Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду
статья
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющих ограничения жизнедеятельности.
Обращение к данной теме обусловлено значительным интеграционным потенциалом социокультурной среды и возможностью решать значимые личностные проблемы средствами социально-культурной деятельности, а также оптимизировать жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osobennosti_integratsii_detey_s_ogranichennymi_vozmozhnostyami_zdorovya_v_sotsiokulturnuyu_sredu.docx | 16.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Особенности интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду
Актуальность проблемы интеграции детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья в социокультурную среду определяется наличием в обществе значительного количества детей, имеющих ограничения жизнедеятельности. В России, по официальной статистике, число лиц с инвалидностью составляет около 5 миллионов человек, из них 1,7 млн. детей, т.е. 4,5% всей детской популяции, относятся к категории детей с ограниченными возможностями (Егорова Т.В., 2002г.).
Мероприятия, проводимые в рамках государственной Федеральной программы «Дети России» и ее целевой подпрограммы «Дети-инвалиды», задачи которой сосредоточены в основном на решении вопросов медико-социальной поддержки детей-инвалидов и их семей, не решают всего комплекса медицинских, экономических, социальных и психолого-педагогических проблем ( Болотина Т. В.,2004г.).
Обращение к данной теме обусловлено значительным интеграционным потенциалом социокультурной среды и возможностью решать значимые личностные проблемы средствами социально-культурной деятельности, а также оптимизировать жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями. Во-первых, развитие такого ребенка протекает в контексте реальных жизненных обстоятельств, которые не всегда оптимальны. Во-вторых, процесс личностного формирования здесь отягощен одним или несколькими неблагоприятными факторами биологического, психологического, социального и даже педагогического происхождения, острота которых непосредственно определяет глубину социально-культурной дезадаптации ребенка. Поэтому ребенок с ограниченными возможностями нуждается в специальной профессиональной помощи психологов, педагогов, социальных работников, отсутствие или несвоевременное осуществление которой приводит к серьёзным, а подчас и необратимым последствиям.
Одним из действенных направлений политики государства в области образования, по мнению В.А. Ясвина, является обеспечение условий интеграции детей-инвалидов младшего школьного возраста в окружающую их социокультурную среду ( Ясвин В.А., 2001г.).
Социокультурная среда — культура и состояние общества, в котором живет и развивается человек. Среда оказывается существенным фактором развития личности (URL: http://ru.wikipedia ) .
Образовательная среда — это, прежде всего, подсистема социокультурной среды, совокупность исторически сложившихся факторов, ситуаций, обстоятельств, то есть целостность специально организованных педагогических условий развития личности ( http://www.dobroserdie.com ).
Среди наиболее существенных факторов, определяющих успешность интеграционного процесса, можно назвать готовность общества понимать и разделять личные проблемы человека с особенностями развития, принятие ребенком общества, условия семейного воспитания, организацию и качество образования данной категории детей, стабильность государственных гарантий материального обеспечения и социальной защиты лиц с отклонениями в развитии (Егорова Т.В., 2002г.).
Интеграция в общество детей с нарушениями интеллекта не может происходить так же, как у их нормально развивающихся сверстников. Имеющийся дефект приводит к нарушению связей с социумом и культурой, как источниками развития. Поэтому такой ребенок не всегда в состоянии адекватно воспринять социальные нормы и требования. Психологическая поддержка и педагогическая работа, как правило, в определенном возрасте — основное, в чем нуждаются дети и подростки, отстающие в развитии (Шипицына Л. М., 2001г.)
Эффективность интеграции лиц с отклонениями в развитии во многом определяется успешностью процессов их социальной адаптации.
Сам термин в переводе с латыни означает приспособление.
Рассматривая процесс социальной адаптации в контексте изучаемой проблемы, следует отметить, что данный процесс у детей с особенностями развития затруднен изначально в силу ограничений, накладываемых дефектом.
