Меню

Современные технологии формирования зож

Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
учебно-методический материал (5, 6, 7 класс) на тему

Краткий обзор воспитательных здоровьесберегающих технологий, применяемых в образовательнром процессе: классификация по Н.К. Смирнову, приёмы, методы, практическое применение.

Скачать:

Вложение Размер
vospitatelnye_tehnologii_po_zozh.docx 32.47 КБ

Предварительный просмотр:

ФГБОУ «Средняя школа-интернат МИД России»

Методическое объединение воспитателей.

«Воспитательные технологии в процессе формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.»

Докладчик Наталья Владимировна Горлова

Именно в школьный период формируется здоровье человека на всю последующую жизнь. Сегодня показатели здоровья подрастающего поколения вызывают озабоченность специалистов.

По данным НИИ педиатрии:

  • 14% детей практически здоровы;
  • 50% детей имеют отклонения в развитии опорно-двигательного аппарата;
  • 35-40% детей страдают хроническими заболеваниями.

Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья. За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%. с нервно-психическими расстройствами – с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки – с 1,9 до 16,8%. Одна из самых частых патологий у школьников – нарушение остроты зрения, составляющее в ряде регионов России до 30-40%.

Беспокоят специалистов различных служб и ведомств и другие недуги современной молодёжи, такие как зависимость от табака, алкоголя и наркотиков. Возрастание количества ВИЧ инфицированных детей и подростков.

Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни.

Здоровье человека более чем на 50%, согласно разным источникам, зависит от его образа жизни. Д.У. Нистрян пишет: «Как считают некоторые исследователи, здоровье человека на 60% зависит от его образа жизни, на 20% — от окружающей среды и лишь на 8% — от медицины». По данным ВОЗ, здоровье человека на 50-55% определяется условиями и образом жизни, на 25% — экологическими условиями, на 15-20% оно обусловлено генетическими факторами и лишь на 10-15% — деятельностью системы здравоохранения.

Здоровый образ жизни – это, прежде всего, деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих материальные и духовные условия и возможности в интересах здоровья, гармонического физического и духовного развития человека. Ю.П. Лисицыным и И.В. Полуниной выделяются также ряд критериев здорового образа жизни, к числу которых относятся, например, гармоничное сочетание биологического и социального в человеке, гигиеническое обоснование форм поведения, неспецифические и активные способы адаптации организма и психики человека к неблагоприятным условиям природы и социальной среды. Б.Н. Чумаков отмечает, что здоровый образ жизни включает типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности людей, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма.

Главное в здоровом образе жизни – это активное творение здоровья, включая все его компоненты. Таким образом, понятие здорового образа жизни гораздо шире, чем отсутствие вредных привычек, режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; в него также входит система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом, а также жизненные цели и ценности и т.д.

На сегодняшний день существует несколько моделей обучения здоровому образу жизни, каждая из которых ориентирована на особые воздействия, на понимание роли и места здоровья в переживаниях человека. Остановимся кратко на образовательной модели .

Суть этой модели состоит в том, чтобы оказать влияние на поведение человека в отношении его здоровья. В основу её легли представления о стадиях принятия решения о своём здоровье как ценности (аксиологическая компонента). Обычно их описывают таким образом:

  • Всесторонний анализ возможного альтернативного поведения.
  • Выделение всех целей. Которые могут быть достигнуты, и оценка ценностей, которые связаны с совершаемым выбором.
  • Тщательный анализ всех последствий, которые связаны с выполнением каждого действия.
  • Поиск информации, важной для оценки возможных альтернатив.
  • Оценка поступающей информации и полученных мнений экспертов, даже если они идут в разрез с тем образом действий, к которому изначально был готов принимающий решение человек.
  • Повторная оценка последствий всех известных альтернатив, даже тех, которые вначале рассматривались как неподходящие, осуществляется до того, как будут приняты окончательные решения.
  • Составление детального плана для осуществления поведения, учёт возможного его применения в случае появления нежелательных последствий.

