Укрепление здоровья
Укрепление здоровья – это процесс, дающий людям возможность влиять на свое самочувствие и улучшать его, прикладывая все необходимые усилия по коррекции образа жизни для повышения уровня физического и душевного благополучия.
Факторы укрепления здоровья
Здоровый образ жизни является главным фактором укрепления здоровья в современных условиях. Его принципы просты: ежедневный восьмичасовой сон, поддержание тела в хорошей форме, отказ от вредных привычек и регулярная физическая активность. Существует ряд причин, оказывающих большое воздействие на возможность изменения образа жизни – личностные, культурные, семейные, общественные. Например, люди с долгосрочными жизненными перспективами имеют устойчивые социальные связи, открыты и готовы прислушиваться к мнению окружающих, отличаются оптимизмом и высокой самооценкой. У них больше возможностей осуществить необходимые перемены, чем у людей, не обладающих подобными качествами. Следовательно, вести здоровый образ жизни означает, прежде всего, изменить свое мировоззрение и занять активную жизненную позицию.
Окружающая среда служит второстепенным фактором укрепления здоровья. Природные условия оказывают непосредственное влияние на самочувствие человека. Для полноценного существования необходим свежий воздух и чистая вода. Даже несколько часов активного отдыха на природе принесут пользу организму, не говоря о регулярных пеших прогулках и занятиях бегом или плаванием. Разумеется, существуют проблемы, связанные с экологическим загрязнением. Но решение этих проблем может быть осуществлено только при введении новой социально-экономической политики и изменении отношения человека к окружающей среде.
Здравоохранение также является одним из факторов, влияющих на качество жизни человека. В комплекс мероприятий по укреплению здоровья населения со стороны здравоохранения входит:
- Оздоровление продуктов массового потребления;
- Санитарный контроль над чистотой окружающей среды;
- Запрещение курения в общественных местах;
- Проведение вакцинаций и диспансеризаций;
- Предоставление профилактических оздоровительных услуг.
Система укрепления здоровья
Заботиться о самочувствии следует постоянно. Для этого была разработана система укрепления здоровья, направленная на изменение и оздоровление образа жизни. Она состоит из следующих компонентов:
- Подготовка – сбор информации относительно нового образа жизни, а также обследование на наличие факторов риска (кровяное давление, вес тела, общее физическое состояние);
- Постановка целей и задач – четкая формулировка желаемого результата и определение средств его достижения с учетом своих реальных возможностей;
- Постепенное изменение привычек – ограничение неблагоприятных воздействий на организм проводится последовательно, так как попытка поменять несколько привычек одновременно приводит к неудаче;
- Усиление мотивации – поощрение успеха на пути укрепления здоровья;
- Поддержание стимула – создание условий, необходимых для закрепления нового поведения и помогающих утвердиться в принципах правильного образа жизни;
- Социальная поддержка – положительное отношение к происходящим изменениям со стороны окружающих;
- Предотвращение рецидива – прогнозирование и избегание ситуаций, влекущих за собой временное возвращение вредных привычек.
С учетом этой системы укрепления здоровья следует составлять распорядок дня, правильно питаться, заниматься физкультурой и гулять на открытом воздухе.
Методы укрепления здоровья
Все методы укрепления здоровья базируются на принципах рационального образа жизни.
Распорядок дня – это основа нормальной жизнедеятельности. Правильный режим обеспечивает высокую работоспособность, предохраняет нервную систему от переутомления и повышает общую сопротивляемость организма. Необходимо ежедневно поддерживать оптимальное соотношение труда и отдыха, а также разумно распределять умственные и физические нагрузки. В режим дня входят:
- Восьмичасовой сон;
- Прогулки или занятия физкультурой на свежем воздухе;
- Трудовая деятельность;
- Свободное время;
- Прием пищи;
- Личная гигиена.
Двигательная активность – это один из важнейших компонентов формирования и укрепления здоровья. Малоподвижный образ жизни отражается на работе сердечно-сосудистой и дыхательной системы и приводит к другим неблагоприятным последствиям. Ухудшается обмен веществ, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведет к понижению работоспособности всего организма и особенно мозга – ослабляется внимание и память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций. При выборе упражнений следует учитывать не только их частоту и систематичность, но и исходное состояние организма. Наилучший оздоровительный эффект дает ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки, а также упражнения на гибкость.
