Социальное здоровье как социологическая категория.
Ученых всегда интересовало такое понятие как социальное здоровье. Философы и врачи были одними из первых, кто решил изучить такую категорию как социальное здоровье. Исследователей в сфере медицины и философии в первую очередь интересовали формы душевного, физического и социального существования человека. Когда стали появляться такие науки как социология, экономика, психология, экология, понятие социальное здоровье изменилось. Представители данных наук стали обращаться к разным его аспектам, в следствии этого появились разнообразные определения социального здоровья.
Сегодня нет единого определение понятия «социальное здоровье». Ряд определений данного понятия, есть в научной литературе, поэтому можно рассмотреть ряд теоретических подходов к определению и изучению сущности социального здоровья. Это такие подходы как: медицинский, педагогических, психологический, философский и социологический. В медицинском подходе под социально здоровьем понимают возможность и способность выполнения социальных функций, в философском подходе социально здоровым человеком называют человека, который находится в гармонии с окружающей средой и самим собой, в педагогическом подходе усвоение социального опыта и социализация личности ведут к социальному здоровью, в психологическом подходе человек с адекватным социальным поведением является социально здоровым.[1] Более подробно рассмотрим социологический подход к изучению социального здоровья.
Социокультурную концепцию П. Сорокина можно рассмотреть в рамках изучения социального здоровья. Главная идея в ней заключается в том, что структура социокультурного взаимодействия имеет три аспекта: личность, общество и культура. Они являются неразрывными и не могут существовать друг без друга. В этой концепции социальное здоровье определяется, как благополучие людей, проявляющееся в установившихся отношениях, атмосфере, ценностях, организации общества, уровне и качестве жизни, что в целом обеспечивает развитие как личности, так и общества. В данном определении мнения о здоровье личности, общества и культуры связанны и неразделимы. Здоровье является главной ценностью и основой для полноценной жизни и развития в обществе. [2]
Хорошо раскрывается понятие социального здоровья в социально — нормативном подходе. В нём социальное здоровье представляется как соответствие и следование социальным нормам, обычаям и традициям.[3]
К понятию социального здоровья, с точки зрения социально – нормативного подхода, обращался Э. Дюркгейм. Он рассматривает социальное здоровье как нормальное развитие жизненных сил индивида, коллектива и общества, а также их умение адаптироваться к условиям социальной и природной среды и использовать её для своего развития. По его мнению, преступность, наркомания, суицидальное поведение, алкоголизм негативно влияют на социальное здоровье общества и являются причинами его нарушения. Он считал, что социальные нормы смогут должным образом влиять на поведение людей в обществе и способствовать формированию социального порядка. Социальный порядок будет гарантом социального здоровья членов общества.[4]
В. Ярская и Л. Байкова так же считают, что соответствие социальным нормам определяет социальное здоровье. По мнению В. Ярской социальное здоровье – это такое общественное состояние, которое является нормой с точки зрения всех параметров, а именно: семейного, культурного, социального, этнического, психологического, социального.[5] Л. Байкова утверждает, что социальное здоровье – это соответствие поведения человека специфичным и абсолютным нормам. Специфичные нормы – это нормы, которые соответствуют определенному этапу развития общества. Абсолютные нормы — нравственные нормы, являются универсальными для каждого этапа развития общества.[6]
Таким образом, в рамках социально – нормативного подхода социальное здоровье рассматривается как соответствие и следование социальным нормам, обычаям и традициям, в условиях постоянной адаптации к социальным и природным средам. Данное соответствие приведет к социальному порядку в обществе, а, следовательно, к положительному состоянию социального здоровья.
Далее можно отметить адаптационную модель. В ней Ганс Селье подробно описал адаптационный процесс. По его мнению, в процесс адаптации входят различные стороны жизнедеятельности человека. Для того чтобы успешно адаптироваться в обществе человек должен иметь крепкое физическое и психологическое здоровье, ведь в его жизни будут встречаться различные стрессовые и экстремальные ситуации, возникающие в области социальных, экономических, духовных и политических отношений в обществе. Лишь с крепким здоровьем он сможет эффективно использовать механизмы социальной адаптации (социального общения, социальной деятельности и социального самосознания). Здоровый человек сможет на должном уровне социально адаптироваться в обществе, поэтому частью социального здоровья называют социальную адаптацию.[7]
В рамках данной модели можно сделать вывод, что если организм человека в состоянии социально адаптироваться, то это приведет к уменьшению отрицательных стрессовых воздействий на него. Множество распространенных заболеваний объясняются невозможностью социально адаптироваться. Социально здоровым можно назвать человека, который смог успешно адаптироваться в социально среде.
