Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
консультация на тему
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для воспитателей «Проблемы здоровья детей дошкольного возраста» | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАНЕВСКОЙ РАЙОН
Консультация для воспитателей
«Проблемы здоровья детей дошкольного возраста »
Воспитатель МАДОУ детского сада № 19
Кучер Елена Георгиевна
Проблемы здоровья детей дошкольного возраста
Внимание к оздоровительной направленности физического воспитания связанно с продолжающимся ухудшением состояния здоровья детей. Роль системы дошкольного образования в жизни современного общества трудно переоценить. Кроме образовательных задач, связанных с профессиональной помощью семье, дошкольное образование обеспечивает социальную защиту семьи и ребенка, регулярное медицинское обслуживание и контроль развития маленьких детей. Результаты обследования детей показывают, что в последнее время в детский сад приходит больше детей, имеющих различные отклонения в здоровье и развитии. Стремительно растет число хронических, социально обусловленных болезней, снижаются показатели физического развития, растут психические отклонения и нарушения в продуктивной системе. В связи с этим проблему здоровья следует рассматривать в широком социальном аспекте.
Одно из важных условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей – создание полноценных условий, способствующих охране физического и психологического здоровья каждого ребенка, обеспечивающих эмоциональное благополучие, свободное и эффективное развитие. Современная практика работы с детьми показывает, что в отдельных случаях состояние ребенка может измениться в зависимости от тех или иных причин и условий развития и воспитания.
Дошкольный возраст – наилучшее время для «запуска» человеческих способностей, когда формирование личности ребенка происходит наиболее быстро. От того, как проведет ребенок этот отрезок своей жизни, будет в дальнейшем зависеть многое. Именно поэтому задача всех работников дошкольного учреждения – обеспечить условия для всестороннего развития ребенка и подготовки его к систематическому обучению в школе. Использование физических упражнений в воспитательно-образовательном процессе способствует формированию у детей готовности к обучению и позволяет ребенку полностью проявлять себя в жизни. Таким образом, в дошкольном учреждении физическая культура – один из ведущих компонентов деятельности детей.
Большинство дошкольных учреждений имеют необходимые условия и хорошую оздоровительную базу: оборудованы спортивные залы, медицинские кабинеты, кабинеты для проведения массажа, ингаляций, бассейны или летние плескательницы. Особое внимание уделяется созданию в группах комфортной атмосферы и оснащению развивающей среды. В настоящее время развивающая среда детских садов требует обновления. Детям нужны красивые игрушки и модули, современные спортивное и игровое оборудование, мебель.
Для решения этой проблемы необходимы дополнительные источники финансирования: спонсорская помощь, оказание платных услуг, привлекать попечительские советы и т.д..
Необходимо менять отношение к проблемам дошкольного образования. Необходимо помнить, что здоровье маленьких граждан сегодня – залог завтрашнего дня нашей страны.
За последнее время удалось многое изменить в системе дошкольного образования: увеличена сеть муниципальных детских садов, открыты ранее нефункционирующие, организаторы вариативные формы дошкольного образования. А это значит, что порог детского сада переступило большее количество детей. Привлечение детей в детские сады в первую очередь дает возможность увидеть состояние здоровья и развития каждого ребенка, вовремя помочь и обеспечить равные стартовые возможности при подготовке к школе.
Но тревожит тот факт, что только 56% детей посещают детские сады. К сожалению, в школу приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития, имеющие нарушения зрения, слуха. Как правило, эти дети не посещали дошкольные учреждения. Многие по состоянию здоровья и по ряду причин не могут посещать детский сад весь день. Поэтому необходимо искать пути привлечения детей. Один из них – организация групп кратковременного пребывания детей. Такие группы имеются во многих детских садах нашей станицы.
Растет авторитет дошкольных образовательных учреждений, превращая их в Центры дошкольного образования. Для формирования у детей привычки к здоровому образу жизни и безопасности жизнедеятельности педагогами используются современные программы и здоровые сберегающие технологии, осуществляется использование инновационных технологий оздоровления, воспитания детей. Во многих детских садах сложилась определенная система оздоровительной работы с детьми. Предусмотрен гибкий режим дня, составленный с учетом требований программы, времен года, психологических особенностей детей, что позволяет более эффективно реализовать двигательную активность дошкольников, повысить уровень их физического и эмоционального развития.
