Меню

Современное здоровье по гиппократу

Научные статьи

Врачебная этика Гиппократа и современная медицина

Этика (от др.-греч. τὸ ἦθος ‘нрав, обычай’) является учением о нравственности. Медицина — область науки и практическая деятельность, направленные на сохранение и укрепление здоровья людей. Медицинская этика является составной частью этики. Науками, которые в настоящее время занимаются медицинской этикой, являются биоэтика (от др.-греч. ὁ βίος ‘жизнь’ и τὰ ἠθικά ‘учение о нравственности, этика’) и медицинская деонтология (от др-греч. τὸ δέον, οντος ‘обязанность, долг’ и ὁ λόγος ‘учение’).

В Древней Греции врачом, уделившим особое внимание этическим нормам врачевания, был Гиппократ — знаменитый целитель, происходивший с о-ва Кос. Именно Гиппократ в своих трактатах отразил неразрывную связь медицины с этикой. С именем Гиппократа связано представление о высоком моральном облике и этике поведения врача. Этические воззрения, требования и запреты Гиппократа изложены в книгах «Гиппократова корпуса»: «Клятва», «Закон», «О враче», «О благоприличном поведении», «Наставления».

Изучив вышеупомянутые трактаты, мы выделили восемь этических принципов Гиппократа, связанных с отношениями врача с пациентами, с коллегами, с его нравственными качествами.

Эти принципы следующие:

1. Принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного.

2. Принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование.

3. Принцип уважения к жизни, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам.

4. Обязательство об отказе от интимных связей с пациентами.

5. Принцип врачебной тайны и конфиденциальности.

6. Обязательства перед учителями.

7. Обязательство передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами.

8. Обязательства профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения.

В нашей статье мы сравним врачебную этику Гиппократа с современной и рассмотрим, насколько изменились этические принципы в медицине.

Главным принципом как в современной медицине, так и в этике Гиппократа является принцип непричинения вреда, заботы о пользе пациента, доминанты интересов больного. «Клятва» Гиппократа гласит: «Я направлю режим больных к их выгоде… В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного» («Клятва» [1, с. 87]). В Кодексе врачебной этики Республики Беларусь говорится: «В работе врача недопустимо грубое и негуманное отношение к пациенту, унижение его достоинства, выражение неприязни или предпочтения другим пациентам. Врач обязан отдавать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет ущерба самому пациенту или окружающим лицам» [2].

У Гиппократа большую роль играет принцип осторожного информирования пациента, допускающий его дезинформирование. В трактате «О благоприличном поведении» говорится, что врач вправе скрывать все подробности течения болезни, чтобы не ухудшать положение больного: «Все… до́лжно делать спокойно и умело, скрывая от больного многое в своих распоряжениях… и не сообщая больным того, что наступит или наступило, ибо многие больные по этой именно причине… доведены были до крайнего состояния» («О благоприличном поведении», XVI [1, с. 115–116]). Однако в современной медицинской этике, в отличие от этики Гиппократа, пациент вправе владеть полной информацией о диагнозе, о цели предлагаемого лечения, о его возможных последствиях, о прогнозе в случае отказа от лечения.

Одним из ключевых принципов медицинской этики Гиппократа можно назвать принцип уважения к жизни, отрицательного отношения к эвтаназии, к пособничеству при самоубийстве, к абортам. «Клятва» гласит: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла… Я не вручу никакой женщине абортивного пессария» («Клятва» [1, с. 87]). В современном медицинском обществе существует различные точки зрения на проблему эвтаназии и абортов, однако большинство врачей придерживается точки зрения Гиппократа. Например, в Кодексе врачебной этики Республики Беларусь говорится: «Эвтаназия как акт преднамеренного лишения жизни пациента по его просьбе или по просьбе его близких недопустима» [2]. А право врача отказаться от проведения аборта закреплено в Женевской декларации Всемирной медицинской ассоциации: «Я буду проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности» [3, с 80]. Что касается нашей страны, то в июне 2014 г. в белорусский закон о здравоохранении были внесены изменения и дополнения, которые коснулись в том числе и вопросов искусственного прерывания беременности. Теперь право белорусских врачей отказаться проводить аборт, если это противоречит их убеждениям, закреплено законом, однако новые положения пока не вступили в силу.

