Современные проблемы управления здоровьем
ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Сергеенко И. А. (БГИТА, г. Брянск, РФ)
The article is the scientific review of economic problems of Russian health care for the last period of time.
В настоящий период общественного развития основной задачей является создание социально-ориентированной рыночной экономики.
Немаловажная роль принадлежит региональному здравоохранению, как основному фактору в достижении высоких показателей экономической и социальной деятельности. Приоритеты современного здравоохранения смещаются в сторону модернизации отрасли, решению существующих проблем и внесению корректив в управление системой здравоохранения.
При рассмотрении управления системой здравоохранения необходимо выделить следующие проблемы:
· финансовая фрагментарность и бюджетный дисбаланс;
· организационные барьеры и дублирование управленческих функций;
· отсутствие административной вертикали, неуправляемость и пассивность структур;
· инертность и неальтернативность в принятии управленческих решений;
· низкая эффективность использования экономических регуляторов, методов прогнозирования и проектирования;
· несовершенство законодательства и правовой произвол;
· отсутствие информационно-аналитического анализа и принципа системности в управлении;
· низкая эффективность использования человеческих ресурсов;
· отсутствие методов научного исследования.
Финансовая фрагментарность связана с низким уровнем финансового обеспечения системы здравоохранения.
В настоящее время в отечественном здравоохранении складывается следующая ситуация. Потребитель платит государству за пользование услугами здравоохранения, а государство не в состоянии эффективно использовать полученные средства, например, повысить уровень технической оснащённости.
Важной проблемой является наличие двуканального финансирования. Это связано с наличием особенности в системе российского здравоохранения. Особенность состоит в приспособлении сложившейся модели к негосударственной схеме страхования. При наличии данной особенности создаётся конструкция при которой государство сохраняет в своей собственности лечебную сеть и некоммерческую форму изъятия страховых финансовых ресурсов через социальный налог и бюджет, а функцию прямого финансирования доверяет коммерческим субъектам.
В результате складывается система с участием страховых медицинских организаций, территориальных фондов Обязательного Медицинского Страхования, которые осуществляют административные, расчётно-экспертные и резервно-финансовые функции.
В сложившейся системе здравоохранения в Российской Федерации трудно балансировать между возможностями и обязательствами государства. Отсутствие действенных механизмов выравнивания условий финансирования здравоохранения приводит к бюджетному дисбалансу.
В законе «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.1991 г. №1499-1 указывается, что Правительство Российской Федерации, органы государственного управления, краёв, областей, местная администрация определяют размеры финансирования государственной, муниципальной систем здравоохранения.
Следовательно, органы управления должны проводить своевременную политику по решению следующих задач:
· разработка и реализация целевых программ;
· обеспечений высокого уровня профессиональной подготовки кадров;
· активное финансирование научных исследований;
· широкое развитие материально-технической базы учреждений здравоохранения;
· расширение возможностей оплаты особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
· выравнивание средств территорий за счёт использования механизма субсидирования;
· совершенствование системы финансовой помощи медицинским учреждениям при социально-значимых и массовых заболеваниях.
Кроме финансовых проблем существуют проблемы организационного и структурного характера. Отсутствует чёткое разделение полномочий и функций в сфере государственного управления здравоохранением.
Сущность характеристик заключается в наличии учреждений здравоохранения, множество из которых дублируют друг друга в своих функциях (медицинские подразделения, департаменты и т. д.). Наличие такого дублирования приводит к неповоротливости, неуправляемости и отсутствию функциональности.
Важным звеном в структуре органов управления здравоохранением является Фонд обязательного медицинского страхования. В настоящее время миссия ФОМСов не определена. Фонды осуществляют одновременно административные и контрольные функции.
В системе обязательного медицинского страхования отсутствует вертикаль «ФОМС — территориальные фонды», что ведёт к отсутствию прямого административного подчинения региональных органов управления федеральным.
Итак, внутри самой системы ОМС существует ряд ключевых проблем:
· отсутствие механизма принятия управленческих решений;
· сохранение системы регулирования с наличием медицинских учреждений с высоким уровнем теневых проплат;
· отсутствие прогрессивных методов планирования, стимулирующих повышение эффективности использования ресурсов в здравоохранении;
· отсутствие информационно-аналитического механизма управления деятельностью лечебно-профилактических учреждений;
· несовершенство системы подготовки профессиональных кадров в здравоохранении.
