Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
статья (подготовительная группа)
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologii_vospitaniya.docx | 16.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Поминова Юлия Сергеевна
ГБДОУ детский сад №35 компенсирующего вида
Красносельского района СПб
Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста (из опыта работы воспитателя).
Дошкольный возраст — уникальный, самоценный и важнейший период становления человека и его здоровья. Именно в эти возрастные периоды закладываются фундаментальные ценности и строятся отношения ребенка с самим собой и окружающим миром, происходит освоение самых разных способов деятельности и осуществление себя в них, обретается опыт.
Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни , формирование здорового образа жизни .
Педагог планирует свою работу с детьми, т.е. это проектирование его образовательной технологии (цели и задачи; формы работы и методы, приёмы). Одно из основных определений технологии именно такое – реализация на практике намеченных мероприятий по достижению определённых целей.
Мы воспитатели группы должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка .
В процессе организации системы работы по приобщению детей к здоровому образа жизни использую разные формы (прогулки, досуги, развлечения, неделя здоровья, экскурсии, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем) ; словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы) ; практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки) ; игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры) . Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повысилась сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Мы воспитатели проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии) :
• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов;
• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил.
Таким образом, использование здоровьесберегающих технологий как активных, так и пассивных в образовании позволяет успешно организовать детей без потерь в здоровье.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно — оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Для профилактики заболеваемости детей мы составили карту использования здоровьесберегающих технологий и используем ее в своей работе.
Карта использования здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Название здоровьесберегающей технологии время проведения в режиме дня, периодичность, результат
1. Динамические паузы
(физминутки) Во время занятий 2-5 мин, по мере утомления Восстановление работоспособности, исчезновение признаков утомления
2. Пальчиковая гимнастика ежедневно, 3-5 мин Развитие мелкой моторики рук, памяти, внимания
3. Гимнастика после сна ежедневно после дневного сна, 5-10мин Оптимизация двигательной мышечной активности организма детей
4. Дыхательная гимнастика В хорошо проветренном помещении, после сна или после прогулки, 5-10 мин Профилактика заболеваний дыхательных путей, восстановления носового дыхания
5. Релаксация Перед сном, 7-12 мин Нормализация сна детей, восстановление психологического равновесия
6. Подвижные игры на прогулке, 10-20 мин Развитие двигательной активности, координации движений, внимания, ловкости и т. д.
7. Игры малой подвижности во время занятия, перед уходом с прогулки 7-10 мин Восстановление эмоционального состояния, собранность, внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие активной, коммуникативной речи у детей дошкольного возраста. Больше привлекать их в диалоги и давать возможность высказывать свои мысли.
Что понимается под культурой здоровья детей дошкольного возраста? Культура здоровья как часть общечеловеческой культуры представляет собой совокупность ценностного отношения человека к здоровью, его с.
На сегодняшний день мы видим, насколько остро стоит проблема задержки речевого развития у детей. Поэтому первой задачей для нас является развитие активной, коммуникативной речи.
В моей статье я попыталась раскрыть вопрос формирования предпосылок с помощью игр и игровых упражнений.
Цель и задачи дидактической игры в детском садуИгра — основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста. Малыши и четвёртого, и седьмого года жизни играют, доступным им образом воссоздавая .
laquo;Дидактические игры- одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста»Из опыта работы воспитателяСкрябиной Ирины Георгиевны.
Источник
Статья на тему «Технологии воспитания культуры здоровья у детей дошкольного возраста».
статья
Дошкольное детство – период интенсивного роста и развития организма и повышенной его чувствительности к влияниям природы, окружающей среды, а также, к профилактическим и оздоровительным мероприятиям, проводимым в дошкольном учреждении. Эффективность этих мероприятий зависит от того, насколько естественны условия жизнедеятельности дошкольника в образовательном учреждении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya._kuznetsova_kseniya_vladimirovna_gbou_shkola_544_doshkolnoe_otdelenie.docx | 19.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Кузнецова К.В., воспитатель
ГБОУ школа №544 с углубленным изучением
английского языка Московского района
Санкт-Петербурга, дошкольное отделение
Технологии воспитания культуры здоровья у детей
Дошкольный возраст — яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека, это время первоначального становления человека и его здоровья, формирование основ самосознания и индивидуальности ребенка.
