Меню

Современные концепции здоровья философия

Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине

ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА

Проблема здоровья человека, является одной из самых сложных и актуальных. и она относитсяк тем проблемам, которые принято называть глобальными.

Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины:

1. Необходимофилософское осмыслениеи теоретическая интерпретация всех детерминационных факторов здоровья, как системного образования, что позволит определить закономерности формирования, сохранения и развития здоровья.

Настало время попытаться выработать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы связь между специальными знаниями, полученными при изучении здоровья, и основными. Все вышесказанное позволяет утверждатьзаконами и принципами диалектики, что центральной методологической проблемой современной медицины является разработка теории здоровья.

2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоровья, находят отражение различные аспекты этой комплексной проблемы, выработанные на протяжении всей истории развития человека. Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях.

3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ), опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались малоэффективными. Философская проблема здорового поведения человекавключает целый круг вопросов, связанных с исследованием процессов воспитания и условий формирования личности — ее потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоровья — вот правильная методологическая установка,которая предусматривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого индивида за своим здоровьем.

4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения теории антропогенных потребностей в современных условиях определяется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоровья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа самоосуществленияжизни. Воспитание и обучение с целью формирования у человека потребности в здоровье представляет собой один из главных «каналов» первичной профилактики.

Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине

В истории развития концепции здоровья достаточно очевидно движение от наивно-материалистического до подлинно философского научного понимания здоровья. Благодаря трудам философов различных направлений и работам врачейбыла подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимости от подходов, используемых для их концептуального обоснования.

1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в которых используется функционально-биологический подход к определению этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном, тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиологических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим определениям, рассматривают как «нормальную функциональную способность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций организма», когда «течение формообразовательных, физиологических и биохимических процессов безраздельно подчиняется целесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нормальное функционирование организма представляет собой своего рода современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой концепции, человек считается здоровым в том случае, если все способности, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование. Здоровье есть «состояние организма, при котором он способен полноценно выполнять свои функции».

2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоровье человека рассматривается с позиции динамического равновесия организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма, когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружающей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обеспечивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные условия существования в среде». Здоровье при таком подходе представляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статического (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки равновесия является соответствие структур и функций организма окружающим условиям.

Читайте также:  Чем опасен для здоровья натяжные потолки

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здоровье человека авторы рассматривают, используя социально-биологический подход. В данном случае биологические и социальные признаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается приоритетное значение. Социальные закономерности для человека и его здоровья признаются ведущими, определяющими в его развитии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Здоровье трактуется как «. возможность полноценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «. процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедеятельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно определению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способность организма активно адаптироваться к условиям окружающей среды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здоровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) подход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологический — изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человеческого индивида к миру; личностный, психологический— здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле преодоления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разнообразные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания.

Дата добавления: 2015-02-22 ; просмотров: 68 | Нарушение авторских прав

Источник

Концепций здоровья в философии и медицине

В истории развития концепции здоровья можно выделить антич­ный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полага­ли, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном сме­шении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — так­же встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению че­ловека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраи­вается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляет­ся страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на осно­ве существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.

Философия здоровья человека -О- 419

По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет бес­предельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здо­ровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал • состояние здоровья с определенным климатом, что является непос­редственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встре­чаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чув­ствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худ­шему, но также и к лучшему».

Читайте также:  Лучший этаж для здоровья человека

Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения че­тырех элементов, болезнь — состояние противоположное».

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые по­ставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было ука­зание на правильное соотношение «начал».

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневеко­вьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разде­лил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них -это наука об основах медицины, а другая — о том, как ее применять».

Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное. затем — тело в хорошем состоя­нии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь — болезнь.

На рубеже ХУ-ХУ1 веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик­рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание ми­нералогии, которое трансформировалось у него в определенные нача­ла человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль — тело,

Выдающийся физиолог К. Бернар (1813-1878) утверждал, что «ме­дицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая меди­цина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выде­лил ее основную направленность — сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со вто­рой половины XIX века нашла практическое применение в деятельно­сти отечественных клиницистов — С.П. Боткина (1832-1889), Г.А. За­харьина (1829-1897), А.С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, С.П. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих прояв­лений жизни, то изучение этой последней и должно составлять осно­ву научной медицины».

Таким образом, в период XVIII-XIX веков проблема здоровья за­нимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела даль­нейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состоя­ния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании изложенного достаточно очевидно движение от наив­но-материалистического до подлинно философского научного пони­мания здоровья. Благодаря трудам философов различных направле­ний и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимо­сти от подходов, используемых для их концептуального обоснования.

•О- Философия медицины -0- Раздел IV -О- Глава 20

1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото­
рых используется функционально-биологический подход к определе^
нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функч
ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном,
тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло»
гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим опре­
делениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ­
ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа
выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра­
нения и развития биологических, физиологических и психических
функций организма», когда «течение формообразовательных, физио­
логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це­
лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор­
мальное функционирование организма представляет собой своего рода
современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон­
цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно­
сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так^.
что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде­
лением, данным А.Д. Степановым, согласно которому здоровье есть
«состояние организма, при котором он способен полноценно выпол­
нять свои функции».

Читайте также:  Излучинская школа интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья

2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро­
вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия
организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма,
когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю­
щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес­
печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные
условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред­
ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо­
го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки
равновесия является соответствие структур и функций организма ок­
ружающим условиям.

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо­
ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло­
гический подход. В данном случае биологические и социальные при­
знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при­
оритетное значение. Социальные закономерности для человека и
его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви­
тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ, «здо-

Философия здоровья человека 4- 423

ровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов». Здоровье трактуется как «. возможность полно­ценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «. процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедея­тельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям существования в окружающей среде. Так, согласно опреде­лению Р.М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способ­ность организма активно адаптироваться к условиям окружающей сре­ды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической, психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здо­ровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) под­ход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной, гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных по­требностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической, научной, культурной и других видах деятельности. А.Я. Иванюшкин, рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологи­ческий — изначальное здоровье предполагает совершенство саморе­гуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как следствие, максимум адаптации; социальный — здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человечес­кого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле прео­доления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разно­образные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здо­ровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.

424 -О- Философия медицины -0- Раздел IV 4- Глава 20

Источник

Adblock
detector