Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ
Социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья путем взаимодействия с учреждениями города. Аршава Л.В., Иордан Н.М., бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик», г. Ханты-Мансийск, Россия.
Аннотация.
В статье представлена практика социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья – получателей социальных услуг в бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик». Рассмотрены компоненты и результаты программы «Хочу все знать», целью которой является организация социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через активное участие в познавательно-досуговой деятельности, организованной во взаимодействии с социальными партнерами.
Ключевые слова: социокультурная реабилитация, дети с ограниченными возможностями здоровья, интеграция, взаимодействие.
Без культуры трудно себе представить полноценное развитие личности человека, поскольку через передачу культурного опыта может осуществляться социализация человека, овладение языком, моделями поведения и т.д. Так, великий отечественный психолог Л. С. Выготский говорил о том, что в процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления [1].
Дети с ограниченными возможностями имеют полное право на полноценное культурное и духовное развитие, на активное вовлечение в социальную жизнь, но зачастую лишены этой возможности из-за отсутствия связи с миром, ограничений мобильности, недостаточности контактов со сверстниками, доступа к культурным ценностям.
Одним из факторов данной проблемы является физическое и психическое здоровье ребенка, которое ограничивает его жизнедеятельность и приводит к социальной дезадаптации. Другим фактором является сложившееся общественное сознание, выражающееся в существовании недоступной или слабо доступной инфраструктуры для этой категории населения (во многих общественных местах до сих пор не предусмотрены пандусы, отсутствует в должном объеме специализированный транспорт и т.п.) и в отношении окружающих к людям с ограниченными возможностями.
Важной частью интеграции ребенка с ограниченными возможностями в обычную социальную жизнь, а также получение знаний и самосовершенствования является социокультурная реабилитация.
Социокультурная реабилитация предполагает комплексное воздействие на личность ребенка, что способствует гармонизации, развитию адекватных межличностных отношений, формированию ценностно-культурных установок для свободного самопроявления, самоутверждения и расширения знаний об окружающем мире.
Одним из условий успешной реабилитации является поэтапное введение ребенка с ограниченными возможностями в социум. Для этого необходимо знать проблемы ребенка, выстроить программу коррекционной помощи, подобрать соответственно его возможностям и индивидуальной нуждаемости коррекционные методы и приемы.
В бюджетном учреждении Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Лучик» реализуется программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Хочу все знать», целью которой является организация социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья через активное участие в познавательно-досуговой деятельности, организованной во взаимодействии с социальными партнерами.
Программа включает в себя проекты и подпрограммы, реализуемые во взаимодействии с городскими организациями.
– Арт-педагогический проект «Взгляд изнутри», реализуемый совместно с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Музей Геологии, нефти и газа». Цель проекта — сформировать представление об основных экспонатах музея. В музее дети узнают об истории освоения Западной Сибири, о технике, с которой работают буровики и нефтяники, о людях – легендах геологии и нефтедобычи. Специально для юных посетителей разработаны увлекательные музейно-педагогические занятия: «Курсы молодого электрика», «Химия минералов», «Путешествие в космос» и другие;
– Проект «Арттерапия музейными средствами» реализуемый совместно с Музем природы и человека — старейшим музеем Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, основанным в 1932 году как окружной краеведческий музей. Цель проекта – знакомство детей с историко-культурным наследием и природой округа. Музейные занятия способствуют формированию исторического сознания, уважения к культуре народов Севера, знакомят с их бытом, обрядами и легендами. С помощью музейных средств происходит развитие творческой активности детей, образного мышления.
– Подпрограмма «Наш дом – природа», которая реализуется совместно с Муниципальным бюджетным учреждением дополнительного образования «Станция юных натуралистов», где детям рассказывают о необходимости бережного отношения к природе, формируют первоначальные навыки ухода за животными.
Особое внимание при реализации программы уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. Дети получают первые представления о существующих в природе взаимосвязях и, на этой основе, закладываются начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью. Задача наставников -воспитывать социально-активную, творческую личность, способную понимать, любить и бережно относиться к окружающему миру и природе;
– Проекты «Школа информационной грамотности», «Громкие чтения» реализуется совместно с бюджетным учреждением Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Государственной библиотекой Югры».
Детей знакомят с компьютером и дают первоначальные навыки работы на нём; показывают возможности читального зала, знакомят с правилами работы с библиотечным фондом, воспитывают интерес к художественной литературе и умение слушать.
– Проект «Шире круг» реализуется при взаимодействии с Домом детского творчества, Киновидеоцентром «Югорский кинопрокат», Музыкальной школой искусств и народных промыслов и другими учреждениями города. Проект направлен на формирование культурных потребностей детей, коммуникативных навыков и навыков поведения в обществе. Дети принимают посильное участие в различной специально организованной деятельности: концертах, игровых программах, театрализации.
Таким образом, социокультурная реабилитация составляет важный элемент реабилитационной деятельности, удовлетворяющий потребность инвалидов в получении информации, в получении социокультурных услуг, в доступных видах творчества и является основным фактором интеграции инвалидов в социум [2].
Специалисты центра рассматривают реабилитационную работу в контексте жизненного маршрута ребенка. Поэтому введение ребенка в детский коллектив, интеграция в учреждения культуры, дополнительного образования, имеет особое значение для интеграции ребёнка с ограниченными возможностями в общество. Только так он научиться общаться, дружить, у него расшириться круг общения, ребёнок сможет реализовать свои способности, интересы, потребности.
По итогам реализации программы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями «Хочу все знать» существенно расширена сеть социальных партнеров, задействованных в работе с детьми (4 организации в 2007 году; 25 в 2015), что качественно изменило содержание программы – мероприятия стали белее насыщенными и интересными. В работе применяются различные формы совместной деятельности, что позволило значительно расширить спектр предоставляемых услуг.
