Статья Консультация для родителей: «Здоровый образ жизни в семье»!. Автор: Король Оксана Юрьевна
Автор: Король Оксана Юрьевна
Воспитание здорового образа жизни у взрослых и детей!
Автор: Король Оксана Юрьевна
Муниципальное Бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Голубые дорожки» г. Волгодонска
Консультация для родителей на тему :
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ В СЕМЬЕ ! »
Подготовила воспитатель: Король О. Ю
Все родители хотят, чтобы их ребенок рос здоровым, сильным, крепким, выносливым. Но очень часто забывают о том, что хорошие физические данные обусловлены тем образом жизни, который ведет семья, двигательной активностью ребенка. Результаты последних исследований подтверждают, что в современном высокотехнологичном обществе необходимо будет уделять гораздо больше внимания зож , физическому развитию человека, поскольку становится все меньше стимулов для естественного движения. Мы живем в экономно построенных квартирах, темп современной жизни вынуждает нас часто пользоваться личным или городским транспортом, получать информацию с помощью радио, телевидения, интернета — все это требует крепкого здоровья. Учеба и сидячая работа обусловливают необходимость двигательной компенсации — с помощью занятий физкультурой и спортом, игр, активного отдыха. В связи с этим мы обязаны научить наших детей своевременно и полностью использовать благотворное воздействие физических упражнений — как жизненную необходимость в противовес болезням цивилизации.
«Берегите здоровье смолоду!» — эта пословица имеет глубокий смысл. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребенка для того чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоровью.
— Условия, от которых зависит направленность формирования личности ребенка, а также его здоровье, закладываются в семье. То, что прививают ребенку с детства и отрочества в семье в сфере нравственных, этических и других начал, определяет все его дальнейшее поведение в жизни, отношение к себе, своему здоровью и здоровью окружающих.
— Поэтому родители должны сами воспринять философию ЗОЖ и вступить на путь здоровья.
— Существует правило: «Если хочешь воспитать своего ребенка здоровым, сам иди по пути здоровья, иначе его некуда будет вести!».
— Понятие о здоровом образе жизни включает в себя много аспектов. Во-первых, соблюдение режима дня. В детском саду режим соблюдается, а вот дома не всегда. Необходимо объяснить детям, что нужно рано ложиться и рано вставать. И неукоснительно соблюдать это правило.
— Во-вторых, это культурно-гигиенические навыки. Дети должны уметь правильно умываться, знать, для чего это надо делать.
Вместе с детьми рассматривайте ситуации защиты от микробов и делайте вывод, который дети должны хорошо усвоить: не есть и не пить на улице; всегда мыть руки с мылом, вернувшись с улицы, перед едой, после туалета. Вместе с детьми посчитайте, сколько раз в день им приходится мыть руки;
— В-третьих, культура питания.
— Нужно есть больше овощей и фруктов. Рассказать детям, что в них много витаминов А , В, С, Д, в каких продуктах они содержатся и для чего нужны.
— Витамин А — морковь, рыба, сладкий перец, яйца, петрушка. Важно для зрения.
— Витамин В — мясо, молоко, орехи, хлеб, курица, горох (для сердца).
— Витамин С — цитрусовые, капуста, лук, редис, смородина (от простуды).
— Витамин Д — солнце, рыбий жир (для косточек).
В-четвертых, это гимнастика, занятия спортом, закаливание и подвижные игры. Если человек будет заниматься спортом, он проживет дольше.
«Береги здоровье смолоду». Дети должны знать, почему так говорят. Обязательно ежедневно проводить гимнастику
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В дошкольном возрасте ребенок еще не способен осознанно и адекватно следовать элементарным нормам гигиены и санитарии, выполнять требования ЗОЖ, заботиться о своем здоровье. Все это выдвигает на первый план задачу перед родителями по выработке у маленького ребенка умений и навыков, способствующих сохранению своего здоровья.
Безусловно, здоровье детей напрямую зависит от условий жизни в семье, санитарной грамотности, гигиенической культуры родителей и уровня их образования.
