Меню

Современная цивилизация психическое здоровье личности философия

2. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это ему несет? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?

Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различных сообществах является признание целесообразности и единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единство верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшения производительности труда и вообще «развал» промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России в 1990-х годах.

По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности, и нарушения его здоровья, в том числе и психологического. [8, 25]

В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индицировании специфических нарушений психического здоровья. Один из первых указал на это З.Фрейд. Он развил мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего — К. Хорни, А. Фрейдом, Э. Форммом, К. Юнгом, которые работали с людьми разных возрастов, культур, цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов.

Более того, эта мысль характерна для многих направлений современной психологии и отчетливо представлена также и в гуманистической психологии в частности, в работах А. Маслоу. [6, c. 43]

К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показа, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказаться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др.

Примерами таких общественных идеалов является «Кодекс строителя коммунизма», образы «Настоящего советского человека», «Истинного комсомольца», т.е. людей лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляют ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению напряжения, дискомфорта, обиды, вины.

Выделяются целые комплексы социально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения. [13, c. 31]

В указанных выше исследования показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротичного человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенность психологического здоровья.

Источник

Психофизическая проблема в науке и философии

Трейдинг криптовалют на полном автомате по криптосигналам. Сигналы из первых рук от мощного торгового робота и команды из реальных профессиональных трейдеров с опытом трейдинга более 7 лет. Удобная система мгновенных уведомлений о новых сигналах в Телеграмм. Сопровождение сделок и индивидуальная помощь каждому. Сигналы просты для понимания как для начинающих, так и для опытных трейдеров. Акция. Посетителям нашего сайта первый месяц абсолютно бесплатно .

2. Современная цивилизация и психическое здоровье личности

Каждый человек живет в обществе себе подобных. Что это ему несет? Только лишь помощь и поддержку? Или есть еще и негативная сторона социальности человека?

Одной из общепринятых точек зрения, согласно которой считается, что важнейшей причиной объединения людей в различных сообществах является признание ц

елесообразности и единства в трудовой активности. Но если это мнение принять как аксиому и считать единство верным, то ряд социальных процессов в современных сообществах понять просто невозможно. Это особенно касается развития человеческой деструктивности, снижения уровня жизни, уменьшения производительности труда и вообще «развал» промышленного и сельскохозяйственного производства, как это произошло в России в 1990-х годах.

По-видимому, в социальности человека имеется и ряд других предпосылок, в частности, и нарушения его здоровья, в том числе и психологического. [8, 25]

В специальной литературе довольно широко и активно обсуждается проблема о социальном индицировании специфических нарушений психического здоровья. Один из первых указал на это З.Фрейд. Он развил мысль о том, что общество уже само по себе делает человека невротиком, так как в любой цивилизации возникают внутренние конфликты между потребностями (заложенными в структуре Ид) и социальным контролем за их проявлением (Супер Эго). На создаваемую обществом невротичность его членов посвящены работы его учеников и последователей, прежде всего – К. Хорни, А. Фрейдом, Э. Форммом, К. Юнгом, которые работали с людьми разных возрастов, культур, цивилизаций. Положение о том, что нарушения психического здоровья есть следствие индивидуальной социализации до сих пор является базовой идеей психоаналитических взглядов.

Более того, эта мысль характерна для многих направлений современной психологии и отчетливо представлена также и в гуманистической психологии в частности, в работах А. Маслоу. [6, c. 43]

К. Лестер, исследуя процессы социализации человека в тоталитарных обществах, показа, что обладая опытом социальной жизни в таком общежитии, индивид обычно вынужден отказаться от части своего Я путем принятия и выполнения социальных ролей. Но, по его мнению, наибольшую невротизацию создает несоответствие представлений индивида о своем реальном и идеальном Я, формируемое социумом, указывая, как правило, на несовершенство первого. Это выражается в формах вины, тревоги, личностной деструкции и др.