Рациональное питание – это физиологически полноценное и сбалансированное меню здорового человека с учетом его пола, возраста, трудовой деятельности и климатических условий проживания. Этот метод укрепления здоровья основан на соблюдении четырех принципов:
- Регулярность. Потребность в регулярном приеме пищи обусловлена законами жизнедеятельности, так как дыхание, сердцебиение, деление клеток и другие процессы носят ритмичный характер. Нерегулярное питание создает дополнительные нагрузки и благоприятные условия для различных нарушений;
- Разнообразие. Из пищи должны поступать белки, жиры, углеводы, витамины и минералы. Нехватка любого из этих веществ может привести к серьезным сбоям в работе организма, поэтому рацион должен состоять из всех групп продуктов – мясных, молочных, рыбных и растительных;
Адекватность. Пища должна восполнять затраченную в течение дня энергию. Для нормального самочувствия опасно как переедание, так и недоедание. В каждом отдельном случае количество необходимых калорий разное, поэтому важно проконсультироваться с диетологом;
- Безопасность. Соблюдение правил личной гигиены, умение различать свежие и несвежие продукты, а также осторожное обращение с незнакомыми продуктами обеспечивают безопасность питания.
Искоренение вредных привычек – это ключевой метод укрепления здоровья. Курение и алкоголизм резко сокращают продолжительность жизни и являются причиной многих хронических заболеваний. Это сильнейшие депрессанты и их употребление снимает психологическую неудовлетворенность лишь на краткий срок. Трудности отказа от вредных привычек связаны с синдромом отмены. Организм не сразу восстанавливает нарушенные механизмы выделения дофамина, который обычно вырабатывается во время позитивного опыта (приятных ощущений или приема вкусной пищи). Поэтому, отказавшись от никотина и алкоголя, человек испытывает подавленность и раздражение. Как только дофамин начинает вырабатываться естественным путем, короткий период синдрома отмены заканчивается.
Все мероприятия по укреплению здоровья должны планироваться после консультации с врачом.
Видео с YouTube по теме статьи:
Источник
Личная гигиена как совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья
Астине Самвеловна
Личная гигиена как совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья
Обучение дошкольников гигиене – задача не только родителей, но и воспитателей, поэтому желательно обеспечить полную согласованность требований ДОУ и семьи ребенка. Важно выработать общие критерии оценки отдельных действий, и в саду, и дома четко определить место расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения.
Для малышей особое значение имеет постоянство условий, знание назначения и места каждой нужной ему в течение дня вещи. Дошкольникам необходимо сообщать элементарные знания о рациональных правилах личной гигиены детей, раскрывать их значение для каждого и для окружающих, воспитывать соответствующее отношение к гигиеническим процедурам.
К главным научно-методическим приемам обучения относятся наглядные, словесные, игровые и практические. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он учится все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или иное задание, а в дальнейшем предоставляет ему большую самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все выполнил, следит ли он за личной гигиеной детей, нужно на протяжении всего дошкольного возраста.
Гигиена детей: режим дня
Режим дня обеспечивает ежедневное повторение гигиенических процедур в одно и то же время, что способствует постепенному формированию навыков и привычек культуры поведения и личной гигиены. Режим дня приучает организм ребенка к определенному ритму, обеспечивает смену деятельности, предохраняя нервную систему детей от переутомления.
Умывание – первый этап гигиены дошкольников
Детям должно быть удобно и приятно умываться: высота умывальников должна соответствовать росту малышей
Правила мытья рук
Ребенку нужно объяснить, что по правилам гигиены детей, до начала мытья рук следует закатать рукава.
Надо также показать, как правильно намыливать и мыть руки и лицо, как вытираться после умывания.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки).
Тем более не следует выполнять это действие за него.
Воспитатель организует умывание так, чтобы не создавалось очереди.
Педагог напоминает детям, чтобы они не забыли закатать рукава, расстегнуть воротники платьев или рубашек.
Следит, чтобы дети умывались тщательно, вытирались досуха своим полотенцем.
Контролируя процесс умывания, воспитатель отмечает ход гигиены детей:все ли подготовлено для умывания: на месте ли мыло, у всех ли детей есть полотенца; чем заняты дети, которые ждут умывания или уже умылись; тщательно ли умываются дети, хорошо ли вытирают руки, помогают ли им взрослые и в чем; длительность умывания.
Гигиена полости рта у дошкольников
Чтобы предупредить заболевание и разрушение зубов, надо приучить детей после обеда полоскать рот теплой водой. Маленьким детям первое время это дается с трудом, но, повторяя нужные движения за взрослыми или сверсниками, они постепенно привыкают правильно полоскать рот.
С 3-4-летнего возраста детей надо приучать чистить зубы правильно, выполняя необходимую гигиенуполости рта у дошкольников: верхние зубы – сверху вниз, нижние – снизу вверх с наружной и внутренней сторон.
Рекомендуется постепенно приучать детей к твердой пище, при ее пережевывании усиливается работа челюстных мышц. Но грызть орехи детям не следует – можно испортить зубы. Не реже двух раз в год детей необходимо показывать зубному врачу.