Как правило, у нас, взрослых, возникает интерес к проблеме воспитания привычки к здоровому образу жизни лишь тогда, когда ребёнку уже требуется психологическая или медицинская помощь. Готовность к здоровому образу жизни не возникает сама собой, а формируется у человека с ранних лет, прежде всего внутри семьи, в которой родился и воспитывался ребенок.
Ребенок должен узнать лучшие семейные российские традиции, понять значение и важность семьи в жизни человека, роль ребенка в семье, освоить нормы и этику отношений с родителями и другими членами семьи. Духовное здоровье — это та вершина, на которую каждый должен подняться сам. ЗОЖ служит укреплению всей семьи**
Основной задачей для родителей является: формирование у ребенка нравственного отношения к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. В этом ничто не может заменить авторитет взрослого.
Домашний режим дошкольника – одна из важных составляющих семейного воспитания, позволяющих сохранять высокий уровень работоспособности, отодвинуть утомление и исключить переутомление. Семья организует рациональный домашний режим — он должен соответствовать режиму в дошкольном учреждении.
Формируя здоровый образ жизни ребенка, родители должны привить ребенку основные знания, умения и навыки:
— знание правил личной гигиены, гигиены помещений, одежды, обуви;
— умение правильно строить режим дня и выполнять его;
— умение взаимодействовать с окружающей средой: понимать, при каких условиях (дом, улица, дорога, парк, детская площадка безопасна для жизни и здоровья;
— умение анализировать опасные ситуации, прогнозировать последствия и находить выход из них;
— знание основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;
— понимание значения ЗОЖ для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в занятиях;
— знание основных правил правильного питания;
— знание правил сохранения здоровья от простудных заболеваний;
— умение оказывать простейшую помощь при небольших порезах, ушибах;
— знание правил профилактики заболеваний позвоночника, стопы, органов зрения, слуха и других;
— понимание значения двигательной активности для развития здорового организма;
— Еще очень важная проблема, связанная со здоровьем детей – это просмотр телевизора и пользование компьютером. Компьютер и телевизор, несомненно, полезны для развития кругозора, памяти, внимания, мышления, координации ребенка, но при условии разумного подхода к выбору игр и передач, а также непрерывного времени пребывания ребенка перед экраном, которое не должно превышать 30 минут.
— Важность физического воспитания детей в семье, доказать, что это очень серьёзная проблема в современном воспитании детей. Нас окружают машины, компьютеры, виртуальные игры — предметы, которые очень интересны нам, но как раз, из-за которых мы очень мало двигаемся. Современные дети видят больший интерес в виртуальной игре, чем в реальной игре в футбол или теннис. Главная болезнь ХХ I века — гиподинамия, т.е. малоподвижность.
— Родители считают заботу об укреплении здоровья детей делом важным, но лишь немногие по-настоящему используют для этого возможности физической культуры.
Физическое воспитание — составная часть интеллектуального, нравственного и эстетического воспитания ребенка. Поэтому, необходимо приучать ребенка к спорту. Наблюдения показывают, что родители обычно активны и изобретательны в создании хороших бытовых условий, в заботе о том, чтобы дети были красиво одеты, вкусно и сытно накормлены. Но чрезмерный комфорт и обильное питание при недостаточно активном двигательном режиме зачастую бытовую лень, ослабляют здоровье, уменьшают работоспособность. Родители должны показывать своим детям пример активной, интересной и подвижной жизни. Движение — основное проявление жизни, средство гармоничного развития личности. Важно обострить у ребенка чувство «мышечной радости» — чувство наслаждения, испытываемое здоровым человеком при мышечной работе. Чувство это есть у каждого человека от рождения. Но длительный малоподвижный образ жизни может привести к почти полному его угасанию. Не упустить время — вот главное, что надо знать родителям на этот счет.
Занятия спортом также помогают сложиться важным качествам личности: настойчивости в достижении цели, упорству; положительные результаты этих занятий благотворны для психического состояния детей, особенно если это совместные занятия детей и родителей.
Такие занятия при носят результаты:
— пробуждают у родителей интерес к уровню «двигательной зрелости» детей и способствуют развитию у детей двигательных навыков в соответствии с их возрастом и способностями;
— углубляют взаимосвязь родителей и детей;
— предоставляют возможность позаниматься физкультурой за короткий отрезок времени не только ребенку, но и взрослому: родитель показывает ребенку те или иные упражнения и выполняет большинство из них вместе с ним;
— позволяют с пользой проводить то свободное время, которое мать или отец посвящают ребенку, служат взаимообогащению, способствуют всестороннему развитию ребенка.
