «Познай себя сам», К.А Пармз; «Все обо всем» (Детская энциклопедия);
— дидактические игры: «Составь портрет» (подобрать черты лица и описать их); «Узнай на ощупь» (развивать тактильную чувствительность); «Какую пользу приносят?» (о значении частей тела для человека); «Папа, мама, хочу все знать и уметь» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— ширма «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья» (о значении движений, гигиенических процедур, закаливание для здоровья);
— схемы, иллюстрации: «Как правильно чистить зубы»; «Я слежу за чистотой своего тела, каждая часть тела важна, но работает по-своему»;
— альбом «Помоги себе сам» (об элементарной помощи при царапинах, ушибах и т.д.);
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, обручи, кольцебросы;
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке)
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках)
— дидактические игры: «Собери фигуру человека», «Угадай на ощупь», «Найди правильную осанку и опиши её», «Удивительное лицо» (мимика);
— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;
— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
— книги: «От А до Я», Н.Б. Коростелев, «Тайна Анатомии» (пер.с англ. ИГ. Гуровой); «С добрым утром», Г.Андросов и др;
— индивидуальные мини-тетради: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»; «Упражнение для домашней зарядки»; «Полезные упражнения для мышц»; «Точечный массаж»;
— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— папка (альбом) с иллюстрациями: «Человек и его организм», «Первая помощь при травмах»;
— ширмы по темам: «Можно — нельзя»; «Полезно — вредное»;
— пособие — советы: «Береги зрение»; «Учись различать запахи»;
— папка с материалами для определения состояния своего здоровья: «Определи остроту своего зрения», «Различи цвета», «Острота твоего слуха», «Правильна ли моя осанка», «Тесты на определение силы, ловкости, выносливости, быстроты, гибкости»,
— предметы для индивидуальных занятий по профилактике плоскопостопия, нарушения осанки;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи;
— микроскоп, микропрепараты, песочные часы, муляжи для проведения наблюдений, экспериментирования;
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см);
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
— самодельные пособия для коррекции зрения (жуки, бабочки, елочки на палочке);
— пособия для развития дыхания (снежинки, бабочки на ниточках);
— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
Подготовительная к школе группа
— папка с иллюстрациями «Человек и его организм»;
— дидактические игры: «Полезные и вредные продукты для твоего здоровья», «Чем можно делиться с другом» (о личных вещах), «Найди правильную осанку и опиши её», «Фоторобот» (составление из частей тела, лица, движений человека);
— игры издательства «Весна-дизайн»: «Как избежать неприятностей дома», «Как избежать неприятностей на улице», «Как избежать неприятностей, на природе», «Здоровый малыш», «Зубы, уши, глаза», «Кожа, питание, сон», «Если малыш поранился»;
— познавательные игры-лото («Полезные продукты», «Полезные и ядовитые грибы и ягоды» и др.);
— лото «Робота сердца»;- книги: «Тело человека: загляни внутрь себя», П.Абрахаме; «Главное чудо света», Г.Юдин; «Расти здоровым», Р.Ротенберг; «Скелет», С.Паркер; «Анатомический атлас», Т.Уэстон;
— плакат — сигналы «Запомни эти номера телефонов: 01, 02, 03, 04»;
— схема, иллюстрации по темам: «Полезные упражнения для сердца (легких)»; «Помоги себе сам, окажи помощь другим»;
— тетрадь «Хочу все уметь и знать» (индивидуальные домашние задания по физической культуре);
— микроскопы, микропрепараты, песочные часы, муляжи — для проведения наблюдений, экспериментирования;
— аптечка с предметами для оказания первой помощи при травмах;
— советы родителям: «Дыхательная гимнастика», «Витамины — это всегда полезно», «Правила ухода за больным человеком», «Тренируем память», «Как ты можешь закаляться», «Правильно оказывай первую помощь»;
— папка «Скоро в школу»: «Мой режим дня в школе», «Упражнения для снята утомления», «Безопасная дорога в школу», «Какие блюда я умею готовить», «Первая помощь при ожоге, уколе иголкой, ссадине и др.»;
