Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике
В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_lobanova_t.g.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
рубрика журнала: Клуб специалистов.
Информация об авторе: Лобанова Татьяна Геннадьевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №27»
Название статьи, материала: «Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Аннотация статьи, материала (30–50 слов): В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.
Ключевые слова (5-7 слов); доступная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования. Создание доступной среды регламентирует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в реализации которой в 2017 году участвовал наш детский сад.
«Доступная среда» – это без барьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Эти условия должны гарантировать возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;
- использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от нозологии каждый из приведенных ниже компонентов специальных условий, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьютеров) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на первый план выступают условия по созданию без барьерной архитектурной среды, а также построение программно-методического обеспечения в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП.
В Детском саду №27 города Костромы функционирует 3 группы компенсирующей направленности: две для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория наших детей-инвалидов определяет наличие целой системы специальных образовательных условий: материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. д.
Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.
Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.
Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения детей в общеразвивающих группах. Однако в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, развитию познавательной деятельности и речи детей: занятия адаптивной физкультурой, логопедические занятия, особенность которых заключается в использовании компьютерных программ, индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры тех или иных нарушений для каждого ребенка индивидуально.
В учебный план включены: изодеятельность, развитие речи, трудовое воспитание, а также организуется совместная деятельность педагога с ребенком по формированию навыков самообслуживания, бытовая ориентировка, сенсорное воспитание. Формируются представления о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, производится обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки, ножницы и др.). Особо следует обратить внимание на то, что необходимо применение адекватных возможностям и потребностям воспитанников современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательного процесса, а также адаптация содержания материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ объема, адаптация имеющихся или разработка необходимых дидактических материалов и др. Именно поэтому большая часть материала изготавливается своими руками или с помощью родителей воспитанников. Важным компонентом является создание условий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сада. Наши воспитанники групп компенсирующей направленности активно принимают участие и в творческих конкурсах и фестивалях, таких как «Поверь в себя», «Фестиваль Преподобного Никиты Костромского», «Поэтическая семья». Принимают участие в спортивных мероприятиях «Все на футбол», «Велогонки», «Шахматный турнир», «Малые зимние олимпийские игры», «Лыжня зовёт», а также в социальных акциях.
Но все вышесказанные условия будут эффективны только при наличии кадровых условий, которые должны обеспечивать:
- укомплектованность образовательного учреждения специалистами и педагогами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.
В штат специалистов нашего дошкольного учреждения входят педагог-психолог, педагог-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, которая получила дополнительное образование по адаптивной физкультуре. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, и непрерывно повышают свои профессиональные компетенции.
Даже если в штате вашей организации отсутствуют те или иные специалисты, для удовлетворения особых потребностей детей-инвалидов необходимо использовать сетевые формы сотрудничества, привлекая специалистов других организаций. Такая практика имеется в городе Костроме.
Неотъемлемой частью создания доступной «без барьерной» среды является материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
Условия для детей с НОДА нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни, в физкультурном зале перенесен и расширен дверной проем, что позволяет беспрепятственно передвигаться детям даже на коляске. С этой же целью установлены раздвижные двери в кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
Для детей созданы все необходимые специальные санитарно-бытовые условия с учетом их потребностей. А также социально-бытовые условия: наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, «рабочего» места ребенка и т. д.
Имеется специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: кресло-каталка, коляски, трехколесные велосипеды, специальные ортопедические приспособления, пособия для развития манипулятивных функций рук, вертикализатор. Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами адаптивной физкультуры, а также ортезами – специальными приспособлениями, такими как вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.
В Детском саду №27 на сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы. Оборудована сенсорная комната, в которой педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также тренинги и консультации для родителей (законных представителей) и педагогов.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. В комнате имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики: пучки фиброоптических волокон, световая панель «Галактика», пузырьковая панель, интерактивный стол, световые столы-песочницы, сухой бассейн с подсветкой.
Оборудован интерактивный класс. Для занятий с учителем-логопедом приобретён и активно используется в работе специальный логопедический тренажер «Дельфа».
Обеспечивая все необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, и в дальнейшем, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Источник
Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
Юлия Пугачева
Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья
Доступная среда к инклюзивному образованию детей с ограниченными возможностями здоровья.
Accessible environment for inclusive education of children with disabilities.
В нынешнее время возросло количество детей с ограниченными возможностями здоровья, в результате у которых появляются сложности изучения образовательной программы. Для таких детей должны создаваться особая среда обучения и воспитания, и появляется потребность полноценного сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в среде образовательного учреждения. В результате чего возникает потребность создания инклюзивного образовательного пространства для таких детей.
At the present time has increased the number of children with disabilities, as a result of which the complexity of the learning program. For such children should be created a special learning environment and education, and there is a
need for full support of children with disabilities in the environment of the educational institution. As a result there is a need to create inclusive educational space for children.
Ключевые слова Инклюзивная образовательная среда.
Ключевые слова Inclusive educational environment.