Именно дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психологического здоровья детей. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируются характер, отношение к себе и к окружающим. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию культуры здорового образа жизни, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Здоровье — это бесценный дар, который преподносит человеку природа. Здоровый ребенок характеризуется гармоничным, соответствующим возрасту физическим, интеллектуальным, эмоционально-волевым, нравственным и социальным развитием . Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Воспитательно-образовательный процесс должен быть организован с учетом принципов: сохранение, укрепление и формирования здоровья. В связи с этим необходима организация НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического развития. Реализация инновационных здоровьесберегающих технологий необходима в течение всего времени пребывания воспитанников в ДОО.
Мы воспитатели группы должны привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
В процессе организации системы работы по приобщению детей к ЗОЖ, использую разные формы (прогулки, развлечения, экскурсии, досуги, неделя здоровья, методы, приемы, среди которых выделяю: наглядные (наблюдения, демонстрация картин, схем); словесные (рассказ, беседа, чтение художественной литературы); практические (упражнения, экспериментирование, инсценировки); игру (сюжетно – ролевые, дидактические игры). Приоритетным считаю игровые и практические методы. Методы и приемы, выбранные мною, формируют у детей положительное отношение к своему здоровью и положительным эмоциям. Повышается сопротивляемость организма детей к неблагоприятным факторам окружающей среды, что говорит о физическом и психическом здоровье детей.
Мы педагоги проводим мероприятия по формированию основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста в течение дня, правильно составленный режим дают свои результаты: дети спокойны, активны, отсутствует плач, возбуждение, дети не отказываются от еды, они спокойно и быстро засыпают, крепко спят и просыпаются бодрыми.
Здоровьесберегающие технологии являются составной частью и отличительной особенностью всей образовательной системы. Поэтому все, что относится к образовательному процессу: характер обучения и воспитания, педагогической культуры воспитателей, содержание образовательных программ, условия проведения учебного процесса и т. д. — имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья детей. Необходимо лишь увидеть эту связь. Здоровьесберегающие технологии в условиях образования представляют собой использование разнообразных форм, повышающих двигательную активность (физкультурно-оздоровительные технологии):
• формируют у детей и педагогов систему умений и практических навыков по укреплению здоровья, самовосстановлению психических и физических сил;
• осуществляют валеологическое воспитание, результатом которого будет формирование у детей желания и потребности заботиться, сохранять и укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни;
• приводят все элементы образовательно-воспитательного процесса в соответствие с состоянием здоровья и психофизиологическими возможностями детей и педагогов.
Таким образом, можно сказать, что только системный подход к организации физкультурно — оздоровительных, профилактических мероприятий позволит эффективно способствовать укреплению и сохранению здоровья детей, даст позитивную динамику оздоровления детского организма, позволит достичь положительных результатов: повышения уровня физической подготовленности, повышения индекса здоровья детей, положительную динамику в распределении по группам здоровья, профилактику и коррекцию отклонений физического развития детей.
Источник
Статья «Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»
статья по теме
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Воспитание лучше начинать в дошкольном возрасте. Основным средством для решения данной задачи стало использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Данный процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбеорегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов oбрaзовательной среды, направленныx на сохрaнение здоровья ребeнка на всеx этапах его обучения и рaзвития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_zdorovesberegayushchie_tehnologii_kak_sredstvo_vospitaniya_kultury_zdorovya_doshkolnikov.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Современные здоровьесберегающие технологии как средство воспитания культуры здоровья дошкольников»
Здоровье – это состояние физического и социального благополучия человека.
Сегодня, мы, как никогда, должны заботиться о здоровье наших детей, воспитывать в них желание заниматься спортом и вести здоровый образ жизни. Воспитание лучше начинать в дошкольном возрасте. Основным средством для решения данной задачи стало использование здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе.
Данный процесс направлен на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровьесбеорегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов oбрaзовательной среды, направленныx на сохрaнение здоровья ребeнка на всеx этапах его обучения и рaзвития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
Цель здоровьесберегающей технологии: воспитание у дошкольника культуры здоровья, валеологической культуры, приобщение ребенка к физической культуре и здоровому образу жизни.
