Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся
статья по зож на тему
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся | 22.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся.
Сегодня, когда процесс обучения становится все более интенсивным, когда возрастают требования к педагогам и выпускникам, негативное влияние образовательной среды школы становится весьма ощутимым, проблемы здоровья детей выходят на первый план.
Интенсификация обучения приводит к ухудшению здоровья учащихся – как психического, так и физического. Обостряются и такие проблемы, как профессиональное выгорание педагогов — т.е. истощение их эмоциональных и личностных ресурсов, изменяются их личностные качества.
О том, насколько образовательная среда может быть небезопасной можно судить по следующим цифрам. Как показали исследования Института возрастной физиологии, за период обучения в школе у детей в 5 раз возрастает частота нарушений зрения и осанки, в 4 раза – частота психоневрологических отклонений, и в 3 раза – патология органов пищеварения.
Прежде чем мы перейдем к рассмотрению вопроса безопасной среды обучения, имеет смысл ответить на вопрос: а что же такое образовательная среда? И какую среду можно считать безопасной?
Определений, конечно, существует множество, однако мы под образовательной средой понимаем пространство, окружение школьника, совокупность возможностей для реализации его образовательных потребностей, становления его образованности.
Среда каждой школы по-своему уникальна, ведь направленность школ разная, в школах разный психологический климат, по-разному организован учебно-воспитательный процесс, разные психологические характеристики учащихся и учителей. Несмотря на различия, образовательная среда любой школы – это структура, включающая компоненты, каждый из которых обладает возможностями для образования и воспитания школьника.
Какие же это компоненты? Это — информационный компонент, технологический и социальный компонент.
Информационный компонент – это вся информация, получаемая ребенком в школе, т.е. содержание учебного материала, программы, учебники. Сюда же относят и информацию, получаемую от учителя.
Технологический компонент — это учебная деятельность учителей и школьников. Другими словами, это работа учителя и ученика над содержанием учебного материала.
Социальный компонент – это весь комплекс отношений учитель-ученик, учитель-учитель, ученик-ученик, администрация-учителя, родители-учителя и др. отношения, которые могут иметь место в школе.
И вот эта среда, которая, казалось бы, призвана обеспечить развитие учащихся, способствовать творческой реализации учителя, может стать фактором, оказывающим на них самое негативное влияние.
Замечу, что мы сегодня не рассматриваем прямые угрозы для здоровья и жизни тех, кто учится или работает в школе, потому как — к счастью для всех — нас, данный вид угроз не является доминирующим.
Что же мы понимаем под безопасной образовательной средой ? Это среда, обеспечивающая безопасность участников учебно-воспитательного процесса от угроз их позитивному развитию, физическому и психическому здоровью в процессе педагогического взаимодействия.
Проще говоря, это среда, где не страдает психическое и физическое здоровье участников учебно-воспитательного процесса.
Какие объекты могут представлять опасность для участников учебно-воспитательного процесса? Они есть в каждой школе.
это и преподаватели,
Это учебно-воспитательный процесс,
ну и, наконец, уклад жизни школы.
Каждая школа по-своему решает проблему безопасности образовательной среды.
Наша модель выглядит так, как показано на слайде .
Как видно, мы решаем эту проблему через учебно-воспитательный процесс, через медико-социальную и психолого-педагогическую помощь учащимся и учителям, а также через создание здоровых и безопасных условий труда и учебы.
Поскольку наша школа является школой содействия укреплению здоровья, имеет смысл начать с медико-социальной и психолого-педагогической составляющей нашей работы.
Мы ведем опытно-экспериментальную работу по теме «Школа содействия укреплению здоровья», целью которой является физическая реабилитация и оптимизация обучения и воспитания учащихся с учетом индивидуальных особенностей их психической деятельности.
Главной целью психолого-педагогической помощи является сохранение психологического здоровья детей. Эта помощь осуществляется в рамках двух моделей: с привлечением специалистов Центра психолого-педагогической реабилитации и коррекции, и без обращения к психологам Центра. Первая модель показана на слайде . Как видно, главная роль в этом случае принадлежит Центру психолого-педагогической реабилитации и коррекции, а заместители директора являются связующим звеном между школой и Центром, координируют и анализируют эту работу. Работа по этой схеме осуществляется в случае, когда имеют место органические дефекты интеллекта, эмоциональной сферы детей.