При отсутствии коррекционного воздействия в дальнейшем ведущее значение начинают приобретать вторичные наслоения (отклонения), и именно они мешают социальной адаптации ребенка. Возникает педагогическая запущенность, расстройство эмоционально-волевой сферы и поведения, что обусловлено эмоционально-личностными особенностями на фоне дефицита общения и ощущениями неуспеха (Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А., 2000г.).
Нужно отметить, что интеграция – это возможность , но ни в коем случае не обязанность. Нетипичный человек может войти в общество, но совсем не обязан этого делать. Люди с проблемами психофизического развития должны иметь право выбрать свой путь: принимать участие в жизни общества, либо предпочесть уединение и защищенность (Егорова Т.В., 2002г.).
Интеграция детей с проблемами в развитии – процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны мира, что объясняется множеством причин различного характера. Совокупно их можно обозначить как социальный заказ общества и государства, достигших определенного уровня экономического, правового, культурного развития (Назарова Н.М., 1998г.)
Зачастую само общество, инертное по своей природе, препятствует продуктивной реализации процесса социокультурной интеграции лиц с особыми нуждами. При этом деление людей на неполноценных и полноценных опирается не столько на объективные факты, сколько на устоявшиеся негативные социальные стереотипы.
Задачи социально-культурной интеграции и социально-личностного развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья выполнимы лишь в случае, если для этого создаются необходимые условия. К числу этих задач относится в первую очередь формирование необходимых для жизни навыков самообслуживания и общения, так как у этой категории детей, на начальном этапе интеграции, возникают две основные проблемы: культура быта и культура общения.
Поэтому подготовить каждого ребенка к самостоятельной, независимой от помощи окружающих жизни является главной задачей специальной школы (Баряева Л. Б., Бойков Д. И., 2011г.).
Источник
Социокультурная интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья
Отличительной особенностью инклюзивного образовательного пространства является то, что ребенок находится как в некоем деятельностном поле, гармонизирующем с окружающим пространством и в то же время имеющем определенную автономию. Таким образом, инклюзивное образовательное пространство, с одной стороны, зависит от индивида, а с другой, как психолого-педагогический феномен имеет инвариантные характеристики, зависящие от социума.
Следуя логике нашего исследования, нами был проведен констатирующий эксперимент, целью которой являлось выявление уровня социокультурной интеграции таких детей, анализ предпосылок построения инклюзивного образовательного пространства с целью их социокультурной интеграции.
Констатирующий этап экспериментальной работы был организован в период с 2010 по 2011 гг. на базе специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений; школе социальной адаптации детей-инвалидов № 60; центра дистанционного обучения; центра детского и юношеского творчества, республиканского центра психолого-медико-педагогического сопровождения.
В констатирующей части исследования участвовали 264 ребенка с ограниченными возможностями здоровья, из них дети, обучающиеся в СКОУ, – 96 человек (36,4 % от общего числа обследуемых учащихся), в школе социальной адаптации и детей-инвалидов – 132 человека (50 % от общего числа обследуемых), в условиях общеобразовательной школы – 36 человек (13,6 % от общего числа обследуемых); 43 учителя; 160 родителей; 226 человек – представителей общества (69 человек работающего населения, 47 пенсионеров, 78 студентов, 32 педагога общеобразовательных учреждений).
В ходе работы нами были определены направления исследования.
1. Изучение возможностей и потребностей субъектов образования.
2. Изучение отношения социума к лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Процедура психолого-педагогического обследования детей включала: анализ эффективности коррекционно-образовательного и воспитательного процессов; наблюдение; экспертную оценку; определение уровня социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья. Оценочными критериями социокультурной интеграции явились психологические и педагогические показатели, разработанные нами на этапе теоретического исследования проблемы.
Для выделения указанных критериев нами была сформирована батарея методов исследования, включающая 10 методик.
