Современная семья здоровье детей
Роль семьи в укреплении и сохранении здоровья детей
Понятие здоровья тесно связано с понятием благополучия . При этом основой человеческого здоровья все больше выступает его духовная составляющая . Духовное здоровье обеспечивается системой мышления , познанием окружающего мира и ориентацией в нем . Достигается духовное здоровье умением жить в согласии с собой , родными , друзьями , обществом , умением прогнозировать и моделировать события и составлять программу своих действий .
Семья во многом определяет отношение детей к физическим упражнениям , их интерес к спорту , активность и инициативу . Этому способствуют близкое эмоциональное общение детей и взрослых в разных ситуациях , естественно возникающая их совместная деятельность ( обсуждения успехов спортивной жизни страны , переживания при просмотре телевизионных спортивных передач , иллюстраций в книгах на спортивные темы и др .).
Дети особенно восприимчивы к убеждениям , положительному поведению отца и матери , укладу жизни семьи .
Приоритетным направлением духовного воспитания должно быть формирование нравственных качеств ребенка , которые являются фундаментом здоровья . Для этого необходимо развивать в нем доброту , дружелюбие , выдержку , целеустремленность , смелость , оптимистическое отношение к жизни , чувство радости существования , способность чувствовать себя счастливым , верить в собственные силы и доверять миру .
Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония , адекватная положительная самооценка , которые возникают , если ребенок свободен от чувства тревоги и страха , живет с уверенностью в своей защищённости и безопасности . Важно , чтобы по мере освоения духовной культуры у каждого ребенка формировались чувства нежности и любви к самому себе , настроение особой радости от понимания своей уникальности , неповторимости , безграничности своих творческих возможностей , чувство доверия к миру и людям .
Организуя духовное воспитание , помните :
— если ребенка часто подбадривают — он учится уверенности в себе ,
— если ребенок живет с чувством безопасности — он учится верить ,
— если ребенку удается достигать желаемого — он учится надежде ,
— если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным — он учится находить в этом мире любовь .
Не менее важно для сохранения здоровья развивать у вашего ребенка способность рассматривать себя и свое состояние со стороны . Самонаблюдение и самоанализ формируют желание самосовершенствоваться , позволяют ребенку видеть и развивать свои личностные возможности , повышать свой интеллектуальный потенциал .
Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , и каждый сам несет ответственность за сохранение своего здоровья .
Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение , необходимо заинтересовать
В семье проходит большая часть жизни человека . Для каждого ее члена – это определенное жизненное пространство , целая экологическая микросистема , в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности , развивать , реализовать себя и одновременно находится в тесной связи со всеми членами семьи .
Ребенок появляется на свет полностью беспомощным . Родители начинают приучать свое крохотное существо жить в окружающем мире .
Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством , в котором протекает большая часть жизни каждого из них .
Каждый член семьи занимает определенную нишу , то есть выполняет определенные , необходимые для поддержания баланса системы функции .
Проблема состоит в том , что современная семья включается во множество сфер жизнедеятельности общества . При этом , сокращение свободного времени родителей из – за необходимости поиска дополнительных источников дохода , психологическая перегрузка , стрессы и наличие других патогенных факторов способствуют развитию у родителей синдрома хронической усталости , что в свою очередь не позволяет им уделять необходимое внимание своему ребёнку . Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья ребёнка , им не всегда удаётся грамотно решить многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в образовательном учреждении . Поэтому образовательное учреждение должно оказать существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья ребёнка . Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума , который его окружает .
Состояние здоровья наших детей оставляет желать лучшего . И рост заболеваемости связан не только с неблагоприятной экологической обстановкой , с постоянным ростом нагрузок , психоэмоционального перенапряжения и гиподинамии , но и с отказом родителей вести здоровый образ жизни . Здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье , санитарной грамотности , гигиенической культуры родителей и уровня их образования .
Часто уровень знаний и умений родителей в области воспитания привычки к здоровому образу жизни невысок , а интерес к данной проблеме возникает лишь тогда , когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь . Большинство родителей не понимают самой сущности понятия « здоровье » , рассматривая его только как отсутствие заболеваний , совершенно не учитывая взаимосвязи физического , психического и социального благополучия . В результате у детей формируются вредные привычки , от которых избавиться бывает очень трудно . Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой , а формируется у человека с ранних лет , прежде всего внутри семьи , в которой родился и воспитывался ребенок .