Работа Центра имеет трехступенчатую структуру: диагностика психологического статуса и состояния учащихся, далее — определение уровня психологического здоровья, в зависимости от которого проводятся профилактическая и коррекционная работа в индивидуальной и коллективной форме.
Вторая модель– это работа без привлечения специалистов Центра. Вот так выглядит эта модель. Если сравнить две эти схемы, то видно, что работа администрации уже не координирующая. В этом случае администрация непосредственно обеспечивает психологическую безопасность. Основная работа здесь сводится к превентивным, предупредительным мероприятия. Они, касаются детей, нуждающихся в защите от:
Непомерной учебной нагрузки
От прямых угроз
Мы перечислили основные факторы, представляющие угрозу психологическому здоровью детей.
Далее. Хотя содержание работы определяется возможностями каждой конкретной школы, можно, тем не менее, указать какую роль играет администрация, какова направленность этой работы и ее формы.
Заместители директора. Их основная роль — организация работы по формированию безопасной образовательной среды.
Основное содержание этой деятельности: преобразование образовательной среды с учетом возможностей и особенностей учащихся и педагогического коллектива через привнесение в образовательную среду школы психологического содержания и психологических технологий. Большую помощь в этом нам, конечно, оказывает Центр Психолого-педагогической реабилитации и коррекции.
Обобщенные показатели также заставляют задуматься над данной проблемой и подходить к ее решению с еще большей серьезностью.
Источник
Условия охраны здоровья обучающихся
Условия охраны здоровья обучающихся
в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
в МКОУ «Верх Мильтюшинская СОШ имени Н.З.Фисенко»
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Верх Мильтюшинская имени Н.З.Фисенко» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в школе;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
? обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.
Оказание первичной медико-санитарной помощи .
Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях». Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется школой. Оказание первичной медико-санитарной помощи детям и подросткам, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется Верх-Мильтюшихинская участковой больницей .
Организации питания учащихся .
Организация питания обучающихся осуществляется согласно приказу образовательной организации от «01» сентября 2016 г. № 17-од «Об организации питания в школе для обучающихся из многодетных и малоимущих семей» и приказу образовательной организации от «01» сентября 2016 г. № 18-од «Об организации питания в школе для обучающихся с ОВЗ».
При организации питания школа руководствуется СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». В школе в соответствии с установленными требованиями СанПиН созданы следующие условия для организации питания учащихся:
• предусмотрены производственные помещения для хранения, приготовления пищи, полностью оснащённые необходимым оборудованием (торговотехнологическим, холодильным, весоизмерительным), инвентарём;
• предусмотрены помещения для приёма пищи, снабжённые соответствующей мебелью;
• разработан и утверждён порядок питания учащихся (режим работы столовой, время перемен для принятия пищи).
В соответствии с приказом Минздравсоцразвития Росси: № 213н, Минобрнауки России № 178 от 11 марта 2012 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений» администрация школы обеспечивает принятие организационно-управленческих решений, направленных на обеспечение горячим питанием учащихся, принципов и санитарно-гигиенических основ здорового питания, ведение консультационной и разъяснительной работы с их родителями.
Определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул.
На основании пунктов 15—17 приказа Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 (с последующими изменениями) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» приказа Минобрнауки РФ от 22 декабря 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования», от 17 мая 2012 г. № 413 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» школа создаёт условия для реализации общеобразовательных программ. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным основным образовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий. Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом. В процессе освоения общеобразовательных программ учащимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются в соответствии с учебным планом. Организация внеурочной деятельности в образовательном учреждении в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения осуществляется в соответствии с письмом Минобрнауки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
Пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом.
На основании Указа Президента РФ от 01 июня 2012 г. № 761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012—2017 годы» и письма Минобрнауки РФ от 13 мая 2013 г. № ИР-352/09 «Об утверждении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» определены основные направления воспитания и социализации обучающихся школы. Приоритетным является здоровьесберегающее воспитание, включающее в себя формирование у учащихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья; формирование у них навыков сохранения собственного здоровья, овладения здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время; формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослую жизнь. На уроках физкультуры предусмотрена оптимальная физическая нагрузка для учащихся различных групп здоровья, что находит отражение в учебной программе. В школе организованы кружки спортивной направленности: «Баскетбол», «Легкая атлетика», «Футбол» и др. В плане работы школы запланированы дни здоровья, участие школьных спортивных команд во внутришкольных, районных и областных спортивных мероприятиях. На уроках систематически проводятся динамические паузы (физкультминутки) для снижения нервно-эмоционального напряжения, утомления зрительного анализатора, и.т.д. Профилактическая работа по вопросам здорового и безопасного образа жизни осуществляется в сотрудничестве с медицинским персоналом Верх-Мильтюшихинская участковой больницей , представителями правоохранительных органов, учреждениями культуры. В библиотеке школы имеется в наличии литература по безопасности дорожного движения. Библиотечный фонд периодически пополняется литературой по вопросам здоровья, здоровьесбережения, ведения здорового образа жизни, занятий физической культурой и массовым спортом, организации подвижных игр, выбора оптимальной двигательной нагрузки. В рамках воспитательной работы проводятся конкурсы и викторины на тему: «Я за здоровый образ жизни».
