Секция № 7 Социокультурная интеграция детей с ОВЗ: ребенок в пространстве будущего
Социокультурная интеграция детей с ОВЗ: ребенок в пространстве будущего
Учитель–логопед МБДОУ №51,
Социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья является главной проблемой современного мира. Поиском новых путей и форм включения детей с ОВЗ в общество, способностей их адаптации в социуме заняты и специалисты дошкольных учреждений.
«Социокультурная интеграция» — это взаимный процесс объединения участников, существенно отличающихся по культурным признакам, в целостное сообщество, основанное на общих целях и ценностях.
Одиночество, невысокая самооценка и отсутствие социальной уверенности в себе, депрессия, чувство ненужности по причине собственных недостатков, психологическая и физическая зависимость, а также неспособность обсуждать собственные проблемы, является главной проблемой у детей с ОВЗ. Переоценка и недооценка своих возможностей, способностей, положения в обществе встречаются у детей с ОВЗ чаще, чем у нормально развивающихся детей. Ключевым средством социокультурной интеграции детей с ОВЗ, способным стимулировать процесс социализации и интеграции ребенка, являются члены семьи и окружающие ребенка. Ребенок с ОВЗ, не имеющего возможности обычного нормального общения, испытывающий физические и нравственные страдания, в системе домашнего общения обретает поддержку, помощь и опору.
Успех интеграции зависит от момента её начала: чем раньше у малыша обнаружено та или иная патология (сенсорная, физическая, интеллектуальная или психическая), тем продуктивнее будут старания специалистов и семьи в преодолении преград между ребенком и окружающим его социумом. Вследствие этого проблема ранней диагностики остается одной из центральных задач, от решения которой зависит реализация идеи интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Уровень социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья зависит от внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам относятся структура первичных и системных отклонений в развитии, степень их проявления, к внешним – социализация, уровень социокультурной интеграции.
К внешним относятся:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы; желание родителей обучать ребенка вместе со здоровыми детьми, их стремление и готовность помогать ребенку в процессе его обучения; наличие возможности оказывать интегрированному ребенку квалифицированную помощь; создание условий для реализации вариативных моделей интегрированного обучения.
К внутренним условиям относятся:
- уровень психофизического и речевого развития, соответствующий возрастной норме или близкий к ней; возможность овладения общим образовательным стандартом в предусмотренные для типично развивающихся детей сроки; психологическая готовность к интегрированному обучению.
Интегрированное образование — форма организации образовательного процесса, при которой дети с ОВЗ обучаются совместно с нормально развивающимися сверстниками в условиях массового образовательного учреждения.
Три ведущих принципа интеграции: ранняя коррекция, коррекционная помощь ребенку и отбор детей для интегрированного обучения являются основой современной концепции интегрированного обучения.
С учетом уровня развития каждого ребенка с ОВЗ, дозирование доступной и нужной для ребенка «доли интеграции» определяют модель интеграции.
Частичная интеграция показана тем детям с ОВЗ, которые по разным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они определяются на часть дня в общеобразовательные группы по 1-2 ребенка.
Временная интеграция подразумевает соединение группы воспитанников с ОВЗ вне зависимости от уровня психофизического и речевого развития с нормально развивающимися детьми не реже двух раз в месяц для проведения всевозможных мероприятий воспитательного характера.
Комбинированная интеграция, при которой дети с уровнем психофизического и речевого развития, соответствующим или близким к возрастной норме, по 1-2 человека на равных воспитываются в общеобразовательных группах, получая постоянную коррекционную помощь.
Реализация всех этих моделей предполагает обязательное руководство процессом интеграции со стороны учителя-дефектолога, который помогает дошкольным педагогам в организации воспитания и обучения ребенка с отклонениями в развитии в коллективе здоровых сверстников.
Полная интеграция предусматривается для детей с ОВЗ, которые по уровню психофизического и речевого развития соответствуют возрастной норме и психологически готовы к совместному со здоровыми сверстниками обучению. Такие дети по 1-2 человека включаются в обычные группы детского сада, при этом они обязательно должны получать коррекционную помощь.
Не менее эффективными формами социальной интеграции являются разнообразные кружки, секции, конкурсы; организация экскурсий, походов, концертов и т. п., где дети с ОВЗ имеют все шансы реализовывать собственные возможности в кругу сверстников и завоевывать их симпатии и уважение.