В 2015 году программа социокультурной реабилитации «Хочу все знать» стала участником проекта Национальная премия в области событийного туризма «RUSSIAN EVENT AWARDS» 2015 в номинации «Детские события».
Так же важным показателем эффективности реализации программы является увеличение охвата получателей социальных услуг, участвующих в реализации программы. Ежегодно проводится от 100 до 130 мероприятий, в которых принимают участие не менее 60 детей.
Детям с ограниченными возможностями, посещавшим мероприятия программы, удалось добиться следующих результатов:
Результаты детей, посещавших мероприятия программы
Показатель | Индикатор/план | Результат |
1. Сформированность навыка самостоятельного поведения | 45% от числа, посетивших мероприятия | 45% от числа, посетивших мероприятия за год |
2.Умение регулировать свое поведение на различных мероприятиях разного уровня и направленности | 60% от числа, посетивших мероприятия | 60% от числа, посетивших мероприятия |
3. Выполнение творческих работ путем включения в разнообразные виды деятельности совместно со здоровыми детьми и специалистами | 30% от числа, посетивших мероприятия | 40% от числа, посетивших мероприятия |
4. Сформированность общей культуры поведения и коммуникативных навыков (с учетом индивидуальных особенностей) | 15% от числа, посетивших мероприятия | 75% от числа, посетивших мероприятия |
Опыт реализации программы позволяет сделать следующие выводы: социокультурная реабилитация — это один из прекраснейших способов приобщения детей к активной жизни в обществе. Это средство повышения самооценки, способ творческого самовыражения детей, развития жизненно важных познавательных навыков. Социокультурная деятельность — прекрасное образовательное и реабилитационное средство. Грамотно организованный реабилитационный процесс способствует не только личностной самореализации, но выступает эффективным стимулом социальной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общество.
Ссылки на источники
- Выготский Л.С. В 92 Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. — 1136
- Луценко Екатерина Леонидовна. Социокультурная реабилитация инвалидов : на примере Еврейской автономной области : диссертация … кандидата социологических наук : 22.00.04 / Луценко Екатерина Леонидовна; [Место защиты: Тихоокеан. гос. ун-т].- Хабаровск, 2007.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-22/694
Материалы участников II Международной научно-практической конференции “Социальная работа XXI века: теория, практика, перспективы». Секция 2 «Социальные услуги детям:традиции и инновации»
Источник
XII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2020
СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Актуальность исследования. Одним из приоритетных направлений социальной политики российского государства является предупреждение детской инвалидности.
В Российской Федерации в настоящее время 1,6 млн детей относятся к категории лиц с ограниченными возможностями. Около миллиона детей с ограниченными возможностями нуждаются в материальной, психолого-педагогической и юридической помощи.
В современных условиях становится актуальной проблема успешного управления процессом социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями. Поиск эффективных средств психолого-педагогической коррекции и социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями – одна из основных задач, поставленных перед современным обществом.
Ребенок с ограниченными возможностями должен успешно адаптироваться в социуме. Современный подход к проблеме детей с ограниченными возможностями связан с их адаптацией и абилитацией в социальной среде.
Степень разработанности. Проблемами социализации детей с ограниченными возможностями занимались такие ученые, как Э.А. Абгарян, Л.И. Божович, Л.В. Василенко, М.А. Егорова и др. Теоретические проблемы социокультурной реабилитации исследуются многими учеными. Л.В. Мерцалова считает, что индивид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества; Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию как, во-первых, процесс; во-вторых, комплекс мероприятий. Терминологическое поле социокультурной реабилитации исследует О.А. Шабанова, определяя социокультурную
реабилитацию как систему «организационных приемов и методов
воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в
восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями».
Е.Л. Луценко разработал следующие принципы социокультурной реабилитации: индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями. Проблемами социокультурной реабилитации в России занимались ученые Московского государственного университета культуры и искусств. Разработкой проблемы развития творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурной сфере занимались и российские ученые, психологи, педагоги: Ю.Д. Красильников, Е.О. Самохина, Г.Г. Силласте, Н.Ф. Спинжар, Л.А. Акимова, М.Н. Гуслова, О.Ю. Мацукевич, Ю.С. Моздокова, Т.Г. Киселева, М.П. Коновалова.
Приобщение детей, имеющих ограничения в физическом развитии, к творчеству является важнейшей задачей социокультурной среды Германии в целом и всех реабилитационных центров в частности. В творческой деятельности активнее идет процесс самоутверждения и самореализации, развитие нравственно-эстетических качеств личности, духовное развитие ребенка-инвалида. Теоретический, практический интерес к данной проблеме, а также заказ социума актуализировал необходимость создания реабилитационных центров на территории России. Главными составляющими в работе таких центров с особыми детьми являются индивидуально-личностный и дифференцированный поход к каждому ребенку, комплексность, непрерывность, систематичность и преемственность в реабилитационной работе.
На основании всего вышеизложенного темой статьи является «Социокультурная реабилитация детей с ОВЗ»
Теоретические основы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Сущность социокультурной реабилитации.
Понятие «социализация» можно охарактеризовать как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, образцов поведения . Социализация детей с ограниченными возможностями – процесс их взаимодействия с социальной средой, в результате чего формируются определенные качества личности ребенка. Одной из самых важных задач является абилитация и адаптация детей с ограниченными возможностями к социальной реальности.
По мнению И.Н. Горбач, абилитация (abilitatio; лат. habilis – удобный, приспособительный) – лечебные и социальные мероприятия по отношению к инвалидам с детства, направленные на адаптацию к жизни [1, с. 1].
