Здоровьесберегающие технологии как средство сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
статья
Вопросы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни заняли прочное место в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной. Одним из путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Вопросы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни заняли прочное место в работе педагогов, в беседах с родител | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида детский сад «Солнышко»
Старополтавского муниципального района
Тема педагогического опыта:
«Здоровьесберегающие технологии как средство
укрепления и сохранения здоровья детей дошкольного возраста»
Асанова Нурия Мавлетшаевна,
инструктор по физической культуре
МКДОУ детский сад «Солнышко»
Пояснительная записка ………………………………………………. 3
Этапы реализации педагогического опыта…………………………….5
Технологичность. Описание основных элементов
представляемого педагогического опыта ………………………… 6-12
« Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. А. Сухомлинский
В настоящее время, в период обновления системы дошкольного воспитания,
вопросам охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, полноценного развития личности ребенка уделяется особое внимание.
Так, федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования, утвержденный приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, направлен на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их эмоционального благополучия, формирование общей культуры личности детей, ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств. Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения для детей дошкольного возраста. Миссия МБДОУ «Солнышко» состоит в формировании ценностных смысловых позиций у дошкольников по отношению к собственному здоровью.
Я хочу, чтоб дети не болели,
Никогда! Ни завтра, ни сейчас!
Буду подтверждать это на деле,
А не постановкой громких фраз.
Поэтому я обратилась к этой далеко не новой, но очень актуальной теме. В опыте своей работы я раскрываю здоровьесберегающие технологии, которые использую в своей деятельности.
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Сейчас практически не встретишь абсолютно здорового ребенка. В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации НОД с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса. Современный ребенок значительно отличается от своего сверстника десять лет назад. Это связано с тем, что изменилась жизнь, предметный и социальный мир, ожидания взрослых от детей в семье и детском саду. При высокой загруженности родителей на работе ребенок предоставлен самому себе, и все свободное время посвящает компьютеру, а не подвижным играм и упражнениям. Все больше времени дошкольники проводят в статической, зачастую физиологически неправильной позе, что отрицательно сказывается на их физическом и психическом здоровье и развитии.
Хорошо ориентирующихся в современных технологиях дошкольников становится больше, при этом значительно увеличивается количество детей с задержкой психофизического и речевого развития (минимальные мозговые дисфункции, аутизм, синдром повышенной двигательной активности и дефицит внимания и др.).
Большое значение для развития ребенка, как известно, имеет среда, в которой он воспитывается. В современных условиях истощаются неготовая к стремительно изменяющимся требованиям времени психика дошкольника и его физические возможности. Функциональные резервы детского организма не могут полноценно раскрыться на фоне стрессовой напряженности и гиподинамии.
Сегодня особенно важно обеспечить каждому ребенку внимание и заботу о его психическом и физическом здоровье. В первую очередь это задача окружающих его взрослых – родителей и педагогов, а решать ее следует во взаимодействии. Чтобы дети были здоровыми, необходимо научить их осознанному отношению к своему здоровью и воспитывать в них потребность к здоровому образу жизни. Анализ современных исследований (Н. А. Андреева, В. А. Деркунская, С. А. Козлова, Л. Г. Касьянова, О. А. Князева и др.) свидетельствует, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
Вопросы здоровьесбережения и формирования здорового образа жизни заняли прочное место в работе педагогов, в беседах с родителями и детьми. Но проблема остается актуальной. Одним из путей решения проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формировании осознанного отношения ребёнка к своему здоровью. Необходимость использования здоровьесберегающих технологий подчеркивают исследования В.В.Колбановой, Л.Г.Татарниковой и В.П.Петленко, подтверждающих, что здоровье человека более чем на 60% зависит от его образа жизни. В работах В.Г.Алямовской, М.Л.Лазарева и Г.А. Баранчукова отмечается, что становление валеологической культуры обусловлено, прежде всего процессом воспитания, педагогическим взаимодействием взрослого и ребенка, широким спектром педагогических средств и приемов.
Цель педагогического опыта
Цель: выявление методов внедрения здоровьесберегающих технологий, с помощью которых можно организовать физическое воспитание в ДОО таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей к физической культуре и здоровому образу жизни.
- осуществить выбор здоровьесберегающих технологий с учетом особенностей ДОО;
- создать условия и внедрить в практику работы ДОО современные технологии обучения здоровому образу жизни, способствующие укреплению физического и психического здоровья детей путем развития навыков и умений, формирования привычки думать и заботиться о своем здоровье;
- оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни;
Этапы реализации педагогического опыта
I этап. Подготовительный
Осознание цели, изучение литературы по данному вопросу, постановка задач, подбор средств, планирование.
II этап. Основной – практический
Создание условий и внедрение системы здоровьесберегающих технологий в ДОУ. Взаимодействие с семьей по вопросу использования здоровьесберегающих технологий с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
III этап. Заключительный – аналитический
Анализ применения здоровьесберегающих технологий, создание системы их применения в воспитательной и образовательной деятельности ДОУ.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности: внедрение новых здоровьесберегающих технологий в деятельность ДОО; использование валеологических приемов для мотивации к здоровому образу жизни; использование ИКТ для более наглядной демонстрации преимущества здорового образа жизни.