В рамках социологического подхода к пониманию социального здоровья выделяют средовую модель. Согласно средовой модели под социальным здоровьем понимают умение человека находиться в балансе со средой. С одной стороны, она обеспечивает ему определенную свободу, но с другой накладывает некоторые ограничения при взаимодействии человека с его окружением. Если в условиях данной модели у человека есть возможность и желание решать поставленные им задачи, осуществлять полезную деятельность и репродуктивные функции в определенной среде в определенный период его жизни, то его можно считать социально здоровым.[8]
В рамках средовой модели, выделяется модель позитивного состояния социального здоровья. В данной модели если у человека есть силы, возможности, желание справляться с различными заболеваниями, на протяжении всей его жизни, то его можно назвать здоровым. Если человек комфортно ощущает себя в обществе и доволен своей деятельностью в нем, то он социально здоров. Социальное здоровье характеризуется как наилучшее соответствие человеком общественно полноценной и продуктивной деятельности. Находится в позитивном состоянии социального здоровья — это означает смотреть с оптимизмом в будущее, иметь большой трудовой потенциал, находится в гармонии с самим с собой.[9]
Подробно социальное здоровье человека, с точки зрения взаимодействия личности и общества, рассмотрела Т. Сергеева. Она дала свою трактовку понятия социального здоровья человека, отметив важным моментом — наличие социальных контактов, а главным признаком – слаженное взаимодействие личности и общества. Устойчивость и нормальное состояние общества и личности, по её мнению, будут являться гарантами их слаженного взаимодействия. Религию, семью и школу она отнесла к факторам устойчивого взаимодействия.[10]
Рассмотрев средовую модель, можно сказать, что уровень социального здоровья определяется умением индивида находиться в балансе со средой. Если в определенном обществе человек выполняет возложенные на него функции, то он социально здоров. Удовлетворение трудом и комфортное ощущение себя в обществе, отношение к здоровью как к ценности ведет к позитивному состоянию социального здоровья. Это все возможно лишь при стабильном и нормальном состоянии общества и личности.
К социологическому подходу изучения социального здоровья относится ценностно — социальная модель. В данной модели здоровье является важнейшей социальной ценностью, так как оно отвечает за качество нашей жизни в будущем. От уровня нашего здоровья зависит и уровень удовлетворения материальных, социальных и духовных потребностей. Имея хорошее здоровье человек может принимать активное участия в экономической, научной, культурной и других сферах деятельности.[11]
На данную модель очень похоже определение здоровья ВОЗ, так как оно описывает наилучшее состояние здоровья человека и призывает нас стремиться к такому состоянию. Так, здоровье в целом определяется ВОЗ как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов, позволяющее индивиду выполнять свои личные, трудовые, общественные и семейные функции в полном объеме». По мнению ВОЗ, общество будет социально здоровым и благополучным лишь тогда, когда отдельно взятый человек начнет заботится о своем здоровье не только когда он заболел. Индивиду следует на протяжении всей своей жизни вести активный образ жизни, всесторонне развиваться и реализовываться в обществе. [12]
К разновидности ценностно — социальной модели так же можно отнести функциональную модель социального здоровья. В ней здоровью относят социально значимую роль. Функциональная модель социального здоровья делает акцент на успешность выполнения индивидом своих собственных целей и задач, ролей и функций тем самым выделяет социальность здоровья.
В русле данной модели давал определение социальному здоровью Т.Парсонс. По мнению Т. Парсона, если человек способен на должном уровне исполнять социальные функции, цели и задачи, для которых он проходил процесс социализации, то значит он социально здоров.[13]
Таким образом, в рамках ценностно – социальной модели отношение к своему здоровью как к ценности, приведет не только к позитивному состоянию здоровья, но и значительно улучшит качество жизни в целом. Ведь с хорошим здоровьем индивид способен выполнять свои личные, трудовые, общественные и семейные функции в полном объеме, что приведет к удовлетворению материальных, социальных и духовных потребностей.