Рассмотрим разные точки зрения ученых. И.Н. Горбач считает, что абилитация – система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества [Там же. С. 2]. Или абилитация – это система лечебно-педагогических мероприятий, имеющих целью предупреждение и лечение тех патологических состояний у детей раннего возраста, еще не адаптировавшихся к социальной среде, которые приводят к стойкой утрате возможности трудиться, учиться и быть полезным членом общества [Там же. С. 3].
При этом социальная адаптация – это вид взаимодействия индивида или социальных групп с социальной средой, в ходе которого согласовываются требования к определенным его участникам. С нашей точки зрения, социальная адаптация – процесс приспособления субъекта к требованиям общества, установление соответствия социальным требованиям ценой запретов со стороны группы на определенное поведение [29].
В педагогическом словаре адаптация «(от ср.-век. лат. adapta-tio – приспособление, прилаживание), способность организма приспосабливаться к разл. условиям внешней среды. В основе А. лежат реакции организма, направленные на сохранение постоянства его внутр. среды (т.н. гомеостаз). А. обеспечивает нормальное развитие, оптимальную работоспособность и макс, продолжительность жизни организма в разл. условиях окружающей среды» [2].
Адаптация (лат. adaptatio, adaptare, adaptio, adapto – приспособлять, устраивать) – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям жизни в целом. Компенсирует недостаточность привычного поведения в новых условиях [3].
В современном обществе исследованиями социокультурной реабилитации занимаются специалисты разных областей науки: психологии, философии, социологии, педагогики, медицины и др. Исследователи изучают этапы, факторы, стадии, аспекты социальной реабилитации.
В педагогике социокультурная реабилитация людей с ограниченными возможностями в общем виде рассматривается как комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию и, в целом, восстановлению культурного статуса инвалида как личности. По мнению Л.В. Мерцаловой, инвалид, приобщаясь к культуре, становится частью культурного сообщества [22, с. 63].
Ю.С. Моздокова и А.В. Лебедев определяют социокультурную реабилитацию, во-первых, как процесс; во-вторых, как комплекс мероприятий, целью которого является оказание помощи инвалиду в достижении и поддержании оптимальной степени участия в социальном взаимодействии и направленный на обеспечение позитивных изменений в образе человека, интеграцию его в общество [24, с. 3].
Наиболее полно определен процесс социокультурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социокультурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно-досуговой деятельности и/или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями и потенциальными возможностями [32, с. 28].
Автор также рассматривает социокультурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.… Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга» [32, с. 32].
Такая трактовка процесса социокультурной реабилитации позволяет более успешно организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями.
В словаре медикосоциальных понятий дается следующее понятие социокультурной реабилитации. «Реабилитация социокультурная – комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости» [28].
В материалах Википедии социокультурная реабилитация инвалидов – это «комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту, развитию, и, в целом восстановлению культурного статуса инвалида как личности. Приобщаясь к культуре, инвалид становится частью культурного сообщества» [30].
Социокультурная реабилитация детей-инвалидов – комплекс мероприятий и условий, направленных на восстановление культурного статуса инвалида как личности: возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих внутреннему росту, развитию, адаптации детей-инвалидов в стандартных социокультурных ситуациях [31].
Таким образом, понятие «социокультурная реабилитация характеризуется как процесс, комплекс мероприятий, система организационных приемов и методов воздействия, комплекс мероприятий, имеющий целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, комплекс мероприятий (включающих культурологические механизмы), направленных на возвращение (создание) психологических механизмов, способствующих постоянному внутреннему росту.
Социокультурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями современной наукой чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого педагогами используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее социальное воздействие на детей с ограниченными возможностями и помогают им пережить эмоциональные переживания, снимают психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости. Педагогами могут использоваться арттерапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психодрама (социодрама) — специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, самопознания, развития коммуникативных навыков и др.
Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов. По мнению Е.Л. Луценко, основными принципами социокультурной реабилитации являются: «индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями» [23].
Опыт практической и научной работы с детьми с ограниченными возможностями позволил определить основные принципы их социальной реабилитации. К ним относятся: 1) раннее начало реабилитационных мероприятий; 2) ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи; 3) непрерывность и завершенность; 4) индивидуальный подход в проведении реабилитации; 5) единство психосоциальных и биологических методов воздействия .
Адресность – качество действия, означает, что действие (поступок, эмоция, фраза) предназначены для определенного человека или нескольких человек [27].
В Оксфордском толковом словаре непрерывность – характеристика системы или процесса, которая отражает непрерывный, последовательный переход от одной стадии (ступени) к другой. Термин используется для обозначения физических переменных, психических состояний, социальных систем и т.д., в которых наблюдаются непрерывные изменения [25].
В Большом энциклопедическом словаре: преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций [12].
В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями постоянно уточняется и дополняется. Происходит трансформация, обусловленная новой социально-культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни общества.
Под социокультурной реабилитацией мы понимаем процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социокультурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма.
Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.
Социально психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья.
Под влиянием новых ценностных ориентацией общества и государства, а также в связи с переходом системы специального образования на качественно новый этап развития, возникла необходимость переосмыслить соотношение образовательных достижений ребенка и достижений в области социальной компетенции, переосмысления роли и места личностного, социального развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В процессе взаимодействия с ребенком, имеющим отклонения в развитии, возникает немало проблем, связанных с влиянием на развивающуюся личность огромного количества внешних и внутренних факторов. Чтобы эффективно управлять этим процессом, надо знать их специфику, положительные и негативные стороны, предвидеть результаты воздействия и своевременно вносить коррективы.
Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи социально-реабилитационного процесса:
— целенаправленно воспитывать ребенка-инвалида как полноценную личность, гражданина с правами и обязанностями;
— вырабатывать у ребенка систему потребностей и специальные качества, необходимые для вхождения в сложный мир социальных и социально-экономических отношений;
— опираясь на возрастные психологические особенности ребенка, раскрывающие структуру целостной личности ребенка в ее становлении и развитии, относиться к нему как к субъекту самопознания самосовершенствования;
— разрабатывать методики и технологии социально-реабилитационного процесса, направленные на формирование личности, устойчивой к травмирующим ситуациям;
— совершенствовать систему комплексных воздействий на ребенка, которые, дополняя друг друга, могут оказать максимальное влияние на развитие его как личности [15].
Рассмотрим некоторые психологические особенности развития детей с ограниченными возможностями:
1. Умственная отсталость. Среди детей и подростков, имеющих психическую патологию развития, наиболее многочисленную группу составляют умственно отсталые дети. Большинство из них — олигофрены.
Олигофрения — это форма умственного и психического недоразвития, возникающая в результате поражения ЦНС, и в первую очередь коры головного мозга, в перинатальный (внутриутробный), натальный (при родах) или постнатальный (на самом раннем этапе прижизненного развития) периоды. По глубине дефекта умственная отсталость при олигофрении традиционно подразделяют на три степени: идиотия, имбецильность и дебильность. Дети с умственной отсталостью в стадии идиотии и имбецильности в правовом отношении являются недееспособными и над ними устанавливается опека родителей или замещающих лиц [9].
Развитие умственно отсталого ребенка с первых дней жизни отличается от развития нормальных детей. У них отмечаются задержки в физическом развитии, общая психологическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, заметно недоразвитие артикуляционного аппарата и фонематического слуха. По-иному у них складываются соотношения в раз
витии наглядно-действенного и словесно-логического мышления. Многие умственно отсталые дети начинают говорить только к 4—5 годам. Речь умственно отсталого ребенка не выполняет своей основной функции — коммуникативной.
Существенные изменения в физическом и психическом развитии влекут за собой нарушения в личностной сфере. Основными ее особенностями являются:
— предпосылки развития личности складываются не в раннем детстве, как у нормально развивающихся детей, а лишь в старшем дошкольном возрасте. Поэтому личность умственно отсталого ребенка формируется с большими отклонениями как в качественном отношении, так и в темпах и в сроках развития;
— первые проявления самосознания, отделения своего «Я» у умственно отсталого ребенка начинает проявляться не с 3-х лет, как в условиях нормального развития, а лишь после 4—х лет, когда у них начинают формироваться элементарные действия с предметами;
— ограниченность средств общения (как речевых, так и неречевых) приводит к тому, что умственно отсталые дети становятся отверженными в среде сверстников. Желание самоутвердиться нередко проявляется в патологической форме. Они могут вести себя жестоко по отношению к слабым детям. Развивающийся комплекс неполноценности, если не принять мер, делает их еще более отверженными в среде сверстников.
2. Эндогенные психические заболевания. К эндогенным психическим заболеваниям относят шизофрению, маниакально-депрессивные состояния, генуинную эпилепсию и др.
Шизофрения — тяжелое психическое заболевание, характеризующееся
утратой единства психических процессов с быстро или медленно развивающимися изменениями личности и разнообразными психопатологическими расстройствами. Заболевание чаще всего связано с наследственным предрасположением и приходится в основном на подростковый и юношеский возраст. К изменениям личности при данном заболевании относят снижение энергетического потенциала (амотивационность), выраженную интровертированность (уход в себя, отчуждение от окружающих), эмоциональное оскудение, расстройства мышления и др. Выраженность психопатологических изменений может колебаться от легких изменений личности до грубой и стойкой дезорганизации психики.
Маниакально-депрессивный психоз — эндогенное заболевание, протекающее приступами. Состояние веселости, возбужденности, активности (маниакальная фаза) сменяется заторможенностью, подавленностью (депрессивная фаза). Нередко болезнь характеризуется сменой маниакальных или депрессивных фаз. При выходе из болезненного состояния наступает практическое выздоровление. Заболевание может начаться в любом возрасте, но преимущественно в 12—16 лет. В большей степени этому заболеванию подвержены девочки на этапе препубертатного и пубертатного периодов. При данном заболевании стойких психических нарушений и значительных изменений склада личности и признаков дефекта не наблюдается.
Эпилепсия — заболевание головного мозга, характеризующееся разнообразными расстройствами в виде малых и больших судорожных эпилептических припадков. Чаще всего признаки заболевания эпилепсией возникают в возрасте до 15 лет. Классический исход генуинной эпилепсии — нарушения интеллектуальной способности вплоть до выраженного слабоумия и деформации личности.
В личностной сфере у страдающего эпилепсией наблюдается замедленность всех психических процессов, склонность заострять внимание на деталях, обстоятельность, невозможность отличить главное от второстепенного и др. По мере развития эндогенных заболеваний увеличивается риск к формированию дефектов личности, что может вызвать затруднения в психокоррекционной работе.
3. Реактивные состояния, конфликтные переживания, астении во многом обусловлены условиями обучения и воспитания детей. У одних детей в результате социальной дезадаптации, неуспеваемости в школе наблюдаются неврозы, у других — астении, у третьих — психопатические реакции.
Названные состояния развиваются вследствие умственных и физических перегрузок, нарушений микросоциальных контактов в кругу сверстников, в семье и др. Перечисленные отклонения характеризуют так называемые пограничные состояния, переход от нормы к патологии. Их относят к группе болезненных состояний, в основе которых лежат психогенные невротические и астенические состояния, конфликтные переживания. Для невротических состояний у детей более всего характерны страхи (фобии), соматовегетативные (энурез, привычная рвота) и двигательные расстройства (логоневроз, тики, истерический паралич).