Любая из форм интеграции несет на себе конкретную нагрузку. При обучении ребенка с ОВЗ в одной группе с другими детьми он всецело подчиняется темпу работы детского коллектива, выполняет общую программу и живет по правилам этого коллектива.
В последнее время одной из новых форм социальной интеграции детей с ОВЗ в общество являются информационно-коммуникативные технологии (ИКТ). Стремительное развитие информационного общества, появление и широкое распространение технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий позволяют использовать информационные технологии в качестве средства общения или обучения.
Дистанционное общение доступно в любое удобное время и в любом месте, независимо от места жительства. Достаточно лишь иметь выход в Интернет. Такое общение позволяет находить собеседников по своим интересам, и образовывать группы в сообществе, исходя из индивидуальных потребностей в знаниях и личностных особенностей. Для детей с ограниченными возможностями это открывает пути в новый мир, возможность реализовать себя и свои потребности, расти и развиваться в соответствии со своими желаниями, не смотря ни на что.
Интеграция особых детей имеет свои положительные стороны. Продуктивное продвижение воспитанников в соответствии с их индивидуальной образовательной траекторией свидетельствует о достаточном дидактическом обеспечении образовательного процесса; постоянные и длительные контакты с другими детьми указывают на интеграцию детей с ОВЗ в коллектив. Эффективная социальная интеграция будет в дальнейшем способствовать педагогической интеграции ребенка с проблемами в развитии при обучении в массовой школе.
- Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья // Дефектология. — 2001. — №3. — С. 10-17. Концептуальные подходы к созданию системы профессионального образования инвалидов в Российской Федерации. /. — М.: 2003. , Социально-педагогическая интеграция. Выработка концепции: / Социально-педагогическая интеграция в России./ Под ред. — М.: Теревинф, — 2005. — С 7. , Основы интегрированного обучения. М.: Дрофа, 2008. 286 с. Интегрированное образование как форма реализации права на образование детьми-инвалидами: . // Образование и права человека. — Воронеж: ВГУ, — 2002. — С. 65-71.
Источник
Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду
статья
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Обращение к данной теме обусловлено значительным интеграционным потенциалом социокультурной среды и возможностью решать значимые личностные проблемы средствами социально-культурной деятельности, а также оптимизировать жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_integratsii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_sotsiokulturnuyu_sredu.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющих ограничения жизнедеятельности. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями (Егорова Т.В., 2002г.).
Мероприятия, проводимые в рамках государственной Федеральной программы «Дети России» и ее целевой подпрограммы «Дети-инвалиды», задачи которой сосредоточены в основном на решении вопросов медико-социальной поддержки детей-инвалидов и их семей, не решают всего комплекса медицинских, экономических, социальных и психолого-педагогических проблем ( Болотина Т. В.,2004г.).
Обращение к данной теме обусловлено значительным интеграционным потенциалом социокультурной среды и возможностью решать значимые личностные проблемы средствами социально-культурной деятельности, а также оптимизировать жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями. Во-первых, развитие такого ребенка протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны. Во-вторых, процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, психологического, социального и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальной профессиональной помощи психологов, педагогов, социальных работников, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьёзным, а подчас и необратимым последствиям.
Одним из действенных направлений политики государства в области образования, по мнению В.А. Ясвина, является обеспечение условий интеграции детей-инвалидов младшего школьного возраста в окружающую их социокультурную среду ( Ясвин В.А., 2001г.).
Социокультурная среда — культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек. Среда оказывается существенным фактором развития личности (URL: http://ru.wikipedia ) .
Образовательная среда — это, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, ситуаций, обстоятельств, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности ( http://www.dobroserdie.com ).
Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с особенностями развития, принятие ребенком общества, условия семейного воспитания, организацию и качество образования данной категории детей, стабильность государственных гарантий материального обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии (Егорова Т.В., 2002г.).
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом и культурой, как источниками развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии (Шипицына Л. М., 2001г.)
Эффективность интеграции лиц с отклонениями в развитии во многом определяется успешностью процессов их социальной адаптации.
Сам термин в переводе с латыни означает приспособление.
Рассматривая процесс социальной адаптации в контексте изучаемой проблемы, следует отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом.
