Меню

Советы педагогам по сохранению своего здоровья

Советы педагогам по сохранению психического и физического здоровья.
материал на тему

В памятке изложены простейшие советы, которые помогут избежать стресса и сохранить здоровье.

Скачать:

Вложение Размер
Советы педагогам. 15.24 КБ

Предварительный просмотр:

Советы педагогам по сохранению психического и физического здоровья.

-Смейтесь хотя бы 10 минут в день, тогда ваш сон станет спокойным, бодрствование – рассудительным и энергичным, а риск инфаркта снизится на 50%.

-Ежедневно съедайте 30 граммов рыбы — это снижает уровень холестерина в крови и способствует профилактике болезней сердца и кровеносных сосудов.

— Не подавляйте в себе негативные эмоции, вы рискуете приобрести невроз.

— Больше ходите пешком.

-Если любите петь, то делайте это каждый день.

-Бойтесь попасть в плен к врагам.

-Живите делами сегодняшнего дня, по принципу здесь и сейчас, не сожалейте о прошлом и не беспокойтесь о том, что будет завтра.

-Думайте больше о светлых и радостных сторонах жизни либо «наша жизнь есть то, что мы о ней думаем». (Марк Аврелий)

-Считайте свои удачи, а не несчастья».

— Не держите злобу на своих оппонентов. «Ни минуты не думать о людях, которые вам неприятны». (генерал Эйхенгаузер)

— « Когда мы ненавидим своих врагов, мы даем им власть над нами- они воздействуют на наш сон, аппетит, кровяное давление, наше здоровье и наше счастье… Наша ненависть не приносит им вреда, но она превращает наши дни и ночи в кошмар.» (Дейл Корнеги).

-Старайтесь приносить радость другим, так , как делая добро окружающим, вы делаете его, прежде всего, самому себе.

-Активно ищите превращения минусов в плюсы.

-Отдыхайте до того, как почувствуете чувство усталости.

-Умейте расслабляться сбрасывать лишнее напряжение.

-Не задерживайте внимание на недостатках других.

— Профилактикой от стресса является чувство юмора.

-ПОМНИТЕ: здоровье не самоцель, а лишь условие достижения счастья и благополучия на работе!

Источник

Рекомендации педагогам. ПУТЬ К СОХРАНЕНИЮ СВОЕГО ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ.

О важности психологического здоровья. Неотложная помощь самому себе в стрессе. психологические техники для работы со своим негативнм эмоциональным состоянием.

Скачать:

Вложение Размер
_rekomendatsii_psihologicheskoe_zdorove_dlya_pedagogov_.doc 60 КБ

Предварительный просмотр:

Путь к сохранению своего

Человек постоянно подвергается воздействию различных факторов, несущих отрицательную энергию, поэтому очень важно наряду с сохранением своего физического здоровья (спорт, закаливание, активный образ жизни) следить за своим психологическим состоянием.

Эти несложные приемы и методы известны всем.

Но несмотря на то что они просты и знакомы, их сила не снижается.

Стоит только вспомнить и начать.

Неотложная помощь самому себе в стрессе

  • Если тебе плохо, в душе накопилось много неприятного и ты испытываешь внутреннее напряжение, то одним из способов помочь себе является беседа. Расскажи кому-нибудь, кто сможет тебя выслушать, все, что чувствуешь. Пусть это будет лучший друг, подруга, коллега по работе или специалист (психолог).
  • Наши негативные эмоции имеют свойство накапливаться внутри, и если не сбрасывать внутреннее напряжение, то может произойти срыв. Каким бы человек сильным не был, предел есть у каждого.
  • Если ты не очень общителен, не желаешь «отдавать» свои чувства и эмоции другому, напиши письмо о своих переживаниях, отдай бумаге все то, что тебя беспокоит и нервирует. Бумага стерпит все и поможет тебе. Может, это будет твой дневник, а может, письмо самому себе.
  • Когда внутреннее состояние переполнено отрицательными эмоциями, то, конечно, места для позитива просто нет. Освободившись от неприятного, тебе необходимо заполнить образовавшуюся пустоту. Сделай себе подарок – что-то очень приятное, то, что вызывает у тебя сильные положительные эмоции.
  • Любой человек испытывает ощущения радости и прилива энергии, когда сделает что-то полезное или приятное для другого человека . Подумай, может кто-то ждет от тебя помощи, поддержки. Искренняя благодарность другого человека – твоя радость и удовлетворение.
  • В эпидемию негативных эмоций нельзя забывать о своем физическом состоянии. Апатия, переутомление – все это только способствует ухудшению твоего состояния. Необходимо высыпаться , спать столько, сколько хочется. Сон – лучшее лекарство.
  • Постарайся научиться смотреть на ситуацию с разных сторон. В любой, даже очень плохой, на первый взгляд, ситуации есть что-то важное и полезное. Ищи позитив, ведь нет худа без добра.
  • И самое главное, никогда не забывай, что солнце существует даже тогда, когда небо затянуто тучами!

