Меню

Современные проблемы формирования культуры здоровья

Современные проблемы формирования культуры здоровья

Вузовское обучение определяет направления развития будущего учителя, способствующие его продуктивной самоактуализации и, как следствие формированию здорового образа жизни и безопасного поведения, которое ожидаемо для трансляции будущим ученикам.

Образовательные учреждения ставят цель – создать условия формирования здорового образа жизни как обеспечение качественного образования валеологически грамотной личности на каждом возрастном этапе. А ведущим направлением признано считать ориентацию студентов на такие ценности как здоровье и здоровый образ жизни. Методологический взгляд позволяет обосновать комплекс знаний о природе учебного процесса как диалектике экзистенциальной школы, как формы организации учебного процесса [ 2, с.31 ].

Следует отметить также роль семьи, которая, безусловно, является участником образовательного процесса, именно в ней закладываются условия, от которых в последующем зависит направленность личности студента, его выбор образа жизни, сформированность культуры здоровья.

В БГПУ им. М.Акмуллы проблеме сохранения и укрепления здоровья, воспитанию у обучающихся здорового стиля поведения уделяется достаточно большое внимание, о чем свидетельствуют результаты достижения наших студентов, профессионально занимающихся спортом.

С целью разработки оптимальной модели профессионального взаимодействия преподавателей со студенческой молодежью в условиях педагогического вуза по формированию культуры здоровья, определения проблем и противоречий, с которыми сталкиваются участники образовательного процесса, мы провели опытно-экспериментальную работу в условиях педагогического университета.

На первом этапе, путем выборочного опроса, проведенного в виде анкетирования, была получена первичная информация. Принимая во внимание многофакторность компонентов культуры здоровья, мы постарались систематизировать вопросы, касающиеся формирования культуры здоровья и образа жизни респондентов и их семей. Структурированные анкеты содержали вопросы открытого и закрытого типа. Анкетирование и студентов, и преподавателей проводилось анонимно, на добровольной основе.

На втором этапе, на основе анализа фактов, выявленных теоретическими и эмпирическими методами, были получены данные о сформированности культуры здоровья студентов и преподавателей высшего профессионального образования. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать гипотезу и разработать системный подход к качеству культуры здоровья участников образовательного процесса. В результате проведенных исследований была разработана экспериментальная модель формирования профессиональной культуры здоровья студентов и преподавателей высшей школы с учетом адекватной коррекции образа жизни и профилактики имеющихся заболеваний и выполнена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой исследована эффективность авторской структурной модели с применением адекватных критериев и методик.

На завершающем этапе научного исследования, проанализировав полученные результаты, мы уточнили теоретические выводы, составили научно-методические рекомендации по изученной теме.

Мы распределили студентов на три группы по уровню культуры здоровья: с высоким уровнем (41,1%), средним (20,7%), низким (38,2%).

По данным проведенного нами исследования, больше половины опрошенных респондентов (61,8%) из числа студентов ориентированы на ведение здорового образа жизни. По результатам опроса 58% студентов, из группы с высоким, и частично средним уровнем культуры здоровья, не отмечают у себя режимных нарушений: у них достаточный по продолжительности ночной сон, отход ко сну до 24 часов, они регулярно, дробно питаются, стараются соблюдать питьевой режим на протяжении дня [ 6, с. 663 ], сформировано негативное отношение к вредным привычкам и зависимостям, адекватная возрасту двигательная активность, они активно участвуют в соревнованиях и тренировках, совершают пешеходные, велосипедные прогулки, посещают спортивные секции, бассейны, тренажерные залы, фитнес клубы, занимаются танцами или аэробикой. Показатель ИМТ (индекса массы тела) этой группы студентов в большинстве случаев (87,9%) соответствовал норме. Обследуемых, которые вошли в группу с высоким уровнем культуры здоровья, отличает высокая медицинская активность, они обладают знаниями в области профилактики инфекционных и соматических заболеваний, умеют противостоять стрессам, соблюдают санитарно-гигиенические нормы и правила. У них стойкие мотивационные установки на ведение здорового образа жизни, они задумываются о дальнейших перспективах, считают себя успешными личностями.