Прохождение учащимися периодических медицинских осмотров
В соответствии со статьями 14, 54 и 97 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах Охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждён приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. № 1346 н «О Порядке прохождения несовершеннолетними медицинских осмотров, в том числе при поступлении в образовательные учреждения и в период обучения в них» в школе установлен порядок и правила прохождения обучающихся медицинских осмотров.
Профилактика и запрещение курения, употребления
алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива,
наркотических средств и психотропных веществ .
Классными руководителями на классных часах и родительских собраниях проводятся беседы по профилактике употребления наркотических средств и психотропных веществ, с привлечением сотрудников инспекции по делам несовершеннолетних и нарколога Черепановского района. Школьным социальным педагогом в течение года проводится диагностика факторов риска приобщения к наркотическим средствам и психотропных веществ учащихся старших классов; диагностика выявления склонности к различным формам девиантного поведения. Проводятся профилактические психологические игры, направленные на профилактику употребления наркотических средств и психотропных веществ.
Система обеспечения безопасности учащихся
во время пребывания в школе .
Формируется и достигается комплексная безопасность школы в процессе реализаций следующих направлений:
• работа по антитеррористической защищённости и противодействию терроризму и экстремизму (Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. от 28.06.2014); приказ Минобрнауки России от 4 июня 2008 г. № 170 «О комплексе мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки» (в ред. от 23.07.2008); приказ Федерального агентства по образованию от 11 ноября 2009 г. № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений»);
• работа по обеспечению охраны образовательного учреждения (Постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г.№ 587 «Вопросы частной детективной и охранной деятельности»; Постановление Правительства Российской Федерации от 14 августа 1992 г. № 589 «Об утверждении Положения о вневедомственной охране при органах внутренних дел Российской Федерации»);
• Информационная безопасность (письмо Минздравсоцразвития РФ от 17 сентября 2008 г. № 01/10237-8-32 «О мерах, направленных на нераспространение информации, наносящей вред здоровью, нравственному и духовному развитию детей и подростков»);
• Пожарная безопасность (Федеральный закон РФ от 21 декабря 1994 года № 63-ФЗ «О пожарной безопасности», Федеральный закон РФ от 11 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»);
• Электробезопасность (Правила устройства электроустановок (ПУЭ) и Правила технической эксплуатации электроустановок потребителей (ПТЭЭП).
В школе созданы условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
— 26.09.2016 г. утверждены Паспорт доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования и План мероприятий (дорожная карта) МБОУ СОШ № 178 по повышению значений показателей доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нём услуг в сфере образования на 2016-2030 годы
— официальный сайта школы адаптирован для лиц с нарушением зрения (слабовидящих);
— инвалидам обеспечивается помощь, необходимая для получения в доступной для них форме информации о правилах предоставления услуги, в том числе об оформлении необходимых для получения услуги документов, о совершении ими других необходимых для получения услуги действий;
— проводиться инструктирование сотрудников, предоставляющих услуги населению, для работы с инвалидами, по вопросам, связанным с обеспечением доступности для них объектов и услуг;
— в школе имеются сотрудники, на которых возложено оказание помощи детям с ОВЗ при предоставлении им услуг;
Профилактика несчастных случаев с учащимися во время
пребывания в школе
Профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе, проводится через реализацию Плана мероприятий по профилактике несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в организации. Расследование и учёт несчастных случаев с учащимися во время пребывания в ОУ, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти.
Проведение санитарно-противоэпидемических и
Санитарно-противоэпидемические и профилактические мероприятия проводятся в соответствии с требованиями Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиол
Источник