Лекции для учащихся начальной школы «Выбирай здоровый образ жизни»
материал по физкультуре (4 класс)
Лекции для учащихся начальной школы
«Выбирай здоровый образ жизни»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lektsiya_vybiray_zdorovyy_obraz_zhizni.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Начальная школа- детский сад №1 компенсирующего вида»
Лекции для учащихся начальной школы
«Выбирай здоровый образ жизни»
Составила и провела: Якушова Е.А., учитель физ. культуры
Цель : прививать навыки здорового образа жизни .
1. Расширение кругозора и приобретение новых знаний о здоровом образе жизни , вредных привычках.
2. Формирование у ребят умений анализировать, рассуждать логически, используя поисковые ситуации.
1. Развитие логического мышления учащихся , умение сравнивать, находить главное.
2. Способствовать развитию креативности, эмоциональной сферы учащихся .
1. Осознание необходимости бережного отношения к своему здоровью .
2. Содействие воспитанию здоровьесберегающей культуры детей .
3. Развитие навыков творческой активности ребят.
Актуальность : укрепление здоровья и формирование у школьников осознанного отношения к здоровью и здоровому образу жизни .
Форма мероприятия : беседа, работа в группах
Оборудование : карточки – пазлы для работы в группах; фото овощей и фруктов; конверт с письмом.
— Мудрая пословица гласит : «Что имеем, не храним, потерявши, плачем» . Как вы думаете, о чём говорится в этой пословице?
— Можно предположить, что главная ценность, из-за которой может плакать человек – это деньги, карьера, любовь, слава.
Получен от природы дар —
Не мяч и не воздушный шар.
Не глобус это, не арбуз —
Здоровье . Очень хрупкий груз.
Чтоб жизнь счастливую прожить ,
Здоровье нужно сохранить .
— Каждый взрослый человек вам скажет, что здоровье – это величайшая ценность. Почему здоровье можно сравнить с ценностью? (Когда мы здоровы , то мы думаем только о том, что нам интересно и увлекательно. Но стоит заболеть какому-то органу, как мы забываем обо всём и думаем только, как вылечить свой недуг – болезнь. Если мы выздоровели , то забываем о своём здоровье )
— Ребята, как вы понимаете значение слова « здоровье » ?
— Познакомьтесь со значением этого слова по толковому словарю С. И. Ожегова. (Сообщение учащегося : здоровье — правильная , нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие.)
— Как вы думаете, от чего зависит здоровье человека ?
— Послушайте результаты исследований учё ных :
Наукой выяснено, что если принять условно уровень здоровья за 100% , то 20% здоровья зависит от наследственных факторов (т. е. генетики, еще 20% — от условий окружающей среды (т. е. от экологии, 10% — от уровня медицинского обслуживания. А 50% зависят от самого человека и от того образа жизни , который он ведет.)
— Что можно подразумевать под понятием « образ жизни человека » ? (То, как живёт человек, чем занимается)
— Образ жизни человека — это сознательно совершаемые человеком действия, составляющие привычный уклад его повседневного поведения. Можно ли сказать, что у всех людей одинаковый образ жизни ? Почему? (Нет, потому что кто-то занимается спортом, а кто-то нет; некоторые люди употребляют спиртные напитки, а некоторые – нет и т. д.)
— Если связать выражение « образ жизни » со словом « здоровье » , то есть здоровый образ жизни и нездоровый образ жизни . Как вы считаете, какой образ жизни полезнее для человека и почему?
— Из чего должен состоять здоровый образ жизни ? ( Здоровый образ жизни состоит из правильного питания, спорта, личной гигиены, закаливания, отказ от вредных привычек)
— Питание — одно из необходимых условий для жизни человека .
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться.
Чтоб расти и развиваться
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
— Не все продукты питания, которые употребляет человек, полезны для здоровья . Правильное питание — условие сохранения здоровья , неправильное питание приводит к болезням многих органов.
— Предлагаю выполнить работу в парах : каждая пара получает набор карточек с изображением продуктов питания . Задание : распределить карточки на две группы по признаку : полезные и вредные продукты.
— Проверим правильность выполнения работы каждой пары. Если работа выполнена правильно – похлопайте в ладоши, если в работе допущены ошибки – хлопать не надо.