При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А., 2000г.).
Нужно отметить, что интеграция – это возможность , но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но совсем не обязан этого делать. Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть уединение и защищенность (Егорова Т.В., 2002г.).
Интеграция детей с проблемами в развитии – процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны мира, что объясняется множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, правового, культурного развития (Назарова Н.М., 1998г.)
Зачастую само общество, инертное по своей природе, препятствует продуктивной реализации процесса социокультурной интеграции лиц с особыми нуждами. При этом деление людей на неполноценных и полноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на устоявшиеся негативные социальные стереотипы.
Задачи социально-культурной интеграции и социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в первую очередь формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания и общения, так как у этой категории детей, на начальном этапе интеграции, возникают две основные проблемы: культура быта и культура общения.
Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни является главной задачей специальной школы (Баряева Л. Б., Бойков Д. И., 2011г.).
Источник
Интеграция детей с ОВЗ
Процесс интеграции доступен детям с ОВЗ…
…которые имеют желание обучаться в обычной общеобразовательной школе. Вопрос должен стоять именно так, для начала ребенок должен хотеть учиться в обычной школе, а его родители убедиться в том, что это исполнимо. Одного желания родителей будет недостаточно. Процесс интеграции должен начинаться значительно раньше подачи документов в школу.
Условия интеграции учеников с ОВЗ
Возможность интегрированного обучения – в школе, в классе с обычными одноклассниками с освоением учебного плана, приближенного к общеобразовательному, рассматривается заранее. Родители изначально должны понимать, с чем столкнутся они и их ребенок. Сейчас образовательная система настроена на то чтобы как можно больше детей с инвалидностью и ОВЗ могли учиться в интегрированной инклюзивной форме. Так как это благотворно влияет как на детей с ограниченными возможностями, обеспечивая ему пребывание в адекватном социуме и на окружающих его учеников, обучая их пониманию и толерантности.
Условия интеграции разделяются на две категории внутренние – готовность самого ученика к интеграции и внешние – возможность окружения.
Внешние условия интеграции это:
- своевременная и ранняя диагностика заболевания приводящего к нарушению развития;
- коррекционная работа в дошкольном учреждении;
- желание семьи, чтобы школьник учился в обычной общеобразовательной школе;
- готовность оказывать помощь в обучении;
- возможность оказания квалифицированной помощи;
- наличие учебного заведения готового создать условия для интегрированного инклюзивного или домашнего обучения.
Внутренние условия — это возможность организма, способность и желание ребенка учиться в обычной школе. Перед тем как обращаться к инклюзивной форме обучения лучше прийти спокойно погулять осмотреться, чтобы новая обстановка его не пугала. Если у него нет стремления к этому, он не заинтересован работе в коллективе, то общее психологическое давление может усугубить течение его заболевания.
Формы интеграции учащихся с ОВЗ
Интеграция — это освоение классической образовательной программы, адаптированной под ОВЗ. Основные формы образования в таком случае:
- инклюзивная – в учебном заведении в коллективе;
- домашняя дистанционная – дома с родителями и репетиторами;
Плюсы и минусы домашнего и инклюзивного обучения
возможно ли при домашнем обучении? | возможно ли при инклюзивном обучении? | |
четкая дисциплина | спорно | да |
четкий учебный план | план разрабатывается и выдается преподавателем каждые полгода | ребенок учится соответственно общеобразовательного плана |
возможность использовать индивидуальную программу разработанную под ребенка | разрабатывается индивидуальный план, с преподавателем исходя из способностей и возможностей ребенка | учебный план корректируется или создается индивидуально, отталкиваясь от общего учебного плана класса |
возможность работать по индивидуальному графику | есть, родители с ребенком сами создают план на день | нет, ребенок учится по расписанию всего класса, если что-то пропустит, будет догонять в индивидуальном порядке |
возможность параллельно поддерживать план лечения ребенка | есть, родители в любой момент могут прервать учебный процесс или делать процедуры во время него (например, ставить капельницы или гулять на свежем воздухе) | нет, родители могут договориться от отсутствия ребенка на уроках, но ему придется, потом всех догонять. |
нахождение в социуме | возможно только при посещении групповых занятий | ребенок находится в классической социальной обстановке и учится коммуникации |
уровень преподавания | родители должны нанимать репетитора или хорошо разбираться в предмете | преподаватель профессионально владеет навыками обучения, проходит специальные курсы работы с детьми с ОВЗ. |
обеспечение учебным материалом | родители покупают самостоятельно | предоставляет школа |
Врачи и профессиональные педагоги, рекомендуют по возможности проводить интеграцию ребенка в социум и поддерживать инклюзивную форму обучения. Государством обеспечивается организация и сопровождение инклюзивного обучения и поддержка родителей детей с ОВЗ. Домашнее образование имеет смысл только для тех, чей уровень не может соответствовать коллективу обычной школе или чье здоровье не позволяет посещать школу. Это относится к ученикам с очень тяжелой формой проявления из заболевания.