Замечательно, если родители учат ребенка, помогают ему и сами участвуют в соревнованиях и спортивных мероприятиях в детском саду. Спортивные интересы в такой семье становятся постоянными.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
— осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
— повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
— развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др. Изменение условий игры способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности и др.
Здоровье — это счастье! Это когда ты весел и все у тебя получается. Здоровье нужно всем — и детям, и взрослым, и даже животным. Мы желаем Вам быть здоровыми!
Источник
Важная роль семьи в сохранении здоровья
Автор: Кирилина Галина Сергеевна, воспитатель 1 категории МБДОУ д/с №110 г. Самара
Статья о воспитании детей на тему: “Важная роль семьи в сохранении здоровья”
В данной статье рассмотрена важная роль семьи в сохранении здоровья. Разобрано понятие «Здоровье» и «Семья». Наибольшое внимание в сататье уделяется взаимоотношениям в семье.
Здоровье человека – это отсутствие болезней в сознании человека и в физическом теле. [4, с. 33]
В V веке до н.э. Перикл (Афинский стратег) говорил- «Здоровье – это состояние морального, психического и физического благополучия, которое дает человеку возможность стойко, и не теряя самообладания переносить любые жизненные невзгоды». [3, с. 13]
Очень многие люди согласятся с великими словами Перикла, потому что другими словами, здоровье – есть счастье человека, а значит и его семьи!
Можно очень долго рассуждать над темой здоровья человечества, которое зависит главным образом от наличия семьи, а самое главное какой семьи? Семьи бываю разные, поэтому и положение здоровья людей зависит от обстановки в семье. Ни в коем разе, люди не должны забываь, для чего они появились на этот свет – главное в жизни каждого человека – иметь здоровую семью. Самые главные враги нашего здоровья — пессимизм, безверие.
Как утверждают многие психологи близкие, доверительные взаимоотношения в семье имеют огромную роль для здоровья людей. Следует учитывать, что благоприятная обстановка в доме, всегда плодотворно воздействует на самочувствие и здоровье её членов. Люди в таких семьях болеют меньше [1, с. 54]
Если в семье кто-то нездоров, то это отражается на психологическом здоровье всей семьи.
Семейство может оказывать целительное воздействие на каждого своего члена семьи: давать эмоциональную поддержку, низаменимую ничем другим.
Семья, по словам М. М.Рубинштейну – «Главный орган воспитания»
Семья – это группа людей, которые связаны общим бытом, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью . Конечно, у каждого из нас есть семья, у которой свои порядки, ценности, но необходимо помнить, что семейная жизнь и образ жизни членов семьи определяет наше самочувствие как прямо, так и частично. Родители своим примером показывают путь к здоровью, именно родители прививают детям желание формировать здоровый образ жизни. Исходя из этого, мы можем сказать, что в благополучных, счастливых семьях продолжительност ь жизни рода выше, а заболевания встречаются реже. Именно здесь и сейчас вырабатывается характер человека, как не удивительно, складывается комплекс привычек, стандарты поведения, которые непосредственно именно влияют на его здоровье в целом. Семья – это тот остров, уверенность стабильности, который может поддержать нас и дать нам силы для того, чтобы мы справлялись с этой не простой, современной жизнью.
Важно также отметить то, что, по мнению Г. Навайтиса, самыми главными остаются специфические функции семьи, к которым принадлежат:
- рождение детей
- содержание детей
- воспитание детей
В большинстве семей, состоящих из нескольких поколений, контакты её членов зачастую бывают трудными, так как присутствует – психологическая напряжённость. Существует сложные взаимоотношения между функционирование м семьи, семейным согласием или несогласием и нарушениями физического и психического здоровья её членов. Иными словами идёт нарушение в семье, что может стать причиной появления различных заболеваний.
Стрессы, также влияют на здоровье человека. Психическое здоровье – одно из главных состовляющих здоровья человека в целом, причём не только как биологический аспект и медицинский, но и социальный аспект психического здоровья. Психическое здоровье – это основа человеческой цивилизации. Безусловно, очень важное значение психического здоровья имеет в духовном развитии человека.