— Давайте послушаем, какой вред могут нанести некоторые из вредных продуктов.
Чипсы : в них находится огромное количество специй. Это оказывает негативное воздействие на деятельность желудка и печени, при частом употреблении появляются проблемы со зрением.
Лимонады и соки : на сегодняшний день лимонад — это смесь сахара, химии и газа. Они содержат пищевую добавку Е951 (аспартам) и синтетический сахарозаменитель. При постоянном употреблении лимонадов и «соков» можно получить истощение нервной системы, нарушение обмена веществ и ожирение, почечные колики, разрушение зубов , болезни печени, хрупкость костей, проблемы с сердцем, аллергию.
Майонез, кетчуп и различные соусы : большое количество магазинных майонезов, соусов и кетчупов содержат консерванты, загустители, стабилизаторы, пищевые красители. Любовь к данным продуктам питания приводит к увеличивает риск развития сахарного диабета, ухудшают иммунитет.
Шоколадные батончики, вафли, жевательные конфеты, леденцы, жвачки : на сегодняшний день сладости — это гигантское количество калорий в сочетании с химическими добавками (как мы уже знаем — вызывающими привыкание, красителями, ароматизаторами, а иногда даже такими компонентами, что даже независимые лаборатории не могут их определить. Последствия постоянного употребления магазинных сладостей и жвачек : обезвоживание организма, болезни печени и почек, диарея, ожирение, болезни желудочно-кишечного тракта и кожи, аллергия.
— Рассмотрите рисунки и подумайте, чем полезны эти продукты питания?
Употребление этого овоща очень полезно для зрения.
А этот овощ улучшает работу кишечника, снижает артериальное давление. Обеспечивает организм фосфором, калием, кальцием, натрием и хлором.
Обладают общеукрепляющим действием. Хороши для почек, сердечно-сосудистой системы. Обмена веществ.
Повышают прочность капиллярных сосудов, способствует выведению из организма воды и поваренной соли.
Богата общеукрепляющим витамином С.
— Вы знаете, какие продукты являются полезными, а какие вредные. Предлагаю выполнить работу по группам : составить меню обеда, которое состоит из трёх блюд : первое — суп, второе – основной продукт и гарнир, третье – напиток.
— Давайте определим критерии оценивания работы :
1. Блюда составлены из полезных продуктов.
2. Продукты в блюдах не повторяются.
3. Оригинальное название блюд.
(проверка и оценка работ)
— Правила здорового питания достаточно просты и не требуют специальных навыков.
1. Готовить и употреблять разнообразную еду . Это значит, что в рацион необходимо включить продукты и животного и растительного происхождения;
2. Принимать пищу не менее 5 раз в сутки, чтобы всегда чувствовать себя хорошо, в одно и то же время. Кушать медленно. Таким образом , вы вовремя ощутите чувство насыщенности, не переедите и насладитесь вкусом;
3. Пережевывать тщательно пищу. Это спасение для желудка и всей пищеварительной системы. Специалисты рекомендуют жевать пищу не менее двадцати раз;
4. Кушать богатые на витамины овощи и фрукты. Это отличный вариант для перекуса. Свежие овощи и фрукты не только утолят голод, но и пополнят недостаток полезных веществ;
5. Пить, пить и еще раз пить. Норма воды в сутки – 1,5-2 литра. Чай, кофе и супы не в счет. Утром натощак выпивается стакан воды. Для вкуса можно добавить лимон;
6. Употреблять кисломолочные продукты. Кисломолочные продукты способствуют скорейшему пищеварению;
7. По возможности употреблять только свежеприготовленные блюда. Со временем еда теряет полезные свойства.
— А теперь прослушайте стихотворение и ответьте на вопрос вашего одноклассника .
Мы бежим быстрее ветра,
Кто ответит почему?
Коля прыгнул на два метра,
Кто ответит почему?
Маша плавает как рыбка,
Кто ответит почему?
На губах у нас улыбка,
Кто ответит почему?
— Ответьте на вопрос вашего одноклассника . (Дети занимаются постоянно спортом, у них развиваются качества : выносливость, ловкость, сила)
— Что даёт человеку занятия спортом? (Занятия спортом развивают выносливость, настойчивость, целеустремлённость, улучшают работу дыхательной, кровеносной систем, укрепляют скелет и мышечную массу, улучшают фигуру : она становится гибкой, стройной)
— Какие виды спорта вы знаете?
