Меню

Социопсихосоматика здоровья что это такое

ПСИХОСОМАТИКА: ОТ АБСУРДА ДО РЕАЛЬНОЙ ДОКАЗАТЕЛЬНОЙ БАЗЫ. ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ СТРЕСС ПРИЧИНОЙ БОЛЕЗНЕЙ?

Все болезни от нервов – так говорили и продолжают говорить наши бабушки и родители. Многие даже не подозревают, насколько глубокий смысл скрыт в этом выражении, и это главный постулат психосоматики, как направления в медицине и психологии, объясняющий влияние эмоциональной составляющей, стрессов и психологических проблем на физическое здоровье. Но с психосоматикой не все так просто. Вокруг этого понятия существует масса псевдомедицинских и «околомедицинских» мифов. Давайте разберемся с психосоматикой с научной точки зрения.

Психосоматика: из крайности в крайность

Психосоматика – термин, образованный двумя греческими словами: «psycho» – душа и «soma, somatos» – тело. Это направление зародилось в 50-х годах прошлого столетия и все больше набирает популярность.

Стоит отметить, что официальная, то есть доказательная медицина, не отрицает факт существования психосоматических болезней, однако отрицает теории некоторых адептов, которых занесло в дебри крайностей и сделавших из психосоматики магический справочник.

Возможно, именно из-за этих крайностей к психосоматике формируется негативное отношение. Как человеку, даже обладающему минимальными знаниями в физиологии человеческого организма, можно поверить в то, что глухота – это проявленное нежелание слышать о чем-то, избегать проблем? А болезни зубов, например, кариес – что это накопление в человеке зла, которое точит его зубы? Да, именно такие объяснения можно встретить в эзотерических «откровениях», публикуемых массовыми тиражами.

Еще более абсурдной и даже смертельно опасной является теория о том, что в аппендиксе скапливаются собственные противоречия, не пережитые эмоции и негатив. И во время острого приступа аппендицита нужно просто разобраться в себе. Единственное, что нужно в этом случае – «резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонитов», как завещала мудраяВера Семеновна из кинофильма «Покровские ворота». Разбираться в себе можно сколь угодно долго, но только после проведения хирургического лечения.

Психосоматические симптомы и болезни


Сильные эмоции, негатив и хронический стресс действительно могут стать причиной болезней, но проявляться не гнойными патологиями и даже не болезнями, вызванными вирусами и бактериями, а соматической патологией.

В первой половине прошлого века большой популярностью пользовалась теория Ганса Селье, которая объясняла и описывала механизм развития стресса и, конечно, его связь с появлением общей слабости, апатии, снижения аппетита, изменений со стороны кожных покровов и др. Проще говоря, с теми симптомами, которые присущи соматической патологии.

Гансом Селье провел эксперимент на приматах. В одну обычную клетку посадили здорового самца обезьяны, в другую напротив поместили более слабого самца, но с лучшими условиями жизни: большая площадь клетки, удобства, вкусная еда и компания в виде самки.

К слову, рационы двух самцов были энергетически и качественно одинаковыми, то есть калорийность, соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов и минералов была одинакова.

В течение нескольких недель самцы наблюдали друг за другом. И через некоторое время обезьяна, лишенная всех радостей жизни, приобрела целый букет болезней.

У человека стресс и неудовлетворенные потребности, разочарование также могут стать причиной целого ряда заболеваний, например, гипертонической болезни. Но в чем причина? В том, что груз этих эмоций буквально давит на сердце? Нет, в индивидуальной реакции на стресс.

Ведь один человек может стойко переносить все лишения и невзгоды, и про него говорят «сильный», а у другого – развиваются болезни внутренних органов.

Кстати, активное поведение, противостояние этим стрессовым факторам увеличивает сопротивляемость организма. А вот выжидательная тактика, наоборот, увеличивает риски психосоматических заболеваний. Проще говоря, нужно бороться и не пускать все на самотек.

Расслабление после стресса

Организм человека может длительное время сопротивляться стрессу, но когда-нибудь эти компенсаторные силы иссякают. Нередко это совпадает с какими-то изменениями в жизни. Например, работал человек в авральном режиме, каждый квартал – отчет, к новому году – годовой, постоянная ответственность, напряжение и стресс. И в целом на состояние здоровья не было жалоб. Но как только наступил долгожданный выход на пенсию, болезни обрушились «лавиной» и подкосили здоровье. Почему так происходит?

Читайте также:  Почему вреден компьютер для здоровья

Существует две версии объяснения происходящего. Во-первых, во время стресса в организме вырабатываются гормоны стресса, например, адреналин, кортизол – они поддерживают активность, дают заряд энергии, но если стресс хронический, то эти гормоны подавляют иммунную защиту. И как только прекращается их действие, болезни расцветают буйным цветом. Такие изменения происходят не за один день — они накапливались годами.

Во-вторых, психика может вытеснять глубокие конфликты в подсознание. И организму приходится работать в авральном режиме, не допускать этого вытеснения, бороться со стрессом и поддерживать здоровье. И эти нагрузки не проходят бесследно.