Изучение литературы и интернет-ресурсов, раскрывающих вопросы здоровьесберегающих технологий позволило мне определить, что такое здоровьесберегающие технологии. Это, прежде, всего технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Их цель формирование у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. У разных авторов встречаются разные трактовки понятия «здоровьесберегающие педагогические технологии». Н.К.Смирнов, как родоначальник понятия «здоровьесберегающие образовательные технологии» утверждал, что их можно рассматривать как технологическую основу здоровьесберегающей педагогики, как совокупность форм и методов организации обучения детей без ущерба для их здоровья. Другими словами целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений и навыков по здоровому образу жизни. Цель здоровьесохраняющих технологий в дошкольном образовании– обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Применительно к взрослым — содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОУ и валеологическому просвещению родителей.
Современные здоровьесберегающие технологии делятся на следующие группы:
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья
- динамические паузы;
- подвижные и спортивные игры;
- гимнастика пальчиковая;
- гимнастика для глаз;
- гимнастика дыхательная;
- гимнастика бодрящая;
- гимнастика корригирующая;
- релаксация
2. Технологии обучения здоровому образу жизни
- физкультурное занятие;
- точечный самомассаж;
- игротреннинги и игротерапия;
- НОД из серии «Здоровье»
3. Коррекционные технологии
- сказкотерапия;
- психогимнастика;
- фонетическая ритмика;
- технологии коррекции поведения
В МБДОУ «Солнышко» разработана система здоровьесбережения (Приложение №1), задачами которой являются:
1. Сохранение и укрепление здоровья детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизации двигательной деятельности на свежем воздухе.
2. Обеспечение активной позиции детей в процессе получения знаний о здоровом образе жизни.
3. Конструктивное партнерство семьи, педагогического коллектива и самих детей в укреплении их здоровья, развитии творческого потенциала.
Основные формы и методы технологии здоровьесбережения, которые я использую в своей деятельности.
Физкультурное занятие – провожу во всех возрастных группах 2 раза в неделю в спортивном зале. Занятия провожу соответственно нормативам СанПиН и основным положениям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной образовательной программе дошкольного образования «Детство» (Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе). Я творчески подхожу к выбору форм и методов проведения занятий, что обеспечивает обучение детей каждой возрастной группы двигательным умениям и навыкам, воспитание физических качеств(ловкости, быстроты, выносливости), развитие координации движений, пространственной ориентации. В процессе организованной деятельности воспитанников я использую различные музыкальные произведения: детские песни, репертуар из программы Бурениной И.А. «Ритмическая мозаика», записи звуков природы и т.д. Музыкальный фон в начале занятия использую, чтобы активизировать положительные эмоции и настроить детей на совместную деятельность. Зная, что музыка организует ребенка на выполнение упражнений, помогает ему свободно самовыражаться , часто на занятиях провожу комплекс общеразвивающих упражнений под музыку. На занятиях я развиваю не только двигательные навыки, много заданий даю на внимание, на быстроту реакции, некоторые задания носят проблемно-поисковый характер.
Физкультурные занятия провожу в различных формах, одной из таких форм являются занятия-путешествия , которые я использую в своей деятельности, включают все виды подвижной деятельности. Занятия-путешествия помогают в закреплении умений и навыков, приобретенных ранее, позволяют сильнее сплотить ребят, дают возможность помечтать. Такие занятия отличаются от традиционных высоким эмоциональным фоном, способствующим развитию мышления, воображения, эмоционально-двигательной сферы и творческих способностей детей.
На НОД по физической культуре я провожу цикл бесед с дошкольниками: о необходимости соблюдения режима дня, о важности гигиенической и двигательной культуры, о здоровье и средствах его укрепления, о функционировании организма и правилах заботы о нем. Дети приобретают навыки культуры и здорового образа жизни, знания правил безопасного поведения.
Примерные темы бесед:
- «Для чего нужна гимнастика и физкультура?»
- «Как жить не болея?»
- «Что такое здоровье и как его беречь?»
- «Микробы и вирусы»
Источником темы для бесед с детьми стала программа «Познаю себя» Г. Г. Давдовой и М. В. Корепановой. При подготовке к беседе также использую интернет ресурсы.
Для развития физических качеств ребенка, для формирования устойчивого интереса к физической культуре, кроме бесед с детьми о здоровом образе жизни, я привлекаю их нестандартным оборудованием, к которому можно отнести фитбол — большие гимнастические мячи.
Эффективность применения больших гимнастических мячей для оздоровления организма и профилактики заболеваний обусловлена воздействием колебаний мяча на позвоночник, межпозвонковые диски и суставы, что создает оптимальные условия для правильного положения туловища, способствуя улучшению осанки и профилактики ее нарушений. Занятия на мячах улучшают общее самочувствие, повышают эмоциональный тонус.
Подвижные игры –Мы играем с детьми каждый день, на каждом занятии по физической культуре. Подвижные игры я часто провожу с музыкальным сопровождением. Игра для детей — важное средство самовыражения, «проба сил». Внося в игры свои небольшие изменения, я не изменяла сюжета и правил игры, чтобы не вызывать у детей затруднений. И игры со «своими изменениями» я проводила тогда, когда традиционный вариант уже знаком детям. «Ум ребенка находится на кончиках пальцев» , поэтому некоторые подвижные игры я разнообразила упражнениями для мелкой моторики рук одновременно это и упражнения на внимание. Например:
Источник