Меню

Совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья со здоровыми детьми

Опыт работы по организации взаимодействия здоровых детей с детей с ОВЗ в условиях ДОУ
методическая разработка по коррекционной педагогике (старшая группа) по теме

Представлен многолетний опыт работы форм взаимодействия здоровых детей и детей со сложным дефектом,с умственной отсталостью легкой степени.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskie_razrabotki.docx 21.08 КБ

Предварительный просмотр:

по организации разных форм взаимодействия здоровых детей

и детей со сложным дефектом,

умственной отсталостью легкой степени

В данном проекте участвуют дети из компенсирующих групп для детей с нарушением речи, со сложным дефектом и легкой степенью умственной отсталости.

Нужно отметить что не все дети участвуют в интеграции: с тяжелыми нарушениями интеллекта, с агрессивным поведением, и дети с личностными особенностями (дети которые избегают контакта –с РДА синдромом) не участвуют дети, родители которых против взаимодействия их детей с особыми детками- такие родители встречаются.

Решение об участии принимают совместно все специалисты : педагог- психолог, учитель –дефектолог, воспитатели групп.

В нашей стране развивается интегрированное , инклюзивное образование и начинать его нужно с дошкольного возраста.

Дошкольный возраст – благоприятный период для интеграции детей с отклонениями в развитии в коллектив здоровых сверстников. Наиболее адекватными условиями для проведения интеграции располагают ДОУ комбинированного вида, имеющие как обычные, так и специальные (коррекционные) дошкольные группы. Условия нашего ДОУ так же позволяет организовать интегрированное взаимодействие детей с нарушениями речи и детей со сложным дефектом, с умственной отсталостью легкой степени.

Мы перед собой ставим следующую цель -Социальная адаптация и реализация индивидуальных способностей детей с ОВЗ, а у их здоровых сверстников приобретение нравственного опыта позитивного общения, воспитание у них способности к социальному сотрудничеству.

Цель: — Формирование уважительного отношения собственных родителей к «проблемному» ребенку, как к человеку с особыми потребностями. Шаг от изоляции – шаг к общности.

привлечение детей ОВЗ к участию в различных конкурсах , культурно-массовых и досуговых мероприятиях

Для реализации данной цели перед нами встали следующие задачи:

  • Научить детей вступать в диалогическое взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми – об этом расскажет педагог-психолог Екатерина Евгеньевна
  • Сформировать навыки общения и взаимодействия детей на занятиях, на прогулке, на празднике, и в самостоятельной деятельности.

Поскольку дети с ОВЗ обладают рядом личностных особенностей мы поставили такие задачи как

  • развитие эмоциональной сферы детей;
  • повышение уровня самооценки детей с овз;

Кроме того во время взаимодействия детей решаем задачу

  • реализация творческих возможностей детей как с ОВЗ так и их здоровых сверстников. ;

Специалисты учреждения : заместитель заведующей по УВР, педагог-психолог, учитель- логопед, учитель-дефектолог, воспитатели групп составляют перспективный план взаимодействия на учебный год.

Формы взаимодействия детей

Какие формы взаимодействия мы используем:

Из первой задачи

  • 1. Взаимодействие начинается в кабинете педагога-психолога, об этом подробнее расскажет Екатерина Евгеньевна (игры на коммуникацию);
  • 2. Взаимодействие в кабинете учителя дефектолога.

Сюда мы включаем беседы с детьми по сюжетным картинкам ( в соответствии с лексич. темой),

совместные Д.и на формирование сенсорного восприятия, внимания; « Что изменилось?» «Что звучало?»

игры на развитие тонких дифференцированных движений (пальчиковые игры) ;

подключаем игры малой подвижности -речь с движением.

Взаимодействие на специально организованных занятиях в группе

Занятие проводит воспитатель с участием специалистов (педагога-психолога, учителя-дефектолога по специально подготовленным конспектам с учетом особенностей всех детей.

-это может быть художественная деятельность (лепка, рисование, аппликация)

-могут быть музыкальные занятия;

-Игровая деятельность (специально организованные сюжетно-ролевые игры наши дети не умеют играть, поэтому включаем деток в игру, организованную педагогом ; используем различные дидактические игры)

Все это можно организовать.