Задача родителей – донести значение ежедневной заботы о своем здоровье до сознания своего ребенка , обучить искусству укрепления здоровья .
Искусство это осваивается детьми в процессе совместной деятельности с родителями . Родителям необходимо не направлять детей на путь здоровья , а вести их за собой по этому пути своим примером .
Основной задачей для родителей является : формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести ЗОЖ . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья .
Для решения такой задачи родителям необходимо помнить правило – « Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым , сам иди по пути здоровья , иначе его некуда будет вести !».
Роль семьи в системе здорового образа жизни человека , во многом определяет , кем станет ребёнок в будущем , в том числе , какой образ жизни он изберёт . Таким образом , можно сделать вывод , что семья и роль семьи играет решающую роль в воспитании здорового поколения .
Здоровый образ жизни – основа профилактики заболеваний . Следует подчеркнуть , что в нем реализуется самый ценный вид профилактики – первичная профилактика заболеваний , предотвращающая их возникновение , расширяющая диапазон адаптационных возможностей человека .
Основные факторы сохранения и укрепления детского здоровья это – рациональный режим ; систематические физкультурные занятия ; использование эффективной системы закаливания ; правильное питание ; благоприятная психологическая обстановка в семье .
Воспитание детей в семье требует от родителей определенных знаний , опыта , терпения и непосредственного участия . Родители должны : периодически проводить беседы со своими детьми на темы здорового образа жизни ; приобщать их к систематическим занятиям физическими упражнениями и спортом ; участвовать в совместных с детьми занятиях оздоровительной физической культурой ; следить за состоянием физического развития , осанкой , здоровьем детей .
Тревожное положение с состоянием здоровья детей и подростков для взрослых дает серьезный толчок к тому , чтобы проводить обучение к здоровому образу жизни у детей с самого рождения . И роль семьи здесь неоспоримо высока .
Несколько советов, как приучить своего ребенка к здоровым привычкам
1. Рациональное питание . Реклама фастфуда и вредных продуктов берет верх над пропагандой здоровой пищи . Важно оградить ребенка от негативного влияния маркетинговых компаний . Рациональное питание предполагает отказ от вредной пищи . Это не обозначает , что нужно сидеть на строгой диете . Есть огромное разнообразие разрешенных и экологических продуктов . Ваша задача – привить ребенку любовь к полезной и здоровой пище . Не отходите от правила покупать в дом только полезные продукты . Сначала ребенок может капризничать и возмущаться , а потом привыкнет . И в будущем скажет вам спасибо за то , что вы вырастили из него здорового и полноценного человека .
2. Регулярные занятия спортом . Для этого вам нужно тоже участвовать в этом процессе . Здесь важно показать на собственном примере , насколько важны физические упражнения . Можно для начала устраивать спортивные пробежки , либо игры с мячом на природе . Не помешает учить ребенка различным видам спорта , желательно все — таки при этом что — то уметь самому и быть физически подготовленным . Показывайте ему , как прекрасно прыгать на скакалке , попадать мячом по кольцу , наворачивать круги на велосипеде . Можно записать свое чадо в какую — нибудь спортивную секцию . Это может быть секция в школе или в любом другом заведении . Обязательно выясните , какие у вашего ребенка предпочтения , что именно он любит . Чтобы у него не возникало отвращения или страха перед занятиями . Вы должны привить любовь к какому — либо спорту .
3. Исключите вредные привычки . Если не получается этого сделать , то хотя бы не курите и не употребляйте спиртные напитки при ребенке . Такое поведение должно быть исключено , если вы не хотите вырастить больного и несчастного человека . Лучше , конечно , не иметь таких привычек самому . Поскольку , так или иначе , ваш ребенок узнает о вашей зависимости и обязательно захочет это попробовать .
4. Соблюдайте гигиену . Приучите себя и свое чадо к чистоте и соблюдению личной гигиены . Важно с ранних лет привить ребенку чистоплотность . Чистота – залог здоровья , она снижает риск заболеваемости в разы .
5. Не устраивайте скандалов при ребенке . Психологическое здоровье отражает все свои изъяны на физическом состоянии человека . Помните , что ваш ребенок должен расти в здоровой психологической атмосфере .
192281, Санкт-Петербург, улица Малая Балканская, дом 16, корпус 2, литера А
Источник
Роль семьи в формировании здоровья детей
материал
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 14.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
« Роль семьи в формировании здоровья детей »
Выполнила : Яицкая А.А.