Наверное, каждый слышал о психосоматических болях, которые часто приписывают людям с неустойчивой психикой или слишком эмоциональным. Эта боль не имеет видимых физических причин и обследование не дает никаких результатов, однако симптомы не исчезают.

Медикаментозное лечение тоже малоэффективно, боль купируется на время, но после появляется вновь. Это немудрено, ведь лечить нужно причину, а не симптомы. Но вот как раз найти ее очень сложно. А если это удается, то проблема решается сама собой.

Примеров психосоматических болезней очень много. И одна из них — аллергия, причем она развивается обычно на самые типичные аллергены. Известны случаи, когда у детей, подвергающихся буллингу (агрессивное преследование одного из членов коллектива, травля, высмеивание), формировалась аллергия на школьную форму (шерсть в ткани), книжную пыль, которая проявлялась тяжелыми приступами и даже удушьем.

Но все же ученые отмечали, что у детей уже имелась аллергия на книжную пыль, однако стресс, эмоции и желание оградить себя от школьных тиранов позволило слабой реакции разрастись до масштабов катастрофы. Ведь не зря говорят, что мысли материальны и нужно бояться своих желаний.

О связи эмоций и стресса и физических заболеваний известно давно. Так, еще Гиппократ утверждал, что состояние здоровья тесно связано с темпераментом человека. Гнев и агрессия вызывает астму, а слабость и вялость – болезни пищеварительного тракта, грусть и тоска – патологии сердца. Но даже Гиппократ не возвышал важность психологии и говорил, что это дополнительный фактор, а главный – дисбаланс жидкостей.

Позднее считали, что при «чахотке» (туберкулезе) нужно лечить не легкие, а именно волю человека. Так думали до 1882 года, когда была открыта палочка Коха. Позднее было разработано лечение, и о «больной воле» больше не вспоминали.

Официальная медицина не отрицает, что некоторые заболевания действительно формируются на фоне стресса, и это является предрасполагающим фактором для реальных болезней, но нельзя его считать основной причиной. Стресс – только сопутствующий и усиливающий болезнь фактор. И разбираться нужно с истинной причиной болезни и лечить ее. А стрессовый фактор смягчать и по возможности убирать вовсе.

Источник

социопсихосоматика здоровья

До сих пор не прекращаются дискуссии специалистов, пытающихся дать определение понятию «здоровье».

Первые натуралистические (космогонические) теории человека (Китай, Индия, Греция, Рим, Александрия) стали основой первых теорий о здоровье и болезни человека.

В космологических теориях здоровье понималось как гармония, баланс космических элементов организма, а болезни как их дисгармония, дисбаланс.

В первых медицинских теориях – гуморальных – здоровье понималось как равновесие, гармония жидкостей. Гармония жидкостей составляла основу строения тела. Болезнь рассматривалась как дисгармония жидкостей.

В первых концепциях солидаризма здоровье рассматривается как гармония, равновесие твердых частиц организма (атомов, монад, корпускул и т.д.). Болезнь в этом случае – это нарушение их равновесия, гармонии.

Читайте также:  Геннадий онищенко здоровье его

Ренессанс, возродивший культ человеческой красоты и достоинства, возродил духовные и социальные начала в человеке как деятельном существе, которое не только воспринимает природу, но и преобразует ее, влияет на нее. Концентрация такого миропонимания применительно к человеку содержится в трудах французских врачей-философов-материалистов Ле Руа, Ж.П. Ламетри, Канабиса.

Многие русские мыслители подчеркивали единство, целостность духовных и физических свойств, происхождение психической деятельности от физиологических функций мозга.

Понимание сущности человека – это ключ к решению проблемы здоровья и болезни человека.

Проблема соотношения биологического и социального составляет основу для решения этого вопроса.

Но уже в древности, особенно у некоторых античных мыслителей и врачей в результате наблюдений за жизнью людей, их образа и условий жизни складывались убеждения о значительной роли именно этих, поведенческих, социальных факторов, которые наряду с природными, влияют на болезни и здоровье человека.

История наук о человеке, включая медицину, представляют собой процесс постоянного накопления фактов (наблюдений и доказательств) значения человеческих отношений, социальных условий и факторов для здоровья человека и возникновения, развития и лечения болезней.

Гиппократ, Алкмеон (Кротонский), Авиценна и другие видели истоки здоровья и причины болезней не только в смешении элементов, жидкостей, гневе богов, но и в особенностях характера, темперамента человека, особенностях поведения людей, их привычках, традициях, условиях и образе жизни.

Гален и Цельс (Авул Корнелий Цельс) разделяли болезни на болезни господ и рабов.

Т. Мор и Т. Кампанелла видели причины прекрасного здоровья граждан своих идеальных государств в идеально организованном общественном порядке и прекрасных условиях жизни.

Известна работа врача эпохи Возрождения Бернардино Рамаццини «О болезнях ремесленников», в которой он описывает ряд профессиональных заболеваний.

В настоящее время принято говорить о разных видах здоровья: физическом, психическом, социальном, нравственном, духовном.

