Меню

Социум познание творчество здоровье коммуникация

Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация» через ведение портфолио.
статья по теме

Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь.

Скачать:

Вложение Размер
vystuplenie_k_pedsovetu_a.a.doc 42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Интеграция образовательных областей «Коммуникация» и «Социализация»

через ведение портфолио.

«Портфолио – «технология всматривания в себя»

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация включает усвоение определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющей человеку функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация включает как целенаправленные воздействия на личность (воспитание), так и стихийные (неосознанные). (Дошкольное образование. Словарь терминов. Составитель Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.)

Широкий окружающий мир и более узкая социальная действительность делают человека человеком; процесс социализации личности, начинаясь с детства, продолжается всю жизнь. С самого первого момента вхождения малыша в социальный мир его ребенок не становится преобразователем потом, а является им исходно, и необходимы лишь условия для проявления этой преобразующей функции. Конечно, содержание и объем преобразований связаны с возможностями возраста, а будут ли они реализованы, зависит от методологии воспитательной стратегии, которую осуществляют взрослые. Осуществление этих задач невозможно без признания педагогами и родителями уникальности каждого ребенка, учета пола, индивидуальности, возрастных особенностей психики.

Содержание образовательной области «Социализация» направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношений и через решение следующих задач: формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств.

Образовательная область «Социализация» неразрывно связана с образовательной областью «Коммуникация». Т.к. содержание образовательной области «Коммуникация» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач: развитие свободного общения с взрослыми и детьми; развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи — диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности; практическое овладение воспитанниками нормами речи.

В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой стоит задача формирования образа Я. Структура образа Я включает в себя когнитивный (знания о себе и других), оценочный (оценка себя и других) и поведенческий (структурирование отношений с окружающими взрослыми и сверстниками) компоненты.

В средней группе продолжается формирование первичных личностных представлений: формирование представления о личных данных, развитие положительной самооценки на основе выделения собственных положительных характеристик (качеств, особенностей), развитие интереса к личному прошлому и будущему.

В возрасте 4 — 5 лет продолжается формирование первичных гендерных представлений: формирование представлений о половой принадлежности, умение аргументировать ее по ряду признаков (внешний вид, мужские и женские качества), формирование представлений о гендерных ролях (мальчик – папа – дедушка, девочка – мама – бабушка).

Продолжается и формирование первичных представлений о семье. Формирование представлений о семье, как обо всех тех, кто живет вместе с ребенком, ее составе и своей принадлежности к ее членам. Формирование представление об обязанностях членов семьи и самого ребенка, об увлечениях, отдыхе разных членов семьи.

Формирование первичных представлений о ближайшем социуме и своем месте в нем включает в себя формирование представления о себе, как члене группы детского сада. Обогащение представлений о детском саде и его сотрудниках

Одним из средств формирования позитивной Я – концепции является портфолио. Портфолио – способ фиксирования, накопления и самооценки индивидуальных достижений ребенка. Приказ № 83 от 06.06.2006 департамента образования пермской области «Об утверждении формы портфолио», предлагает вести портфолио детей, начиная со второй младшей группы.

Ведение портфолио ребенка способствует развитию свободного общения с взрослыми и детьми, способствует развитию любознательности, помогает детям доброжелательно общаться со сверстниками, помогает детям выражать свою точку зрения, обсуждать со сверстниками различные ситуации. В ходе работы над страницами портфолио пополняется и активизируется словарь на основе углубления знаний детей о ближайшем окружении, расширяется представление о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в собственном опыте дошкольников. При обсуждении портфолио совершенствуется диалогическая речь: дети учатся участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы и задавать их. Развивается умение детей рассказывать. Общение детей между собой и с взрослыми способствует усвоению и активному воспроизводству детьми социального опыта.

Начиная работу над портфолио, я предложила детям рассмотреть различные книги о детях и спросила, хотели ли они, чтобы была книга о них.

Рассказала, что такая книга называется портфолио, и дети сами могут ее создать. Вместе с детьми рассмотрели портфолио Рожковой Маши и Ани Федюковой, обсудили, какие страницы им понравились, и какие страницы можно добавить.