Взаимодействие на специально организованных прогулках

Мы используем такую форму взаимодействия – специально организованные прогулки –они могут быть приурочены к тематическим праздникам (масленица, папин день- 21.июня) В основном на прогулках мы используем

-игры малой подвижности (т .к. участвуют дети на колясках, которые сами не передвигаются ), речь с движением

-игры с мячом «Назови соседа слева, справа» «Кто позвал?» «Башни из песка»

— свободная деятельность, под чутким руководством взрослого;

интегрированные досуги такие как «День космонавтики, День матери»,

а так же музыкальные досуги (совместные песни, оркестр)

конкурсы в которых особым детям помогает взрослый или здоровый сверстник.

(написание сценария; распределение ролей, подбор движений, текста- инд. Для каждого ребенка)

Организуем те тематические праздники, как и в других детских садах, Новый год, 8 марта, выпускные.

Чтобы показать возможности и способности каждого ребенка педагоги адаптируют известные танцы, движения, игры, которые способствуют социальному взаимодействию, не ущемляя возможности каждого ребенка.

Совместные праздники на улице. В них участвуют все группы детского сада, в том числе группы для детей с легкой ст.уо, и сложный дефект.

Благодаря проведенной работе мы смогли увидеть предварительные результаты, дети перестали бояться особых деток, научились с ними играть, вступать в диалог, оказывать им помощь..

результаты наглядно демонстрируют следующие фотографии- дети научились взаимодействовать, оказывать помощь без участия взрослого –например подать мяч на прогулке, взять другого ребенка за руку и помочь ему раскрасить..

Работа с родителями:

Цель работы с родителями – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного образовательного процесса.

  • вооружить необходимыми знаниями и умениями в области педагогики и психологии развития;
  • научить родителей эффективным способам взаимодействия с ребёнком;
  • сформировать адекватную самооценку.
  • Направления работы
  • Повышение компетентности родителей по вопросам развития и образования детей с ОВЗ
  • Вовлечение родителей в образовательную деятельность

1.Анкетирование 2.Индивидуальные беседы 3.Тематические собрания

  • 4. Мастер-классы 5. Семинары-практикумы 6. Стенгазеты 7. Праздники
  • 8. Участие в конкурсах 9. Группа в контакте 10. Стенд дефектолога

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по организации утреннего приема детей.

Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра.

Хочу представить Вам опыт работы по педагогическому взаимодействию с родителями. «От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающег.

Опыт работы предназначен для воспитателей детского сада.

Содержание работы:Введение1. Теоретические основы формирования слоговой структуры слова у детей с ТНР дошкольного возраста1.1. Нарушение логовой структуры слова у детей с ТНР1.2. Обследование сл.

Я уверена, что ранний возраст — самое благоприятное время для экологического воспитания, для накопления представлений об окружающем мире. Ознакомление с объектами природы, их частями, основными с.

Содержание образовательной области «Физическое развитие» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и целостного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное фи.

Источник

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников
статья на тему

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности.

Скачать:

Вложение Размер
integratsiya_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_sredu_zdorovykh_sverstnikov.docx 18.31 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья в среду здоровых сверстников

Теперь, когда мы научились летать

по воздуху, как птицы, плавать под водой,

как рыбы, нам не хватает только одного:

научиться жить на земле, как люди.

Наличие проблемы интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество обусловлено, с одной стороны, имеющимися у них отклонениями в физическом и психическом развитии и, с другой, недостаточным совершенством самой системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В последние годы теоретические и прикладные задачи интеграции детей с отклонениями в развитии решаются в основном в области специальной педагогики. Но эти исследования не систематизированы, понятие “интеграция” используется специалистами зачастую прямо в противоположном смысле. Теория социальной интеграции как в западной, так и в отечественной научной литературе представлена в виде множества теоретических подходов к отдельным ее проблемам, что затрудняет научную классификацию ее направлений. Термин “интеграция” рассматривается либо относительно локальной проблемы (например, интеграция инвалидов по зрению в современном обществе; интегрированный подход в обучении глухих, их интеграция в обществе; интеграция в общество детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития), либо интерпретируется в обобщенном виде: (интеграция,— включение в общий поток или одно из важных средств подготовки к самостоятельной жизни в обществе или сторона процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и элементов).