В этом спорте игроки
Все ловки и высоки.
Любят в мяч они играть
И в кольцо его кидать.
Мячик звонко бьет об пол,
Значит, это (Баскетбол)
Соберем команду в школе
И найдем большое поле.
И в воротах пятый гол!
Очень любим мы. (Футбол)
Здесь команда побеждает,
Если мячик не роняет.
Он летит с подачи метко
Не в ворота, через сетку.
И площадка, а не поле
У спортсменов в (Волейболе)
По зимней дороге бегут налегке
Спортсмены на лыжах с винтовкой в руке.
До финиша скоро, фанаты кругом,
Любимый вид спорта смотрю — (Биатлон)
Турнир идёт. Турнир в разгаре.
Играем мы с Андреем в паре.
На корт выходим мы вдвоём.
Ракетками мы мячик бьём.
А против нас — Андрэ и Дэнис.
Во что играем с ними? В (Теннис)
Один удар ракеткой —
Волан летит над сеткой.
Серёжа хоть и сильно бил,
Воланчик в сетку угодил.
Сегодня победил Антон.
Во что играли? В (Бадминтон)
Конь, канат, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Красоту и пластику
Дарит нам (Гимнастика)
Во дворе с утра игра,
Крики : «шайбу!» , «мимо!» , «бей!» —
Там идёт игра -. (Хоккей)
С гимнастикой дружи, всегда веселым будь
И проживешь сто лет, а может быть, и боле.
Микстуры, порошки — к здоровью ложный путь ,
Природою лечись — в саду и в чистом поле.
— Молодцы! С этим заданием вы справились отлично. К нам в школу принесли письмо для учащихся 4 класса . Давайте его прочитаем. Только оно не подписано. Интересно, а кто его прислал?
Дорогие мои дети, я пишу вам письмо
Я прошу вас, мойте чаще ваши руки и лицо
Все равно, какой водою,
Из реки иль из колодца
Или просто дождевой
Нужно мыться непременно
Утром вечером и днем.
Перед каждою едою, перед сном и после сна.
Тритесь губкой и мочалкой.
Потерпите – не беда.
И чернила и варенье смоют мыло и вода.
Дорогие мои дети!
Очень, очень вас прошу!
Мойтесь чище, мойтесь чаше!
Я грязнуль не выношу.
— Ребята, как вы думаете, кто отправил нам письмо? (Гигиена)
— А что такое «гигиена» ? (Гигиена – это выполнение гигиенических правил поведения человеком)
— Какие гигиенические правила необходимо выполнять каждому человеку? (Ежедневная и периодическая гигиена тела : качественное мытье рук после улицы, перед едой; умывание; чистка зубов 2 раза в день; принятие общего душа. Стрижка кончиков волос (каждые 4-8 недель, стрижка ногтей, мытье волос с применением шампуней, профилактические визиты к врачу. Периодическая стирка вещей, глажка паром, ежедневная смена нижнего белья. Качественное мытье обуви. Одежда должна быть удобной, иметь хорошую прочность и качественный химический состав ткани)
— Мы рассмотрели несколько составляющих здорового образа жизни : правильное питание, спорт, личную гигиену. Поговорим с вами о закаливании организма. Давайте сначала для себя решим : а для чего нужно закаливать организм? (Закаливание укрепляет нервную и сердечно-сосудистую систему, благоприятно воздействует на желудочно-кишечный тракт и ускоряет обмен веществ.)
— Я предлагаю вам в парах собрать картинку – пазл и назвать способ закаливания.
Прогулки на свежем воздухе Принятие солнечных ванн (Стоит быть осторожным и избегать прямых лучей в полдень. Также нельзя допускать появление ожогов и тепловых ударов)
Прогулки босиком (Наши ступни имеют множество чувствительных точек. Их массаж приводит к нормализации работы важных органов)
Обтирания (Мягкий и нежный способ закаливания. Он подходит даже для маленьких детей. Процесс предполагает растирание тела с помощью массажной рукавицы, мочалки или мокрого полотенца.
Обливания холодной водой – самый известный способ. Можно обливаться полностью или частично. Важно после процедуры обтереться сухим полотенцем. При данном способе закаливания важен индивидуальный подход и постепенность.