Особо выделить следует принцип обязательства об отказе от интимных связей с пациентами. В «Клятве» говорится: «В какой бы дом я ни вошел, я войду туда… будучи далек… от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами» («Клятва» [1, с. 87]). В наши дни также считается некорректным вступать в интимные связи с пациентами. Таким образом, данный принцип в современной медицинской этике полностью согласуется с учением Гиппократа.

На наш взгляд, один из главнейших принципов в медицинской этике — принцип врачебной тайны. В «Клятве» говорится: «Что бы при лечении… я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской… я умолчу о том, считая подобные вещи тайной» («Клятва» [1, с. 88]). В современном обществе данный принцип несколько видоизменен. Например, в одной из статей Кодекса врачебной этики Республики Беларусь говорится: «Врач может сообщать сведения о состоянии здоровья пациента близким родственникам… а также органам здравоохранения и правоохранительным органам в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь» [2].

Немаловажным принципом считается принцип обязательства перед учителями. В «Клятве» говорится: «Клянусь… считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах» («Клятва» [1, с. 87]). В современном медицинском обществе будущие врачи также обещают оказывать уважение своим учителям, что закреплено в Женевской декларации Международной медицинской ассоциации: «Я буду отдавать моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают» [3, с. 80].

Читайте также:  Газобетон вредный для здоровья

Также важен принцип обязательства передавать знания ученикам и консультироваться с коллегами. «Клятва» гласит: «Клянусь… наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам» («Клятва» [1, с. 87]). В трактате «Наставления» говорится: «Нет ничего постыдного, если врач, затрудненный в каком-либо случае у больного… просит пригласить других врачей, с которыми он мог бы совместно выяснить положение больного» («Наставления», VIII [1, с. 122]). Кодекс врачебной этики Республики Беларусь гласит: «Врач при возникновении у него профессиональных затруднений обязан немедленно обратиться за помощью к компетентным специалистам» [2].

Последним из выделенных нами принципов является обязательство профессионального и нравственного самосовершенствования и благопристойного поведения. В «Клятве» говорится: «Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство» («Клятва» [1, с. 87]). Кодекс врачебной этики Республики Беларусь гласит: «Основным условием успешной врачебной деятельности является профессиональная компетентность врача и его высокие нравственные качества. Врач обязан повышать свою квалификацию в течение всей профессиональной деятельности» [2].

Таким образом, в современной медицине одни из принципов врачебной этики Гиппократа практически не изменились, другие претерпели некоторые изменения, а третьи вызывают споры как среди медиков, так и в обществе. Их объединяет то, что они не перестали существовать с окончанием эпохи Гиппократа, но продолжают в той или иной мере сохранять свою актуальность и развиваться вместе с эволюцией общества.

1. Гиппократ. Избранные книги / Гиппократ ; пер. с греч. проф. В. И. Руднева ; ред., вступ. статьи и прим. проф. В. П. Карпова. — Москва : Гос. изд. биол. и мед. литры, 1936. — 736 с.

2. Кодекс врачебной этики Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — 1999. — Режим доступа: http:// www.beldoc.by/ documents/ 2a6db062a0f6cf1d23523dd295eedc5f/. — Дата доступа: 01.04.2015.

3. Шамов, И. А. Биоэтика : учеб. пособие по этическим и юридическим документам и нормативным актам / И. А. Шамов, С. А. Абусуев. — Махачкала : Изд-во ДГМА, 2001. — 446 с.

Выходные данные: Філалагічныя штудыі = Studia philologica : зб. навук. арт. / пад рэд. Г. І. Шаўчэнка, К. А. Тананушкі ; рэдкал.: А. В. Гарнік [і інш.]. — Вып. 8. — Мінск, 2015. — C. 75–78.

© Кафедра классической филологии БГУ, .

В случае использования материалов сайта гиперссылка на graecolatini.bsu.by обязательна!

Похоже, Вы используете устаревшую версию браузера Internet Explorer. Некоторые страницы могут отображаться неправильно. Кроме того, использование устаревшего браузера повышает риск взлома Вашего компьютера. Пожалуйста, обновите браузер!

Источник

Клятва Гиппократа.Суть,смысл,и современное понимание

Давайте по-порядку.Я давно обещал осветить данную тему,посвященной этой знаменитой фразе.Будет много написано,так что терпение,поехали!

Что это вообще такое?Что данная клятва из себя представляет? Согласно Википедии,Кля́тва Гиппокра́та — врачебная клятва, выражающая основополагающие морально-этические принципы поведения врача. В разговорной речи используется как синоним для законодательно утверждённых вариаций «клятвы врача», произносимой при получении документа о высшем медицинском образовании.