На мой взгляд, интеграция в общество детей с ограниченными возможностями здоровья должна включать:

воздействие общества и социальной среды на личность ребенка с отклонениями в развитии;

активное участие в данном процессе самого ребенка;

совершенствование самого общества, системы социальных отношений, которая в силу определенной жесткости требований к своим потенциальным субъектам оказывается недоступной для детей с ограничениями жизнедеятельности.

В рамках проблемы интеграции в общество детей с ограниченными возможностями в развитии важно учитывать социальные последствия, выражающиеся в ограничении жизнедеятельности и социальной недостаточности. Под ограничением жизнедеятельности имеются в виду снижение следующих способностей:

адекватно вести себя;

эффективно общаться с окружающими.

Под социальной недостаточностью понимается нарушение способности выполнять так называемые “социальные роли”. Однако, ограничения жизнедеятельности и социальная недостаточность однозначно не взаимосвязаны с нарушениями, а в не меньшей степени определяются социальными условиями, общественными нормами, отношением к детям с ограниченными возможностями здоровья в обществе и адаптированностью самого ребенка.

Как следует из опыта разных стран, методологической базой интеграции детей с ограниченными возможностями в систему обычного образования является принцип равных прав и возможностей в получении образования. При этом интеграция выступает в двух формах: социальной и педагогической (учебной)1.

Социальная интеграция предполагает социальную адаптацию ребенка с ограниченными возможностями здоровья в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего, в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.

Педагогическая интеграция — формирование у детей с ограниченными возможностями в развитии способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой, то есть общим учебным планом (совместное обучение в одном классе).

Еще Л. С. Выготский указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязать специальное обучение с обучением детей с нормальным развитием. Он писал, что при всех достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника — слепого, глухого или умственно отсталого ребенка — в узкий круг школьного коллектива, создает замкнутый мир, в котором все приспособлено к дефекту ребенка, все фиксирует его внимание на своем недостатке и не вводит его в настоящую жизнь. Специальная школа вместо того, чтобы выводить ребенка из изолированного мира обычно развивает в нем навыки, которые ведут к еще большей изоляции и усиливают его сепаратизм. Поэтому Л. С. Выготский считал, что задачей воспитания ребенка с нарушением развития является его интеграция в жизнь и создание условий компенсации его недостатка с учетом не только биологических, но и социальных факторов.

До сих пор инициатива в интегрированном обучении шла от специальной школы, от специальных педагогов. Между тем, совместное обучение дает многое как здоровым школьникам, так и детям с нарушениями в развитии. Интеграция способствует формированию у здоровых детей терпимости к физическим и психическим недостаткам одноклассников, чувство взаимопомощи и стремления к сотрудничеству. У детей с ограниченными возможностями в развитии совместное обучение ведет к формированию положительного отношения к своим сверстникам, адекватного социального поведения, более полной реализации потенциала развития и обучения.

Но зачастую отсутствие учебной успешности и адаптации при обучении в массовой школе ставит под сомнение целесообразность интеграции. Успешность интеграции детей с нарушением развития зависит не только от характера и степени имеющихся у них физических и психических нарушений и от эффективности учитывающих эти нарушения учебных программ и обучающих технологий, но и от системы отношений к таким детям со стороны социального окружения и, прежде всего, в той образовательной среде, в которую ребенок интегрируется.

Из малочисленных работ по проблемам интеграции известно, что не только в обществе в целом, но и в сфере образования, педагоги и даже со специальным педагогическим, психологическим и медицинским образованием отрицательно относятся к интеграции детей с отклонениями, особенно психическими и тяжелыми двигательными (колясочники) в массовую школу.