Будущий учитель ОБЖ – это образованный человек, являющийся носителем общечеловеческих ценностей, способный определять приоритеты, находить и реализовывать жизненные и профессиональные смыслы в существующей действительности. Сформировать эти ценности поможет преподаватель высшей школы, умеющий не только обеспечить целостность педагогического процесса, но и спрогнозировать его результативность на уровне учета психосоматического состояния субъекта. Она определяется направленностью преподавателя на исследование педагогического процесса по критерию его качественно новой функции — обеспечения безопасного стиля поведения и сохранности здоровья всех субъектов образовательной среды [ 3, с. 114 ].

Для реализации концепции знаний, позволяющих осуществлять учебное двудоминантное взаимодействие в образовательном процессе высшей школы без ущерба для здоровья его субъектов, было проведено анкетирование преподавателей с позиции системного подхода в процессе его профессиональной деятельности. Это позволило выделить вопросы анкеты, фиксирующие самооценку индивидом своего здоровья, получить ответы преподавателей, в частности, от их педагогического стажа.

Рис. 1. Показатели средних арифметических значений параметра оценки своего здоровья в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что с возрастом значительно снижается оценка преподавателями своего здоровья. Так, у преподавателей со стажем работы до 1 года показатель оценки своего здоровья колеблется от 4,5 до 7,5, средний арифметический равен 5,9. Данные преподаватели считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно, курят лишь 6%, употребляют спиртные напитки лишь в редких случаях 88% [ 5, c. 144 ].

Читайте также:  Как правильно похудеть не навредив здоровью

У преподавателей со стажем от 1 до 9 лет значительно снижается средний арифметический показатель до 4,99 и значимость этого снижения однопроцентная (t= 3,496 при t0,05=1,990; t0,01=2,639). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 2 до 7,5. Данная группа оценивает климат коллектива в школе благоприятно, но уже 22% преподавателей считают, что климат неблагоприятен. Считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, хотя 18% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно, курят 15% педагогов и употребляют спиртные напитки лишь в редких случаях 92%.

У преподавателей со стажем от 10 до 19 лет продолжает снижаться средний арифметический показатель (4,1) и значимость этого снижения пятипроцентная (t = 2,417 при t0,05 =1,984; t0,01=2,626). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 0,5 до 7. Данные преподаватели еще в основном оценивают климат коллектива в школе благоприятно, но уже 30% педагогов считают, что климат неблагоприятен; считают, что их образ жизни в основном соответствует критериям здравотворчества, хотя 43% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно.

У преподавателей со стажем от 20 до 29 лет еще более значительно снижается средний арифметический показатель до 2,5 и значимость этого снижения однопроцентная (t= 3,085 при t0,05=2,021; t0,01=2,704). Показатель оценки своего здоровья колеблется от 1,5 до 3,5. Данные преподаватели оценивают климат коллектива в вузе 50% благоприятно и 50% неблагоприятно; считают, что их образ жизни частично соответствует критериям здравотворчества, так 50% отметили, что не соответствует; в основном проходят медицинские осмотры, но не всегда регулярно.

В числе управляемых факторов есть те, которые требуют своего решения со стороны администрации и профсоюзных организаций, например, улучшение организации труда, оздоровление морального – психологического микроклимата в трудовом коллективе [ 7, c. 106].

Далее рассмотрим результаты исследования показателей здоровья, характер измерения среднего арифметического представлены на рисунке 2.

Рис. 2. Показатели средних арифметических значений параметра показателей здоровья в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что с возрастом ухудшается данный показатель, хотя и незначительно, что доказывается с помощью критерия Стьюдента. Так, между преподавателями со стажем до 1 года и 1-9 лет t=1,838, между преподавателями со стажем 1-9 лет и 10-19 лет t=0,543, между преподавателями со стажем 10-19 лет и 20-29 лет t=1,209. Можно отметить, что хроническими заболеваниями более 23% всех обследуемых преподавателей и принимают лекарства 81% преподавателей, режим питания требует отдельного внимания и более ответственного отношения у данной группы [ 5, c. 146].

Наиболее точно взаимосвязь между образом жизни и здоровьем выражается в понятии «здоровый образ жизни».

Следовательно, практика показывает ряд несогласованностей, которые в традициях формирования отношения к здоровому образу жизни оказываются труднопреодолимы. Это, прежде всего, разобщение между ростом знаний в следовании традициям ЗОЖ и слабым применением полученных знаний на практике, это доказывает отсутствие мотивационной заинтересованности, как у студентов, так и у преподавателей. То есть, наличие знаний, еще не значит наличие проявления убеждений в необходимости здорового образа жизни.