Как же можно создать заинтересованность и готовность (установку) вести здоровый образ жизни? В общем плане для установки любой формы поведения необходимы два момента: цель должна восприниматься как стоящая усилий и достижимая. Можно выделить несколько факторов , существенных для установки здорового образа жизни:

  • Знание того, какие формы поведения способствуют нашему благополучию и почему.
  • Желание быть хозяином своей жизни – вера в то, что здоровое поведение в действительности ласт положительные результаты.
  • Положительное отношение к жизни – взгляд на жизнь как на праздник, которым нужно наслаждаться.
  • Развитое чувство самоуважения, осознание того, что ты достоин наслаждаться всем самым лучшим, что может предложить тебе жизнь.
  • Проговорённые правила в семье.
  • Способность конструктивно справляться со своими негативными чувствами.
  • Адекватная самооценка.
  • Личный пример родителей.

И не следует забывать о том, что стремление современного подростка сохранить и укрепить своё здоровье должно быть ориентировано на понимание важности состояния собственного здоровья для творческой, активной, социально полезной, и, главное, будущей профессиональной деятельности, ведь, часто и выбор специальности определяется кругом требований, которые предъявляются и к состоянию здоровья человека.

В России уже в 1979 году в «Медицинской газете» были напечатаны первые публикации, в которых учёные поставили вопрос о необходимости введения здоровьесберегающих технологий в школах, авторы В.Ф. Базарный, Л.П. Уфимцева, Ю.Я. Оладо и В.А. Гуров.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург-офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор – он является автором уникальной технологии оздоровления детей в процессе дошкольного и школьного воспитания.

Особенности здоровьесберегающей технологии по методике

Методика В.Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральных законов РФ «О гарантиях прав ребёнка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровьесберегающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе школьника, а также даёт гарантированный результат улучшения здоровья обучающихся в целом. Методика В.Ф. Базарного реализуется при помощи специально разработанных наглядных технических пособий – офтальмотренажёров.

Данная методика является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических т сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза и другой сугубо школьной патологии.

К основным методам и приёмам, используемым в здоровьесберегающей технологии В.Ф. Базарного относят:

Режим динамической смены поз.

Упражнения на зрительную координацию.

Зрительно-координационные тренажёры, с помощью опорных зрительно-двигательных траекторий (офтальмотренажёры).

Упражнения на мышечно-телесную координацию.

Автором классификации здоровьесберегающих образовательных технологий является кандидат медицинских наук, доктор психологии, профессор, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья АПКиППРО.

Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ), по определению Никиты Константиновича Смирнова , — это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.

Классификация здоровьесберегающих технологий (по Н.Смирнову)

А) По разным подходам к охране здоровья

МЕДИКО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (МГТ)

Включают: использование профилактических программ; обеспечение гигиенических условий в соответствии с регламентациями; проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению обучающихся и педагогического коллектива; организацию профилактических мероприятий в преддверии эпидемий.

ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ФОТ)

Направлены на физическое развитие обучающихся.

К ФОТ относятся: закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств, отличающих здорового, тренированного человека от физически слабого.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Способствуют воспитанию у школьников любви к природе, потребности заботиться о ней, приобщение их к исследовательской деятельности в сфере экологии. Направленность этих технологий – создание природосообразных, экологически оптимальных условий жизни и деятельности людей, гармоничных взаимоотношений с природой.

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЭЗТ)

Самостоятельным направлением среди этих технологий является видеоэкология, занимающаяся вопросами психологического влияния на человека окружающей среды.

ТЕХНОЛОГИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ТОБЖ)

Главная задача –сохранение жизни. Требование и рекомендации специалистов по охране труда, защите в чрезвычайных ситуациях, пожарной инспекции и гражданской обороны подлежат обязательному учёту и интеграции в общую систему здоровьесберегающих технологий.

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕ-ГАЮЩИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЗОТ)

Отличительный признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Реализация ЗОТ возможна только при осознании всеми педагогами образовательного учреждения своей общей ответственности за сохранение здоровья обучающихся и получении необходимой профессиональной подготовки для работы в этом направлении.

Б) По характеру действия ЗОТ Н.К. Смирнов выделяет

Направлены на защиту человека от неблагоприятных для здоровья воздействий.

К ним относится выполнение санитарно-гигиенических требований. Большая часть того, что в школах традиционно понимается под здоровьесберегающими технологиями, как раз относится к этой группе.

Задача – восполнить недостаток того, что требуется организму для полноценной жизнедеятельности, частично нейтрализовать негативные воздействия в тех случаях, когда полностью защитить человека невозможно. К ним относят: йодирование питьевой воды и соли, витаминизацию пищевого рациона, физкультминутки, физкультпаузы.

Позволяют активизировать собственные силы организма, использовать его ресурсы для выхода из нежелательного состояния.

