Меню

Современные проблемы состояния здоровья у подрастающего поколения

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.
статья по физкультуре

Статья о проблемах сохранения здоровья у детей.

Скачать:

Вложение Размер
statya._tendentsii_sostoyaniya_zdorovya_podrostayushchego_pokoleniya.docx 21.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тенденции состояния здоровья подрастающего поколения.

Кочкина Вера Евгеньевна – учитель физкультуры ГБОУ НОШ № 615 Адмиралтейского р-на г. Санкт-Петербурга.

Охрана здоровья подрастающего поколения — наша важнейшая задача. К сожалению, в последние годы отмечаются негативные тенденции, обусловленные резким увеличением хронических заболеваний у детей и подростков.

В начале третьего тысячелетия человеческое общество столкнулось с рядом глобальных проблем, обусловленных изменением ритма и образа жизни современного человека, информационными и психо-эмоциональными перегрузками, разрушением гармонической связи человека с Природой, нарастанием экологической загрязненности, изменением характера питания и т.д.

На состояние здоровья детей оказывают существенное влияние такие факторы как неблагоприятные социальные и экологические условия. Резко отрицательная экологическая обстановка в районах проживания и обучения детей и подростков существенно повышает их заболеваемость и снижает потенциальные возможности образовательного процесса.

В результате исследования здоровья школьников, проведенного министерством здравоохранения всероссийскую диспансеризацию. Из полученных данных следует, что за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет выросла в 1,4 раза. Самые высокие темпы роста наблюдаются у болезней костно-мышечной системы (в 2,6 раза), системы кровообращения (в 2,5 раза), эндокринной и мочеполовой систем. В структуре заболеваемости ведущие места принадлежат болезням органов дыхания, инфекционным и паразитарным заболеваниям. Тенденцией к росту отличаются и показатели заболеваемости подростков 15-17 лет [40].

Самую большую группу составляют дети, находящиеся «между здоровьем и болезнью» — в третьем состоянии. Это разнообразные функциональные нарушения, не достигшие уровня болезни, но свидетельствующие о напряжении адаптационных ресурсов организма (дезадаптационных нарушениях), повышенном риске возникновения клинически выраженной патологии. Их нельзя отнести к здоровым, но и диагноза хронического заболевания врачи им не выставили. Однако отсутствие медицинского диагноза — еще не свидетельство здоровья [40].

Согласно усредненным данным, полученным разными специалистами в последние годы, практически здоровыми можно признать не более 10% нынешних школьников. Врачи-педиатры, родители, учителя и воспитатели, каждодневно сталкиваясь с проблемами неблагополучия детского здоровья, не всегда грамотно действуют, помогая ребенку справиться с его болезненным состоянием. Сами же дети, подростки, юноши и девушки пытаются привыкнуть жить в условиях ограничения свободы и очень нуждаются в понимании и конструктивной помощи со стороны взрослых.

Выявлена ежегодная тенденция роста хронической заболеваемости школьников со среднегодовым темпом 5,84%. За время обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускному с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%. 

По данным специалистов НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков [6], в последние годы наметились следующие негативные тенденции:

  • значительное снижение числа абсолютно здоровых детей (их остается не более 10-12%);
  • стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, которые регистрируются более чем у 50-60% школьников;
  • резкое увеличение доли патологии органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата, почек и мочевыводящих путей;
  • увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов.

Нужно отметить, что у подростков с различными зрительными нарушениями довольно часто наблюдаются болезни сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата. По данным обследования врачей-ортопедов у 92% незрячих детей наблюдаются различного вида расстройства, чаще всего, различной степени скалеозы, при этом неправильная осанка встречается в 67% случаев, а плоскостопие в 35% случаях.

Комплексные обследования, проведенные сотрудниками Санкт-Петербургского педиатрического медицинского института, показывают, что в структуре патологической пораженности современных школьников, наряду с такими соматическими заболеваниями, как болезни позвоночника и органов зрения, ведущее место занимают психические расстройства (за счет невротических расстройств) и имеется выраженная тенденция их роста к моменту окончания школы. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи ГКСЭН РФ [19], в настоящее время нервно-психические отклонения диагностируются у 17% школьников. Можно ли что-то изменить? Можно, если формирование здорового образа жизни возвести в ранг государственной политики. Такую политику, безусловно, поддержит подавляющее большинство общества. Тем более, если она не ограничится борьбой с курением и призывами заниматься физкультурой. Ведь понятие «здоровый образ жизни» подразумевает не только отсутствие у человека вредных привычек, наличие гигиенических навыков, но и безопасные для здоровья условия жизни и работы. Понятно, что формирование таких условий — дело не одного дня, особенно с учетом реального положения дел в России.