Уметь управлять собой, двигаться к гармонии, к психологическому здоровью – это то, к чему должен стремиться современный человек .

Психологические техники для работы со своим негативным эмоциональным состоянием

Для «работы» со своим негативным состоянием необходимо понять, что самое главное – это уметь «сбрасывать» эти состояния, не пускать их внутрь. Вот некоторые правила и приемы:

Если ты почувствовал, что негативное состояние другого человека передается тебе, используй метод естественного скидывания. Это могут быть зевание, вздыхание, глубокий вдох и резкий выдох. Очень хорошо помогают смех и плач. Можно использовать зевание, замаскированное под вздох. Это помогает еще и расслабиться.

Выбери и используй собственный метод скидывания эмоций при помощи следующих движений:

Когда останешься наедине с собой, можно выполнить последовательно следующие действия:

  • Начни дышать быстро и поверхностно. Такое дыхание напоминает внешнее дыхание животных (например, собаки в жаркую погоду). Представь, что твое состояние «разбивается», «дробится» и исчезает.
  • Быстро потри ладони рук (включая пальцы) друг о друга. При этом зажмурься и представь, что состояние растирается между ладонями и высыпается как пыль.
  • Быстрыми движениями разотри уши.
  • Слегка нажми на солнечное сплетение, представляя, как «открывается дверь» для сброса. Скинь состояние целиком или кусочками. Сделай это не менее 5 раз.
  • В конце положи руку на грудь. С убежденностью произнеси вслух: «Я прощаю себя и других людей за существование этого».

Педагог – будь мудрым для себя

  • Продолжайте совершенствовать свои профессиональные навыки, участвуйте в курсах, семинарах и других мероприятиях по повышению квалификации, это поможет преодолеть ощущение несоответствия;
  • Планируйте перерывы для отдыха; перерывы на кофе или обед не следует посвящать проверке тетрадей или подготовке к занятиям;
  • Отвлекайтесь от школьных забот;
  • Будьте в курсе новых идей: использование из года в год одних и тех же материалов неизбежно ведет к скуке и опустошению; изменяйте планы уроков и задания — это поддержит интерес к преподаванию;
  • общайтесь с коллегами, обменивайтесь идеями и новыми знаниями.

Источник

Рекомендации по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.
статья на тему

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Скачать:

  • кивание – представь, как вместе с кивком головы негативная эмоция «вылетает» из головы;
  • «умывание рук» – представь, как ты «смываешь» негативное состояние;
  • движения убирания, стряхивания пылинок с одежды – представь, как ты стряхиваешь негатив.
Вложение Размер
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 520.5 КБ
Рекомендации по сохранению фи-зического и психологического здо-ровья педагога 1.85 МБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РА «Школа-интернат №1 для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей им. Г.К.Жукова »

Рекомендации по сохранению

физического и психологического здоровья педагога

Рекомендации по сохранению физического и психологического

Психическое и физическое здоровье педагога представляет собой сложное структурное образование, оказывающее существенное влияние на эффективность его педагогической деятельности и общения, тем самым в значительной степени определяющее здоровье учащихся.

Профессия педагога ставит человека в сложные условия, образуемые комплексом социальных, профессиональных и организационных факторов, подвергает воздействию повышенных психических нагрузок. Учитель нуждается в охране здоровья не меньше, чем школьники, так как находится в сложнейших условиях жизнедеятельности. Это, прежде всего невысокая оплата труда, социальная незащищенность, недоступность медико-психологических консультаций по вопросам собственной сохранности в условиях работы современной школы, невысокий уровень психологической грамотности, не позволяющий сохранять внутреннее равновесие в многочисленных проблемных ситуациях школьной жизни.

По состоянию физического здоровья педагогов можно составить список наиболее распространённых заболеваний:

I м. Сердечно-сосудистые заболевания

IV м. Желудочно-кишечные заболевания

V м. Заболевания органов дыхания

VI м. Опорно-двигательные заболевания

VII м. Нервно-психические заболевания

VIII м. Другие (гинекологические, кожные, диабет, онкология и др.)