С возрастом эти расстройства могут принимать более затяжной характер. Названные нарушения накладывают отпечаток на динамику нервно-психического состояния ребенка или подростка в виде дисгармонии в развитии личности, изменений в познавательной и потребностно-мотивационной сферах личности.
Основной путь нивелирования у детей и подростков душевных переживаний и преодоления чувства своей неполноценности — создание для них нормальных межличностных взаимоотношений и активное включение в
продуктивное взаимодействие со сверстниками.
4. Аномалии личности при задержке психического развития (ЗПР). Причиной аномалий личности могут быть задержки психического развития или психический инфантилизм различной этиологии. Инфантилизм — это сохранение в психике и поведении подростка, юноши, взрослого свойств и особенностей, присущих детскому возрасту [10].
К.С. Лебединская выделяет следующие основные типы ЗПР детей:
1) Конституционального происхождения или гармоничный инфантилизм. У детей этого типа эмоционально-волевая сфера находится на более ранней ступени развития, напоминая нормальную структуру детей более младшего возраста.
2) Соматического происхождения. Основные причины задержек психического развития данного типа — хронические инфекции, врожденные и приобретенные пороки, в первую очередь порок сердца, снижающие не только общий, но и психический тонус и вызывающие стойкую астению. Нередко наблюдается задержка эмоционального развития — соматогенный инфантилизм. Для него характерны боязливость, неуверенность, проявление переживаний, связанных с ощущением своей неполноценности и др.
3) Психогенного происхождения. Задержки данного типа порождены неблагоприятными условиями, препятствующими нормальному формированию личности ребенка. Психотравмирующие факты приводят, как правило, к стойким нарушениям сначала вегетативных функций, а затем и психического, в первую очередь, эмоционального развития [11].
4) Церебрально-органического происхождения (органический инфантилизм). Причины: интоксикации, травмы, недоношенность и др. Встречается чаще других и обладает большей стойкостью и выраженностью нарушений как в
познавательной, так и в эмоционально-волевой сферах. Признаки ЗПР данного типа проявляются в запаздывании формирования различных функций: ходьбы, речи, навыков опрятности, этапов игровой деятельности.
Таким образом, личностная незрелость бывает как патологическая, так и непатологическая. Патологическая форма — предмет рассмотрения психиатрии. Непатологическая форма наиболее распространена среди детей школьного возраста. Коррекцией названной формы психической незрелости занимаются педагоги, психологи, семья, школа. Индивид, у которого наблюдается инфантилизм при нормальном или даже ускоренном физическом и умственном развитии, отличается, прежде всего, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Эта особенность может выражаться в несамостоятельности решений, чувстве незащищенности, в заниженной самооценке, повышенной требовательности заботы о себе со стороны родителей, в разнообразных компенсаторных реакциях в виде фантазирования, эгоцентризма и др. Незрелые в личностном отношении дети могут хорошо учиться, однако из-за детскости, типичной для более младших детей, они неусидчивы, затрудняются выполнять волевые усилия, такие дети требуют постоянного контроля.
М.И. Буянов, Г.Е. Сухарева выделяют два вида личностной незрелости у детей и подростков — гармоничный и дисгармоничный [5].
Гармоничный — это необычный, но нормальный характер. Данный тип инфантилизма обычно обнаруживается с 7—8 летнего возраста: ребенок ведет себя несоответственно своему возрасту. В его поведении преобладают капризность, жажда удовольствия, игровые интересы. Такие дети отличаются неусидчивостью, неспособностью сделать вывод из ошибок и из опыта других людей. Их постоянно что-то отвлекает. Они легко смеются, а также легко обижаются и плачут. К 10—12 годам у большинства подобных детей
черты психологического инфантилизма уменьшаются. К 20—25 годам —проходят, человек как бы дозревает и сравнивается со сверстниками. Одной из причин появления незрелости является изнеживающее воспитание, когда ребенка искусственно ограждают от сложностей жизни и выполняют все его капризы.
Дисгармоничный инфантилизм. Индивиды, относящиеся к данному виду незрелости, чаще всего попадают в поле зрения медицины. У дисгармоничных инфантилов встречаются те же свойства, что и у гармоничных, но какая то одна или несколько черт характера резко выделяются: у одних может преобладать возбудимость, у других — слабоволие, у третьих — склонность ко лжи и т. д.
Выделяют три варианта дисгармоничного инфантилизма:
1. Возбудимый вариант. У таких детей на первый план выступает горячность, легкая взрывчатость, они очень часто во всем видят несправедливость, часто скандалят, дерутся, но потом приходят быстро в себя, раскаиваются и тут же забывают о своих обещаниях.
2. Неустойчивый вариант. Основными признаками являются болезненное слабоволие, несамостоятельность, неумение и неспособность довести до конца любое дело. Как правило, из неустойчивых инфантилов формируются пьяницы, тунеядцы, с которыми очень трудно сладить.
3. Истерический вариант. Встречается несколько реже, чем предыдущие, и свойственен только девочкам. Естественно, степень психической незрелости бывает различной. Успешность ее коррекции зависит от названного фактора и тех мер, которые принимаются по отношению к таким детям с целью коррекции их развития.
5. Люди с психопатическими формами поведения. Люди отличаются друг от
друга по темпераменту, характеру, поведению, интеллекту и т. п. В процессе развития человеческой личности и психики в силу влияния различных факторов неизбежно возникает вероятность того, что некоторые личностные свойства гипертрофируются. Таких личностей с крайне выраженными и одно плановыми свойствами характера, неспособных достаточно длительное время жить без конфликтов и выполнять каждодневные обязанности, называют психопатическими .