Физическое здоровье – это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека как саморегулирующаяся система нормально функционирует и развивается.

Психическое здоровье. Оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств и зависит от состояния головного мозга.

Нравственное здоровье. Оно определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни.

Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали.

Социальное здоровье считается высшей мерой здоровья человека.

С позиций современного системного подхода, здоровье и болезни человека – это новое системное качество, отражающее свойства различных процессов и явлений (патологическо-биологического, социального, антропологического, психологического и других).

По определению ВОЗ здоровье – это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов.

Критерии здоровья (на основе определения ВОЗ):

1. структурная и функциональная сохранность систем и органов человека.

2. свойственная человеку индивидуальная высокая приспособляемость организма к типичной для него физической и социальной среде.

3. сохранность привычного для человека самочувствия, которое всегда оказывается наиболее точным показателем душевного и социального благополучия.

Критерии психического здоровья:

соответствие субъективных образов отражаемым объектам действительности и характера реакций – внешним раздражителям, значению жизненных событий.

адекватный возрасту уровень зрелости эмоционально-волевой и познавательной сфер личности.

адаптивность в микросоциальных отношениях.

способность к самоуправлению поведением, разумного планирования жизненных целей и поддержания активности в их достижении и др.

Читайте также:  Положено ли пособие при увольнении по состоянию здоровья

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества.

Это основное условие и залог полноценной и счастливой жизни.

Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого.

Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней.

Здоровье должно сохраняться с детства. В педиатрии выдвинут принцип предобеспеченности растущего организма ребенка всем необходимым. В соответствии с этим принципом рекомендуется здоровый образ жизни, который предполагает регулярное соблюдение определенных жизненно важных принципов, основанных на законах природы, на современных знаниях о правильном сбалансированном питании.

Понятия здоровья и болезни, характеризующие состояние человека, прежде всего его тела, традиционно принадлежит области медицинской науки. Понятие болезни до сих пор остается в медицине дискуссионным. Наиболее часто болезнь определяется как нарушение физических и (или) психических функций, ведущее к нарушению нормальной жизнедеятельности организма. Но само понятие нормы является дискуссионным в силу его многоаспектности (физиологическая, психологическая, антропологическая, гигиеническая, социальная и т.п.). Поэтому болезнь определяется также как нарушение связей, взаимодействия организма с внешней средой, нарушение его адаптации к среде обитания. И здесь снова болезнь определяется через многозначное понятие «среда обитания», включающее в себя экологические, психологические, социальные, гигиенические и другие аспекты. Известный советский патолог И.В.Давыдовский, определил понятие болезнь как приспособление организма, характеризующееся специфическими видовыми формами и уровнями приспособительных актов. Эти специфические видовые формы и приспособительные акты различных уровней, по сути есть индивидуальные формы бытия человека в условиях болезни.

Социологи, философы, некоторые медики подчеркивают преимущественное значение изменения социальных качеств человека при болезни, прежде всего, его работоспособности, т.е. способности заниматься какими-либо видами деятельности. Вслед за К.Марксом, определившим болезнь как «стесненную в своей свободе жизнь», они в качестве основного признака болезни у человека указывают на невозможность полноценно осуществлять человеческие функции, т.е. полноценно жить в физическом, психическом, морально-нравственном, социальном плане. Таким образом, болезнь при таком подходе рассматривается как деформация образа жизни человека, стереотипов его поведения в конкретных социокультурных условиях жизни. Болезнь человека является в той же степени социокультурным феноменом, что и сам человека, даже, если речь идет о чисто соматических заболеваниях. Она социальна по происхождению и антропокультуральна по форме.

Болезнь – это жизнь человека в измененных условиях его внутренней среды, условиях патологических телесных изменений. Диалектическое единство телесного, духовного и социального в человеке определяет специфическое субъективное существование человека в состоянии болезни, в социокультурных условиях, которые возникают в связи с изменениями в его телесной сфере.

Специфическим явлением бытия человека болеющего, составляющим сущность его жизни, является нацеленность на продление жизни. Осознание себя в условиях болезни, существующей угрозы сокращения или прекращения собственной жизни, вызывает у человека обостренное желание сохранить и продлить собственную жизнь, даже в новой телесности, т.е. теле с патологически измененными или отсутствующими органами.

Подавляющее большинство болезней сопровождается рядом неприятных для личности моментов как физического, так и психологического, социального, духовного характера. Это приносит человеку страдания. Поэтому, было бы логично предположить существование еще одной формы бытия человека – человека в условиях страданий. Но это нецелесообразно, так как далеко не всегда бытие человека болеющего превращается в бытие человека страдающего. Это, скорее дополнительный компонент в бытии человека болеющего, который может проявляться в большей или меньшей степени. Проявление страдательного компонента в бытии человека болеющего зависит от духовной, социокультурной составляющей природы человека.

Дополнительно смотреть в пособии «Биомедицинская этика»:

Введение, п. 2 (Здоровье и болезнь в контексте современной биомедицины и биомедицинской этики)

Источник

Adblock
detector