Контрастный душ — чередование холодной и горячей воды придает коже тонус, омолаживает и закаляет организм
Моржевание. (Этот вид закаливания требует ответственного и осторожного отношения. Перед началом процедур стоит проконсультироваться с врачом)
— Хорошее здоровье – это стиль жизни , который человек выбирает для себя, если хочет достичь наивысшего благополучия. Заполните данные схемы.
Источник
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
методическая разработка по зож (1, 2, 3, 4 класс)
Здоровье учащихся — одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priobshchenie_mladshih_shkolnikov.docx | 24.79 КБ |
vn_meropriyatie_13_marta.docx | 23.48 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИОБЩЕНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ.
Учитель высшей категории
Корочкова Ирина Николаевна,
МОУ «СОШ №8 г.о. Саранск»
— Мне хочется своё выступление начать со слов Василия Александровича Сухомлинского:
«Я не боюсь ещё и ещё раз сказать: забота о
здоровье – важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
Здоровье учащихся — одна из основных проблем современной жизни.
Проблема многогранна и требует усилий многих специалистов, в том числе и учителя начальных классов. Так как здоровье закладывается в детском возрасте, в начальной школе этому отводится значительная роль, потому что именно через начальную школу проходят все.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей.
Одним из наиболее универсальных средств укрепления здоровья человека является систематическая физическая тренировка или физкультура — просто двигательная активность. Она повышает работоспособность, улучшает самочувствие, снижает заболеваемость, регулирует процесс развития и делает его гармоничным.
Что же происходит, если человек мало двигается?
Ничто так не истощает и не разрушает человека, как продолжительное физическое бездействие.
При дефиците движений здоровье человека ухудшается во всех его проявлениях.
Так, малоподвижное положение детей за партой или рабочим столом отражается на деятельности многих систем организма школьника, особенно на сердечно — сосудистой и дыхательной. Дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, замедляется мышление. Снижается сопротивляемость организма простудным и инфекционным заболеваниям.
Поэтому, главное, что я стараюсь привить детям — потребность в движении, т.е. то, что в нас заложено самой природой.
- Какие же виды физкультурных занятий присутствуют в режиме дня моих учеников?
Утренняя гимнастика дома, а в школе — перед началом уроков, физкультминутки во время урока.
Гимнастика при систематическом проведении имеет гигиеническое и воспитательное значение. Она способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, поднимает жизненный тонус, усиливает дыхание и кровообращение, повышает работоспособность, имеет большое воспитательное значение, способствуя выработке воли и настойчивости.
При составлении комплексов упражнений утренней гимнастики, стараюсь учитывать определенные требования к их содержанию и характеру. Упражнения подбираем так, чтобы в них принимали участие основные группы мышц. Их трудность нарастала в середине зарядки, а к концу постепенно снижалась.
- потягивание;
- ходьба (на месте или в движении);
- упражнения для мышц шеи, рук и плечевого пояса;
- упражнения для мышц туловища, живота;
- упражнения для мышц ног (приседания, прыжки);
- упражнения общего воздействия с участием мышц ног, рук (махи, выпады вперёд, в сторону);
- упражнения силового характера;
- двигательные упражнения.
Во время выполнения упражнений слежу за дыханием, так как правильное дыхание: глубокий вдох и выдох через нос повышает работоспособность организма.
Проводя утреннюю гимнастику, я пришла к выводу, что необходимо максимально использовать наряду с традиционными формами и нетрадиционные формы организации гимнастики и её проведения. Заметив, что детям 1 – 2 классов больше нравится выполнять гимнастику игрового характера, и с музыкальным сопровождением.
Именно в игровой форме можно добиться от детей проявления инициативы, творчества, воображения. Поэтому более результативны комплексы гимнастики, составленные с учётом интересов: ритмическая гимнастика, дыхательная, игры-соревнования, игры-хороводы.
С целью предупреждения утомления, восстановления умственной работоспособности, профилактики нарушения осанки, повышения внимания и эмоционального тонуса я использую кратковременные перерывы на занятиях (1-3 мин.) – физкультминутки . Они проводятся ежедневно, по 2-3 на каждом уроке, примерно на 10-й и 20-й минутах.
Физкультминутки под музыку развивает у детей творчество, повышает свою самооценку.
Уроки физкультуры.