Задачи данной технологии:
- Организовать совместную работу с родителями в рамках физкультурно-оздоровительных мероприятий для детей;
- Обучить детей безопасному поведению в чрезвычайных ситуациях на природе и в городе, на дорогах;
- Воспитывать желание у ребенка заниматься физкультурой и вести здоровый образ жизни.
Анализируя основные цели и решаемые задачи в дошкольном учреждении, можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий:
- Медико-профилактические;
- Физкультурно-оздоровительные;
- Технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка;
- Здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов ДОУ;
- Валеологическое просвещение родителей;
- Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
К медико-профилактическим технологиям относятся: организация мониторинга здоровья детей, разработка рекомендаций по улучшению здоровья ребенка, организация и контроль питания дошкольников, организация закаливания, профилактических мероприятий в детском саду.
Физкультурно-оздоровительная деятельность направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. К данной технологии относится: контроль двигательной активности ребенка, формирование правильной осанки, проведение закаливающих мероприятий. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется педагогами в непосредственно образовательной деятельности, через использование различных видов гимнастик, физкультминуток и др.
Основная задача технологий, обеспечивающих социально-психическое благополучие ребенка – это создание эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка при общении со сверстниками, взрослыми в детском саду и с семьей
Нужно помнить, что результаты физического и психического благополучия ребенка зависят от профессионализма педагога, поэтому постоянно должна проводиться работа по совершенствованию знаний и повышению мастерства воспитателя.
Не надо забывать, что первым и главным воспитателем ребенка являются его родители. От того, насколько правильно будет организован режим дня у ребенка, какое внимание родители уделяют его здоровью, зависит его настроение.
Информационно-просветительская деятельность родителей выражается в привлечении их к участию в различных спортивных мероприятиях, праздниках.
Здоровьесберегающая образовательная технология предполагает воспитание культуры здоровья и валеологической культуры детей. Ее цель сформировать у детей осознанное отношении к своему здоровью и жизни, умению оберегать их.
Поэтому в работе всех дошкольных образовательных учреждений приоритетным направлением должно стать использование здоровьесберегающих технологий.
В нашем детском саду созданы все условия для развития двигательной развивающей среды, что является одним из важных в системе здоровьесбережения. В садике есть оборудованный физкультурный зал со спортивным комплексом, обручи, мячи, скакалки. Большое внимание уделяется физкультурно-оздоровительной работе на свежем воздухе. На территории садика есть спортивная площадка. В группе имеются спортивные уголки для совершенствования навыков. Дети очень любят закаливающие процедуры с ходьбой по коврикам, сделанным совместно воспитателями и родителями. Все оборудование в уголке находится так, что его легко может взять ребенок.
Вся работа по оздоровлению детей ведется с учетом структуры усовершенствованного двигательного режима для детей дошкольного возраста. Основным, конечно, является двигательная непосредственно образовательная деятельность. В своей практике использую как традиционные формы непосредственно образовательной деятельности, так и нетрадиционные.
Ежедневно проводится утренняя гимнастика, в комплекс которой входит гимнастика для глаз, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, также в течение дня выполняются физкультминутки, динамические паузы. После сна делаем с детьми гимнастику. В целях оздоровления организма проводим закаливающие процедуры в соответствии с возрастом.
В дошкольном учреждении проводится много спортивных праздников и досугов: «Кросс наций», «Мама, папа, я – спортивная семья», «Старина велосипед», «Лыжня России» и др.
Надо помнить, что здоровый ребенок-это не только физически развитый ребенок, но и тот, который знает правила безопасности жизнедеятельности.
Поэтому я уделяю большое внимание воспитанию основ безопасности жизнедеятельности.
Воспитанники нашего учреждения принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях, таки как: «Лыжня России», «Веселые старты», «Три богатыря», «Снайпер баскетбола» и др.
Большая работа проводится с родителями — они постоянные участники всех праздников, проводимых в детском саду, для них проводятся различные консультации, оформляются тематические выставки, буклеты, информационные уголки, папки-передвижки. Совместные мероприятия доставляют родителям и детям огромную радость, способствуют сплочению семьи и помогают вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс.
Мы можем точно сказать. Что внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс способствует гармоничному развитию детей.
Источник