В период с 2005 г. в законодательстве наблюдается постепенное формирование новой модели распределения полномочий между различными уровнями управления. Эта модель называется управляемой «мягкой» децентрализацией. Данная модель имеет следующие особенности:
· передача части полномочий федерального центра регионам, при этом за Федеральным центром остаётся регулирование, финансирование и контроль исполнения полномочий;
· появление новых полномочий у регионов, связанных со стандартизацией и организацией оказания медицинской помощи;
· возвращение практики долгосрочного и среднесрочного планирования.
Таким образом, проблемы и пути их решения можно представить следующим образом (Рисунок 1)
Финансовую фрагментарность и бюджетный дисбаланс представляется возможным преодолеть при разработке и реализации целевых программ, учитывая возможности бюджетов различного уровня.
Структурная перестройка и использование принципов адаптивности и модификации позволяют преодолеть организационные барьеры, дублирование управленческих функций и создать административную вертикаль.
Построение системы стратегического управления позволит обеспечить альтернативность в принятии управленческих решений и способствовать повышению эффективности использования экономических регуляторов, таких, например, как цена. Для того чтобы регуляторы работали необходимо планировать потребности в ресурсах с использованием современных подходов на основе анализа интегральных показателей.
Для совершенствования правового законодательства необходимо принятие нормативно-правовых актов, регулирующих управление системой здравоохранения.
Построение информационно-аналитической системы позволит усовершенствовать процесс обмена и обработки информации и достичь системности в управлении.
Проблему повышения эффективности использования человеческих ресурсов возможно решить путём использования качественной подготовки специалистов и планирования в их потребности.
Подготовка и реализация научных программ будут способствовать расширению методов научного исследования.
Рисунок 1 — Проблемы управления системой здравоохранения и пути их решения
Источник
Системы управления здоровьем
Прежде чем говорить о том, для чего нужны системы управления здоровьем, напомним, что ранее говорилось о здоровье как зоне ответственности самих граждан. Мы должны сами брать ответственность за собственное здоровье в свои руки. Хорошая персональная диета, физические упражнения и здоровый образ жизни (ЗОЖ) – являются основными факторами здоровьесбережения. Работа с эмоциональной и духовной составляющей человека, в некоторых случаях, позволяют избавиться от хронических заболеваний и является ещё одними важным моментом к улучшению здоровья и снижению заболеваемости. Это тот минимальный уровень, который доступен каждому.
Следующим уровнем становится управление своим здоровьем, т.е. создание системы, в которой здоровье является объектом управления. Это означает, что по отношению к нему нужно ставить цели и задачи управления, тогда как сейчас управление здоровьем у большой массы населения происходит «в режиме автопилота» и «управленческие» воздействия начинаются только в критических ситуациях, кроме Нealth management для корпоративных клиентов, что недоступно обычным гражданам.
Под управлением здоровьем человека в самом общем смысле понимаются, прежде всего, формирование и поддержание здорового образа жизни с учетом экологических факторов, а также регулярная оценка результатов управления и при необходимости внесение корректировок в план мероприятий управления.
Принципы системы управления здоровьем
А чтобы системы управления здоровьем стали возможными, выделяют следующие основные принципы[1]:
- Индивидуальная ответственность человека (субъекта управления) за управление своим здоровьем (объект управления);
- Ключевая роль образования человека в сохранении и управлении здоровьем, его непрерывность в течение всего процесса управления и контролируемость его усвоения;
- Выполнение каждого из последовательных этапов процесса управления здоровьем для достижения поставленных целей;
- Периодический мониторинг состояния здоровья человека и применение мер по его профилактике с целью предотвращения необратимых последствий;
- Регулярный контроль за результатами управления для оценки качества управления и обоснования изменения способов воздействия на объект управления.
Попробуем «расшифровать» эти принципы.
Принцип 1.
Необходимость индивидуальной ответственности за управление своим здоровьем прямо вытекает из общей ответственности за свое здоровье. Хотя этот принцип можно рассматривать и с точки зрения экономии расходов, и готовности населения взять ответственность за управление здоровьем на себя, и недостатка необходимых компетенций.
Хотя в группе факторов, влияющих на здоровье, медицине отводится только 10%, все-таки, когда человек заболевает и не в состоянии себе сам помочь, то нет другого выхода, как обратиться к врачу. Постарайтесь в этом случае сделать так, чтобы врач стал вашим союзником, а не равнодушным механизмом, выписывающим рецепты.