Инклюзивная интеграция направлена на то, чтобы человек с особыми потребностями мог сосуществовать с окружающими его людьми, не воспринимая свой недуг как ограничение или ущербность.
С чего начинается интеграция обучение?
Интеграция в социум начинается с самого детства. Для начала вся семья должна иметь желание социализировать своего ребенка, чтобы не отделять от окружающих. Она должна осознать, что он практически ничем не отличается по своим возможностям. Современные законы призваны защищать таких людей, и направлены на их интеграцию в социум, поэтому родители получат достаточную поддержку от окружающих.
Интеграция начинается с определения умственных и физических возможности ребенка, еще с раннего детства, рассматривается способность учиться в обычной школе и общеобразовательных учреждениях. Это поможет понять специальная медицинская, психологическая, экспертная комиссия.
При этом не стоит пугаться статуса ОВЗ. Именно он даст возможность правильно интегрироваться в школе. Так как, отталкиваясь от него, будет разрабатываться учебный план, а школа подготовит условия для человека с особыми потребностями.
Основные проблемы интеграции при инклюзивном обучении
Существует ряд препятствий даже при желании ученика и его родителей:
- доступность обучения с определенными диагнозами – не всегда у школы есть специалист определенного профиля;
- возможность учиться в школе – не все школы могут обеспечить детей с особыми потребностями;
- психологическое неприятие общества – пока общество недостаточно информировано, ребенок может столкнуться с неадекватной, реакцией чужих людей.
Любые попытки интеграции должны быть только при желании ученика. Если он не хочет или есть подозрения, что он не справится, лучше выбрать индивидуальное домашнее обучение с посильной программой.
Социокультурная интеграция детей с ОВЗ
Кроме школы, школьник должен регулярно общаться и внедряться в социум. Социокультурная интеграция включает в себя мягкое внедрение человека в социум. Эта задача лежит на плечах родителей. Они обеспечивают общение с окружающим миром. В таком случае лучше развивать культурные знания – музыка, поведение, традиции. Чтобы он знал или хотя бы пытался понять, что от него хотят окружающие и что они могут делать.
Она поможет в дальнейшем лишиться зависимости от семьи и начать самостоятельную жизнь, общаясь и пользуясь помощью окружающих людей.
Полная интеграция
Полноценной интеграцию можно считать, когда ребенок может обойтись без своих родителей в той мере, как и обычный:
- самостоятельно соответственно возрасту разбирается с личными вопросами в школе;
- имеет друзей и тесно с ними общается;
- может ориентироваться в учебной программе;
- может адекватно сформулировать просьбу и попросить помощи у окружающих его людей;
- может сообщить о проблемах.
Обычно этого можно добиться при любом диагнозе, на основе которого ставится статус ОВЗ. Интеграция с инклюзивной формой обучения, возможна при ранней диагностике, подготовке, желании и понимании родителей.
Социальная интеграция с детства поможет, несмотря на особенности здоровья, жить в социуме и пользоваться всеми благами. Любые ограничения в современном мире возможно обойти или добиться того чтобы они не мешали, главное – действовать, не стоять на месте и стремиться к изменениям.
У меня ребенок с РАС, 3 года. Когда можно начинать интеграцию, чтобы он мог в дальнейшем учиться в обычной школе?
Интеграция у детей с РАС должна проводиться плавно, но чем раньше, тем лучше. Уже сейчас Вам стоит поискать школу, которая готова будет принять вашего ребенка, договориться с нею и узнать условия поступления. Иногда такие школы имеют дополнительные сады и группы, помогающие подготовиться к первому классу детям, которым это сложно сделать самостоятельно.
Источник