Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ.
статья по коррекционной педагогике по теме
Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда — это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями – физическими, сенсорными или интеллектуальными. Другими словами, безбарьерная среда — открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями.
Данный опыт моей работы был представлен вниманию педагогов:
- в 2014 году на заседании ресурсного методического центра по направлению «Инклюзивное образование; создание в дошкольной образовательной организации универсальной безбарьерной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья»
- в 2016 году на научно-практической конференции «Актуальные вопросы общего и профссионального образоания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья»в Нижневартовском социально -гуманитарном колледже(Секция 4. Актуальные вопросы инклюзивного образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях) ;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья «Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ» | 32.96 КБ |
Презентация Создание безбарьерного образовательного пространства для детей с ОВЗ | 1.21 МБ |
Заявка педагога на участие в конференции | 32.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Создание безбарьерного образовательного пространства
для детей с ОВЗ
Беседина Лариса Сергеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МАДОУ г. Нижневартовска ДС №46 «Кот в сапогах», г.Нижневартовск, lorabesedina@mail.ru
Современный мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. Это обусловлено переориентацией общества на развитие и формирование личностных качеств человека.
К сожалению, сегодня увеличилось число детей с ограниченными возможностями здоровья, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или некоторых разделов образовательной программы ДОУ вне специальных условий. Именно поэтому наметились иные подходы к обучению и воспитанию таких детей и направлены они на формирование и развитие социально-активной личности, обладающей навыками социально-адаптивного поведения. Одним из путей реализации этой задачи является образовательная инклюзия, которая рассматривается, прежде всего, как средство социальной реабилитации, не только самого ребенка, но и его семьи.
Термин «инклюзия» в переводе с английского языка означает «включенность». Инклюзивное образование дает возможность всем воспитанникам (включая детей с ограниченными возможностями здоровья) в полном объеме участвовать в жизни коллектива группы, образовательного учреждения.
Российская модель инклюзии по мнению Л.С. Выготского – это «восприятие личности и среды как целостности». Согласно его взгляда, социальная среда имеет первостепенное значение для развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Образовательный процесс дошкольного учреждения предусматривает как уход и заботу о детях, так и процессы воспитания и обучения знаниям, важным жизненным навыкам, развитие личностных качеств и способностей детей, коррекцию их дефицитов в развитии.
Группы компенсирующей направленности нашего детского сада посещают дети с нарушениями развития:
— речи, (первичным дефектом является недоразвитие речи);
— эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом (РДА), представляющие собой разнородную группу, характеризующуюся различными клиническими симптомами и психолого-педагогическими особенностями);
— комплексными (сложными) нарушениями, у которых сочетаются два и более первичных нарушения;
— всего 264 воспитанника, 12 из которых дети-инвалиды.
В связи с этим приоритетной задачей образовательной деятельности является создание специальных условий для всестороннего развития ребенка с особыми образовательными потребностями в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников,
Доступная или безбарьерная среда, по определению В.Н. Куницина, в широком смысле — это среда, которая создаёт лёгкие и безопасные условия для наибольшего числа людей. С точки зрения проблемы инвалидности, доступная среда — это среда, которую беспрепятственно могут использовать люди с любыми нарушениями – физическими, сенсорными или интеллектуальными. Другими словами, безбарьерная среда — открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными, интеллектуальными и речевыми нарушениями, а именно:
— создание условий, соответствующих психофизическим особенностям;
— обязательное проведения обследования детей на психолого-медико-педагогическом консилиуме с разработкой индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения;
— разработка коррекционно-развивающих, адаптированных общеобразо-вательных программ и программ реабилитации;
— организацию индивидуальных и подгрупповых форм работы с детьми;
— создание соответствующего методического обеспечения образова-тельного процесса;
— повышение профессиональной квалификации педагогов и специалистов;
— выстраивание партнерских отношений со всеми участниками образовательного процесса.
Помимо этого коллектив ДОУ находится в постоянном поиске нового содержания развивающей предметно-пространственной среды в рамках технического и педагогического процесса, современных инновационных подходов к созданию и использованию развивающего и игрового пространства.
В МАДОУ функционируют:
- 2 логопедических кабинета
- психологический кабинет
- сенсорная комната
- кабинет «БОС»
- кабинет «Видимой речи»
- ИЗО студия
- театральная студия
- музыкальный зал
- физкультурный зал
- плавательный бассейн
- зимний сад
- «фиолетовая комната»
- кабинет для игры в шахматы
- LEGO-студия
Оборудование кабинетов ДОУ безопасно, эстетически оформлено, несет здоровьесберегающую и развивающую нагрузку.