С возрастом у преподавателей обнаруживается тенденция к незначительному изменению валеологических знаний, умений и навыков, но при этом у преподавателей со стажем 20-29 лет наблюдается явное понижение данных показателей. Это отражено на рисунке 3.

Рис. 3. Показатели средних арифметических значений параметра показателей валеологических знаний, умений и навыков в зависимости от педагогического стажа

По рисунку видно, что валеологические знания с увеличением педагогического стажа не изменяются, но у преподавателей со стажем 20-29 лет данный показатель статистически значимо на 1% уровне снижается (t=5,425). Та же тенденция наблюдается и с показателем валеологических умений (t=6,313). По навыкам, хотя и аналогичная тенденция проявляется, но снижение статистически не значимо (t=1,655) [5, с. 147].

Низкий уровень качества культуры здоровья объясняется тем, что в большинстве случаев преподаватели не ставят здоровье на первое место в системе приоритетов. Здоровый образ жизни воспринимают как систему мер, призванных искоренить устоявшиеся вредные привычки и избавить человека от уже приобретенных недугов, а не как мотивационная заинтересованность в качестве культуры здоровья и формировании ценностных ориентаций в области здорового образа жизни.

Следует также учитывать гендерные особенности в отношении к здоровому образу жизни, физической культуре, укрепления и сохранения здоровья. Как показывают данные статистических исследований более внимательно относятся к собственному здоровью педагоги женского пола. Между тем, мужчины чаще считают себя здоровыми, чем женщины.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что необходимо дифференцировать влияние отдельных элементов образа жизни на показатели состояния здоровья студентов, преподавателей и всего педагогического корпуса. Поскольку не все факторы, лимитирующие здоровье человека, могут быть изменены (например, наследственность и окружающая среда) [ 1, с. 5.] и управляемы, что в свою очередь требует разработки новых медицинских, педагогических и социальных технологий, внедрения принципов и методов лечебной педагогики, гигиенического обучения основам здорового образа жизни при активном вовлечении в этот процесс семьи, студентов и педагогов. Необходимо и далее развивать на региональном уровне Программу ВОЗ/ЮНИСЕФ «Клиники, дружественные к молодежи» по созданию Центров здоровья, как важного звена в технологии социального сопровождения студентов.

Читайте также:  Свойства лука для здоровья

Рецензенты:

Коган О.С., д.м.н., профессор, профессор кафедры «Защиты окружающей среды» ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса», г. Уфа;

Костарев А.Ю., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы», г. Уфа.

Источник

Современные проблемы формирования культуры здоровья

Состояние здоровья подрастающего поколения по-прежнему сохра­няет неблагоприятные тенденции и требует к себе пристального внимания со стороны системы здравоохранения, образования и социальной защиты населения. Охрана здоровья населения является приоритетной задачей государственной политики современного российского общества.

Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» закреплена значимость профилактических мероприятий в области охраны здоровья граждан, а основным принципом охраны здоровья является приоритет охраны здоровья детей [7].

Однако, несмотря на предпринятые в последние годы масштабные меры по охране здоровья граждан, улучшения функционирования системы здравоохранения, проблема здоровья граждан, в том числе и детей и подростков, остается по-прежнему актуальной.

По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков
ФГАУ «ННПЦЗД» Минздрава России численность абсолютно здоровых детей, относящихся в первой группе здоровья, не превышает 10 %, не снижается число инвалидов детства и детей, страдающих хроническими заболеваниями [5]. По-прежнему остаются актуальными мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей, формирование здорового образа жизни.

Традиционно, здоровый образ жизни рассматривается как стиль жизни, активная жизнедеятельность людей, направленные на сохранение и улучшение здоровья, включающие в себя формирование взаимообуславливающих навыков и привычек. В отечественной науке приоритетное значение имеет представление, что ведущую роль играет мотивация здорового образа жизни, установки на соблюдение основных принципов здорового образа жизни. Основными факторами формирования здорового образа жизни подрастающего поколения являются: соблюдение режима сна отдыха, принципов здорового питания, занятия физической культурой и спортом, отсутствие «вредных привычек», благоприятное эмоциональное состояние [1,4].

