Меню

Современные научные исследования по проблемам здоровья

Исследовательская работа «Психологическое здоровье современных школьников»

Автор: Клюкина Валерия Алексеевна

Место работы/учебы (аффилиация): Многопрофильный лицей г. Кирово-Чепецка Кировской области, 11 класс

Научный руководитель: Вергулесова Анна Олеговна

В последние годы жизнь в современном мире поменялась. Изменился ритм жизни, приоритеты, появилось больше амбиций, ко всему прибавились и проблемы. В данной работе мы хотим рассмотреть проблемы психологического здоровья школьников, их причины и последствия, возможные варианты сохранения и поддержания здоровья.

Актуальность: данная тема актуальна для лиц с 10 до 18 лет, потому что в этом возрасте начинается переход во взрослую жизнь, первые встречи с проблемами, которые могут повлиять на психологическое здоровье.

Проблема: в современном мире люди, будучи еще школьниками, сталкиваются с проблемами, которые влияют на их психологическое здоровье.

Цель: информирование школьников о психологическом здоровье, повышение значимости данной проблемы.

Задачи:

  1. Изучить литературу по теме исследования
  2. Провести анкетирование.
  3. Проконсультироваться с психологом, узнать методы предотвращения (если есть) опасных ситуаций в связи с ухудшением психологического здоровья.
  4. Разработать брошюру.

Гипотеза: если можно сохранить психологическое здоровье лицам от 10 лет до 18, то как?

Объект исследования─ лица от 10 до 18 лет, обучающиеся в школе.

Предмет исследования─ психологическое здоровье.

Методы исследования:

  1. Теоретические: анализ литературы по теме исследования.
  2. Практические: анкетирование, консультация с психологом.

Планируемый результат─ разработать брошюру по теме психологического здоровья школьников.

Источник

Современные научные исследования по проблемам здоровья

Здоровый образ жизни — категория общего понятия «образ жизни» включающая в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, соответствующие его генетически обусловленным типологическим особенностям, уровень его культуры, в том числе поведенческой, и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, способствующих предупреждению развития нарушений здоровья и поддерживающих оптимальное качество жизни [4,5,7].

О том, что в современном обществе возникла проблема формирования здорового образа жизни и эту проблему необходимо решать на высоком научном и управленческом уровне говорится в научных работах Вершинина В.С., Ефремова Д.В., Ищук Т.Н., Уланова Д.В.

Представители философско-социологического направления Базелюк Н.Н., Журавлева И.В. Сущенко Л.П., Страхова И.Б. исследуют здоровый образ жизни человека как объект социального познания, как способ интеграции в социум, как социокультурный феномен, как философскую проблему.

В психолого-педагогическом направлении здоровый образ жизни рассматривается с точки зрения сознания, психологии человека, мотивации. Формирование ценностных ориентаций у младших школьников на здоровый образ жизни, условия формирования и моделирование процесса ориентации школьников данной возрастной группы на здоровый образ жизни рассматривают в своих научных работах Амбросимова Е.Ю., Егорова Е.А., Смирнова Ю.В., Тома Ж.В., Халилова Л.И. Формирование мотивации к здоровому образу жизни у подростков, процесс формирования и сохранения здоровья школьника, технологии развития здорового образа жизни школьников 14-16 лет описывают Биттер Н.В., Букреев В.В., Валесский М.Л., Сапельцева И.В., Тубчинова В.С., Шелегина А.В. Результаты изучения факторов ориентации молодежи, студенчества на здоровый образ жизни в своих научных работах представляют Кузьмина Ю.В., Осадчая Н.В., Сыченков В.В. Формирование умений здорового образа жизни у студентов медицинского колледжа рассматривает Салько С.В.; у студентов педагогического вуза — Котова Е.А. Наливайко И.В.; у будущих врачей — Доронцев А.В.; у студентов-юристов — Майличенко Е.А.; у будущих спортивных менеджеров — Фирсанова В.М.; у курсантов в вузе МВД России — Путан Л.Я.

Читайте также:  Польза топинамбура для здоровья

Системный подход к формированию ориентации студентов на здоровый образ жизни обосновывает в диссертационном исследовании Добротворская С.Г.

Основными факторами, определяющими здоровье человека, являются образ жизни, биология и наследственность, внешняя среда (природно-климатические условия и экологическая обстановка), здравоохранение. По данным экспертов Всемирной организации здравоохранения, вклад феномена здорового образа жизни в итоговые показатели здоровья населения составляет около 70%, тогда как другие факторы — наследственность и состояние развития медицины — определяют здоровье лишь на 30%, вместе взятые.

Образ жизни человека включает три категории: уровень жизни (возможности потребления тех или иных продовольственных и промышленных товаров, обеспеченность здравоохранением, жилищными и культурными условиями, т.е. количественный аспект удовлетворения потребностей), качество жизни (мотивации жизни, комфортность труда и быта, качество питания и условия приема пищи, качество одежды, жилья и т.п.) и стиль жизни (определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, вкусы, склонности, характеризующие ее относительную самостоятельность и способность построить себя как личность в соответствии с собственными представлениями о полноценной, содержательной в духовном, нравственном и физическом отношении жизни) [3].