Помимо вышеперечисленных социологических моделей и подходов к определению сущности социального здоровья, существуют и отдельные определения социального здоровья у следующих авторов.
Социолог Д. Венедиктов считает, что по состоянию социального здоровья можно судить о уровне социально – экономического развития общества и его жизнеспособности. Если общество является социально здоровым, то оно способно поддерживать экологический баланс с окружающей средой, а также социальной.[14]
Т. Соколова пишет, что нужно исследовать категорию социальное здоровье с двух сторон: с одной стороны, исследуется конкретное общество, а именно как хорошо человек вовлечен в социальные отношения, с другой стороны исследуется уровень удовлетворенности человеком данными социальными отношениями. По её мнению, если индивид находится в духовном и эмоциональном комфорте, то его можно считать социально здоровым.[15]
Н. Чентемирова отмечает, что социальное здоровье человека можно определить по его социальной активности, так же оно определяется рабочими успехами и высокой общительностью в социуме, наличием взаимопонимания и социально – психологической поддержки среди своего окружения. Человек не может быть социально здоровым без успешной адаптации в обществе.[16]
По мнению Е. Дмитриевой социальное здоровье – это такое состояние человека, которое способно повлиять на физическое здоровье. Оно проявляется в удовлетворенности рабочей, социально – экономической и бытовой обстановкой. Автор утверждает, что сегодня из-за достаточно широкого и многоаспектного понятия социального здоровья сложно определить критерии социального здоровья общества и личности.[17]
Анализ категории социальное здоровье показал, что данное понятие используется во многих науках: медицине, философии, экономике, психологии, философии, экологии, социологии и в каждой науке данная категория трактуется по-разному. С точки зрения социологической науки были рассмотрены несколько подходов и моделей, к пониманию социального здоровья, а именно социально – нормативный подход, адаптационная модель, средовая модель, ценностно – социальная модель, функциональная модель. Так же были изучены мнения отдельных социологов и основные положения ВОЗ к определению сущности социального здоровья.
В своей работе мы будем рассматривать социальное здоровье в русле ценностно – социальной модели. Если человек относиться к своему здоровью как к ценности, то он считается социально здоровым. Ведь в условиях нашего современного общества здоровье выступает как некий ресурс, он является важным помощником в достижении определенных успехов в различных сферах нашей деятельности. Опираясь на определение ВОЗ, можно добавить, что основными компонентами здоровья являются полное физическое, социальное и душевное благополучие, лишь при наличии данных компонентов человек сможет полностью выполнять свои функции в обществе, а значит быть социально здоровым. Таким образом, под понятием социального здоровья будем понимать благополучие людей, проявляющееся в ценностном отношении к здоровью, установившихся отношениях, атмосфере, организации общества, уровне и качестве жизни, что в целом обеспечивает развитие как личности, так и общества.
В следующем параграфе рассмотрим основные характеристики и структуру социального здоровья.
Источник
Социология здоровья
Вы будете перенаправлены на Автор24
Объект социологии здоровья
Когда перед исследователем стоит задача определить объект своей работы, то он понимает под объектом некоторую часть окружающего мира, как объективного, так и субъективного, которая существует в качестве реальности и не зависит от самого исследователя.
В рамках социологии здоровья под объектом следует понимать многообразие реальных проявлений жизнедеятельности как отдельного индивида, так и коллектива людей, которые обеспечивают поддержание и воспроизводство их здоровья.
В структуру объекта социологии здоровья входят следующие составляющие:
- Индивидуальное здоровье индивида;
- Здоровье социальной группы и всего общества в целом;
- Здравоохранение как социальный институт;
- Коммуникационные процессы, где главной темой является здоровье (в том числе правовое регулирование взаимоотношений между различными субъектами в отношении здоровья).
Помощь со студенческой работой на тему
Социология здоровья
Предмет социологии здоровья
Предмет науки – это логическое описание объекта. Оно определяется, в первую очередь, предпочтениями исследователей в выборе необходимого среза, аспекта или специфической черты (элемента).