Первую страницу-представление «Ромашку» мы решили делать сами и добавлять лепестки постепенно. Для создания второй страницы «Моя семья» был реализован проект «Моя семья». В проекте предусмотрена интеграция разных образовательных областей. Мы с детьми читали стихи, русские народные потешки о семье, пели песенки о маме и бабушке, рисовали семейные портреты, рисунки в подарок маме и папе, открытки для бабушек и дедушек. Закрепить знания помогли дидактическая игра «Семья», рассматривание альбома «Семья», фотоальбомов о семье, различные сюжетно-ролевые игры. В реализации проекта пригласили участвовать и родителей. Для этого всем родителя выдана памятка, как надо оформить страницу о семье и какие фотографии подобрать в семейный альбом. Дети совместно с родителями выбирали фотографии для странички и составляли рассказ о своей семье. В группе каждый ребенок сделал презентацию страницы «Моя семья» и поместил ее на выставку. И только после этого страничка заняла свое место в портфолио. Итогом явилась игра-занятие по ознакомлению с явлениями общественной жизни «Моя семья».

Далее мы совместно с детьми решили оформить страницу о наших любимых игрушках. В этом проекте также предусмотрена интеграция различных образовательных областей: «Социализация», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка», «Художественное творчество», «Познание». Реализуя проект я в беседе «Народные игрушки» познакомила детей с различными народными игрушками – дымковскими, богородскими, лоскутными и другими. Мы читали стихи и потешки об игрушках, разгадывали загадки, пели песенки, рисовали портрет любимых игрушек, закрепляли умение узнавать игрушку по описанию в дидактической игре «Узнай по описанию», «Найди игрушку». В игре-занятии по развитию речи «Составление рассказов – описаний игрушек» учились составлять описательные рассказы, а потом составляли рассказ «Моя любимая игрушка». Итогом явилось развлечение «Путешествие в страну игрушек». К подготовке к развлечению были привлечены родители – они совместно с детьми выбрали любимую игрушку, помогли детям вспомнить или выучить об игрушке стихотворение или загадку. Для родителей подготовлен видеоотчет о развлечении.

Интеграция различных образовательных областей в работе над портфолио способствует вхождению ребенка в мир социальных отношений. У детей развиваются процессы самоопределения, самоутверждения и самосознания, повышается самооценка, усиливается половая идентификация и познавательный интерес. Этот процесс осуществляется посредством целенаправленных воспитательных и образовательных усилий семьи и детского сада.

1. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во второй младшей группе детского сада. М.: «Просвещение», 1983.

2. Дозорова М. А., Кошлева Н.В., Кроник А.А., «СемьЯ»: я + мама + папа + 2 бабушки + 2 дедушки: Программа и материалы по социально-личностному развитию детей дошкольного возраста. – М.: АРКТИ, — 2008.

3. Дошкольное образование. Словарь терминов. Составитель Виноградова Н.А. и др. – М.: Айрис-пресс, 2005.

4. Дыбина О.В. Занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. – М., 2006.

6. Программа воспитания и обучения в детском саду. Под редакцией М.А. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой. – М. Мозаика-Синтез, 2006.

Источник

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми. «Где прячется здоровье» 2 средняя группа образовательная область «Познание» Интеграция с ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»
план-конспект занятия (средняя группа) на тему

Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни.

Скачать:

Вложение Размер
gde_pryachetsya_zdorove.docx 22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» г. Вуктыл

169570 г. Вуктыл ул. Комсомольская, 11

Адрес электронной почты: sad93-vuktyl@mail.ru

Адрес сайта в Интернете:http://sad93-vuktyl.ru

Совместная образовательная деятельность педагога с детьми.

«Где прячется здоровье»

2 средняя группа

образовательная область «Познание»

Интеграция с ОО: «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье»

Невежина Людмила Ивановна

План-конспект занятия (средняя группа) по теме:
Конспект занятия «Где прячется здоровье?»