Огромную роль в формировании здоровья детей играет семья . Чтобы ребёнок рос здоровым , сознательное отношение к собственному здоровью следует формировать в первую очередь у родителей , так как малыш как губка впитывает стиль поведения близких людей . . От родителей во многом зависит , вырастут ли их дети здоровыми и жизнерадостными .
Основной задачей для родителей является формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью , которое выражается в желании и потребности быть здоровым , вести здоровый образ жизни . Он должен осознать , что здоровье для человека важнейшая ценность , главное условие достижения любой жизненной цели , и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья . В этом ничто не может заменить авторитет взрослого . Поэтому родители должны сами воспринять философию здоровый образ жизни и вступить на путь здоровья .
Режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания , позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности , отодвинуть утомление и исключить переутомление . Семья организует рациональный домашний режим – сон , оптимальный двигательный режим , рациональное питание , закаливание , личную гигиену .
Несмотря на заинтересованность родителей в сохранении здоровья детей , им не всегда удаётся грамотно решать многие вопросы и возникшие проблемы , тем более , что многие дети большую часть времени находятся в детском саду . Поэтому ДОУ оказывает существенную помощь семье в сохранении и укреплении физического и психологического здоровья дошкольников .
Совершенно очевидно , что решение проблемы оздоровления дошкольников возможно только при условии реализации единой программы гигиенического обучения и воспитания в семье и детском саду .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современная жизнь выдвигает повышенные требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней :биологического, социального и психологического. Здоровье, и .
Что такое семья?Семья — основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем.
Все родители хотят видеть своих детей здоровыми, веселыми, хорошо физически развитыми. Поэтому, одновременно с заботой о чистоте тела и с удовлетворением потребностей в пище, необходимо создать услови.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление.
Консультация для родителей «Роль семьи в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Консультация для родителей.
laquo;Роль семьи в формировании здорового образа жизни у детей».
Источник
Влияние семьи на психическое здоровье детей
Дружная и крепкая семья, члены которой всегда поддерживают друг друга, – это обязательное условие для гармоничного развития личности ребенка. Если же взаимоотношения между детьми и родителями становятся натянутыми или полностью нарушаются, увеличивается риск возникновения психических и психосоматических расстройств. Ребенок становится тревожным и беспокойным, у него замедляется физическое и интеллектуальное развитие. Таким образом, от атмосферы в семье здоровье детей зависит напрямую.
Содержание
Что может негативно повлиять на здоровье детей
Конфликты между родителями
Постоянные ссоры в семье приводят к тому, что ребенок постоянно чувствует себя беззащитным и несчастным. Часто малыш думает, что виноват в конфликтах между родителями. Все это может стать причиной травмирования еще не сформировавшейся детской психики. Ребенок становится замкнутым, страдает от ночных кошмаров и навязчивых детских страхов. Дети, растущие в таких семьях, не видят перед собой примера нормальной модели поведения, что часто мешает им в будущем строить межличностные отношения. Душевная травма нередко сказывается на здоровье: у ребенка могут развиться тики, энурез, нарушения внимания и речи.
Гиперопека
Это стиль взаимоотношений в семье, предполагающий тотальный контроль и чрезмерную опеку над ребенком. Родители выбирают, чем малыш будет заниматься, с кем дружить, что думать по тому или иному поводу, не оставляя никакой свободы. В этом случае семья часто препятствует формирования самостоятельности и ответственности. Результатом становится робость, неуверенность в себе и закомплексованность ребенка. Он с трудом социализируется, боится совершить ошибку или принять собственное решение.
Гипоопека
Предполагает открытое или скрытое эмоциональное отвержение малыша собственными родителями. В этом случае ребенок не получает необходимого внимания, заботы, поддержки и помощи. При таком воспитании детям предоставляется полная свобода, а взрослые абсолютно не интересуются занятиями, интересами и чувствами младших членов семьи. Другим вариантом гипоопеки может быть эмоциональная холодность, сочетающаяся с завышенными требованиями к ребенку. При такой обстановке в семье здоровье детей обычно сильно страдает. Малыши могут отставать в интеллектуальном и физическом развитии, страдать нарушениями сна и заиканием. У многих развиваются невротические привычки – грызение ногтей, сосание пальца и т. д. Иногда наблюдаются боли в желудке, энурез и другие проблемы со здоровьем.