Первоначальный вариант, записанный Гиппократом в III веке до н. э. на ионийском диалекте древнегреческого языка, запрещал врачу содействовать аборту («я не вручу никакой женщине абортивного пессария») и самоубийству («Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла…»).С тех пор текст клятвы многократно переводился на новые языки, подвергался редактированию, существенно меняющему его смысл.

..У нас,в университете,где я учился,данная клятва висела в актовом зале,где читали лекции.Я ее тогда впервые почитал,понял,что суть в том,что нужно уважать свою профессию,передавать и делиться знаниями с коллегами,хранить врачебную тайну..Тогда все это было мало понятно до конца.Но вернемся к современному миру.

Вот полный текст данной клятвы,переведеной на русский язык.Попробуйте вникнуть в суть!

«Клянусь Аполлоном, врачом Асклепием, Гигиеей и Панакеей, всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство: считать научившего меня врачебному искусству наравне с моими родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно, и без всякого договора; наставления, устные уроки и всё остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.
Я направляю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости. Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного пессария. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и своё искусство. Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далёк от всякого намеренного, неправедного и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.
Что бы при лечении — а также и без лечения — я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной. Мне, нерушимо выполняющему клятву, да будет дано счастье в жизни и в искусстве и слава у всех людей на вечные времена, преступающему же и дающему ложную клятву да будет обратное этому»

Читайте также:  Углубленное профилактическое консультирование проводится гражданам группы здоровья тест

Это полный текст данного писания.Вот что можно здесь выделить:

-обязательства перед учителями, коллегами и учениками;
-принцип непричинения вреда;
-обязательства оказания помощи больному (принцип милосердия);
-принцип заботы о пользе больного и доминанты интересов больного;
-принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к эвтаназии;
-принцип уважения к жизни и отрицательного отношения к абортам;
-обязательство об отказе от интимных связей с пациентами;
-обязательство личного совершенствования;
-врачебная тайна (принцип конфиденциальности)

Давайте проанализируем этот документ, откинув архаичные моменты – упоминания о богах и рабах и категорический отказ от камнесечения (считалось, что Гиппократ вел свой род от бога медицины Асклепия, а тогдашние хирурги относились к другой профессии, поскольку не были асклепиатами). Текст клятвы регламентирует отношения «врач – учителя и коллеги», «врач – пациенты», «врач – все остальные», а также систему поощрений и наказаний. Чему же уделяется наибольшее внимание?+

Почти треть текста посвящена взаимоотношениям между учителями и учениками. Уважение, материальная помощь и безвозмездное обучение – только для своих. Популяризация медицинских знаний явно не приветствуется. Занятие медициной определяется как бизнес, куда посторонних пускать не следует. Секреты врачебного искусства должны охраняться – конкуренция существовала и в Древней Греции. В два раза меньше слов отводится собственно лечебному процессу, на третьем месте – соблюдение врачебной тайны.
По-моему, приоритеты древнегреческих медиков понятны. В тексте Клятвы нет ни слова о том, что врач «должен» всем и каждому, невзирая на условия и оплату труда. Тем не менее, граждане постсоветского пространства твердо уверены, что давший пресловутую клятву медик подписался до конца своих дней всего себя отдавать спасению жизней, ничего не требуя взамен. И неудивительно – такое оригинальное понимание сути Клятвы Гиппократа внедряется в коллективное сознание уже многие годы.

На протяжении веков текст клятвы многократно переписывался, адаптируясь к изменениям в обществе. В СССР клятва Гиппократа, пройдя через мощный идеологический фильтр, трансформировалась в Присягу советского врача, который обязывался:

-все знания и силы посвятить охране и улучшению здоровья человека, лечению и предупреждению заболевания, добросовестно трудиться там, где этого требуют интересы общества;
-быть всегда готовым оказать медицинскую помощь, внимательно и заботливо относиться к больному, хранить врачебную тайну;
-беречь и развивать благородные традиции отечественной медицины, во всех своих действиях руководствоваться принципами коммунистической морали;
-сознавая опасность, которую представляет собой ядерное оружие для человечества, неустанно бороться за мир, за предотвращение ядерной войны;
-всегда помнить о высоком призвании советского врача, об ответственности перед Народом и Советским государством.