Пользование носовым платком – основа гигиены детей
В кармане у дошкольника всегда должен быть чистый носовой платок. С самого начала второго года жизни можно приучить ребенка к платку.
Важно научить детей правильно сморкаться, зажимая одну ноздрю, иначе слизь вместе с микробами может проникнуть в барабанную полость и вызвать воспаление среднего уха. Обучать этому нужно осторожно, не зажимая ребенку нос слишком сильно.
Неприятные резкие движения взрослых во время обучения гигиеническим навыкам, вызывающие у ребенка боль, – основная причина нежелания и даже сопротивления малышей тому, чтобы приобщаться к гигиене детей.
Купание как элемент гигиены детей дошкольного возраста
Купание и умывание должны быть приятны малышу. Температура воды (как при всех общих водных процедурах) вначале должна быть близкой к температуре тела. К концу приема душа ее можно снизить на 2 °С по сравнению с первоначальной, потом опять повысить и снова снизить. Необходимо, чтобы после душа или умывания ребенок вытерся насухо.
Ноги надо мыть не только перед ночным сном (даже если общая водная процедура противопоказана, но и перед дневным. Особенно важно соблюдать это правило летом.
Гигиена волос и ногтей у детей
малышам дошкольного возраста нужно подстригать волосы, чаще их мыть, причесывать не реже двух раз в день, выполняя необходимую гигиену детей. Девочкам, у которых длинные волосы, можно завязывать их небольшими бантиками или заплетать в косички. В детском саду, как и дома, у каждого малыша должна быть своя расческа. Расчески еженедельно моют щеткой с мылом и хранят в отдельных футлярах или в гнездах на вешалках для полотенец.
В этом возрасте дошколята не способны сами ухаживать за ногтями. Их подстригают взрослые, но ребенок может сам вычищать грязь из-под ногтей щеточкой.
Гигиена детей: приучение к опрятности
Необходимо следить за чистотой и опрятностью одежды и обуви малыша. Уже на третьем году жизни это должно стать предметом заботы самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде или обуви, он должен привыкать устранять его – самостоятельно или с помощью взрослых. Запачкалась рубашка или платье – нужно принести чистые и помочь переодеться, промокли ботинки – необходимо переобуться. Расстегнулась пуговица, развязался шнурок – следует попросить ребенка застегнуть или зашнуровать.
Если с раннего возраста обращать внимание малыша на неопрятность – через некоторое время он начнет ощущать потребность в чистоте и будет испытывать своеобразное неудобство, пока не приведет себя в порядок – сам или с помощью взрослого.
Воспитать у малыша привычку быть чистым и опрятным несложно. Главное – делать это последовательно.
Также нужно помнить, что в дошкольном возрасте крохи особенно склонны к подражанию, поэтому большую роль в формировании навыков играет личный пример взрослых.
Фотоотчет о НОД в подготовительной к школе группе «Личная гигиена — залог здоровья» с использованием ИКТ Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоотчет НОД «Личная гигиена — залог здоровья». Сам конспект и презентация представлены.
Фотоотчет «Все на старт» и краткая статья «Неделя здоровья. Человек и гигиена». С 03.04.2017г. по 07.04.2017 года в нашем детском саду «Кораблик» прошла «Неделя здоровья. Человек и гигиена» Основная цель была направлена.
Фотоотчет занятия недели здоровья «Гигиена полости рта» На этой неделе в нашей группе проводится мероприятие в рамках недели здоровья. В связи с этим помимо отгадывания загадок, рассматривания.
Игры по укреплению здоровья в дошкольном возрасте В процессе игр по укреплению здоровья решаются следующие задачи: — закрепляются правила поведения в опасных ситуациях; — формируется представление.
Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей Физическое воспитание ребёнка в семье Долг родителей – укрепить здоровье ребёнка в данный момент и обеспечить благоприятное развитие детского.
Педагогический проект «Здоровейка-неболейка» по укреплению здоровья детей посредством игрового массажа Проект «Здоровейка-неболейка» Введение. Физическое развитие-один из основных компонентов общего воспитательного процесса, без которого невозможно.
Консультация «Работа по укреплению здоровья детей. Физминутки» Работа по укреплению здоровья детей. В соответствии с главными требованиями современного стандарта дошкольного образования (ФГОС) вся педагогическая.
Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Работа по укреплению здоровья детей. Гимнастика пробуждения Здоровьесберегающие технологии – система мер, направленная не только на сохранение.
Работа по укреплению здоровья дошкольника «Дыхательная гимнастика» Работа по укреплению здоровья дошкольника. Дыхательная гимнастика. Дыхательная система детей несовершенна, и чем меньше ребенок, тем у’же.
Источник