Принцип 2.
Мудреная формулировка этого принципа сводится к тому, что необходимо постоянно повышать уровень своих компетенций по здоровьесбережению и ключевая роль здесь отводится образованию. Слово «Образование», на наш взгляд, здесь оказалось потому, что тот, кто формулировал принципы, забыл или не знает слово «Просветительство». Именно «просветительству» должна принадлежать ключевая роль, а не системе образования, а уж тем более не здравоохранению, т.к. все потуги медицины по профилактике заболеваний находятся на уровне благих пожеланий. Посмотрите на существующие «Школы диабета», «Школы здоровья» — ведь там уже люди с диагнозами.
В Зеленограде при кардиоцентре в 2016 открылась «Школа инфаркта миокарда» с целью профилактики заболеваний сердца. Потом медики либо сами догадались, либо кто-то подсказал, что так называть школу нельзя и ее быстренько переименовали в «школу здоровья», но суть от этого не изменилась. Люди приходили на занятия уже с конкретными заболеваниями и задавали одни и те же вопросы: «Как лечиться?» и «Что принимать?». Так и ответ был стандартный «А вы приходите к нам на прием, мы вас осмотрим, сдадите анализы, тогда мы сможем сказать!» Просветительство – не удел медицины. Медики это не умеют делать. Да к тому же профилактика плохо продается.
Остается некоммерческий сектор. ЗОЖ – одно из главных направлений НКО и здесь немалая роль отводится именно просветительской деятельности. Кстати, эта статья и адресована в первую очередь НКО, особенно тем, кто подает заявки на конкурсы субсидий. Вот вам практически готовая заявка! В соответствии с разработанным нами модульным принципом написания проектов, система управления своим здоровьем может быть встроена как модуль в любой проект по ЗОЖ. Поскольку мы сами являемся НКО, то все, о чем здесь написано уже прошло многократную проверку в наших проектах на практике.
Кстати, системы управления здоровьем легко встраиваются и в образовательный проект.
Принцип 3.
Здесь нечего комментировать, кроме того, что весь процесс управления здоровьем состоит из последовательных этапов (пошаговая инструкция) для достижения поставленной цели.
Принцип 4.
Периодический мониторинг (объективный контроль) состояния здоровья возможен только при наличии приборов диагностики сертифицированных для домашнего применения.
Принцип 5.
Результаты управления должны сопоставляться с заданными целями и в случаях их несоответствия необходимо производить коррекцию.
Схема системы управления здоровьем
Тогда можно предложить следующую схему системы управления
Основной контур управления:
Цель -> Программа -> Исполнение -> Здоровье -> Диагностика.
В принципе программа оздоровления может загружаться любая, лишь бы она была согласована с целями и давала конкретные рекомендации к исполнению, и есть объективные приборы, которые оценивают влияние этой программы здоровья на наш организм. А еще есть внешняя среда, которая влияет на все, и в которой все это находится.
Кстати, образование, в первую очередь школы, пока тоже не сильно торопятся взять на себя эту роль повышения ключевых компетенций по здоровбесбережению. Хотя предпосылки для этого есть. Например, в виде занятий по ОБЖ «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». В некоторых школах создаются различные кабинеты здоровья, даже медицинские классы, но все это носит фрагментарный и не системный характер. Про медицинские классы в московских школах мы уже писали. Основная проблема в том, что пока никто не рассматривает здоровье, как систему управления в том виде, в котором она здесь описана. Поэтому, например, есть донозологическая диагностика, но нет программ оздоровления, нет коррекции результатов, поэтому и поставленные цели по здоровью повисают в воздухе, т.е. не могут быть реализованы. Или другой пример, есть программы по здоровью, но не поставлены цели и не используются доступные приборы для объективного контроля состояния здоровья. В этом случае обучение является неким процессом без видимого результата.
Обучение только тогда станет эффективным, когда все элементы системы управления здоровьем будут соединены воедино.
Далее мы опишем, как эта схема реализуется в конкретных программах здоровья. Вернее, как программы по оздоровлению могут быть представлены в виде этой системы управления здоровьем.
Литература
1. Нефедов О.Ю. Принципы управления здоровьем и информатизация российского здравоохранения // Устойчивое инновационное развитие: проектирование и управление. 2013. Т. 9. № 4 (21). С. 95–103.
Источник