Доступная среда для детей с ОВЗ и инвалидов
УЧИМСЯ ЖИТЬ ВМЕСТЕ!
«Доступность — это не только сооружение пандусов, специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана играть и настройка под нужды инвалидов правил работы наших социальных, информационных и прочих служб»
В.В. Путин
Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация Программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с нормативными документами РФ к маломобильным группам населения относятся:
· Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски)
· Инвалиды с нарушением зрения и слуха
· Лица преклонного возраста (60 лет и старше)
· Люди с детскими колясками
· Дети дошкольного возраста.
Безбарьерная (доступная) среда — это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни.
Одной из важных задач Программы является создание необходимых условий для безбарьерной среды, дружелюбной окружающей среды, благодаря которым возможно наиболее полное развитие способностей и максимальная интеграция инвалидов в общество. Критерием оценки такой политики является доступность для инвалида физической среды, включая жилье, транспорт, образование, работу и культуру, а также доступность информации и каналов коммуникации.
Одним из приоритетных направлений государственной политики является политика создания условий для предоставления детям-инвалидам и детям с ОВЗ равного доступа к качественному образованию в образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, с учетом особенностей их психофизического развития.
Определение «дети с ОВЗ» подразумевает наличие у ребенка временного или постоянного отклонения в физическом или психическом развитии. При этом существует необходимость создания для него специальных условий для обучения и воспитания. В данную группу можно отнести как детей-инвалидов, так и не признанных инвалидами, но при наличии ограничений жизнедеятельности.
Согласно основной классификации дети с ОВЗ разделяются на следующие категории:
· с нарушением слуха;
· с дисфункцией речи;
· с патологией опорно-двигательного аппарата;
· с проблемами психического развития, отсталостью умственного развития;
· с поведенческими расстройствами и нарушением общения;
· дети с сочетанными, сложными нарушениями развития
В современном образовании поставлена цель — обеспечить доступное и качественное образование детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Поэтому ДОУ принимают на себя обязательство выстроить образовательный процесс таким образом, чтобы дети с ОВЗ и дети-инвалиды были включены в него и могли обучаться совместно с другими детьми. Педагоги ДОУ должны научиться работать с разноуровневым контингентом детей, находящихся в одном информационном поле. В группе могут присутствовать здоровые дети и дети с ОВЗ, такие как: дети с ДЦП, слабовидящие, слабослышащие, дети с нарушением РАС и дети-инвалиды.
Предметно-развивающая среда — это система материальных объектов деятельности детей, функционально моделирующая содержание духовного и физического развития самих детей. Поэтому педагоги должны уделять огромное внимание изменению, обогащению, улучшению развивающей среды для детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Предметная среда должна обеспечивать возможность педагогам эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровнем активности, но самое главное должна способствовать развитию самостоятельности и самодеятельности детей. Педагоги должны моделировать развивающую среду, исходя из возможностей воспитанников, учитывая индивидуальные особенности детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
Помимо этого, при организации предметно-развивающей среды учитываются:
· закономерности психического развития,
· показатели здоровья дошкольников,
· уровень общего развития,
· коммуникативные особенности и речевое развитие,
В соответствии с требованиями ФГОС ДО по созданию специальных условий обучения, воспитания и развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОВЗ и детей-инвалидов в нашем детском саду способствует наиболее эффективному развитию индивидуальности каждого ребенка, с учетом его склонностей и интересов, облегчает процесс адаптации с учетом интеграции образовательных областей и соблюдения принципов ФГОС.
При построении коррекционной образовательной среды ДОУ для детей с ОВЗ учитываются следующие принципы:
1. Принцип развития — Взаимосвязь всех сторон личностного развития; целостность личностного развития; готовность личности к дальнейшему развитию.
2. Принцип природособразности воспитания — Соответствие педагогического влияния биологической и социальной природе ребенка с ОВЗ; понимание сложности внутренней природы ребенка, выраженности отклонения в его развитии.
3. Принцип психологической комфортности — Создание благоприятного микроклимата общения, стимулирующего активность дошкольника с ОВЗ; обеспечение воспитаннику положительного «эмоционального самочувствия».
4. Принцип взаимодействия — Установление глубоких личностных отношений между участниками педагогического процесса (педагоги, дети, родители); воспитатель как равноправный партнер и сотрудник в процессе взаимодействия.
5. Принцип доверительного сотрудничества — Отсутствие давления на ребенка, доминантности во взаимодействии с ребенком: открытость, искренность в сотрудничестве.
6. Принцип обучения деятельности — Обучение умению ставить цели и реализовывать их, в дальнейшем формирование готовности к самостоятельному познанию у детей.
7. Принцип здоровьесберегающий — Забота о душевном состоянии ребенка, его психологическом и физическом благополучии; обеспечение психологического комфорта; устранение стрессогенных факторов, факторов, влияющих негативно на соматическое и психическое здоровье ребенка.
Модель взаимодействия специалистов ДОУ
в работе с ребенком с особыми образовательными потребностями.