..Сравнение древнегреческого и советского кодексов приводит к мысли, что докторам Древней Эллады явно жилось лучше, чем продолжателям их дела в стране победившего социализма. Присяга советского врача рисует идеальный образ бескорыстного ангела, который всегда готов, всегда обязан, ничего за это не требует, да еще и за мир во всем мире борется без отрыва от производства. Игнорируется понимание врачебного искусства как ценности, которую следует сохранять и оберегать, и отсутствует нюанс оригинального текста «лечить сообразно с моими силами и моим разумением. Согласно Клятве Гиппократа, намерения врача определяются после фразы «В какой бы дом я ни вошел…», то есть обязанности начинаются после самостоятельного решения доктора заняться больным. В современном же обывательском понимании врач должен приходить на помощь в любой миг, независимо от того, кто и когда его окликнет. Что, собственно, и прослеживается в обязательствах советского врача. Из практики известно: обнаружив за праздничным столом или в купе поезда соседа-доктора, ему тут же начинают излагать свои медицинские проблемы и требовать советов и рекомендаций. А сантехника почему-то никто не просит тут же бежать прочищать засорившуюся трубу..

К тому же, оригинальный текст клятвы апеллирует к собственным совести и представлениям о добре и зле, а Присяга советского врача строго напоминает об ответственности перед Народом и Советским государством, если доктор вздумает уклониться. Справедливости ради отмечу, что обязывать врача в любую минуту жизни быть при исполнении – не советская, а, скорее, национальная традиция

НАШЕ ВРЕМЯ (с 90-х и по настоящее):

С начала 90-х годов, когда присяга советского врача устарела вследствие неактуальности понятия «советский», выпускники медвузов принимали Присягу врача России. Текст ее практически дублирует Клятву Гиппократа. В годы смутной неопределенности, видимо, было решено, что новое – это хорошо забытое старое. В качестве идеологической составляющей акцентируется обязанность оказывать медицинскую помощь всем, независимо от благосостояния, национальности, вероисповедания и убеждений – «даже врагам»

В конце 90-х жизнь несколько изменилась. Потребовался этический кодекс, соответствующий реалиям новой эпохи, и в 1999 году была утверждена «Клятва врача», действующая в настоящее время. Уже больше десяти лет приступающие к профессиональной деятельности доктора торжественно клянутся:

-честно исполнять свой врачебный долг;
-посвятить свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека;
-быть всегда готовым оказать медицинскую помощь;
-хранить врачебную тайну;
-внимательно и заботливо относиться к больному;
-действовать исключительно в его интересах независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного -положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
-проявлять высочайшее уважение к жизни человека, никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии;
-хранить благодарность и уважение к своим учителям;
-быть требовательным и справедливым к своим ученикам, способствовать их профессиональному росту;
-постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство;
-беречь и развивать благородные традиции медицины.
Врачи за нарушение клятвы врача несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

..Как видно из текста клятвы, рубрика «лечим, несмотря на…» расширена и дополнена. Теперь обращается внимание еще и на пол, расу, язык, должностное положение и принадлежность к общественным объединениям – куда же в наше время без политкорректности. В остальном – перед нами по сути та же Присяга советского врача, за исключением упоминаний о коммунистической морали и ядерной войне. И все сказанное в адрес присяги советских времен справедливо и для этого документа. Никаких сдвигов в понимании места врача в обществе не наблюдается – сборник этических принципов по-прежнему неэтичен в первую очередь по отношению к их субъекту.

Читайте также:  Как узнать группу здоровья для физкультуры

Пункт об ответственности выглядит еще более суровым, чем в Присяге советского врача: теперь ответственность уже предусмотрена законодательством. Но разве можно привлекать к юридической ответственности за нарушение расплывчато сформулированных этических норм? Как измерить степень вины врача, если он халатно отнесся к «развитию традиций»? Медики, как и любые работники, должны добросовестно выполнять свои функциональные обязанности не потому, что поклялись, а потому, что это их работа. А если совершено преступление – существует Уголовный кодекс, четко определяющий меру наказания. Более 20 статей УК РФ предусматривают уголовную ответственность медработников за профессиональные преступления, в том числе и неоказание помощи больному (статья 124 УК РФ).
Безусловно, такая формулировка морального кодекса медика обслуживает интересы власти. Исходя из нее, государству нет нужды особенно напрягаться: врачи давали клятву, они за все и отвечают. И именно такое понимание ситуации народом мы и видим ежедневно. С одной стороны, в нашем обществе декларируется право гражданина на бесплатную качественную медицинскую помощь. С другой – в реальности государство такую помощь обеспечить не в состоянии, но признавать себя виновным не желает. Потому и проводится политика стравливания медиков и пациентов – СМИ полнятся безграмотными статьями о врачах-вредителях, рекламируются шарлатанские методики лечения. Народу всячески дают понять, что в его бедах и трудностях виноваты исключительно врачи-хапуги, презревшие данную ими Клятву Гиппократа и нагло требующие за свою работу денег и вообще человеческого отношения.