К ним относят: температурное закаливание, физические нагрузки, приёмы педагогической техники и педагогической психотерапии.

Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.

Здоровьесберегающие приёмы и методы подразделяются на обеспечивающие и реконструирующие.

5. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ОПТ)

Структура учебного процесса частично регламентируется требованиями государственных санитарных правил и норм.

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ (ППТ)

Психолого-педагогическое сопровождение всех элементов образовательного процесса

УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (УВТ)

Включают программы по обучению грамотной заботе о своём здоровье и формированию культуры здоровья обучающихся, мотивации их к формированию здорового образа жизни, просвещению их родителей.

СОЦИАЛЬНО-АДАПТИРУЮЩИЕ И ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ (САЛРТ)

Включают технологии, обеспечивающие формирование и укрепление психологического здоровья обучающихся, повышение ресурсов психологической адаптации личности.

К ним относятся: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики и т.д.

ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ (ЛОТ)

Составляют самостоятельные медико-педагогические области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, воздействие которых обеспечивает восстановление физического здоровья школьников.

Результат совокупного воздействия на детей всех здоровьесберегающих технологий должен оцениваться с помощью комплекса методов медико-психолого-педагогической диагностики, мониторинга. Постоянное наличие обратной связи позволяет своевременно вносить в работу необходимые коррективы.

Практическое применение здоровьесберегающих технологий.

Работая по собственно разработанной программе «Россия», отмечу, что одним из направлений данной программы является здоровьесбережение, экологическое воспитание.

Данное направление призвано решать следующие задачи:

— формирование отношения к своему здоровью как к ценности;

— формирование представлений о ценности занятий физической культурой, понимание влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни;

— формировать у воспитанников культуру здорового образа жизни;

— помогать воспитанникам овладевать современными здоровьесберегающими технологиями (умениями и навыками сохранения здоровья и его укрепления);

— формирование способности к причинно-следственному анализу ситуаций и явлений в системе «человек — общество — природа» и выбору способов решения экологических задач;

— формирование ценностного отношения к природе, к окружающей среде;

— формирование ответственного и компетентного отношения к результатам производственной и непроизводственной деятельности человека, затрагивающей и изменяющей экологическую ситуацию на локальном и глобальном уровнях, формирование экологической культуры, навыков безопасного поведения в природной и техногенной среде.

Цикличность проведения мероприятий

Проведение групповых спортивных игр: пионербол, футбол, настольный теннис

Организация режима дня воспитанников

Организация освоения воспитанниками норм, правил личной гигиены

Проведение бесед о здоровом образе жизни в рамках модульного курса профилактики курения (авторы А.Н. Сизанов, В. А. Хриптович)

Один раз в две недели

Тренировки в целях подготовки воспитанников к сдаче норм ГТО в соответствии с возрастом.

Организация досуга воспитанников (настольные игры, подвижные игры)

Принятие участия в общешкольных спортивных мероприятиях

По плану работы школы

Вовлечение воспитанников группы в школьные творческие объединения физкультурно-оздоровительной направленности

Контроль за проветриванием жилых помещений и регулярной их уборкой

Контроль за приёмом пищи воспитанниками

Проведение физминуток на самоподготовке

Проведение бесед-инструктажей по технике безопасности

Один-два раза в четверть

Мониторинг состояния здоровья воспитанников с записью в журнале

По плану работы школы

Методы, используемые при реализации

здоровьесберегающих технологий в школе

Под методами здоровьесберегающих образовательных технологий обучения понимают способы применения средств, позволяющих решать задачи педагогики оздоровления. Метод обучения – это упорядоченная деятельность педагога, направленная на достижение заданной цели обучения. Под методами обучения часто понимают совокупность путей, способов достижения целей, решения задач образования (Подласый И.П.). В здоровьесберегающих образовательных технологиях обучения применяются две группы методов: специфические (характерные только для процесса педагогики оздоровления) и общепедагогические (применяемые во всех случаях обучения и воспитания).

Ни одним из методов нельзя ограничиваться в методике педагогики оздоровления как наилучшим. Только оптимальное сочетание специфических и общепедагогических методов в соответствии с методическими принципами может обеспечить успешную реализацию комплекса задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения.

На основе существующей педагогической практики можно выделить следующие методы:

Источник

Читайте также:  Зож дошкольников по физкультуре
Adblock
detector