Потеря системы массового участия подрастающего поколения в подвижных и спортивных играх на воздухе, «перекочевав» к компьютерам с играми сомнительного качества. Отрицательное воздействие этих игр на интеллектуально-нравственную составляющую детей, вред гиподинамии, создающей благоприятные условия для развития хронических заболеваний физического тела.

Все это волнует сегодня общество и стало предметом беспокойства и президента России Путина В.В, выступившего инициатором нового Закона о физической культуре и принятия других мер по оздоровлению подрастающего поколения. Благодаря чему в школе введен 3 урок физкультуры.

Все дети распределены в 3 группы по состоянию здоровья: основную, подготовительную и специальную. Контроль распределения на физкультурные группы несет врач врачебно-физкультурного диспансера.

Ребята основной группы проходят программу в полном объеме, учителя физкультуры стараются привлечь их к занятиям в спортивных секциях, к подготовке и участию в соревнованиях.

Школьники подготовительной группы занимаются по основной программе, но с меньшей нагрузкой и с исключением тех упражнений, которые им противопоказаны. Кроме урочных занятий им предлагаются дополнительные занятия, где они могут позаниматься в тренажерном зале, поиграть в бамбинтон, н.теннис.

Дети специальной группы тоже должны работать над своей физической подготовкой.

Для них врачебно-физкультурный диспансер разработал ЛФК, который регулярно должен выполняться. Преподаватели физкультуры предлагают занятия ходьбой, дыхательной гимнастикой, игру н.теннис, дарц.

В заключении хочется пожелать всем родителям и детям учителям сил и здоровья, успехов в учебе и формировании здорового образа жизни.

Источник

Здоровье современных школьников: проблемы, опыт работы

Здоровье детей и подростков в любом обществе и при любых социально-экономических и политических ситуациях является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности, так как оно определяет будущее страны, генофонд нации, научный и экономический потенциал общества и, наряду с другими демографическими показателями, является чутким барометром социально-экономического развития страны.

В соответствии с Законом РФ “Об образовании” здоровье школьников относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. В современных условиях школа призвана выполнять не только образовательную функцию, но и заботиться о сохранении и укреплении здоровья детей, так как через школу проходит каждый и проблему сохранения и укрепления здоровья нужно решать именно здесь.

Однако, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детского населения, особенно школьников, выявляет стойкую тенденцию ухудшения показателей здоровья; уменьшается удельный вес здоровых школьников с одновременным увеличением хронических форм заболеваний при переходе из класса в класс в процессе обучения, снижается индекс здоровья.

Несмотря на пристальное внимание к вопросам оздоровления подрастающего поколения и существующие законы, количество здоровых детей, по данным Научно-исследовательского института гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук, снизилось в три раза. Как свидетельствует статистика, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от трех до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре–пять процентов.

Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. По данным статистики в нашей стране из года в год снижается индекс здоровья и увеличивается общая заболеваемость детей и подростков. Особую тревогу в этом плане вызывает сам характер заболеваний, изменяющийся в сторону хронических неинфекционных: аллергических, сердечно-сосудистых, онкологических, нервно-психических, болезней органов дыхания, зрения, слуха и т.д.

В структуре хронических болезней современных подростков первое место стали занимать болезни органов пищеварения. Их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы, тогда как удельный вес хронических болезней ЛОР-органов сократился вдвое, переместившись с первого на четвертое ранговое место. Гинекологическая патология у девочек-старшеклассниц стала занимать шестое ранговое место.

Среди функциональных расстройств “лидируют” нарушения системы кровообращения (25 процентов), второе место стали занимать нарушения опорно-двигательного аппарата (17 процентов). На третьем месте – эндокринно-обменные нарушения (до 14 процентов). Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20–25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80–90-х годов, вследствие чего около половины выпускников 11 классов мальчиков и до 75 процентов девочек не в состоянии выполнять нормативы физической подготовленности.

Официальная статистика продолжает угрожающе свидетельствовать об ухудшении здоровья обучающихся школ.

НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦДЗ РАМН отмечает, что особенностями негативных изменений здоровья детей за последние годы являются следующие:

  1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Так, среди учащихся их число не превышает 10-12%.
  2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние 10 лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений возросла в 1,5 раза, хронических болезни — в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические болезни.
  3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеохондроз, осложненные формы плоскостопия), втрое — болезни почек и мочевыводящих путей.
  4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7–8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет — 3 диагноза, 16–17 лет — 3–4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний

Причин сложившейся ситуации несколько и многие из них связаны со школой. К основным школьно-обусловленным факторам риска формирования здоровья школьников, в первую очередь, относятся несоблюдение санитарно-эпидемиологического благополучия в образовательных учреждениях, неполноценное питание, несоблюдение гигиенических нормативов режима учебы и отдыха, сна и пребывания на воздухе. Объем учебных программ, их информативная насыщенность часто не соответствуют функционально-возрастным возможностям школьников. До 80% учеников постоянно или периодически испытывают учебный стресс. Всё это в сочетании с уменьшением продолжительности сна и прогулок, снижением физической активности, оказывает негативное воздействие на развивающийся организм. Также, на здоровье губительно сказывается низкая двигательная активность. Ее дефицит уже в младших классах составляет 35–40 процентов, а среди старшеклассников – 75–85 процентов.

В немалой степени неблагополучие здоровья школьников возникает от недостаточного уровня грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Кроме того, значимой причиной ухудшения состояния здоровья школьников (старших классов) являются вредные факторы – курение, алкоголь и ранее начало сексуальной активности.

А между тем, главным критерием эффективности работы любой школы является здоровье учащихся.

Конечно, неправомерно винить только школу в ухудшении здоровья детей и подростков. За 9 — 11 лет обучения воздействие на организм и психику школьника оказывают множество факторов, не связанных непосредственно со школой и процессом обучения. Но, во-первых, вклад школы в это комплексное негативное воздействие весьма велик. Во-вторых, существующие проблемы по сохранению и укреплению здоровья современных школьников могут и должны решаться непосредственно в образовательном учреждении по одной простой причине, что дети находятся на территории образовательного учреждения большую часть своего времени.

Хочется поделиться опытом своей четырёхлетней работы в данном направлении на примере одного класса МОУ СОШ №1 р.п. Тамала Пензенской области (классный руководитель: Арсёнова Л.В.).

С самого начала хочется выразить благодарность администрации школы, всем педагогическим работникам за понимание, сотрудничество в нашем общем деле. В 2007 году возникла идея комплексной программы по сохранению и укреплению здоровья младших школьников, в которую были включены как педагогические работники школы, так и медицинские. Был выбран 1 “Б” класс. В классе 14 девочек и 11 мальчиков. Все дети одного возраста. В сентябре был проведён комплексный медицинский осмотр учащихся всеми имеющимися в ЦРБ медицинскими специалистами. В ходе медосмотра были выявлены имеющиеся медицинские отклонения в состоянии здоровья детей и установлено, что только 7 из них можно отнести к 1 группе здоровья и 18 ко 2 группе. Были намечены основные направления работы. Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года. В зависимости от результатов корректировалась и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Одним из главных факторов неблагополучие здоровья школьников считаю недостаточный уровень грамотности в вопросах сохранения и укрепления здоровья самих учащихся, их родителей. Необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. Именно на решение этих вопросов и был направлен первый блок нашей программы. Было решено, один классный час в месяц посвятить валеологической тематике. С ребятами в игровой, занимательной форме, соответствующей возрастным особенностям детей, проводили беседы медицинские работники больницы: педиатр, стоматолог, окулист, дерматолог и т.д. Тематика бесед разнообразна: “Чистота – залог здоровья”, “Зубы буду я беречь…”, “Мыло, щётка и вода – наши верные друзья”, “Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня (о режиме дня)”, “Мои глаза – моё богатство”, “Я уколов не боюсь…”, “Еда- друг, еда – враг” и т.д. Большую помощь в работе оказал школьный психолог Кузнецова О.А. Например, вовремя тренинга “Зачем надо быть здоровым?” дети сами выводили правила жителей Здорового Города. В рамках работы школьного самоуправления активную работу в классе под нашим руководством проводило Министерство Здоровья. Постоянным в классе стал выпуск медицинского листка “Советы доктора Пилюлькина”. В классе есть Цветок Здоровья, каждый лепесток которого соответствует одному из направлений нашей программы.

Чтобы сохранить здоровье детей необходимо в этом вопросе тесное сотрудничество с родителями. С этой целью для родителей была организована школа родителей-единомышленников, которая работала под девизом: “Здоровье наших детей – в наших руках”. На первом же родительском собрании родителям были озвучены результаты медицинского осмотра детей и неутешительные среднероссийские статистические данные динамики здоровья школьников на протяжении учёбы в школе. Всё это вызвало тревогу у родителей и мы получили большую поддержку у них по реализации нашей программы. На родительских собраниях выступали медицинские работники по актуальным вопросам сохранения здоровья детей, психолог школы и другие педагогические работники. Посещаемость таких родительских собраний всегда составляла практически 100%. Представители родительской общественности не раз контролировали соблюдение санитарно-гигиенического режима школы, правильного распределения учебной нагрузки. Данные вопросы обсуждались вместе с представителями администрации школы на заседания Управляющего Совета школы, Совета отцов и т.д.