Читайте также:  Как режим укрепляет здоровье детей

Примерами таких общественных идеалов является «Кодекс строителя коммунизма», образы «Настоящего советского человека», «Истинного комсомольца», т.е. людей лишенных недостатков, не имеющих никаких проблем. Нередко социум (в лице школы, семьи) предъявляют ребенку заведомо непосильные для него требования, которым невозможно соответствовать, что также приводит к возникновению напряжения, дискомфорта, обиды, вины.

Выделяются целые комплексы социально-ободряемого и социально-неодобряемого поведения. [13, c. 31]

В указанных выше исследования показана возможность более легкого манипулирования массовым и персональным сознанием невротичного человека, т.к. отмечается его психологическая зависимость от окружающих, влияющая на особенность психологического здоровья.

3. Сознательное и бессознательное

3.1 Основные идеи психоанализа З. Фрейда

Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки связанные с человеком. [2, 312]

Представление о сознание, психике человека сильно изменилось с появлением психоанализа Зигмунда Фрейда.

В своих работах «Я и Оно», «Тотем и табу», «Толкование сновидений» и др. Зигмунд Фрейд изложил свои основные идей о том, что человеческое сознание состоит как бы из трех уровней:

· Сверхсознательное («сверх – Я» — правила поведения, родительские запреты, моральная цензура);

· Бессознательное («Оно» — совокупность инстинктов, комплексов, вытеснение переживаний и т.д., самые значительные здесь – половой инстинкт и инстинкт агрессии). [11, 376]

Самым адекватным выразителем внутренних противоречий психики, по Фрейду, является эдипов комплекс. Эдипов комплекс – это не реальное, а символическое описание того, как работает психика, ибо эдипов комплекс проявляется у всех, в том числе и у тех детей, у которых не было отца, во всяком случае, они его не помнят.

Фрейд полагал, что психиатрия должна лечить не тело, а личность.

Так же Фрейд уделял внимание снам и разработал подробную символику сновидений, с помощью которой можно толковать сны.

Психоанализ Фрейда получил огромный резонанс во всем мире, не было ни одной области культуры, которая не испытала бы на себе идей Фрейда. После его смерти сложилось целое направление в психологии, оно и по сей день развивает идеи своего основоположника. Одним из самых известных учеников Фрейда, который пошел значительно дальше своего учителя, был Карл Юнг. [10, c. 374]

3.2 Теория «архетипов» К. Юнга

К Юнг, в отличие от Фрейда, который имел дело в основном с «личным» бессознательным, натолкнулся по его словам, на наличие внеперсонального, «родового» или коллективного слоя бессознательного, когда в ходе своей психиатрической практики обнаружил идентичные тексты или видения в поэтических произведениях, в бреде сумасшедших, ритуалах шаманов, в глубоких снах. И это навело его на предположение, что ниже уровня личного бессознательного лежат более древние, более архаичные слои психики, образовавшиеся в незапамятные времена формирования человеческого сознания. Родовое бессознательное состоит из совокупности архетипов (прообразов) – древних способов понимания и переживания мира. [11, c. 430]

Юнг опирался на мифологию и сознательно использовал образы, наработанные культурой, в своей практике, и для описания психологических явлений. Устойчивые образы в этих областях он и назвал архетипами. [10, c. 401]

Архетип – это система установок и реакций на мир древних людей в те времена, когда мир открывался им совершенно другим образом, чем нам сейчас, открывался жутким, пугающим кошмаром окружающего леса, диких зверей, грозных явлений природы, и люди должны были вжиться в окружающий мир, приспособится, как-то объяснить его и интерпретировать.

Архетип сам никогда не может достичь сознания непосредственно, но только опосредованно, с помощью символов. Коллективное бессознательное при нормальных условиях не поддается осознанию, никакая аналитическая техника не может его «вспомнить», ведь оно (в отличии от личного бессознательного) никогда не было вытеснено или забыто.