В логопедических кабинетах имеются наборы игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и пальчиковой гимнастики, дыхательные тренажеры, игрушки, пособия для развития дыхания, предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки и их серии, предметные и сюжетные картинки для автоматизации звуков, настольно-печатные дидактические игры для формирования и развития грамматического строя речи, навыков звукового и слогового анализа и синтеза.
Программа комплексной реабилитации детей с «особыми» образовательными потребностями предусматривает различные виды стимулирующего воздействия, как например, создание сенсорной комнаты (комнаты психологической разгрузки), обстановка которой вызывает положительные эмоционально-моторные реакции у детей. Мягкое покрытие пола, пуфики, подушки оказывают приятное, расслабляющее действие, обеспечивают возможность удобной позы, мягкой поддержки. Особенно важно, что ребенок активно участвует в этом процессе; занятия по развитию мотивации, осознанных волевых усилий являются посильными, усложняются постепенно и доставляют ребенку удовольствие. Также в комнате психологической разгрузки имеются «Центр тактильности» — набор полосок из материалов с разными тактильными поверхностями, который развивает познавательную активность, коммуникабельность, память, мышление и внимание; «Музыкальный центр», оснащенный набором аудиокассет и дисков с записями голосов природы, классической музыки, детских песен для музыкального сопровождения игр, упражнений и релаксации; аквалампа; зеркальный шар; проектор направленного света; зеркало; наборы тактильных шариков, геометрических тел, уголок Монтессори и другое оборудование.
Реализация специфических возрастных возможностей психического развития происходит благодаря участию дошкольников в соответствующих возрасту видах детской деятельности – двигательной, игровой, продуктивной, коммуникативной, самообслуживании и элементарном бытовом труде, конструировании из разного материала, познавательно — исследовательской, музыкальной, восприятии художественной литературы и фольклора. Подобная организация, руководство ими, забота о приобретении детьми с ОВЗ коллективного и (по мере накопления опыта) свободного самодеятельного характера постоянно находятся в центре внимания педагогов. Именно поэтому предметно-развивающая среда групповых помещений ДОУ и обеспечивает такую возможность, т. е. включает необходимые и достаточные предметы и оборудование, которые подбираются для каждого вида деятельности и с учетом возраста детей в конкретной группе.
Пространство групп организованно в виде хорошо разграниченных центров, оснащенных большим количеством материала (книг, игрушек, развивающего оборудования, материалов для творчества).
Предметно-развивающая игровая среда в каждой возрастной группе имеет отличия:
— для детей младшего дошкольного возраста — это достаточно большое пространство для удовлетворения потребности в активном движении;
— среднего дошкольного возраста – центр сюжетно-ролевых игр с орудийными и ролевыми атрибутами, учитывая потребность в игре со сверстниками и особенность уединяться;
— детям старшего дошкольного возраста важно предложить игры, развивающие восприятие, память, внимание и т.п.
Таким образом, среда является важным фактором в жизни ребенка, т.к. ориентируется на «зону его ближайшего развития», содержит предметы и материалы, известные детям, а также те, которыми они овладевают с помощью педагога. Обстановка в группах уютная и эстетичная, приближена к домашней, присутствуют уголки с мягкой мебелью, предметами домашнего интерьера, что способствует ослаблению стрессообразующего фактора, щадящей адаптации детей к условиям ДОУ.
Одной из необходимых функциональных зон является «Уголок уединения», наличие которого делает пребывание ребенка в группе комфортным, снижает эмоциональное напряжение, дает право на отдых. Следуя принципу разумности и целесообразности в подборе игрового оборудования, они оснащены игрушками для снятия напряжения и саморегуляции («чудесная шкатулка», «волшебная палочка», куклы без лица, альбомы, книги для чтения). Для воспитания эмоциональной отзывчивости и эмоционально-волевой сферы, определения настроения каждого ребенка, в группах эстетично оформлены «Календари настроения», отличающиеся своей индивидуальностью, с учетом возрастных особенностей мышления детей.
Центры речевого развития укомплектованы в достаточном количестве материалом для связной и психологической базы речи, лексики, фонетико-фонематического строя, обучению грамоте, моторики. Также в группах оформлены специальные модули «Ветерок», которые представляют собой конструкцию, прикрепленную к дверному проему – это пчелки, снежинки, птички и т.п. Предназначен он для развития воздушной струи, речевого дыхания и способствует формированию у детей правильного звукопроизношения. Мобильные передвижные ширмы «Творческие студии», которые используются для уточнения и закрепления знаний дошкольников по лексическим темам, временным представлениям, сезонным явлениям, инсценировок сказок, словотворчества. Это помогает развивать у детей воображение, творчество, обогащает их игровые действия.
Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планировании образовательной деятельности и режима дня. Для этого предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, прием пищи. Также предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.
Учитывая быструю утомляемость детей с ОВЗ и их психофизические особенности образовательная деятельность планируется на доступном материале. Это находит отражение в способах предъявления материала (показ, использование табличек с текстом заданий или названиями предметов, словесно-жестовая форма объяснений, словесное, устное объяснение); подборе соответствующих форм инструкций, в применении различных форм поощрения дошкольников, которым особенно трудно выполнять предложенные задания. Также идет опора на сохранные анализаторы, используются принципы наглядности, принцип «от простого к сложному». Это обусловлено низким исходным уровнем развития детей и замедленным темпом усвоения изучаемого материала. Таким образом, в соответствии с возможностями детей с ОВЗ определяются наиболее доступные методы обучения: наглядные, практические, словесные. Вопрос о рациональном выборе системы методов и отдельных методических приемов решается педагогом в каждом конкретном случае.
В коррекционно-образовательное пространство детей с ОВЗ включены учителя-логопеды, воспитатели, педагог-психолог, музыкальные руководители, инструктор по ФИЗО, инструктор по ФИЗО (плавание). С этой целью был составлен план взаимодействия специалистов по сопровождению «особых» детей, циклограмма коррекционной работы с ними.
Также с целью обеспечения эффективности комплексной работы с «особыми» детьми является привлечение их к участию в различных культурно-массовых и спортивных мероприятиях, Наши воспитанники являются призерами и лауреатами творческих и интеллектуальных конкурсов, проводимых не только в ДОУ, но и на муниципальном, региональном, федеральном уровнях. По медицинским показаниям лишь небольшой процент наших воспитанников участвует в спортивных соревнованиях.
В МАДОУ для детей с ОВЗ перед педагогическим коллективом встают особые задачи по взаимодействию с семьями, т.к. в специальной поддержке нуждаются не только воспитанники, но и их родители. Каждый специалист знает, что успешность коррекционно-развивающей работы во многом зависит от того, насколько родители понимают состояние ребенка, принимают его таким, какой он есть и стремятся помочь. Практика показывает, что взаимодействие с семьями воспитанников специального детского сада — наиболее сложная задача. Педагогическим коллективом активно внедряются инновационные формы работы с родителями: обучение их навыкам совместной с детьми деятельности, повышение уровня коммуникабельности как детей, так и родителей, проведение просветительской работы с семьями воспитанников.
Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что вся практическая деятельность педагогического коллектива ДОУ в конечном итоге преследует одну цель – максимально реализовать потенциальные возможности каждого ребенка при обучении, обеспечить ему социальную адаптацию во время нахождения в детском саду. Дошкольное учреждение успешно реализует инклюзивную практику, так как:
— все дети, включенные в образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно социальных навыков), адаптированы и приняты детским коллективом, с желанием посещают детский сад , получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
— педагоги поддерживают политику администрации, по реализации инклюзивной практики, используя как уже имеющийся профессиональный опыт и знания, так и инновационные подходы к обучению и воспитанию «особых» детей, принимают участие в разработке индивидуальных маршрутов и программ развития, эффективно взаимодействуют с родителями , имеют положительную мотивацию в деле обучения и воспитания детей;
— администрация ДОУ осознает свою роль по отношению к детям с ОВЗ и их родителям, взаимодействует по вопросам связанным с эффективностью образовательного процесса с другими членами коллектива, разрабатывает и реализует систему мониторинга деятельности ДОУ;
— родители детей с ОВЗ принимают перспективу развития детей, актуальные задачи и ответственность . Они проинформированы и поддерживают режим пребывания ребенка в ОУ, включены в систему психолого-педагогического сопровождения.
Лишь при создании таких условий, учете критериев эффективности и оперативном их достижении возможна реализация самой идеи включения ребенка с ОВЗ в образовательное пространство.
Таким образом, вся система коррекционно-образовательной работы в нашем детском саду направлена на то, чтобы оказать психолого-педагогическую поддержку детям с ОВЗ, содействовать их позитивной социализации, воспитать у них чувство уверенности в себе, сохранить их индивидуальность, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим людям и окружающему миру. И на этой основе обеспечить каждому подрастающему человеку право и доступность всех уровней образования.
Источник