Инклюзивная образовательная среда – форма, служащая для создания условий в развитии индивидуума. За счет адаптации образовательного процесса предполагает решение проблемы таких детей как с ограниченными возможностями здоровья. Выходом из этой ситуации будет упрощение образовательного пространства к необходимости каждого ребенка с ВОЗ. А так же должны соответствовать все помещения, хорошие климатические условия, и самое главное, чтобы дети полностью участвовали в процессе образования.
Для реализации инклюзивного образованияследует придерживаться следующих правил:
1. Заблаговременное введение в инклюзивную среду.
2. Регуляционная поддержка.
3. Индивидуальная направленность образования. Создаётся индивидуальный маршрут образования и развития ребёнка. Он зависит от возможностей и особенностей дефекта ребёнка.
4. Командный способ работы. Для каждого ребёнка ставится отдельная цель и задачи развития его способностей, возможностей. Делается это педагогическим коллективом, родителями и специалистами сообща.
5. Ответственность родителей за результативность развития ребёнка. Родители обязаны принимать активное участие в педагогическом процессе.
6. Преимущество социализации как процесса инклюзии. Основная цель это социализировать ребёнка. Научить его принимать участие во всех видах деятельности, уметь высказывать своё мнение, находить себе друзей, не бояться вступать в межличностные отношения.
7. Безопасность образовательной среды. Образовательная среда будет намного эффективней и полезней, если она будет безопасна как физически, так и психологически.
Это некоторые принципы, на которых можно организовать инклюзивную образовательную среду в образовательном учреждении. Так же необходимо разумно построить структуру её организации. А именно пространство для социализации детей с различными особенностями и возможностями.Сюда входят: содержательно-методическая, коммуникативно-организационная и предметно- пространственная среда.
Из выше сказанного можно выделить условия инклюзивной образовательной среды образовательного процесса:
1. Комплексного и многоуровневого сопровождения, в котором принимают специалисты образовательного процесса – это педагог, дефектолог, психолог и, конечно, родители.
Виды комплексного сопровождения можно разделить:
В основе комплексного и многоуровневого сопровождения лежит метод комплексного сопровождения,который опирается на четыре функции:
> поиск информационной проблемы и способы их решения;
> консультация на подготовительном этапе и планирование решения;
> оказание помощи на этапе реализации решения данной проблемы.
2 Дидактические технологии, образовательные программы, учебно-воспитательный процесс, все это обеспечивает результат педагогической работы в дошкольном и школьном образовании, которые входят в методическую систему. Совместная деятельность специалистов ДОУ и школы является тесным сотрудничеством по созданию педагогических условий инклюзии. Работа в данном направление, опираясь на структуру, условия и принципы, дает
возможность создания инклюзивной образовательной среды, а также способствует стимулированию развитию самостоятельности, инициативы и активности ребенка с ОВЗ, обеспечивая доступ разным детям развитию своих возможностей с учетом особых образовательных потребностей. является эффективным условием реализации инклюзивного образовательного процесса.
1. Интегрированное обучение детей с ограниченными возможностями в обществе здоровых детей / Ф. Л. Ратнер, А. Ю. Юсупов. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006.
2. Инклюзивное образование в России. ЮНИСЕФ. М., 2011.
Инклюзивное образование: право, принципы, практика. М., 2009.
3. Малофеев Н. Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч. пос. для студентов пед. вузов. – М. : Просвещение, 2009.
Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья Сообщение на тему: «Игровые приемы в коррекции звукопроизношения у детей с ограниченными возможностями здоровья» Своевременное овладение.
Развитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья Мастер-класс на конкурс «Воспитатель года 2018» Тема: «Развитие мелкой моторики кистей рук у детей с ограниченными возможностями здоровья».
Организация дошкольного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Проблемы и решения В последнее время прослеживается тенденция к увеличению количества детей с ограниченными возможностями здоровья. Федеральный закон определяет.
Особенности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья Встретив инвалида на улице, в магазин или где- либо, мы отворачиваемся или же пристально смотрим на человека, испытываем жалость и думаем:.
Проект «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья» Тема проекта: «Создание ресурсной комнаты для детей с ограниченными возможностями здоровья». Что означает ОВЗ? ОВЗ — ограниченные возможности.
Психолого-педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья В последние годы в России, как на государственном уровне, так и в общественном сознании, происходят положительные изменения в отношении.
Рекомендации для родителей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья МБДОУ «Детский сад «Умка», педагог – психолог Скуратова А. В., к. пс. наук Для полноценного и гармонического развития личности ребенку необходимо.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Аннотация:Статья посвящена проблеме образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и их социализации в рамках общеобразовательной.
Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях введения ФГОС ДО По закону «Об образовании в РФ» и ФГОС ДО каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному.
Советы родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья • Важно сосредоточивать внимание на самом ребенке, а не на его болезни. Если проявлять беспокойство по каждому поводу, ограничивать самостоятельность.
Источник