С детьми необходимо проводить занятия по физкультуре всех видов (традиционные, занятия – соревнования, зачеты, самостоятельные, праздники и развлечения). Дети должны заниматься ритмикой и хореографией, необходимы комплексы психологических мероприятий (психодиагностика, психогимнастика, элементы сказкотерапии и др.). Нужна система эффективных закаливающих процедур, активизация двигательного режима детей, использование оздоровительных технологий на занятиях, строгое соблюдение двигательного режима и режима дня.
Особое внимание в режиме дня уделяется проведению закаливающих процедур, которые способствуют укреплению здоровья и снижению заболеваемости и формирующих привычку к здоровому образу жизни.
Детям обеспечивается защита, эмоциональный комфорт, интересная и содержательная жизнь. Ведущее место в системе оздоровительной работы занимает физическая культура, обеспечивающая удовлетворение биологической потребности ребенка в двигательной активности. В некоторых дошкольных учреждениях стало доброй традицией проведений недель здоровья, спортивных игр, дней открытых дверей, праздников, экскурсий в природу.
Мы должны помнить не только о развитом, но и здоровом детстве, так как здоровье – не только сиюминутное состояние, но возможность быть здоровым в будущем.
Источник
Опыт работы «Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ»
материал по теме
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей. Современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_kinzyabaeva_e.n.docx | 24.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на проблемной секции
«Реализация ФГТ и подготовка к введению ФГОС
Проблемы сохранения здоровья дошкольников и организация оздоровительной работы в ДОУ
Выполнил: старший воспитатель
Кинзябаева Эльмира Наилевна
Будьте добрыми, если захотите;
Будьте мудрыми, если сможете;
Но здоровыми вы должны быть всегда.
На протяжении 150-летней истории существования дошкольных образовательных учреждений в России приоритетным направлением деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей.
В дошкольном возрасте закладывается все основное. Это не только подготовка к школе в обывательском понимании: научить читать, писать и считать. Наоборот, подготовка по Ф едеральному государственному образовательному стандарту в дошкольном учреждении ставит совершенно другие целевые ориентиры: ребенок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, инициативен и самостоятелен в разных видах деятельности, активно взаимодействует со взрослыми и сверстниками, у ребенка развита крупная и мелкая моторика, воображение, творческие способности, доводит до конца начатое дело, подчиняется разным правилам и социальным нормам – это портрет современного выпускника ДОУ.
Одна из ключевых проблем современного общества – обеспечение качественного дошкольного образования.
Почему возникает проблема качества?
Потому что дети стали другими. Мы должны учитывать, что малыши приобщаются к миру в эпоху информационного взрыва — информатизации, виртуальной реальности. Известно, насколько притягательны для детей занятия с компьютером, который с каждым годом проникает во все сферы жизнедеятельности людей, становится обязательным атрибутом современной жизни, заменяя тем самым книжную литературу. Однако длительное завороженное сидение за ним может привести к перенапряжению нервной системы, нарушению сна, ухудшению самочувствия, утомлению глаз. Нужно сделать так, чтобы, играя в компьютерные игры, они не заигрались, чтобы они продолжали общаться с нами, взрослыми, и со своими сверстниками, а не только с виртуальными героями.
Дети, которые идут в наши детские сады, по-другому все воспринимают, умеют пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами еще до того, как начинают говорить. Конечно, для таких современных детей дошкольное образование должно быть здоровьесберегающим и здоровьеобогащающим.
Всех нас тревожит здоровье современного поколения. Причины болезненности детей сложны и серьезны: это и социальные условия жизни, и экологическая обстановка, и психологический климат в семье.
Актуальными проблемами детского здоровья сегодня являются гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения), нарушения осанки, детские стрессы и тревожность. Физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса тоже значительно ухудшилось.
В связи с этим в нашем детском саду уделяется особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психологического благополучия, а также развитию культуры здоровья самих педагогов ДОУ и родителей.