Архетип есть своего рода готовность снова и снова репродуцировать те же самые или сходные мифические представления. Он вызывает преувеличение, раздутость, недобросовестность, иллюзию и одержимость, как в хорошем, так и в дурном. Поэтому, как рассуждает Юнг, люди всегда нуждались в демонах и никогда не могли жить без богов, за исключением некоторых, особенно умных сверхчеловеков, для которых «Бог умер».

Источник

Современная цивилизация и психическое здоровье личности

Цивилизация– это один из этапов развития общества. Цивилизация определяется абстрактными представлениями, регулирующими поведение и взаимоотношения людей в этом обществе.

Цивилизация невозможна без городов, письменности, экономики, политики и других подобных явлений.

Цивилизация – это высший этап развития общества. Для того, чтобы достичь цивилизации, общество должно пройти многие предварительные периоды: научиться возделывать поля и приручать животных, создавать предметы материальной культуры, строить города, изобрести письменность и установить правила морали. Таким образом, процесс становления цивилизации – очень длительный и занимает не одну тысячу лет.

Читайте также:  Компания здоровье лекарственные травы

Кроме этого, можно понимать слово «цивилизация» как конкретное общество со своей культурой, существовавшее в прошлом или существующее в наше время.

Это древнеегипетская, шумерская, ассирийская, вавилонская, индийская, китайская и многие другие цивилизации, они имели большое значение в истории.

Чтобы понять, что такое цивилизация, нужно обратить внимание на связь культурных норм, по которым живет данная страна или народ. Если же народ подчиняется чужому культурному влиянию и отказывается от своих индивидуальных особенностей, то он прекращает своё существование как самостоятельная цивилизация, и тогда такое определение к нему применить уже нельзя

Соотношение понятий психического и духовного здоровья.

Под социальным (общественным) здоровьем обычно понимается состояние совокупного физического, психического, интеллектуального, социального, духовно-нравственного и репродуктивного здоровья населения, которое обычно фиксируется в соответствующих статистических данных.

Весьма важным является способность населения объективно оценивать свое состояние и принимать меры к его улучшению. Кроме таких важных параметров, как качество и уровень жизни большинства граждан, социальное здоровье характеризуют динамика изменений уровня преступности, средней продолжительности жизни, уровня смертности и рождаемости, соблюдение принципов социальной справедливости, тенденция развития культуры, науки, образования, искусства и т.д.

В личностном плане социальное здоровье определяется в основном степенью комфортности человека в том или ином социальном окружении.

Т.е. социальное благополучие каждой личности зависит от уровня усвоенной социальной культуры, а также от состояния индивидуального и общественного физического, психического, интеллектуального и духовно-нравственного здоровья.

По словам выдающегося американского психолога В. Джеймса, глубочайшимсвойством человеческой натуры является страстное желание получить признание своей ценности. У любого человека это страстное желание может быть удовлетворено только в процессе общения среди людей, что и является естественной основой социализации. Для субъективного социального благополучия необходимо всегда быть внимательным к ближнему своему, не скупиться на похвалу и поддерживать все хорошие начинания окружающих людей. Но чтобы получить признание своей ценности, нужно этой ценностью обладать.

Поскольку ценностные ориентации людей различны, то и оценивать в других людях они могут по достоинству только те качества, которыми в той или иной мере обладают сами.

Например, люди с низкими духовно-нравственными ценностями не в состоянии понимать высокие поступки и убеждения других людей, но они могут вполне хорошо чувствовать себя в нездоровом социальном окружении, в котором человеческие пороки могут быть возведены в ранг достоинств.

Именно этим свойством индивидуальное социальное здоровье может не соответствовать нравственным принципам, принятым в обществе. Таким образом, социальное здоровье личности обеспечивается не только физическим и психическим благополучием, но и состоянием духовно-нравственного здоровья социальной среды.

Тем не менее, гармонично развитая личность (с высоким уровнем культуры здоровья) способна не только противостоять растлевающим воздействиям больного общества, но и активно способствовать его оздоровлению.

Одним из признаков социального здоровья является стремление к общему благу, любознательность, активное участие в общественной работе, способность заинтересованно относиться к решению социальных проблем.