Письменная работа педагога МБДОУ детский сад «Сказка»

ФИО: Невежина Людмила Ивановна

Образовательное учреждение Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» г. Вуктыл

Занимаемая должность: воспитатель, возрастная группа средняя

Образовательная программа, в рамках которой выполняется письменная работа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой

Тема занятия «Где прячется здоровье?»

Место и время проведения занятия – проводится в группе 20-25 минут

Тема: «Где прячется здоровье?»

Возрастная группа средняя

Цель: Формировать у детей сознательную установку на здоровый образ жизни.

Образовательная область «Познание», «Здоровье»

— Формировать у детей представление о зависимости здоровья от двигательной активности, чистоты тела, правильного питания; воспитывать привычку к здоровому образу жизни, понимание самоценности здоровья.

— Развивать познавательный интерес, дать понятие об элементарных правилах ухода за собой.

— Познакомить с понятием «витамины», о необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных продуктах, в которых содержатся витамины, закрепить знания детей о предметах личной гигиены.

Образовательная область «Коммуникация»

— Познакомить с понятиями «здоровье», «витамины», «полезные» и «вредные» продукты, «закаливание».

— Воспитывать умение слушать друг — друга, общаться, быть терпимым, уважать мнение товарища.

— Закрепить навыки правильного произношения.

— Учить детей употреблять в речи прилагательные.

— Учить отвечать на вопросы воспитателя полным развёрнутым ответом.

Образовательная область «Социализация»

— Воспитывать бережное, осознанное и ответственное отношение к своему здоровью, желание заботиться о нём.

— Привитие навыков здорового образа жизни, учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, основные правила личной гигиены, и соблюдать их.

Предварительная работа: рассматривание детских энциклопедий, беседы о здоровье, рассматривание плакатов, и дидактических пособий, чтение художественной литературы — «Мойдодыр» К.Чуковский, просмотр мультфильма «Мойдодыр».

Методические приёмы: беседа, физкультминутка, обращение к жизненному опыту детей, художественное слово, использование наглядности, исследовательские действия.

Оборудование: чудесный мешочек с предметами личной гигиены: зубная щетка, носовой платок, мыло, расческа, полотенец; письмо, поднос с «продуктами», 2 корзинки, плакат, картинка мальчика-грязнули.

Содержание непосредственно образовательной деятельности

Звучит музыка из мультфильма «Мойдодыр». В группу входит Мойдодыр.

Мойдодыр: Здравствуйте ребята.

Воспитатель и дети: Здравствуйте.

Мойдодыр: Вы меня узнали?

Мойдодыр: Правильно, Я – Мойдодыр!

Мойдодыр: Сейчас весна и многие болеют. Я хочу с вами поговорить о здоровье. Кто из вас хочет быть здоровым?

Воспитатель: Ребята, а что же это значит, быть здоровым? Здоровый человек – это какой человек? (Ответы детей: когда ты весёлый, красивый, радостный, когда хорошее настроение, ничего не болит, и т.п.)

Мойдодыр: Молодцы! Я пришёл к вам в гости, но не пустой… Я принёс вам «Чудесный мешочек». В нём находятся интересные загадки о здоровье и к ним отгадки. Постарайтесь разгадать мои загадки. Желаю вам удачи.

Воспитатель: Давайте отгадаем, что же там лежит? (Воспитатель читает загадки и потом достаёт и показывает разгадку)

  1. Лёг в карман и караулю:

Рёву, плаксу и грязнулю.

Им утру потоки слёз,

Не забуду и про нос. (Носовой платок)

2. ​ Гладко и душисто, мою руки чисто. (Мыло)

3. ​ Вытираю я, стараюсь

Руки, щёки и бока.

Всё намокло, всё измялось –

Нет сухого уголка. (Полотенце)

4. ​ Оказались на макушке

Два вихра и завитушки.

Чтобы сделать нам причёску,

Нужно нам иметь…расчёску. (Расческа)

5. ​ Днём прохлаждается.

А по утрам и вечерам

Работать принимается. (Зубная щётка)

Мойдодыр: Все эти предметы личной гигиены. Ребята, вы знакомы с этими предметами?