Гиподинамия, значительная ортостатическая нагрузка, речевые и психические перегрузки вызывают патологические изменения в дыхательной и сердечно-сосудистой системах. Интенсивная нагрузка на речевой аппарат приводит к формированию дисфонии и афонии, которые входят в перечень профессиональных заболеваний педагогов. К наиболее распространенным нарушениям здоровья педагогов относят: нервные расстройства (чаще в форме астеноневротических состояний), сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические проявления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.), остеохондроз, нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы, заболевания верхних дыхательных путей, патологию зрения и др..

Принципиально важно, что значительное ухудшение здоровья и физической работоспособности приходится на самый продуктивный для учителя период — 35-45 лет. С возрастом существенно уменьшается число лиц с удовлетворительной адаптацией и увеличивается процент педагогов со срывом механизмов вегетативной регуляции. Заслуживает внимания то, что состояние здоровья иногда зависит и от специализации учителей. Так, наиболее выраженные невротические изменения обнаружены у учителей литературы и русского языка, а наименее выраженные — у преподавателей физической культуры и труда. Возможно, это является еще одним подтверждением антистрессового эффекта физических упражнений.

Осуществление политики, направленной на сохранение физического благополучия педагогов, требует предусматривать реализацию двух направлений здоровьесбережения:

1. Обеспечение сохранения здоровья тех, кто в этом отношении более благополучен (молодые, физические крепкие, ведущие здоровый образ жизни) .

2. Проведение целенаправленной профилактической работы с теми, кто имеет хронические заболевания.

Таким образом, речь идет об осуществлении индивидуальной здоровьесберегающей работы с педагогами в области их физического здоровья.

Преуспев в информационных технологиях, сделав одно за другим открытия в разных областях наук, человек, казалось бы, сделался отважнее и сильнее. Будто закалившийся в битвах воин. Но на «поле брани» неизменно остается огромное количество раненых. А именно: нас самих. Не потому что природа гораздо могущественнее (хотя это так), а потому, что душа человека им самим мало постигнута, а посему особенно уязвима.

Большинство учителей, даже начинающих, постоянно пребывая в своей профессиональной роли, распространяют ее на все другие сферы своей жизни, не могут выйти из нее, что отрицательно сказывается на их физическом и эмоциональном самочувствии. Многие жалуются на плохой сон, не проходящую усталость, головные боли, повышенную раздражительность не только с учениками, коллегами по работе, но и со своими домашними. Все чаще они начинают говорить о том, что у них нет больше сил так работать, не осталось никаких чувств: «Мне нечего отдавать другим. Я истощен. Я выгорел».

Это своеобразное состояние получило название «выгорание личности» .

Сам термин введен в 1974 году и очень интересно переводится с греческого языка как «прекращение горения». Это состояние физического утомления и разочарования, которое возникает у людей, занятых в альтруистических профессиональных областях. Он сопровождается также эмоциональным истощением, деперсонализацией, снижением работоспособности (по исследованиям Маслах и Джексон).

Именно педагоги как раз и стали той категорией, которая наиболее подвержена выгоранию. Посмотрите, как это подтверждают исследованиям специалиста Гари Чернисса. Риску выгорания подвержены:

*люди, перегруженные ответственностью, длительно и интенсивно работающие;

*стремящиеся к непременному успеху;

*не имеющие интересов помимо работы или имеющие их слишком мало;

*уверенные в том, что они являются единственными, кто способен сделать эту работу.

Условия работы педагога являются основными причинами возникновения выгорания:

— стресс, вызванный множеством требований, которые непрерывно суммируются в разных сферах нашей жизнедеятельности

— беспокойная обстановка на работе, требующая устойчивого внимания и напряжения, единственным постоянством которой является ее постоянная изменчивость

— не всегда разумная организации труда

— невнимание к своему здоровью

Оказывается, что часто встречающиеся и так знакомые всем симптомы: общее чувство усталости, неприязни к работе, чувства беспокойства, разбитости и раздражения, негативная установка на жизненные перспективы, желание сменить профессию, депрессия и т. д. указывают на развитие синдрома профессионального выгорания.

У человека, подверженного выгоранию первой степени, проявляются умеренные, недолгие и случайные признаки. В этом случае человек может помочь себе сам (путем расслаблении, организации перерывов в работе).

На второй стадии выгорания симптомы проявляются более регулярно, носят более затяжной характер и труднее поддаются коррекции. Обычные способы лечения здесь неэффективны, для заботы о себе требуются дополнительные усилия.

Признаки и симптомы третьей стадии выгорания являются хроническими. Попытки позаботиться о себе не приносят результата, а профессиональная помощь может не дать быстрого облегчения.