Таким образом, социальное (общественное) здоровье является одним из основных показателей благополучия жизни и гармоничного развития общества, его культурного уровня.

При недостаточно высоком культурном уровне развития общества возникают проблемы в воспроизводстве здорового потомства, политической и экономической сферах жизнедеятельности государства.

Бодрое, жизнеутверждающие начала сменяются всеобщей апатией, пассивностью и заметной деградацией в интеллектуальном, моральном и духовно-нравственном отношениях.

В общественном сознании возникает терпимое отношение к социальным порокам, происходит постепенная замена истинных идеалов и жизненных ценностей на ложные, навязываемые населению отдельными корыстными людьми, группами, партиями; происходят массовые психологические эпидемии (например, почти поголовная наркотизация алкоголем, лекарствами, извращенным питанием, так называемой массовой культурой и т.д.).

В результате создается порочная замкнутая система, в которой больное общество не только не предоставляет возможностей для развития здоровых личностей, но и всячески препятствует этому процессу, отсутствие в социуме критической массы здоровых людей не обеспечивает процесс самоочищения и оздоровления социума.

В нездоровом обществе начинают все активнее действовать механизмы саморазрушения и самоуничтожения, и оно все быстрее движется к своему краху. Это, в частности, проявляется в снижении показателей здоровья, в интеллектуальной, производственной, научной, культурной деятельности, в обострении экологических, политических, экономических и прочих социальных проблем.

Только социально здоровая личность способна заботиться о благополучии государства, вносить свой вклад в защиту и процветание Отечества.

В словаре Даля Отечество определяется как родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, земля народа, к коему кто по рождению языку и вере принадлежит; государство в отношении к поданным своим; родина в обширном смысле.

Психологическое состояние нашего современного общества характеризуется чувством неуверенности в завтрашнем дне, преобладанием мрачного настроения, агрессивностью, вспыльчивостью, стремлением большинства населения к “взбадриванию” себя с помощью лекарств или наркотических средств.

Высокий уровень интеллектуального развития у нас перестал считаться одной из главных общественных ценностей. Об этом можно судить по величине оплаты умственного труда — она иногда намного ниже оплаты даже неквалифицированного физического труда.

В последние годы принципы распределения денежных средств вообще не поддаются никакой критике и граничат с грубым произволом, а не определяются объективной общественной ценностью интеллектуального продукта.

Здоровье человека — это состояние психического, физического и социального благополучия. Оно чрезвычайно изменчиво, зависит от множества факторов и определяется ими (в частности генетически запрограммированными конституциальными особенностями организма). По данным

Читайте также:  Все секреты здоровья молодости долголетия

Всемирной организации здравоохранения здоровье человека зависит лишь 8-10% от медицины, на 30% от экологии и на 52-60% — от образа жизни.

Можно оспаривать удельный вес каждого фактора риска отдельно и в совокупности для здоровья отдельно взятого человека, страны, государства, можно спорить о степени угрозы экологической катастрофы, возможностях медицины в лечении тех или иных заболеваний, но не признать их влияния на организм каждого, ныне живущего, невозможно.

С рождением человек получает в дар уникальную сложную биоэнергетическую систему- свою жизнь. В большинстве случаев природа создаёт живой организм 7-здоровым и жизнеспособным, обеспечивая его для жизни, роста, развития, функционирования и полной реализации, его многочисленных функций.

Однако здоровье человека зависит от множества факторов и определяется от медицины- лишь но 8—10%, на 30% от около 60% — от образа жизни.

Незнание законов природы, жизни, собственных потенциальных возможностей, факторов здоровья, их систематическое нарушение в силу невежества, передаваемого и своему потомству, оказывает человечеству плохую услугу, следствием чего является сокращение сроков жизни и ухудшение её качества.

Получая в дар одну — единственную свою жизнь, уникальный организм, состоящий из множества структур, объединённых сложной биоэнергетической системой, мы не знаем, как с ним обращаться.