Без всякого сомнения, на здоровье детей оказывает большое влияние тип семьи (полная – неполная). В неполных семьях – уровень заболеваемости детей выше, чем в полных. Мягко выражаясь, семья во многих случаях перестает быть ценностью. [2, с. 13]
Если родители уважают друг друга, заботятся о своей семье, всегда помогают и поддерживают в трудную минуту, несомненно, в такой семье будет меньше болезней. Говорят: «Что мал, что стар», а, как известно детей не обманешь, Ребёнок всегда чувствуе заботу и любовь ближнего, также как и старые члены семьи, поэтому насколько вы преданы, открыты для свое семьи, настолько и здоровой будет ваша семья.
Всем конечно понятно, что потребности детей и их решение проявляется по – разному. Это может быть частое поощрение ребенку. Но часто встречается игнорирование интересов ребенка, а главное в тепле и уюте.
Очень многие здравомыслящие родители (законные представители) считают, что – собственное здоровье и здоровье ребенка – важная жизненная ценность народа. Однако отношение родителей (законных представителей) к здоровью ребенка часто носит формальный (свойственный) характер, поэтому основным условием нормального психосоциального развития признаётся спокойная и доброжелательная обстановка в семье. Крайне негативное влияние на развитие внутренней картины здоровья оказывают ранние психические депривации (лишение, потеря) ребенка. [6, с. 453]
Исходя из этого, можно утверждать, что семья выполняет функции, которые во многом определяют сохранение и укрепление здоровья человека. Человек должен быть кому – то нужен, о ком – то заботиться, делить с кем – то радость и горе. В семье мы ищем одобрение и психологическую поддержку. На протяжении многих веков, безусловно, только в семье человек получает устойчивые возможности удовлетворения повседневных потребностей и развития личности.
Таким образом, устойчивое побуждение человека на создание благополучной семьи и характеризуют степень здоровья человека.
Многограные исследования показывают, что уровень здоровья человека и его репродуктивного здоровья как составной части здоровья социума за последнее время постоянно падает.
По словам В. Гюго « Семья — это кристалл общества».
Таким образом, исходя из этого мы можем сделать заключение, что здоровье – неоценимое богатство не только каждого человека, но и всего общества.
Как известно эмоциональное состояние семейства – один из главных критериев здоровья, недаром когда ребёночек ещё грудной, его мама и папа агукают и улыбаются ему, потому что ребёнок ощущает любовь и защиту взрослых. Детки, которые выросли и воспитаны в любви намного здоровее тех, кому не хватило семейного тепла, понимания и внимания. С трессы сильно ослабевают иммунитет, приводят к заболеваниям. Несомненно, без стрессов не обойтись, но надо постараться, чтобы их было как можно, а детей стараться от них оградить.
Несмотря на то, что человек, который имеет много денег, имеет достаток во всём, он может быть одиноким и несчастным. Здоровье – это наше богатсво всей жизни, которое бесценно.
Правильный образ жизни людей является актуальной задачей нашего государства, которая становится не только основой хорошего самочувствия человека, но и путём к оздоровлению всего народа мира. Люди должны всегда помнить, что правильный образ жизни человека не складывается сам по себе, а формируется на протяжении всей жизни целенаправленно и постоянно
- Антипина, Л. Ты и я / Л. Антипина. – М.: Изд-во Высш. Шк., 1995. – 321 с.
- Алексеев,В,. Безопасность жизн e деятельности: конспект лекций/ Алексеев, В.С., Жидкова О.И., Ткаченко И.В.-Изд-во Эксмо г. Москва . 2008. – 48с.
- Баль, Л.В. Формирования здорового образа жизни российских подростков. / Л.В. Баль, С.В., Барканов.- М.: Изд-во Надежда, 2003. – 505 с.
- Васильев, В., Здоровье и стресс / В. Васильев. – М.: Изд-во СОВА, 1992. – 177 с.
- Никифорова, Г. , Психология здоровья / Г.С. Никифорова. – Изд-во СПб.. Питер, 2006. — 607 с.
Источник