Психопаты — это люди, обладающие тяжелым характером, от которого страдают они сами, но в еще большей степени окружающие. Этот трудный характер приводит таких субъектов к постоянным ссорам с окружением, и в первую очередь с теми, с кем они чаще всего общаются. Они предъявляют к окружающим повышенные требования, зачастую в конкретных условиях невыполнимые. Не умеющие подчиняться, они не способны выполнять длительное время руководящую роль, вызывая к себе отрицательное отношение вспыльчивостью, нетерпимостью, высокомерием и другими резко выраженными чертами характера.
Проблема психопатий — это не проблема интеллекта, это проблема эмоций, воли и совести. Прежде всего, совести. Совесть — это внутренний судья, внутренний контролер нашего поведения. При психопатиях личность формируется таким образом, что она не может быстро усвоить то, что хорошо, а что плохо. Именно психопатам ничто, как правило, не мешает в жизни, их ничего не останавливает, они часто оказываются на виду [17, с. 27].
Л.К. Акатов выделяет несколько форм психопатии:
Истероидная форма. Характерна эксцентричность, неестественность, театральность поведения, жажда признания. Лица с этой формой психопатии отличаются повышенной внушаемостью, наклонностью устраивать публичные сцены.
Взрывчатая эксплозивная форма.Для этой формы психопатии характерна несдержанность, невозможность тормозить свои аффекты, агрессивность, негативизм, застревание на мелочах, конкретность мышления.
Эпилептоидная формаблизка к взрывчатой форме. Как следует из названия, эпилептоид, то есть похожий на эпилептика, имеет эпилептические черты характера, проявляющиеся в чрезмерной скупости, педантичности, аккуратности, въедливости ит. д.
Аффективная форма.Люди, страдающие такими психопатиями, выделяются неустойчивым настроением, которое может быть повышенным (гипоманиакальным) или пониженным (депрессивным).
Паранойяльная форма(параноики). Они недоверчивы, подозрительны, конфликтны или замкнуты, склонны к бредовым построениям, идеям, отношениям. Они часто считают себя обойденными, ущемленными, имеют врагов, которые якобы специально действуют против них. Эти больные нередко вступают в сутяжную борьбу с окружающими, проявляя мстительность, злопамятность.
Шизоидная форма.Лица с этой формой психопатии — чудаки, «не от мира сего», странные. Часто они живут в отрыве от действительности, бывают эмоционально холодны и сверх меры рациональны, часто находятся в особых отношениях с семьей, не имеют привязанностей
Для многих психопатических личностей характерно антисоциальное поведение. Психопатические свойства обнаруживаются в детстве; у большинства детей и подростков становятся заметными в школьном возрасте; затем, примерно у 60 % таких лиц психопатические свойства начинают постепенно уменьшаться. Большую роль в этом играет
целенаправленное воспитание, ориентированное на компенсацию и подавление ненормальных свойств характера (спокойная обстановка дома, в школе, отсутствие примеров для дурного подражания). У остальных психопатические свойства продолжают доминировать в характере и даже обостряются в подростковом возрасте. Обычно в 25—50 летнем возрасте психопатические свойства заметно уменьшаются, но после 55—60 лет характер у многих вновь ухудшается.
При психопатиях (во всех ее формах) имеются дефекты личностного развития, в основном в моральной сфере. Такие люди отличаются жестокостью, бесчувствием, бессовестностью. Поэтому в процессе воспитания необходимо культивировать в больных детях отсутствующие у них свойства и, в первую очередь, чувство вины за совершенный проступок. [17, с. 31].
Таким образом, ограничение возможностей не является чисто количественным фактором (т. е. человек просто хуже слышит или видит, ограничен в движении и пр.). Это интегральное, системное изменение личности в целом, это «другой» ребенок, «другой» человек, не такой, как все, нуждающийся в совершенно иных, чем обычно, условиях образования для того, чтобы преодолеть ограничение и решить ту образовательную задачу, которая стоит перед любым человеком.
Для этого ему необходимо не только особым образом осваивать собственно образовательные (общеобразовательные) программы, но и формировать и развивать навыки собственной жизненной компетентности (социального адаптирования): навыки ориентировки в пространстве и во времени, самообслуживание и социально-бытовую ориентацию, различные формы коммуникации, навыки сознательной регуляции собственного поведения в обществе, физическую и социальную мобильность; восполнять
недостаток знаний об окружающем мире, связанный с ограничением возможностей; развивать потребностно-мотивационную, эмоционально-волевую сферы; формировать и развивать способность к максимально независимой жизни в обществе.
Формы и методы социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.
Реабилитация больных и инвалидов представляет собой комплексную систему государственных, медицинских, психологических, социально-экономических, педагогических, производственных, бытовых и других мероприятий.
Под реабилитацией детей с ограниченными возможностями понимается система мероприятий, цель которых — быстрейшее и наиболее полное восстановление здоровья больных и инвалидов и возвращение их к активной жизни.
Основная цель ранней социально-реабилитационной работы — обеспечение социального, эмоционального, интеллектуального и физического развития ребенка, имеющего нарушения, и попытка максимального раскрытия его потенциала для обучения. Вторая важная цель — предупреждение вторичных дефектов у детей с нарушениями развития, возникающих либо после неудачной попытки купировать прогрессирующие первичные дефекты с помощью медицинского, терапевтического или обучающего воздействия, либо в результате искажения взаимоотношений между ребенком и семьей, вызванного, в частности, тем, что ожидания родителей (или других членов семьи) относительно ребенка не оправдались.