Мойдодыр : Молодцы, ребята, вы всё правильно сказали.

— А как можно укрепить здоровье? (Ответы детей)….(Помощь воспитателя: делать зарядку, есть продукты, в которых много витаминов, закаляться)

Мойдодыр: Зарядку, говорите…. А можете мне показать, как вы её делаете?

Воспитатель: А теперь все по порядку дружно делаем зарядку.

Это глазки — вот, вот.

(Показываем на глазки)

Это ушки — вот, вот.

(Показываем на ушки)

Это носик, это ротик,

Там спинка, тут животик.

Это ручки — хлоп, хлоп.

(Хлопаем в ладошки)

Это ножки — топ, топ.

Ох, устали, вытрем лоб.

Мойдодыр: А хотите, я открою вам секрет?

Мойдодыр: Чтобы быть здоровым, сильным, бороться с микробами и не поддаваться болезням, нужно есть витамины. Витамины как солдаты охраняют наш организм от злых вредных микробов и разных болезней.

Воспитатель: Ребята, пищу можно разделить на полезную и вредную. Полезная еда — мясо, рыба, овощи, фрукты, яйца, молоко, орехи. которые помогают детскому организму расти здоровым. А вредные продукты — сладости, колбасы, бутерброды, чипсы, сухарики — нашему организму пользы не приносят.

Мойдодыр: Ребята скажите, пожалуйста, а руки нужно мыть перед едой?

Мойдодыр: Правильно. От простой воды и мыла у микробов тает сила. Давайте поиграем в игру «Можно — нельзя»

(на подносе лежат: плитка шоколада, чипсы, сухарики, конфеты, печенье, лимонад, яблоко, груша, лимон, банан, морковь, перец, ягоды, лук, апельсин. Дети раскладывают в разные стороны в две корзинки полезные и вредные, по их мнению, продукты.) Игра повторяется 2 раза.

Мойдодыр : Молодцы! Обязательно скажу вашим мамам, что вы знаете и умеете выбирать полезные продукты.

Постановка проблемной ситуации

Мойдодыр : Ребята, а ещё я принёс собой фотографию своего знакомого мальчика- грязнули. (Демонстрирует картинку). Как вы думаете, чем мы можем помочь грязнуле?

Дети (помощь воспитателя при необходимости) Можем рассказать ему о том, что нужно умываться, чистить зубы, расчесываться, делать зарядку, закаляться.

Мойдодыр: Правильно. Вот вы сказали, что надо закаляться. А как это?

Дети: Умываемся, руки с мылом моем, полоскаем рот после еды, гуляем на свежем воздухе.

Воспитатель: Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение про закаливание, послушайте, пожалуйста:

Все, кто хочет быть здоров,

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий.

Чаще окна открывать,

Свежим воздухом дышать.

Руки мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный

Вас вовек не одолеет.

Мойдодыр: Хорошее стихотворение! А я знаю ещё пословицу про закаливание:

«Крепким стать нельзя мгновенно – закаляйтесь постепенно»

Воспитатель: Теперь мы знаем, что такое здоровье! Ребята, давайте ещё раз повторим, от чего оно зависит. Предлагаю вспомнить правила :

​ ∙ Если хочешь быть здоров — закаляйся

​ ∙ каждое утро делай зарядку

​ ∙ ешь полезную пищу

​ ∙ мой руки перед едой, после прогулки, после посещения туалета.

Мойдодыр: Ребята, я приготовил вам ещё один вкусный и полезный сюрприз (достаёт фрукты — яблоки) . Дети и воспитатель благодарят Мойдодыра. Мойдодыр прощается и уходит.

Воспитатель: А сейчас давайте помоем руки и будем угощаться фруктами – полезными продуктами!

Закрепление материала в самостоятельной деятельности, режимных моментах

Цель: Закрепить изучаемый материал в самостоятельной деятельности

— дидактическая игра «Где спрятались витамины?»

Источник

Читайте также:  Использование овса для здоровья
Adblock
detector