Что касается предмета социологии здоровья, то сегодня его трактовка не является устоявшейся и общепринятой. Это говорит о том, что научное сообщество еще не пришло к единому ответу на данный вопрос, и что единодушно разделяемой трактовки предмета социологии здоровья нет. Тем не менее, дефиниция предмета данной дисциплины зависит от понимания специфики здоровья как социального феномена. Отсюда есть несколько путей определения предмета, к которым склоняются некоторые авторы.
Е. Дмитриева: предмет социологии здоровья – совокупность закономерностей и механизмов формирования и поддержания здоровья; И. Журавлева: предмет изучения социологии здоровья – механизмы социальной обусловленности здоровья и его место в системе социокультурных ценностей, которые регулируют отношение человека к здоровью, а также место здоровья в системе человеческих ценностей.
Таким образом, многообразие интерпретаций предмета социологии здоровья привело к тому, что в фокус ее научного анализа попадает широкий круг проблем, как типичных для отечественной научной традиции (социальные факторы риска здоровья), так и не вполне соответствующие аспекты:
- Аспекты смерти с точки зрения социологической науки (причины смерти, которые кроются в обществе и его структуре);
- Забота о здоровье как часть повседневности любого человека (поддержка гигиены, ведение здорового образа жизни, создание положительного образа человека, отсутствие вредных и губительных привычек и пристрастий);
- Изучение факторов эпидемий и пандемий, которые происходят из социума (искусственно созданные вирусы, разработки различных биологов, которые не несут пользу обществу, а могу нарушить его естественный баланс);
- Социальные проблемы в идентификации серьезных аутоимунных заболеваний (ВИЧ, СПИД).
Роль и место социологии здоровья в системе знания
Социология здоровья – это специальная социологическая теория, которая тесно связана с эмпирическими исследования, а также с общесоциологическими теориями. Эмпирические исследования предоставляют весь необходимый материал для развития социологии здоровья, а общесоциологические теории позволяют использовать общие теоретические разработки, модели и методы исследования.
Социология здоровья связана с несколькими социологическими дисциплинами: социология досуга, социология труда, гендерная социология и социология семьи.
Со стороны социологии досуга и гендерной социологии рассматривается следующая специфика:
- Режим отдыха как детерминанта здоровья;
- Формы рекреации и здоровье;
- Оздоровительный досуг;
- Гендерные аспекты здоровья;
- Гендерные проблемы здравоохранения;
- Демографическая политика.
В связи с социологией труда и социологией семьи сформулированы следующие элементы: здоровье работающих, связь профессии и здоровья, оздоровительная политика на предприятиях, семейный образ жизни как детерминанта здоровья, здоровье семьи и роль семьи в охране здоровья.
Таким образом, междисциплинарный характер социологии здоровья выражен не только в наличии у нее общего предметного поля с медицинскими дисциплинами, но и в тесной связи с другими социологическими теориями.
Институционализация социологии здоровья
Институционализация социологии здоровья проходит в несколько основных этапов.
Во-первых, это само зарождение социологии здоровья (примерно в начале 20 века). Именно в этот период большое количество специальных социологических работ осмысливаются в контексте изложенной проблематики.
Во-вторых, социология здоровья в 20-40-е годы 20 века прошла период своего оформления. Это время характеризуется интенсивными прикладными исследованиями. Также разрабатывается инструментарий для реализации исследований, проводится апробация категориально-понятийного аппарата.
В-третьих, в 50-60-е годы происходит как раз период становления. Формируется предметное поле социологии здоровья.
Четвертый этап (70-80-е годы) – период развития социологии здоровья как самостоятельной дисциплины. Уточняется объект и предмет социологии здоровья, осуществляется переход от медицины как объекта исследований к непосредственно здоровью и здравоохранению как самостоятельным объектам и проблематике.
В-пятых, затронет непосредственно современный этап развития социологии здоровья, расширений предметной области. Это происходит путем включения в нее вопросов продвижения здоровья, здорового образа жизни, коммуникаций по поводу здоровья.
Институционализация социологии здоровья также подкрепляется тем, что сегодня она стала самостоятельной учебной дисциплиной, и закрепилась в системе высшего и послевузовского образования как в России, так и за рубежом. Проводится достаточно большое количество исследований, производятся публикации учебных пособий, материалов, результатов практических исследований, статей и тезисов, а также монографий.
Источник