Проведение ранней социально-реабилитационной работы, помогающей членам семьи достичь понимания с ребенком и приобрести навыки, более
эффективно адаптирующие их к особенностям ребенка, нацелено на предотвращение дополнительных внешних воздействий, способных усугубить нарушения детского развития.
Третья цель ранней социально-реабилитационной работы — абилитировать (приспособить) семьи, имеющие детей с задержками развития, чтобы максимально эффективно удовлетворять потребности ребенка. Социальный работник должен относится к родителям как к партнерам, изучать способ функционирования конкретной семьи и вырабатывать индивидуальную программу, соответствующую потребностям и стилям жизни данной семьи.
Социально — культурная реабилитация детей с ограниченными возможностями – комплекс мероприятий и процесс, имеющий целью помочь детям с ограниченными возможностями здоровья достигнуть и поддержать оптимальную степень участия в социальных взаимосвязях.
Наиболее полно определен процесс социально – культурной реабилитации в исследовании О.А. Шабановой: «Социально — культурная реабилитация – это система организационных приемов и методов воздействия средствами культурно — досуговой деятельности или предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей деятельности в соответствии с их духовными интересами, потребностями потенциальными возможностями[32].
Автор также рассматривает социально-культурную реабилитацию как «комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социально — культурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь. Это не просто
включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга» [32].
Такая трактовка процесса социально — культурной реабилитации позволяет более успешно организовать реабилитацию детей с ограниченными возможностями. В словаре медикосоциальных понятий дается следующее понятие социально-культурной реабилитации. «Реабилитация социально-культурная — комплекс мероприятий и процесс, имеющие целью помочь инвалиду достигнуть и поддерживать оптимальную степень участия в социальном взаимодействии и коммуникации, необходимый уровень культурной компетентности, что обеспечивает ему средства для позитивных изменений в образе жизни и наиболее полную интеграцию в общество за счет расширения рамок его независимости»
Социально-культурная реабилитация в обобщенном виде характеризуется как процесс усвоения индивидом определенной системы знаний, норм, ценностей, установок, образцов поведения, которые входят в понятие культуры, присущей социальной группе и обществу в целом, и позволяет функционировать индивиду в качестве активного субъекта общественных отношений.
Процесс социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями современной наукой чаще рассматривается как оказание помощи детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию, как нацеливание их на духовное оздоровление. Для этого педагогами используются различные виды искусства и средства художественной деятельности, которые обеспечивают воспитывающее социальное воздействие на детей с ограниченными возможностями и помогают им пережить эмоциональные переживания, снимают психическое напряжение, избавляют от страхов и застенчивости.
Педагогами могут использоваться арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, психодрама (социодрама) — специально организованная групповая форма решения жизненных проблем, тренинги личностного роста, самопознания, развития коммуникативных навыков и др.
Для более успешной социально – культурной реабилитации детей с ОВЗ используются следующие методы:
1. Сказкотерапия – уникальный метод консультирования, коррекции, развития, реабилитации, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром.
2. Смехотерапия – метод, способствующий коррекции настроения. Дети с удовольствием изображают смех героев, адекватно передают собственные состояния в движении, мимики, учатся выразительно интонировать с разной силой голоса в проблемных ситуациях.
3. Куклотерапия помогает ликвидировать переживания детей, улучшить адаптацию, разрешить конфликты.
4. Пескотерапия – метод, способствующий уравновешиванию эмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Арттерапия вызывает у детей и взрослых положительные эмоции. Для арттерапии используется музыка, танец, движения, драматическое искусство. Эта работа мобилизует творческий потенциал детей, создает доверительную обстановку в детском коллективе. [20]
6. Игротерапия – метод коррекционного и реабилитационного воздействия на детей с использованием игры, Игра снимает напряжённость, тревогу, страх перед окружающими, повышает самооценку, расширяет способности детей к общению, увеличивает диапазон доступных ребёнку действий с предметами
7. Рисование как средство реабилитации позволяет ребёнку ощутить и понять
самого себя, выразить свободно мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, быть самим собой, свободно выражать мечты и надежды. [19, c. 15].
8. Музыкотерапия активно используется и в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях и др. [22, c.19].
9. Библиотерапия – это специальное коррекционное воздействие на ребенка с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Эффективность процесса социокультурной реабилитации поддерживается рядом принципов. По мнению Е.Л. Луценко, основными принципами социально — культурной реабилитации являются: «индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями» [21, с.22].
Опыт практической и научной работы с детьми с ограниченными возможностями позволил определить основные принципы их социальной реабилитации.
К ним относятся:
1) раннее начало реабилитационных мероприятий;
2) ступенчатость, преемственность и комплексность оказываемой помощи;
3) непрерывность и завершенность;
4) индивидуальный подход в проведении реабилитации;
5) единство психосоциальных и биологических методов воздействия .
Адресность — качество действия, означает, что действие (поступок, эмоция, фраза) предназначены для определенного человека или нескольких человек .
В Оксфордском толковом словаре: непрерывность — характеристика системы или процесса, которая отражает непрерывный, последовательный переход от одной стадии (ступени) к другой. Термин используется для обозначения физических переменных, психических состояний, социальных систем и т.д., в которых наблюдаются непрерывные изменения [25].
В Большом энциклопедическом словаре: преемственность – связь между явлениями в процессе развития в природе, обществе и познании, когда новое, сменяя старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. В обществе означает передачу и усвоение социальных и культурных ценностей от поколения к поколению, от формации к формации. Обозначает также всю совокупность действия традиций [11].
В настоящее время система принципов социально-культурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями постоянно уточняется и дополняется. Происходит трансформация, обусловленная новой социально -культурной ситуацией, изменением политической и экономической жизни общества.