Учитель-логопед
• диагностирует уровень импрессивной и экспрессивной речи
• составляет индивидуальные планы коррекции речевого развития
• проводит индивидуальные занятия (постановка правильного речевого дыхания, коррекция звуков, их автоматизация, дифференциация и введение в самостоятельную речь), подгрупповые занятия (формирование фонематических процессов)
• консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы
Воспитатель
• проводит занятия по продуктивным видам деятельности (рисование, лепка, конструирование) по подгруппам и индивидуально. Организует совместную и самостоятельную деятельность детей.
• воспитывает культурно-гигиенические навыки, развивает тонкую и общую моторику
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве со специалистами индивидуальные образовательные маршруты по реализации образовательной программы
• организует индивидуальную работу с детьми по заданиям и с учетом рекомендаций специалистов
• осуществляет социализацию воспитанников через сетевое взаимодействие с ОУ города
• применяет здоровье сберегающие технологии, создает благоприятный микроклимат в группе
• организует сотрудничество с семьей по вопросам развития и воспитания детей
Музыкальный руководитель
• осуществляет музыкальноеи эстетическое воспитание детей
• учитывает психологическое, речевое и физическое развитие детей при подборе материала для занятий
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по музыкальному воспитанию детей
• использует на занятиях элементы музыкотерапии, логоритмики и др.
Инструктор по физической культуре
• осуществляет укрепление здоровья детей
• совершенствует психомоторные способности дошкольников
• на основании диагностических данных разрабатывает и реализует в сотрудничестве с воспитателями индивидуальные образовательные маршруты по физическому развитию детей
• организует взаимодействие с семьей в вопросах физического воспитания
Медицинский персонал
• проводит профилактические и оздоровительные мероприятия в соответствии с Планом оздоровительно-профилактических мероприятий ДОУ
• осуществляет контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм и правил
Источник
Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения
статья по коррекционной педагогике
В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_v_zhurnal_lobanova_t.g.docx | 19.73 КБ |
Предварительный просмотр:
рубрика журнала: Клуб специалистов.
Информация об авторе: Лобанова Татьяна Геннадьевна, старший воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Костромы «Детский сад №27»
Название статьи, материала: «Создание доступной среды для детей с особыми потребностями в образовательном пространстве дошкольного учреждения»
Аннотация статьи, материала (30–50 слов): В статье прописаны необходимые условия для создания доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Обобщен накопленный опыт муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения города Костромы «Детский сад №27.
Ключевые слова (5-7 слов); доступная среда, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды
Обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование является одной из важнейших задач государственной политики не только в области образования. Создание доступной среды регламентирует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2020 годы, в реализации которой в 2017 году участвовал наш детский сад.
«Доступная среда» – это без барьерная среда для детей-инвалидов, обеспечивающая доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения и воспитания, основная идея которых заключается в исключении любой дискриминации и создании специальных условий для детей, имеющих особые образовательные потребности.
Эти условия должны гарантировать возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы всеми воспитанниками;
- использования обычных и специфических шкал оценки достижений ребенка с ОВЗ, соответствующих его особым образовательным потребностям;
- индивидуализации образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способности детей с ОВЗ к коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- включения детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных особым образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Для различных категорий детей с ОВЗ в зависимости от нозологии каждый из приведенных ниже компонентов специальных условий, должен будет реализовываться в различной степени выраженности, в различном качестве и объеме. Так, например, материально-техническое обеспечение как один из неотъемлемых компонентов в максимальной степени будет присутствовать при создании инклюзивного образовательного пространства для детей с нарушениями слуха и зрения за счет такой важной для их обучения и воспитания составляющей, как технические средства обучения, в то время как для детей с различными расстройствами аутистического спектра ТСО не будут иметь такого превалирующего значения. В то же время для последних «центр тяжести» специальных условий будет сдвигаться на наличие специальным образом подготовленных сопровождающих (тьютеров) и другие организационно-педагогические условия. А для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на первый план выступают условия по созданию без барьерной архитектурной среды, а также построение программно-методического обеспечения в соответствии с операционально-деятельностными возможностями ребенка-инвалида вследствие ДЦП.
В Детском саду №27 города Костромы функционирует 3 группы компенсирующей направленности: две для детей с тяжелыми нарушениями речи и одна для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Категория наших детей-инвалидов определяет наличие целой системы специальных образовательных условий: материально-техническое обеспечение, включая и архитектурные условия, кадровое, информационное, программно-методическое обеспечение и т. д.
Организационно-педагогические условия ориентированы на полноценное и эффективное получение образования детьми с особыми потребностями.
Ориентиром для создания специальных образовательных условий является соответствующая примерная АООП, на основе которой выстраивается АОП для конкретного ребенка с НОДА.
Содержание обучения для детей с тяжелыми двигательными нарушениями имеет ряд общих черт с содержанием обучения детей в общеразвивающих группах. Однако в коррекционной части программы предусмотрены занятия по коррекции недостатков двигательных и психических функций, развитию познавательной деятельности и речи детей: занятия адаптивной физкультурой, логопедические занятия, особенность которых заключается в использовании компьютерных программ, индивидуальные и групповые занятия по коррекции нарушенных психических функций. Содержание коррекционных занятий определяется в зависимости от структуры тех или иных нарушений для каждого ребенка индивидуально.