На одном из первых родительских собраний был обсуждён вопрос о том, что существенное влияние на здоровье детей оказывает качество питания. Рациональное питание создаёт условия для нормального физического и умственного развития детского организма, поддерживает высокую работоспособность, способствует профилактике заболеваний и оказывает существенное влияние на возможность противостоять воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды. Как результат 23 человека в классе на протяжении учебы на младшей школьной ступени охвачены горячим питанием (2 человека не питаются в школьной столовой по причине соблюдения диеты по медицинским показаниям). На районную научно-практическую конференцию “Старт в науку” представлена исследовательская работа ученика класса Галкина Р. “Пейте дети молоко, будете здоровы”, которая стала призёром в номинации “Первая ступенька в науку”.

Во многом ухудшение здоровья школьников связано с дефицитом двигательной активности. С первых лет обучения она снижается на 50 % и в дальнейшем продолжает неуклонно падать. Телевизор, компьютер, статические нагрузки в школе, ежедневная “отсидка” за выполнением домашнего задания – таков день большинства современных школьников. Как при подобном образе жизни сформировать прочный “каркас здоровья”? Этот вопрос тоже был вынесен на обсуждение родительской общественности. До уроков учащиеся ежедневно делают зарядку, реализуя направление “Здоровье в порядке-спасибо зарядке”. В классе были подготовлены инструкторы по утренней зарядке. Комплекс упражнений на все группы мышц был разработан совместно с медицинской сестрой кабинета лечебной физкультуры Родиной С.В. В расписании – 3 урока физической культуры. У каждого ребёнка ведётся дневник спортивных достижений, в котором ребёнок совместно с учителем намечает индивидуальный маршрут физического развития.

Традиционными стали в классе совместные спортивные праздники с участием детей и родителей на ФОКе “Юность”, спортивные эстафеты, конкурсы. В летние каникулы один раз в месяц класс совместно с родителями проходит Тропой здоровья, где взрослые учат ребят ставить палатки, оказывать помощь друг другу, расчищают родники, отдыхают и соревнуются вместе. Из отзывов родителя Ефремовой М.П.: “По началу, я с большой неохотой собиралась на классные спортивные соревнования – проводятся в выходные, да и от спорта я давно уже как-то отвыкла. Пошла, чтобы ребёнку было комфортно, что и его родители рядом с ним. А сейчас я жду этих мероприятий не меньше, чем моя дочка. Это лишняя возможность побыть вместе с ребёнком, восстановить свою физическую форму и показать ребёнку, что я не хуже, чем остальные родители, а вместе мы многое можем”

С целью увеличения физической активности ребятам и родителям были предложены кружки и спортивнее секции, входящие систему дополнительного образования. В итоге 5 мальчиков занимаются в секции футбола (участники зональных соревнований по футболу в младшей группе), 2 человека – в секции шахматы (Железняков А. – призёр районных соревнований, участник областных) , 3 человека – в волейбольной секции, 2 человека увлеклись дзюдо ( Бешнов А. –неоднократный призёр областных соревнований). Больше половины девочек класса посещает кружок ритмического танца. Без их участия не обходится ни одно мероприятие на районной сцене. А в 2011 году класс занял 2 место в районном конкурсе в рамках проекта “Танцующая школа”, 1 место в школьном конкурсе листовок “ Мы выбираем здоровье!”, 2 место в конкурсе буклетов “Быть здоровым – это модно”.

По результатам школьного конкурса (2010-2011 учебный год) классу присуждено звание “Самый здоровый класс”.

По результатам комплексного медицинского осмотра при окончании начальной школы, ни у одного ребёнка не было выявлено ухудшений в состоянии здоровья по сравнению с состоянием при поступлении в школу. А 8 учащихся за 4 года были переведены по показателям из второй в первую группу здоровья. А это значительный результат.

Наши формы работы не претендуют на универсальность. Это лишь малая попытка решить проблему сохранения и укрепления здоровья детей в рамках одного класса на протяжении обучения в начальной школе. Но это реальные шаги, которые по оценкам родителей, администрации школы оказались эффективными и действенными.

Нам всем необходимо помнить, что состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший индикатор благополучия общества и государства, отражающий настоящую ситуацию и дающий прогноз на будущее.

Источник

Читайте также:  Три дня пили за ваше здоровье
Adblock
detector