Россия по основным показателям здорового образа жизни радикально отличается в худшую сторону не только от развитых, но и от многих развивающихся стран. В современной России злоупотребление алкоголем приводит к преждевременной смерти около полумиллиона человек, а курение — от 330 до 400 тыс. человек ежегодно [1]. Около половины взрослого населения страны имеет избыточный вес, что в подавляющем большинстве случаев является показателем неправильного питания и недостаточной физической активности.

Обзор теоретических и эмпирических исследований показал [2], что среди факторов, определяющих ЗОЖ, важная роль принадлежит индивидуальным характеристикам отдельного человека, из них выделяют демографические (пол, возраст), когнитивные способности, индивидуальное восприятие риска и межвременные предпочтения. Важны и социальные детерминанты — образование, семья, принадлежность к определенному социальному классу, социальные сети, местожительства. Действуют экономические факторы — профессия, работа, доходы, цены, технологии производства и предложение тех или иных товаров и услуг (включая не только непосредственно связанные со здоровьем, но и такие как жилье, транспорт, связь). И если в отношении отдельных факторов, прежде всего, демографических, среди ученых нет расхождений — их влияние на здоровый образ жизни оценивается однозначно, то в отношении многих других — образования, семьи, социальных сетей, доходов, цен, рекламы — мнения расходятся. Поэтому, при выстраивании политики мотивации здорового образа жизни необходимы исследования сложившейся в России ситуации, с ее возможной спецификой и отличиями, в том числе — для разных социально-демографических групп.

Читайте также:  Всемирный день здоровья интервью

Пристальное внимание исследователей должно быть направлено на изучение состояния образа жизни молодежи (школьников, студенчества) по следующим причинам: в юном возрасте формируются основные привычки и образ жизни; неустойчивые вредные привычки проще изменить в юном возрасте; молодежь более чувствительна к государственной ценовой политике в отношении алкоголя и табака; молодые люди — это основа будущего экономического и политического развития страны, поэтому инвестиции в здоровье этой группы населения будут наиболее эффективными.

Мы опросили студентов вузов г. Лесосибирска в возрастной группе от 18 до 22 лет, в нем участвовали студенты ЛПИ-филиала СФУ и Лесосибирского филиала СибГТУ (всего около 200 респондентов) из них 60% — девушки, 40% — юноши. Опрашивались студенты 1, 2, 3, 4, 5 годов обучения. Подавляющая часть — 84% выборки попали в интервал от 18 до 21 года включительно. Анкета исследования содержала 25 вопросов, касающихся вредных привычек, питания и физической активности, здоровья, а также разнообразных индивидуальных характеристик — семьи, учебы, места жительства, наличия работы и т.п.

Практически 90% студентов учатся на бюджетных местах. Почти 30% опрошенных сочетают учебу с работой. Около 70% наших респондентов считают, что ведут здоровый образ жизни, 30% склоняются к мысли, что их образ жизни скорее нездоровый. Однако занимаются физическими упражнениями 2-3 раза в неделю или чаще всего 62% опрошенных, 5% занимаются физкультурой только раз в неделю, 33% — реже одного раза в неделю.

Студенты мало двигаются — 50% респондентов ходят пешком в среднем от 30 минут до 1 часа в день и меньше. Необходимая продолжительность сна обычно составляет 6-8 часов в сутки, а 46% опрошенных спят в среднем 6 и менее часов в день. Признались, что курят 5% студентов (думаем, что не все сказали правду: 47% ответили, что подвергаются воздействию пассивного курения и 90% отметили, что в их окружении есть курящие люди).

Читайте также:  Вреден ли вайп для здоровья мнение врачей

50% студентов, хотя бы время от времени, употребляют спиртные напитки, 32% из употребляющих — девушки. 20% питаются 2 раза в день и меньше, а в перерывах между едой отдают предпочтение конфетам и шоколаду, бутербродам, и лишь потом — овощам и фруктам. Неудивительно, что уже в этом возрасте проявляется проблема избыточного веса, которую отмечают 18% опрошенных.

Существенное воздействие и на привычки, и на здоровье оказывает окружение: 37% студентов отметили, что в их семье есть пьющие родственники и 54% отметили, что их родственники курят.

Мы попытались определить, какие из известных факторов, действующих обычно на образ жизни, влияют на поведение наших респондентов. Для оценки фактора благосостояния мы разделили всю выборку на три условных группы: 1- те, чей уровень благосостояния ниже среднего; 2 — респонденты со средним уровнем благосостояния; 3 — с высоким уровнем благосостояния. Для этого использовались ответы на вопросы о том, сколько денег может потратить студент на личные нужды за месяц, а также о его самоощущении (как он оценивает свое материальное положение относительно других).

Таблица 1

Различия в образе жизни студентов в зависимости от уровня благосостояния

Источник

Adblock
detector