В систему физкультурно-оздоровительной работы, проводимой в нашем детском саду, включены следующие мероприятия, которые осуществляюся в соответствии с СанПиН с учетом здоровья, возраста детей и времени года: ежедневно во всех возрастных группах проводится утренняя гимнастика в спортивном зале, а в летний период года на открытом воздухе. Разнообразные подвижные и малоподвижные игры в течение всего дня, непосредственно образовательная деятельность по физической культуре в зале и на воздухе, развлечения, соревнования, закаливание и бодрящая гимнастика после сна. Все эти формы деятельности позволяют сохранить здоровье детей, обеспечить оптимальную двигательную активность на протяжении всего дня, рационально распределить интеллектуальную и физическую нагрузку дошкольников.
В целях развития двигательной активности, повышения эмоционального тонуса, сохранения и укрепления здоровья детей раннего возраста (с 2 до 3 лет) нами был разработан План оздоровительно-игровой работы на год «Минутки здоровья. В план включены различные виды ходьбы, игровые упражнения и подвижные игры, каждый комплекс рассчитан на 8 минут.
А также в своей работе мы используем следующие современные здоровьесберегающие технологий, которые интегрируются в различных видах детской деятельности:
— ритмопластика (кружок хореографии);
— различные формы гимнастик;
В нашем детском саду реализуются в кружковой деятельности дополнительные образовательные программы «Атлетик» по ФК, «ЛФК для дошкольников», «Умелые ручки» по арт-терапии, «Зеленая школа» по экологическому воспитанию дошкольников, «Путь к совершенству» по развитию социального интеллекта детей старшего дошкольного возраста, «Я и мои эмоции».
С целью повышения качества оздоровительной работы в детском саду особое внимание уделяется развитию культуры здоровья самих сотрудников детского сада.
Для оптимизации психофизического здоровья младших воспитателей и педагогов мы провели семинар-тренинг «Хорошее настроение – залог здоровья», практикум «Приемы релаксации и снятия напряжения в течение рабочего дня», мастер-класс «Су-Джок терапия, йога, стрейчинг», «Круглый стол» по теме «Пути реализации здоровьесберегающего подхода». Обсуждаем вопросы здоровьесбережения на педсоветах и медико-педагогических совещаниях.
Данные мероприятия не только помогают избавиться от тревог, усталости, напряжения, но особенно важно, каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит и использовать его в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы в ДОУ, увеличить период высокой работоспособности, сохранить здоровье педагогов и благоприятно повлиять на психологический климат в коллективе ДОУ.
В апреле 2013 года в рамках празднования 65-летия г. Салавата и всероссийской акции в ДОУ прошла неделя здоровья под девизом «Башкортостан – территория здоровья!». С целью повышения эффективности работы по здоровьесбережению мы провели городской методический семинар-практикум «За здоровьем в детский сад!» для старших воспитателей и педагогов детских садов.
Для сохранения социального и психического здоровья дошкольников в нашем саду с 2012 года функционирует Совет профилактики. Обратите внимание на слайд, здесь отражены направления деятельности Совета (на данный момент у нас 1 неблагополучная семья), в состав которого входят заведующий, ст. воспитатель, мед.сестра, педагог-психолог, воспитатель.
Хотелось бы отметить результаты нашей работы: на сегодняшний день 82% родителей вовлечены в образовательный процесс по вопросам сохранения здоровья детей, заболеваемость дошкольников заметно снизилась при значительном повышении посещаемости ДОУ; деятельность по здоровьесбережению приведена в определенную систему: накоплен передовой педагогический опыт, позволяющий делиться и с другими дошкольными учреждениями, педагоги грамотно владеют здоровьесберегающими технологиями, которые постоянно совершенствуются, разработаны дополнительные образовательные программы по оздоровлению дошкольников.
Таким образом, исходя из выявленных проблем, для дальнейшей работы по сохранению и укреплению здоровья наших детей мы планируем :
- Повышать квалификацию педагогов по вопросам внедрения в практику детского сада современных здоровьесберегающих технологий.
- Создать условия для сохранения здоровья сотрудников ДОУ.
- Обеспечить условия, предотвращающие появление у детей переутомления, гиподинамии, стрессов.
- Создать родительский клуб «Здоровая семья» с целью формирования здорового образа жизни в семье, профилактики семейного неблагополучия.
Итак, современное дошкольное образовательное учреждение должно обеспечить ребенку в условиях информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые ЗУН не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни, при условии совместной работы всех специалистов детского сада и семьи.
Источник