Приобщение детей и подростков к здоровому образу жизни – это прежде всего процессы социализации и воспитания. При этом важнейшими факторами формирования здорового образа жизни подростков и молодёжи является семья и школа, поскольку именно благодаря этим социальным институтам формируется установка на ведение здорового образа жизни, закладываются основы индивидуального здоровья конкретных людей, в сово­купности составляющие здоровье всего общества в целом [2,3].

Цель исследования: анализ особенностей формирования здорового образа жизни и отношения учащихся общеобразовательных учреждений к здоровому образу жизни (на примере МБОУ Лицея № 15 г. Ставрополя).

Материалы и методы. С целью изучения отношения учащихся к здоровому образу жизни было проведено социологические исследование. Основу исследования составила стандартизированная анкета. В исследовании приняли участие учащиеся 6–11 классов МБОУ Лицей №15 г. Ставрополя. Исследование было проведено в апреле 2017 года. Респонденты были выбраны на основе случайной выборки. В выборочную совокупность вошли 180 респондентов, что составляет 13,4 % от генеральной совокупности (общего числа учащихся образовательного учреждения). После проверки достоверности и правильности заполненных анкеты и выбраковки для анализа были использовано 174 анкеты. В исследовании приняли участие 50,6 % юношей и 49,4 % девушек.

Данные, собранные путем анкетирования, были обработаны с помощью программы SPSSBase 17. В целом структура опрошенных соответствует расчетной выборочной совокупности и может быть распространена на генеральную совокупность со степенью погрешности ошибки выборки ± 4 % при уровне точности 99,7.

Результаты и обсуждение. Согласно статистическим данным медицинской службы лицея № 15 г. Ставрополя, составленным на основе профилактических осмотров, большинство учащихся (65,8 %) относятся ко второй группе здоровья. Практически каждый четвертый осмотренный ребенок в 2016 г. имеет пониженную остроту зрения, а 13 % нарушение осанки (рис. 1).

Рис. 1. Выявленные нарушения состояния здоровья учащихся МБОУ Лицей № 15 г. Ставрополя в 2014–2016 гг.

В силу возрастных особенностей, опрошенные школьники достаточно высоко оценивают состояние своего здоровья. Более 62 % опрошенных оценивают состояние своего здоровья как хорошее. 32,9 % как удовлетворительное, и лишь 4,6 % как неудовлетворительное.

Соблюдение учащимися режима дня является основой формирования здоровья детей. Не менее 7–8 часов в день спят только практически половина учащихся, каждый третий опрошенный спит 5–6 часов в день, меньше 6 часов в сутки спит 11,6 % детей.

Ежедневно завтракают лишь половина участвующих в исследовании детей. 30 % завтракают время от времени. 13,3 % завтракают очень редко, а 5,8 % никогда не завтракают перед школой.

Приверженность здорового питания является не только основой для соблюдения здорового образа жизни, но и залогом крепкого здоровья и предупреждения развития различных заболеваний. В ходе проведения исследования учащимся было предложено выбрать принципы здорового питания, на которые они ориентируются в своей жизни. Рейтинг основных принципов здорового питания школьников представлен на рисунке 2.

Рис. 2. Рейтинг принципов здорового питания школьников

(Каким принципам здорового питания Вы придерживаетесь в своей жизни?)

Систематические занятие физической культурой и спортом является залогом крепкого здоровья, мотивацией соблюдения здорового образа жизни. Согласно результатам проведенного исследования 44,2 % опрошенных посещают спортивную секцию или клуб, 39 % – делают это периодически, когда возникает желание или есть время. 12,2 % систематически, спортом не занимаются 16,9 % учащихся. В свободное время наибольшей популярностью у несовершеннолетних пользуется: катание на велосипеде – 32,2 %; роликах, самокате – 14,4 %, гироскутере – 9,8 %, скейтборде – 7,5 %. Из числа опрошенных 8 % играют в футбол, баскетбол.

Читайте также:  Лановой состояние здоровья сегодня 2021

Современные компьютерные и информационные технологии стали сегодня неотъемлемым элементом жизни современных школьников. С одной стороны, компьютерные технологии на новом более качественном уровне обеспечивают доступ к информации, но, с другой стороны, негативным образом сказываются на состоянии здоровья детей и подростков.

Основными вредными факторами воздействия на человека компьютера являются:

— широкий спектр электромагнитного излучения, который включает рентгеновскую, ультрафиолетовую и инфракрасную области;

— сидячее положение в течение длительного времени;

— эргономические параметры (мерцание, блики, контрастность);

— перегрузка суставов кистей;

— повышенная нагрузка на зрение;

— влияние компьютера на психическое здоровье (стресс при потере информации) [6].