В учебный план включены: изодеятельность, развитие речи, трудовое воспитание, а также организуется совместная деятельность педагога с ребенком по формированию навыков самообслуживания, бытовая ориентировка, сенсорное воспитание. Формируются представления о трудовой деятельности, осуществляются мероприятия по раннему развитию трудовых навыков, производится обучение элементарным навыкам работы с материалами и инструментами (пластилин, краски, нитки, ножницы и др.). Особо следует обратить внимание на то, что необходимо применение адекватных возможностям и потребностям воспитанников современных технологий, методов, приемов, форм организации образовательного процесса, а также адаптация содержания материала, выделение необходимого и достаточного для освоения ребенком с ОВЗ объема, адаптация имеющихся или разработка необходимых дидактических материалов и др. Именно поэтому большая часть материала изготавливается своими руками или с помощью родителей воспитанников. Важным компонентом является создание условий, направленных на раскрытие творческого потенциала каждого ребенка, реализацию его потребности в самовыражении, участии в жизни детского сада. Наши воспитанники групп компенсирующей направленности активно принимают участие и в творческих конкурсах и фестивалях, таких как «Поверь в себя», «Фестиваль Преподобного Никиты Костромского», «Поэтическая семья». Принимают участие в спортивных мероприятиях «Все на футбол», «Велогонки», «Шахматный турнир», «Малые зимние олимпийские игры», «Лыжня зовёт», а также в социальных акциях.
Но все вышесказанные условия будут эффективны только при наличии кадровых условий, которые должны обеспечивать:
- укомплектованность образовательного учреждения специалистами и педагогами, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ;
- уровень квалификации педагогических и иных работников образовательного учреждения в области образования детей с ОВЗ;
- непрерывность профессионального развития педагогических работников образовательного учреждения в сфере коррекционной педагогики, специальной психологии.
В штат специалистов нашего дошкольного учреждения входят педагог-психолог, педагог-дефектолог, 2 учителя-логопеда, 2 музыкальных руководителя, инструктор по физической культуре, которая получила дополнительное образование по адаптивной физкультуре. Все специалисты имеют высшее профессиональное образование, и непрерывно повышают свои профессиональные компетенции.
Даже если в штате вашей организации отсутствуют те или иные специалисты, для удовлетворения особых потребностей детей-инвалидов необходимо использовать сетевые формы сотрудничества, привлекая специалистов других организаций. Такая практика имеется в городе Костроме.
Неотъемлемой частью создания доступной «без барьерной» среды является материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение.
Условия для детей с НОДА нашего детского сада обеспечивают соблюдение санитарно-гигиенических норм, возможности для беспрепятственного доступа воспитанников к объектам инфраструктуры образовательного учреждения. Для этого уложено новое асфальтовое покрытие на территории образовательного учреждения, при входе в здание и внутри его оборудованы различные пандусы, вдоль стен закреплены поручни, в физкультурном зале перенесен и расширен дверной проем, что позволяет беспрепятственно передвигаться детям даже на коляске. С этой же целью установлены раздвижные двери в кабинеты педагога-психолога и учителя-логопеда.
Для детей созданы все необходимые специальные санитарно-бытовые условия с учетом их потребностей. А также социально-бытовые условия: наличие адекватно оборудованного пространства дошкольного учреждения, «рабочего» места ребенка и т. д.
Имеется специальное оборудование для обучения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: кресло-каталка, коляски, трехколесные велосипеды, специальные ортопедические приспособления, пособия для развития манипулятивных функций рук, вертикализатор. Пространственная организация среды связана, прежде всего, с вертикализацией и движением. Вертикализация обеспечивает необходимый уровень активности ребенка, направленный на правильное восприятие окружающего мира, ориентировку в нем. Вертикализация пространства обеспечивается специальными приемами адаптивной физкультуры, а также ортезами – специальными приспособлениями, такими как вертикализаторами, фиксаторами головы и конечностей. Организация движения связана с соблюдением индивидуального ортопедического режима для каждого ребенка.
В Детском саду №27 на сегодняшний день создана достаточно современная информационно-образовательная среда, включающая в себя электронные информационные и образовательные ресурсы. Оборудована сенсорная комната, в которой педагог-психолог проводит индивидуальные и групповые занятия с детьми, а также тренинги и консультации для родителей (законных представителей) и педагогов.
Сенсорная комната представляет собой реальную возможность расширить жизненный опыт детей, обогатить их чувственный мир. Она используется как «энциклопедия стимулирующих ощущений» предлагающих гораздо большее разнообразие впечатлений, чем традиционное окружение. В комнате имеется необходимое оборудование для психомоторной коррекции и коррекционной гимнастики: пучки фиброоптических волокон, световая панель «Галактика», пузырьковая панель, интерактивный стол, световые столы-песочницы, сухой бассейн с подсветкой.
Оборудован интерактивный класс. Для занятий с учителем-логопедом приобретён и активно используется в работе специальный логопедический тренажер «Дельфа».
Обеспечивая все необходимые условия для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования, адекватного их возможностям является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, и в дальнейшем, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Источник