Таким образом, под социокультурной реабилитацией мы понимаем процесс, который позволяет ребенку с ограниченными возможностями адаптироваться в стандартных социально — культурных условиях, участвовать в культурно-досуговой деятельности, заниматься посильной работой, приобретая умения находить и использовать нужную информацию
для жизни, при этом используя систему организационных приемов и методов воздействия на ребенка с ограниченными возможностями с целью оказания ему помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных функций организма. Процесс социокультурной реабилитации поддерживается такими принципами, как индивидуализация, адресность, непрерывность, последовательность, преемственность, комплексность и целостность, своевременная коррекция дефекта с учетом изменения психосоматического состояния ребенка с ограниченными возможностями.
Список использованной литературы
1. Абилитация [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://neurodoctor.ru/2008/08/03/abilitaciya-i-reabilitaciya.html (дата обращения: 27.04.19).
2. Адаптация [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=976 (дата обращения: 21.03.19).
3. Адаптация Педагогический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/pedagogics/Adaptacija-24/ (дата обращения: 21.02.19)
4. Айшервуд, М.М. Полноценная жизнь инвалида [Текст] / М.М. Айшервуд. –М.: ВУ, 2009. – 86 с.
5. Барабошина, И.А. Технологии социокультурной реабилитации [Электронный ресурс] / И.А. Барабошина. – 2006. – Режим доступа:http://www.allbest.ru/o-2c0b65635b3ac68a4d43a89421316c27.html (дата обращения: 21.04.2019).
6. Беляева, М.А. Социально-педагогическая работа с семьей ребенка инвалида: учеб. пособие / М.А. Беляева. – Екатеринбург: АМБ, 2001. – 120 с.
8. Богуславский, М.В. Юлия Фаусек: тридцать лет по методу Монтессори [Текст] / М.В. Богуславский, Д.Г. Сороков. – М.: МЦМ, 1994. – 146 с.
9. Большая психологическая энциклопедия [Электронный ресурс] // Академик. – 2000- 2010. – Режим доступа: http://psychology.academic.ru (дата обращения: 21.04.2019).
10. Большой Энциклопедический словарь. Адаптация (социальная) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovorus.ru/index.php?ID=922&pg=0&w=%C0%C4%C0%CF%D2%C0%D (дата обращения 24.03.19).
11. Большой энциклопедический словарь. Преемственность [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://enc-dic.com/ synonym/Preemstvennost192560.html ( дата обращения: 28.04.19).
12. Быков, Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество [Текст] /Д.А. Быков //Дополнительное образование. – 2006. – №1. – 26 с.
13. Воронин, А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике, 2006 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://voluntary.ru/ dictionary/898/word/abilitacija ( датаобращения : 24.03.19).
14. Гадирова, Н.Г. Реабилитация детей с ограниченными возможностями физического здоровья в социокультурной среде Германии [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук / Н.Г. Гадирова. – М., 2002. – 243 с.
15. Горбач, И.Н. Абилитация. Википедия [Электронный ресурс] / И.Н. Горбач. – Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/%C0%E1%E8%EB%E8%F2%E0%F6%E8%FF (дата обращения: 14.03.19).
16. Грачев, Л. Социальная защита детей-инвалидов в Российской Федерации [Текст] / Л. Грачев // Соц. Обеспечение. – 1994. – №8. – С. 42-47.
17. Дети с ограниченными возможностями здоровья: коррекция, адаптация, общение [Текст] / Междунар. Федерация дет. орг., Дет. Орден милосердия, Фонд Форда, Моск. представительство. – М.: Кошкин дом, 1999. – 122с.
18. Долгих, И.Е. Социокультурная реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями [Текст] / И.Е. Долгих //Литературно педагогические Лихановские чтения (г. Белгород, 19-20 декабря 2006 г.). – Белгород: Константа, 2007. – С. 135-139.
19. Ерошенков, И.Н. Культурно досуговая деятельность в современных условиях [Текст]: Лекция / И.Н. Ерошенков. – М.: МГИК, 1994. – 32 с.
20. Жданко, Т.А. Системно-деятельностный подход: сущностная характеристика и принципы реализации [Электронный ресурс] / Т.А. Жданко // Magister Dixit: электронный научно-педагогический журнал Восточной Сибири. – 2012. –№4. – Режим доступа: http://md.islu.ru/ sites/md.islu.ru/files/rar/zhdanko_t.a._sistemno-deyatelnostnyy_pod_podhod.pdf (дата обращения: 10.04.2019).
21. Лукомская, И.Л. Социокультурная интеграция специалистов и родителей в реабилитации детей с ограниченными возможностями [Текст]: автореф. дис.…канд. пед. наук / И.Л. Лукомская. – М.,2004. – 188 с.
22. Мерцалова, Л.В. Социокультурная реабилитация как одно из направлений социальной работы [Текст] / Л.В. Мерцалова // Материалы I Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Новосибирский государственный технический университет, 2001. – 363 с.
23. Луценко, Е.Л. Социокультурная реабилитация инвалидов: на примере Еврейской автономной области [Электронный ресурс]: дис. . канд. соц. наук / Е.Л. Луценко. – Хабаровск, 2007. – 173 с. – Режим доступа:http://www.dissercat.com/content/sotsiokulturnaya-reabilitatsiya-invalidov-naprimere-evreiskoi-avtonomnoi-oblasti#ixzz2HCHrY7Sf (дата обращения:20.04.2019).
24. Моздокова, Ю.С. Совершенствование технологических процессов социокультурной реабилитации инвалидов [Текст] / Ю.С. Моздокова // Детская инвалидная среда: технологии социокультурной реабилитации. – М.: МГУКИ, 2001. – С. 23.
Источник