Как показали результаты исследования, не более 2 часов в день за компьютером проводят только 20,8 % опрошенных, не более 4 часов – 31,8 %. Более 6 часов в день за компьютером проводят 17,3 % опрошенных. При этом с возрастом резко возрастает длительность нахождения подростков за компьютером. Так, например, если в 6 классе за компьютером более 6 часов проводят 7,7 % опрошенных, то в 11 классе эта цифра уже равна 41,4 % (рис. 3).

Рис.3. Среднее количество времени, проводимое за компьютером в сутки

(Сколько времени Вы в среднем проводите за компьютером, планшетом?)

Ранее вовлечение несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков остается одной из самых актуальных проблем современного российского общества. Согласно законодательству Российской Федерации за употребление алкогольных напитков несовершеннолетние и их родители несут административную ответственность. Однако, как показывают результаты исследования, никогда не употребляли алкогольные напитки лишь 53 % опрошенных, при этом практически 10 % употребляли крепкие алкогольные напитки.

На рисунке 4 представлена динамика употребления алкогольных напитков от 6 до 11 класса. Если в 6 классе 69 % подростков никогда не употребляли алкогольных напитков, то к 11 классу их процент равен 20,7 %.

В ходе исследование анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.

Рис. 4. Степень вовлеченности несовершеннолетних в употребление алкогольных напитков (Вкус каких алкогольных напитков вам знаком?)

В ходе исследования анализировали позиции обучающихся по отношению к спиртным напиткам. 16,1 % убеждены, что спиртные напитки нельзя употреблять никогда и ни при каких обстоятельствах. Большинство опрошенных 72 % считают, что употреблять спиртные напитки можно по праздникам и в ограниченном количестве. В ходе проведенного исследования факт табакокурения признали 7 % учащихся.

Важным компонентом здорового образа жизни здоровья является психическое здоровье. В последние годы проблема роста депрессивных и стрессовых состояний приобретает особую значимость и актуальность. 10,4 % учащихся лицея № 15 постоянно испытывают состояние стресса и депрессии, 59,5 % – время о времени, а 30,1 % – никогда (рис. 5).

Рис. 5. Самооценка стрессового состояния

(Как часто Вы испытываете состояние стресса, депрессии?)

Более всего стрессовым состояниям подвержены учащиеся 9-х и 11-х классов. Можно предположить, что во многом основными причинами стрессовых состояний являются предстоящие экзамены и сложности выбора дальнейшего образования (рис. 6).

Рис.6. Причины возникновения стрессовых состояний у школьников

Основными факторами, вызывающими стрессовые состояния для школьников является плохие оценки и проблемы с учебой, взаимоотношения с родителями вызывают стрессовые состояния у 27,6 % опрошенных. Настораживает тот факт, что у 12 % опрошенных состояние стресса и депрессии вызывает одиночество.

Выводы. Таким образом, можно с определенной степенью уверенности утверждать, что образовательная деятельность относится к потенциально опасной для здоровья детей и подростков и нуждается в постоянном внимании как со стороны медицинских работников, так и работников образования и специалистов социальной сферы.

Проведённое исследование свидетельствует о наметившихся негативных тенденциях и проблемах в формировании здорового образа жизни современных школьников: нарушение рекомендованных нормативов сна в течение суток, принципов здорового питания, низкая вовлеченность в систематические занятия физической культурой и спортом, несоблюдение рационального режима работы за компьютером и электронными устройствами, вовлечение в употребление алкогольных напитков, распространение депрессивных и стрессовых состояний.

Приоритетными направлениями социально-педагогической работы в области формирования здорового образа жизни являются: формирование культуры здорового питания; противодействие потреблению табака; предупреждение формирования зависимых форм поведения от алкоголя, наркотических и психоактивных веществ; реализация спортивно-оздоровительных программ, мероприятий по сохранению и укреплению психического здоровья, предупреждение стрессовых и депрессивных расстройств, в том числе и суицидального поведения.

Деятельность общеобразовательных организаций по формирования здорового образа жизни должна носить комплексных характер и включать в себя информационно-просветительский, педагогический, психологический, социальный и медико-профилактический компоненты.

Источник

Adblock
detector