— ростомер, «Стена здоровья» (пространство стены без плинтуса шириной 50 см;
— спортивное оборудование: мячи разного размера и материала, скакалки, обручи, кольцебросы, игры на веревочках («Кто быстрее долетят до Луны», «Чья машина быстрее приедет» и,др.);
— плакаты о строении тела человека, продуктах питания, здоровом образе жизни
Наличие в уголках разнообразных дидактических игр и дидактических пособий, лэпбуков, пособий на развитие правильного дыхания:
- «Стаканчик с сюрпризом»,
- «Воздушный футбол»,
Пособий на развитие двигательных навыков:
Можно использовать разные виды терапий:
- Песочная терапия ( это инновационный метод, который объединяет множество упражнений и игр, направленных на общую релаксацию, снятие двигательных стереотипов и судорожных движений, на повышение концентрации внимания и усидчивости )
- Сказкатерапия (э то именно то общение с ребенком, которое ему больше всего понятно, тот способ, в результате которого без всяких истерик, порой ругани и каждодневных нотаций сможете помочь ребенку избавиться от вредных привычек или наоборот привить хорошие качества, сформировать умение и желание быть добрым, отзывчивым, вежливым, порядочным, сформируется желание прийти на помощь в трудную минуту. )
- Цветотерапия ( это способ корректировки психоэмоционального состояния ребенка при помощи определенных цветов. Каждый цвет оказывает свое специфическое воздействие на организм человека, в том числе на его психоэмоциональное и физиологическое состояние. )
- Музыкотерапия ( Экспериментально доказано, что музыкальнее звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на изменение кровяного давления, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания .) поэтому необходимо иметь фонотеку с записями:
- весёлых, задорных, детских песен, такая музыка помогает при сердечных недугах, способствует долголетию
- звуки флейты, игра на скрипке и фортепиано обладают расслабляющим действием;
- звуки природы (шум моря, леса), вальсы (ритм три четверти) носят успокаивающий эффект;
- народная музыка помогает обрести временную безопасность
- классика: Бах «Кантата 2» и «Итальянский концерт», Гайдн «Симфония», Бетховен «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» уменьшает раздражительность, нервное возбуждение, снимает депрессивные настроения. Но самый большой эффект на человека оказывают мелодии Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца ещё не объяснённый, так и назвали – “эффект Моцарта”. Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца;
- различные марши повышают нормальный ритм человеческого сердца в спокойном состоянии, что оказывает бодрящее, мобилизующее воздействие;
- духовная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя.
Сеансы цветотерапии хорошо сочетаются с музыкотерапией
- Фитотерапия ( это метод лечения с использованием частей растений, обладающих целебными свойствами, — лекарственных трав, листьев кустарников, коры деревьев и т. п. )
Комнатные растения улучшают воздушную среду, выделяя фитонциды. Фитонциды – это летучие вещества, которые способны подавлять жизнедеятельность вредных организмов. Все эти растения можно объединить в 3 группы:
1 группа – фитонцидные растения, которые обладают антибактериальной, антивирусной активностью. Они подавляют жизнедеятельность стрептококков, стафилококков, сарцинов, плесневых грибов. Это герань, алоэ, толстянка, гибискус.
2 группа – растения, которые обладают лечебными действиями: повышают иммунитет, улучшают сердечную деятельность, успокаивают, обладают противовоспалительными действиями. Это монстера, лимон, герань, мирт.
3 группа – растения, фильтры которых поглощают из воздуха вредные газы: формальдегид, фенол, бензол, гексан. Это фикус, циссус, хлорофитум. Так, хлорофитум очищает воздух гораздо лучше, чем специальные технические устройства. Для очистки квартиры средней величины от вредных газов потребуется примерно 10 хлорофитумов.
В настоящее время набирает обороты такая педагогическая технология как музейная педагогика. Поэтому в уголках ЗОЖ могут быть представлены разные мини-музеи.
А также инновационная технология макетирования должна широко применяется педагогами в организации РППС.
Источник