Какой другой урок приносит детям столько радости, как физкультура?! На каком ещё уроке так бурно и естественно проявляется скрытая в каждом ребенке энергия? Какой учебный предмет разовьет заложенные в нас природой гибкость, ловкость, силу, чувство ритма и другие физические способности, необходимые не только для двигательной деятельности, но и для разностороннего развития!
Как известно, в возрасте от 7 до 9 лет лучше развиваются ловкость и координация движений;
от 10 до 12 лет – быстрота;
от 13 до 14 лет – скоростно-силовые качества;
с 15 до 16 лет – выносливость;
возраст с 17 до 19 лет наиболее благоприятен для совершенствования качеств, приобретенных за предшествующие годы.
Таким образом, на формирование того или иного качества, необходимого для нормальной жизнедеятельности, природа отвела человеку ограниченный отрезок времени.
Физкультура! — школа здоровья. Именно поэтому передо мной встал вопрос: « Что делать, чтобы работа по физическому воспитанию не только приобщала детей к здоровому образу жизни, но и обеспечивала высокую работоспособность каждого ребёнка на всех школьных уроках?»
Первое, что я дала детям, — это информацию о значении физических упражнений для их организма, о значении движения.
Стараюсь на уроках давать место заданиям, которые можно выполнять по-разному: скакать со скакалкой, кто как умеет, передвигаться, кто как умеет, стараясь не повторять движение, которое делали другие дети; загадывать и отгадывать двигательные загадки, составлять спортивные фразы, придумывать новые варианты знакомых игр. Такие задания стимулируют творческое преобразование, обучение движениям приобретает специфическую направленность: не подражать, а сотворить.
Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с двигательной активностью.
Одним из мероприятий для осуществления двигательной активности является создание условий для занятий физкультурой во внеурочное время, предполагающих проведение подвижных игр, спортивных часов, эстафет.
Главная цель, этих занятий, дать возможность каждому ребёнку побыть в движении, почувствовать своё тело, показать значение двигательной активности.
Полюбились моим ученикам внеклассные мероприятия по физкультуре: дни здоровья, праздники, и особенно если в них принимают участие их родители.
Каждое внеурочное занятие должно приносить детям чувство удовлетворения, лёгкости и радости. А также пробуждать желание прийти на занятия снова. Мало научить ребёнка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего возраста он учился любви к себе, к людям, к жизни. Только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Таким образом, воспитание культуры здорового образа жизни младших школьников необходимо осуществлять уже в начальной школе. Педагог должен регулярно проводить разнообразные мероприятия по формированию Здорового Образа Жизни детей.
Я считаю, что эффективными, на пути к становлению Здорового образа жизни, будут следующие методы:
— контроль за правильностью осанки на уроке;
— проведение гимнастики, физкультминуток;
— классные часы на различные темы: «Как устроен я?», «Правильное питание. Витамины», «Физкульт-Ура» и др., а также составление режима дня,
— посещение выставок, презентаций, где наглядно будут представлены польза или вред того или иного действия, предмета
Важнейшей работой, на наш взгляд, является внедрение семьи в процесс формирования Здорового Образа Жизни своего ребёнка. Младший школьник чрезвычайно подражателен и, если родители сами следят за своим здоровьем, за своей физической формой, то и ребёнок будет жить по тем правилам и законам, которые существуют в семье.
Родителям необходимо ежедневно, незаметно, без принуждения вести воспитание своего ребёнка, чтобы он осознал необходимость поддержания здоровья, проводил время не за компьютером, телефоном, а принимая участие в активных видах деятельности с родными.
— приобщение к спорту через занятия физкультурой;
— проведение «Недели здоровья не только в своем классе, но и на базе школы», где вовлекаются все учащиеся и т.д.
Таким образом , основные задачи учителя, работающего над формированием здорового образа жизни, заключается в том, чтобы подготовить ребёнка к самостоятельной жизни, вырастить его нравственно и физически здоровым, научить грамотно, ответственно и эффективно сохранять здоровье.
Здоровье так же заразительно, как и болезнь.
“Заразить здоровьем” — вот цель, к которой стремиться школа.
В заключении, хочется сказать: “Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, необходимо сделать его крепким и здоровым”.
Так будьте здоровы и всегда помните слова Сократа:
“Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто”.
Источник