Мы в полном невежестве мчимся по дорогам судьбы, не зная и не понимая законов природы и связанных с ними законов человеческой жизни. Мы давно перечеркнули наработанный древневосточной медициной опыт соблюдения этих законов и основанных на них правилах врачевания.

Постарается проанализировать те ошибки, которые совершает человек в своей жизни. Гете говорил: «Чего человек не понимает, т.ч. он не владеет». Организм человека — это уникальная высокоорганизованна биологическая система, формирующая и поддерживающая себя за счет мышления, питания, дыхания, движения и очищения.

Гармонический баланс этих процессов обеспечивает здоровье. Нарушение гармонии приводит к болезни.

Стратегия здоровья человека зиждется на понимании и поддержании этих процессов, обеспечивающих жизнь и здоровье При таком подходе физические параметры здоровья лишь часть адаптивности человека, причем не самая решающая. От состояния нашего сознания, психики фундаментально зависит движение в нашей жизни.

Благодаря сознанию и мышлению человек дистанцируется от окружающих нас мира животных и растений, приобретая при этом значительную свободу действий и нее менее значительный круг человеческих болезней. Игнорирование духовно — душевных аспектов жизни, потребительская логика сознания человека, направленная на первоочередное выживание физического тела толкает человека к ускорению темпа жизни, заданного самим же человеком. Логика подсознания — на сохранение природного ритма жизни и соподчиненных ему духовных ценностей. Раздираемый противоречиями, человек уходит в болезнь. Число психосоматических страданий, обусловленных несоответствием образа жизни, мышления природным биоритмам человека, предопределяемым конституциональными особенностями организма, продолжает расти.

На сегодня можно упрекнуть человека за доминирующее непонимание этих аспектов, а академическую медицину в том, что она пренебрегает больным, как целостно и обращается с ним, как с машиной, игнорируя наиболее важные психические аспекты здоровья человека. Не менее распространенной ошибкой в нашей повседневной жизни является отношение к питанию. Без очень многих вещей можно обойтись, но не без еды. Используя знания законов жизни, мы должны относиться первоочередно к питанию, как фундаменту построения человеческого здоровья, а не только как к набору кулинарных рецептов.

Такая распространенная практика питания нарушила здоровье и изменила облик болезней человека, привела к более раннему формированию болезней «цивилизации»: ожирению, атеросклерозу, сахарному диабету, подагре, желчно-почечнокаменной болезни, заболеваниям пищеварительного тракта..

В жизни каждый человек идёт своим путём. Этот принцип индивидуализаци должен и может сохраняться каждым человеком как в вопросах выбора образа жизни, питания, профессии, семейного очага. Важно при этом сохранить гармонию своих природных возможностей и притязаний. Для этого необходимо знать основы своей индивидуальности — конституцию, уметь правильно взаимодействовать с окружающей средой как биологическая так и социальной

Эти черты личности трудно изменить, так как они генетически детерминированы и зависят от толщины слоев в крохотном яйце, из которого разбилась личность, однако, личности не мешает знать об этих генах, чтобы по крайней мере предчувствовать его можно ожидать от окружающих, и снисходительно относиться к различным разновидностям человеческой природы, а также понимать и управлять своими собственными естественными склонностями.

Многообразие человеческой популяции (население, народ), обусловленное комбинацией генетических особенностей, подкрепляется еще и тем, что каждый человек становится тем, что может из него сделать он сам и его окружение.

Как психоэмоциональные аспекты личности зависят от социальной среды (влияние воспитания, обучения), так и биологические находятся в прямой зависимости от окружающей среды обитания человека.

Неправильный образ жизни, неблагоприятные социальные и биологические воздействия искажают истинный жизненный путь заложенный природой человека, создавая подчас индивидуум, не соответствующий своему назначению в мире, как в психоэмоциональном, так и в соматическом (телесный) направлении.

Эти знания призваны оздоровить человека, общество как духовно, так и соматически.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.007 сек.)

Источник

Adblock
detector