Учителя обычных школ проявляют негативное отношение к детям с психическими отклонениями в большей степени, чем специалисты — врачи, психологи, специальные педагоги, социальные работники и др. Все это свидетельствует о необходимости, во-первых, медико-психологического, социально-психологического и психолого-педагогического просвещения всего населения. Во-вторых, необходимо проведение специального обучения родителей, здоровых школьников и педагогического персонала обычных школ, направленного на изменение у всех участников учебно-воспитательного процесса массовых школ отрицательных социальных установок и стереотипов по отношению к детям с проблемами в развитии2.

Положительное отношение, понимание и принятие учителями и здоровыми людьми ребенка с отклонениями в развитии оказывает прямое влияние на его умственное, эмоциональное и социальное развитие. В связи с этим можно заключить, что знание системы отношений учителей, сверстников и родителей к имеющим проблемы в обучении детям является чрезвычайно важным с точки зрения их интеграции в условия обычной школы.

Установки здоровых могут стать решающей компонентой успеха или провала учащихся с отклонениями в развитии в обычной школе. Исследования показывают, что в ситуациях, не требующих тесного общения, установки школьников в целом благоприятны. При более тесных контактах установки становятся негативными. В целом учащиеся средних школ чувствуют себя с «однокашниками-инвалидами» менее комфортно, чем со здоровыми, во время общения с инвалидами они испытывают большую тревогу, и одноклассники-инвалиды оцениваются ниже, чем здоровые.

Исследования взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья и здоровых детей в нашей стране не проводились, в то время как в других странах этой проблемой занимаются уже более сорока лет.

По результатам исследований зарубежных авторов установлено, что отношение здоровых к детям с ограниченными возможностями здоровья в целом характеризуется как откровенно неблагоприятное, в то же время с чувством сострадания, вежливым нерасположением, и имеет характер доминирования — подчинения, когда здоровые получают в том или ином виде власть над теми, у которого есть определенные отклонения.

В некоторых исследованиях отмечается амбивалентный характер отношений здоровых к больным: с одной стороны неприятие и даже враждебность, с другой — симпатия и сочувствие. В этом видятся скрытые возможности улучшения социальной интеграции инвалидов.

Существенной причиной отрицательного отношения детей к совместному обучению является вынужденная интеграция без достаточной подготовки как интегрируемой, так и принимающей стороны. Поэтому, интеграция должна начинаться в специальном классе. Здесь ученик с ограниченными возможностями здоровья постепенно начинает осуществлять контакт с обычными детьми в учебной и внеучебной деятельности. И затем интеграция должна распространяться на обычный класс, где ребенок с нарушением развития, в конце концов, будет находиться все время вместе с обычными учениками. Учитель принимающего класса, кроме того, нуждается в опыте профессиональной коррекционной работы для выбора оптимальной программы обучения ребенка с отклонениями.

Интеграцию ребенка с проблемами в развитии следует начинать с социальной интеграции, желательно в дошкольном возрасте. При этом необходимо соблюдать следующие условия:

программа интеграции должна включать в себя непосредственные контакты между детьми разных систем обучения;

программа в своей основе не может быть директивной, должна основываться на неформальной ситуации общения;

программа должна включать в себя совместную учебную и внеучебную деятельность детей массовой и специальной школ.

Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.

Таким образом, одним из основных условий социально-педагогической интеграции детей с отклонениями в развитии является коррекция отношений участников процесса интеграции (как детей, так и их педагогов) друг к другу. Взаимопонимание, взаимоуважение и взаимодействие — три составляющих успеха интеграции массовой и специальной школ при обучении и воспитании учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями, легко входящими в его сознание.»(Л.С. Выготский, 1985).

В настоящее время в обществе сложилась сложная ситуация с социальной адаптацией и интеграцией детей с ограниченными возможностями здоровья, в общество. Под этими словами подр.

статья «Образовательная интеграция детей с ограниченными возможностями» Материал Всероссийской научно- практической конференцииМГГУ им. М. А. Шолохова.

Доклад руководителя МОГЦ на семинаре открытой методической недели . .

Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является достаточно актуальной в наши дни.Ученые, практики, специалисты (медики, психологи, учителя, социальные педагог.

Статья на тему «Роль дополнительного образования в социальной адаптации и интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющ.

Источник

Читайте также:  Взыскание вреда здоровью подсудность
Adblock
detector