Кроме того, существующее мифическое понимание сути Клятвы Гиппократа выгодно и населению на подсознательном, так сказать, уровне. Процесс получения медицинских услуг у нас совсем не сопряжен с удовольствиями. А страдающему человеку свойственно искать виноватого. Не сумели врачи вылечить – пусть и были для того объективные причины – значит, виновны, нарушили свою клятву. У наших граждан нет понимания того, что на современном этапе врач в одиночку мало чем может помочь: необходимо задействование всего огромного механизма современной медицины: оборудования, условий, медикаментов. И никакие личностные качества доктора не в силах это изменить.+

Представление о том, что медицина бесплатна, десятилетиями впитывалось нашими согражданами с молоком матери. А какая может быть ценность у того, что ничего не стоит? Отсюда происходит восприятие собственного здоровья, в первую очередь, как предмета заботы врача. Он клятву давал, он и должен вылечить. Любого больного – в том числе и запущенного, не выполняющего назначения и рекомендации.
Итак, мы приходим к пониманию того, что текст и смысл современной присяги врача принципиально отличаются от античной клятвы. Собственно Клятва Гиппократа – это внутрицеховой кодекс чести, устанавливающий правила поведения внутри касты. Никаких указаний на то, что врач обязан вылечить любого больного, там нет. Как и на то, что он им в принципе должен заниматься. Если уж взялся лечить – применяй все свои возможности, не наноси намеренно вреда. Но доктор вправе и не браться за лечение.
На мой взгляд, неплохо было бы размещать в медицинских учреждениях на информационных стендах текст Клятвы Гиппократа, чтобы любой желающий мог с ним ознакомиться и самостоятельно выяснить, что врач не должен вести прием в свой перерыв, потому что очередь большая.

А КАК НА ЗАПАДЕ-ВОСТОКЕ:

А насколько соответствует Клятва Гиппократа ситуации в западных странах? Некоторые ее пункты противоречат реальному положению вещей. В Бельгии, Нидерландах и некоторых штатах США эвтаназия разрешена законодательно, на аборты в большинстве государств запрета нет. В США врачебная помощь террористам и потенциальным террористам признана незаконной и уголовно наказуема.
В связи с заметным несоответствием современным реалиям клятва Гиппократа была признана устаревшей, и в 2002 году авторитетными американскими и европейскими медицинскими организациями разработана Хартия медицинского профессионализма, которая выглядит очень многословной и малоконкретной. Основные ее принципы: исключительное право пациента на окончательное решение, обязательная полная информированность больного по всем вопросам, включая врачебные ошибки, одинаковая доступность лечения по действующим стандартам для всех пациентов. От Клятвы Гиппократа сохранились положения о врачебной тайне, недопустимости сексуальных домогательств и использования служебного положения в личных целях. Подробно освещается необходимость сохранять, развивать, углублять и совершенствовать.+

Принципиально новый и интересный аспект (актуальный ныне и для нашей страны) – врач должен «распознавать и доводить до сведения широкой публики конфликты интересов, которые возникают в его профессиональной деятельности». Речь идет об отношениях с коммерческими структурами – фарминдустрией, страховыми компаниями, производителями медтехники. Думаю, понятно, что имеется в виду.
Замечу, что краеугольный камень и ноу-хау отечественных редакций – напоминание о постоянной боеготовности врача – отсутствует. Западный менталитет допускает мысль, что медицина для доктора – это работа, а не смысл и единственное наполнение жизни.

Клятвы и присяги – понятие в большой степени ритуальное. Гуманизм профессии врача – не следствие страха ответственности за нарушение клятвы Гиппократа. Наоборот, у тех, кто выбирает медицину по призванию, исходно присутствуют соответствующие нравственные установки и ориентиры. Профессиональные этические принципы продолжают формироваться и в процессе обучения в институте, и по ходу приобретения врачебного опыта. Каждый врач дает себе клятву сам, и только он сам знает ее суть..

Источник

Adblock
detector