Меню

Создание универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья

Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов

УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!

«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.

В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:

· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)

· Инвалиды с нарушением зрения и слуха

· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)

· Люди с детскими колясками

· Дети дошкольного возраста.

Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.

Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.

Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.

Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.

Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:

· с нарушением слуха;

· с дисфункцией речи;

· с патологией опорно-двигательного аппарата;

· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;

· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;

· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития

В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.

Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:

· закономерности психического развития,

Читайте также:  Цель анализа риска здоровью

· показатели здоровья дошкольников,

· уровень общего развития,

· коммуникативные особенности и речевое развитие,

В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.

При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:

1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.

2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.

3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».

4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.

5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.

6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.

7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.

Модель взаимодействия специалистов ДОУ

в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.

Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы

Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей

Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.

Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания

Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил

Читайте также:  Наручный гаджет для здоровья

Источник

Статья «Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограничееными возможностямиздоровья в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»в МБОУ «Алтайская СОШ №2″»
статья (2 класс)

В статье раскрыты основные направления работы с детьми-инвалидами и обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализации государственной программы «Доступная среда»

Скачать:

Вложение Размер
kochetkova_a_v_statya.docx 26.28 КБ

Предварительный просмотр:

Создание универсальной безбарьерной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках реализация государственной программы «Доступная среда» в МБОУ «Алтайская СОШ №2» Алтайского района Алтайского края

Алла Владимировна Кочеткова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алтайская средняя общеобразовательная школа №2» имени Почетного гражданина Алтайского края И.П.Яркина Алтайского района Алтайского края

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МБОУ «Алтайская СОШ № 2» рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

В рамках проведения мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы с 2015 года в школе успешно реализуется краевая программа «Доступная среда в Алтайском крае».

Основными задачами данной программы являются:

  • обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;
  • организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;
  • сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;
  • создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;
  • расширение материальной базы и ресурсного обеспечения школы для организации обучения детей с ОВЗ.;
  • совершенствование системы кадрового обеспечения.

Для успешной реализации Программы рабочей группой школы разработан и реализуется комплексный план мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на 2015-2016 годы.

Целью комплексного плана является создание в образовательной организации условий, позволяющих обеспечить полноценную инклюзию детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по месту жительства.

Задачи комплексного плана: реализация комплекса мер, направленных на:

— создание материально-технических условий, обеспечивающих возможность для беспрепятственного доступа инвалидов, их пребывания и обучения в образовательной организации (обеспечение архитектурной доступности);

— оснащение общеобразовательной организации специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием для организации коррекционной работы и обучения инвалидами по зрению, слуху, и с нарушениями опорно-двигательного аппарата;

— повышение эффективного использования оборудования, переданного ресурсной базовой школе в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» но 2011-2015 годы;

— обеспечение повышения квалификации педагогических работников МБОУ АСОШ №2 (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, педагогов), обеспечивающих предоставление образовательных услуг детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья;

— внесение предложений по включению инклюзивного образования в образовательную деятельность школы;

— освещение на сайте школы вопросов «Доступная среда для детей-инвалидов»;

— создание базы данных учащихся с ограниченными возможностями здоровья МБОУ «Алтайская СОШ №2» и воспитанников ДОУ;

— проведение диагностики и анализа готовности родителей учащихся-инвалидов, родителей детей, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;

— проведение обучающих семинаров для педагогов и работников школы — участников программы инклюзивного образования;

— разработка и составление адаптивных образовательных программ;

-создание благоприятных комфортных условий в образовательном учреждении, проведение бесед, круглых столов среди школьников, с целью формирования у них толерантного отношения к детям – инвалидам;

— контроль мероприятий по реабилитации детей-инвалидов:

  • психолого-педагогическая реабилитация (коррекционные занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом);
  • социально-бытовая реабилитация (развитие социально-бытовых навыков, использование средств технической реабилитации);
  • творческая реабилитация (занятия в студиях, клубах, кружках).

Чтобы обеспечить детям с ограниченными возможностями здоровья беспрепятственное передвижение внутри школы, были реконструированы полы на первом этаже на путях следования ребенка-инвалида, оборудованы пандусы перед дверьми в школьную столовую и спортивный зал, столярную мастерскую, в туалете оборудована специальная кабинка с необходимыми приспособлениями.

Для реабилитационно-коррекционной работы с детьми-инвалидами, с детьми с ОВЗ оборудована сенсорная комната.

В школе разработана и реализуется Программа коррекционной работы для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

В школе обучается трое детей – инвалидов и 7 детей с ОВЗ.

По рекомендациям районной ПМПК с детьми данной категории работают специалисты: учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог.

В рамках творческой реабилитации учащиеся привлекались в работу кружков.

Составлен график повышения квалификации для специалистов коррекционно-развивающего центра и педагогов, осуществляющих обучение и воспитание детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ.

Для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

  1. Государственная программа Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2014-2015 годы. Постановление Администрации Алтайского края от 19.02.2014 N 62 (ред. от 23.04.2015) «Об утверждении государственной программы Алтайского края «Доступная среда в Алтайском крае» на 2014 — 2015 годы»
  2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы. Распоряжение Правительства РФ от 26 ноября 2012 г. N 2181-р.
  3. Конституция Российской Федерации
  4. План мероприятий по реализации программы «Доступная среда» для детей-инвалидов и детей с ОВЗ на 2015-2016 годы в МБОУ «Алтайская СОШ №2»
  5. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения образования

детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края,

реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и

среднего общего образования. Постановление Администрации алтайского края от 30 января 2013 г. № «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»

  1. Постановление Администрации Алтайского края от 30 января 2013 г. № 37 «Об утверждении Положения об организации психолого-педагогического сопровождения образования детей-инвалидов в общеобразовательных учреждениях Алтайского края, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования»
  2. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 26.12.2013 N 6072 «Об утверждении Концепции развития образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 — 2017 годы»
  3. Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 16.01.2014 № 307 «Об утверждении Комплексного плана мероприятий по обеспечению доступной среды для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья в Алтайском крае на 2014 — 2015 годы»
  4. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ.

Источник

Adblock
detector