Виды психосоматических расстройств
Неблагоприятная атмосфера в семье может привести к появлению у ребенка следующих психосоматических расстройств.
Двигательные нарушения
Физическое перенапряжение может привести к снижению двигательной активности и к нарушению мышечного тонуса.
Кожные реакции
Эмоциональное перенапряжение из-за конфликтов в семье может привести у ребенка к учащению аллергических приступов, появлению сыпи (в том числе угревой), нервному кожному зуду и даже выпадению волос.
Нарушения работы ЖКТ
Хронические стрессы у детей часто сказываются на здоровье желудка и кишечника. Малышей беспокоят поносы и запоры, тошнота и рвота, не связанная с пищевым отравлением, возникают острые боли в животе.
Нарушение терморегуляции
При нервном истощении температура у ребенка может в течение нескольких месяцев держаться на уровне 37- 37,5 °С или, наоборот, опускаться ниже нормальных значений. Нарушение терморегуляции негативно сказывается на общем самочувствии.
Нарушения речи
У ребенка, страдающего от недостатка внимания или эмоционального и физического насилия в семье, часто наблюдается задержка развития речи. Малыш может начать запинаться и заикаться, а при сильном стрессе – полностью отказываться от общения.
Нарушения работы выделительной и эндокринной систем
Эмоциональное перенапряжение может привести к ночному недержанию мочи, сбоям менструального цикла у девочек-подростков, нарушениям обмена веществ, изменению массы тела и другим проблемам со здоровьем.
Как создать в семье благоприятную для ребенка атмосферу
Чаще общаться с ребенком
Дети всегда хотят узнать о том, чем интересуются родители, как они ведут себя вне дома, с кем общаются, как решают возникшие трудности. Позвольте ребенку спрашивать Вас о работе, друзьях, увлечениях. Отвечайте откровенно даже на необычные вопросы и не стесняйтесь говорить на самые щекотливые темы. Такие беседы помогут формированию доверительных отношений. Во время разговора Вы, в свою очередь, можете узнать, что волнует малыша, каковы его представления об окружающем мире. Не забывайте спрашивать ребенка о его здоровье и самочувствии, особенно если он отказывается идти в школу или в садик.
Проявлять внимание к ребенку
Ребенку важно не количество времени, проведенного с мамой или другими членами семьи, а качество общения. Например, один 10-минутный разговор в конце дня может значить больше, чем целый выходной, который Вы провели вместе. Важно не просто присутствовать в детской во время игр или сопровождать малыша на прогулке, а дать ему почувствовать себя нужным родителям. Как можно чаще говорите ребенку, что любите его, проявляйте внимание к его увлечениям и интересам.
Хвалить ребенка за все достижения
Чтобы сохранить психическое и физическое здоровье малыша, обязательно хвалите его за любые достижения: правильно сделанное домашнее задание, красивый рисунок, вымытую за собой посуду. Одобрение со стороны взрослых внушает ребенку уверенность в себе и мотивирует его добиваться новых успехов. Не стесняйте хвалить малыша заранее. Например, фраза «У тебя сегодня все получится!» поможет ребенку пережить трудный и насыщенный событиями день.
Не злоупотреблять наказаниями
Вне зависимости от тяжести проступка наказание не должно вредить как физическому, так и психическому здоровью. Если Вы не уверены, стоит ли ругать ребенка, воздержитесь от порицания. Наказание допустимо только за уже совершенное действие и не может применяться в качестве «профилактики». Оно не должно идти в ущерб отношениям внутри семьи: даже если малыш провинился, не лишайте его своего внимания и заботы. После наказания не напоминайте ребенку о проступке. Если малыш постоянно будет чувствовать себя виноватым, это повредит его психическому здоровью.
С Детским Тенотеном ребенку будет проще пережить трудные периоды в семье
Читайте так же.
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Действие успокоительного препарата Тенотен Детский
Препарат Тенотен детский: информация об успокоительном действии и дополнительном вегетотропном эффекте от приёма детского лекарственного средства.
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ): о диагнозе, признаки, как лечить
Основной причиной нарушения поведения и трудностей обучения в дошкольном и школьном возрасте является СДВГ
Приступы мигрени у детей
Приступы мигрени у детей
Примерно 10% людей страдает от мигрени
Ребенок не хочет гулять
Ребенок не хочет гулять
Свежий воздух, активное времяпрепровождение, закалка, новые знакомства и общение
Источник