На первых двух стадиях выгорания человек может восстановиться, но чтобы «вернуться», ему необходимо либо научиться жить с тем, что есть, либо изменить ситуацию. По мнению Кристины Маслах полностью выгоревший человек, вероятно, не изменится.

Хочется верить, что выгорание не является неизбежным, а скорее должны быть предприняты профилактические шаги, которые могут предотвратить, ослабить или исключить его возникновение.

На основе анализа причин выгорания можно выделить два основных пути его профилактики:

Помоги себе сам. Педагог, используя методы саморегуляции, релаксации может помочь себе избежать заболевания или ликвидировать его первые симптомы.

Профессиональная помощь в профилактике и преодолении синдрома выгорания. Здесь нагрузка ложится на плечи руководителей образовательных учреждений, психологов, методических служб.

Удовлетворение от работы в какой-то мере может окупить душевные затраты. Здесь очень важно, чтобы педагог знал, что его труд будет оценен, причем оценен объективно.

За активную работу может быть введена следующая система поощрений педагогов:

премия по итогам года и участия в методической работе;

благодарность в приказе;

отгул (ходатайство перед администрацией школ);

направление на престижные курсы переподготовки и повышения квалификации;

творческий отпуск в каникулярное время (ходатайство перед администрацией школ);

дополнительные дни к отпуску;

представление к награждению.

Что делать, если чувствуешь, что указанные симптомы тебе знакомы? Предпринимать действия для того, чтобы избавиться от причины профессионального выгорания, а значит — восстановить эмоционально-психологический баланс.

Как его восстановить?

1. Ограничить степень «рабочей» заботы. Контролировать проявления своих эмоций. Сделать это принципом — таким же, как ежедневно надевать на работу чистую рубашку.

2. Сменить (на время) род деятельности. Например, перейти к физическому труду, покопаться в саду, огороде.

3. Разнообразить спектр деятельности: как физической, так и умственной. Занятия спортом, чтение книг помогут справиться с рутиной — еще одной причиной профессионального выгорания.

4. Активная позиция. Когда, казалось бы, все о тебе забыли, и ты сам уже ничего не хочешь, поступай от обратного. Закати шумную вечеринку. Напеки пирогов. Поешь.

Соответственно, указанные меры хороши не только для возвращения себе своих дорогих эмоций, когда выгорание уже наступило, но и для профилактики профессионального выгорания.

Хочется отметить первостепенную важность некоторых мероприятий, являющихся производными от социального заказа в области здоровья но свойственных только образовательным учреждениям:

— увеличение объема двигательной активности

— рациональная организация учебного процесса и изменение нормирования, учебной нагрузки школьников и учителей не столько по увеличению или уменьшению ее объема, сколько по изменению характера учебной деятельности в сторону преобладания активности ребенка и взрослого в самообразовании, самопознании, самодеятельности.

— включение в образовательный процесс систематической информации (практической и теоретической) о здоровье человека на разных этапах его жизни формирования ценности здоровья и здорового образа жизни.

— повышение роли психологической помощи педагогам и учащимся в обучении, в создании среды, благоприятной относительно физического психического и социального благополучия участников образовательного процесса.

— организация систематической научно-методической работы с педагогами и специалистами, направленной на повышение уровня их знаний и умений в области здоровья.

Хочется отметить, что в нашей школе для поддержания здоровья педагогов существуют:

— массажный кабинет, где сотрудники могут бесплатно воспользоваться массажной кроватью;

— медпункт, где сотрудникам измеряют давление, оказывают необходимую медицинскую помощь.

Наши педагоги принимают активное участие в городских спортивных мероприятиях.

Так на зимней Спартакиаде среди трудящихся г.Горно-Алтайска педагоги нашей школы заняли 2-е место в беге на коньках и в лыжных гонках, а в эстафете заняли 3-е место. Так же принимали участие в таких видах спорта как, Футбол, полиатлон, горные лыжи, спортивное ориентирование, хоккей. В командном зачёте на зимней Спартакиаде наши педагоги заняли 2-е место.

На летней Спартакиаде наши педагоги принимали участие в плавании, полиатлоне (2-е место), пневматической стрельбе, футболе (3-е место), волейболе.

Конечно, до полного решения проблемы профессионального выгорания ещё далеко, ведь это остается проблемой даже для профессионалов. Но хочется, чтобы педагоги поняли справедливость слов эксперта по профессиональным стрессам Гари Чернисса «Мы не можем быть большим, чем мы есть, но то, что мы есть, намного больше, чем мы думаем».

Источник

Читайте также:  Как можно описать состояние здоровья
Adblock
detector