Изначально нами была выявлена характеристика взаимоотношений детей с ограниченными возможностями здоровья с родителями и близкими людьми (методика «Лесенка»). Исследование показало, что частота общения у детей из специальных школ в большей степени наблюдается с братьями и сестрами (25,9 %), с мамами (20,7 %), с папами (18,7 %). У детей из школы надомного обучения: с мамами (47,3 %), папами (22,4 %), друзьями (14,6 %). У детей, обучающихся в общеобразовательной школе: с родителями (58,2 %), с друзьями (32,3 %).
Больше ценят таких детей друзья (30,1 %), мамы (18,3 %), бабушки, дедушки (16,7 %). Дети с ограниченными возможностями здоровья ощущают комфорт при общении и сотрудничестве с мамами (42,5 %), с друзьями (34,2 %), с папами и другими лицами (14,1 %).
С целью выявления характера взаимодействия субъектов образования в коллективе было проведено анкетирование. Обобщенно итоги анкетирования выражены в таблице 1.
Предпочтения учащихся во взаимодействии с субъектами образования
Кого из взрослых следует пригласить в поход?
Кто для Вас служит примером?
Школа социальной адаптации детей-инвалидов
На следующий вопрос «Где Вы можете наиболее полно выразить свою личность (Где вам интересно, где Вас ценят, понимают)?» мы получили следующие ответы:
— учащиеся СКОУ преимущественно реализуют себя на занятиях кружка (36,7 %), в учебной работе и компании друзей (31,4 %);
— учащиеся школы № 60 – в учебной работе (38,3 %), в семье (27,5 %), в компании друзей (21,7 %);
— учащиеся общеобразовательных учреждений – в компании друзей (29,2 %), в семье (23,7 %), в учебной работе (16,1 %).
Вопрос: «В каких делах учителя школы на равных участвуют с учащимися?». По мнению учеников СКОУ, это: уборка, кружки, секции (62,1 %); праздники, фестивали (48,9 %); спортивные соревнования (40,6 %); детей из школы № 60: поход (56,2 %), уборка (27,4 %), праздники и фестивали (46 %); детей общеобразовательных школ, это: уборка (23,5 %), поход (12,3 %), спортивные соревнования (6,9 %).
Вопрос «С кем Вы можете быть откровенными?» учащиеся СКОУ считают следующим образом: с родителями (36,3 %), с товарищами по школе, классу (32,9 %), с учителями школы (23,4 %); ученики школы № 60 – с учителями школы (23,2 %), с родителями (48,6 %), с товарищами по школе, классу (24,3 %); учащиеся общеобразовательной школы – с родителями (11,6 %), с ребятами из компании (7,3 %); с учителем школы (7,9 %).
«В каких областях жизни учащиеся школы обладают реальными правами?» Отвечая на данный вопрос, учащиеся СКОУ обладают реальными правами в процессе организации досуга (48,3 %), в поощрении (16,7 %), в организации воспитательной работы (8,6 %). Ученики школы № 60 свои реальные права реализуют в организации досуга (24,4 %), нигде (13,6 %), в поощрении (15,5 %), а учащиеся общеобразовательной школы – в совершенствовании учебного процесса (10,3 %), не знают (12,7 %), организации воспитательной работы (14,8 %).
Если учитель несправедливо обидел ученика, то дети из СКОУ обращаются обычно к классному руководителю (24,1 %), а 120,2 промолчат, и лишь 17,1 % будут пытаться доказывать свою правоту. Что касается детей из школы социальной адаптации детей-инвалидов, то в таком случае 27,2 % не знают как себя вести, 13,8 % – будут доказывать свою правоту и 13,8 промолчат. Учащиеся общеобразовательной школы в таких ситуациях могут ответить грубостью или дерзостью (15,4 %), промолчат 18 %, а лишь 6,3 % – попытаются спокойно доказать собственную правоту.
«Отношения учеников и учителей в нашей школе можно назвать. » добрыми, считают 467 % учащихся СКОУ, 89 % в школе № 60 и лишь 14,3 % учащихся общеобразовательной школы.
Далее мы выяснили, к кому могут обратиться в трудную минуту учащиеся школ. Дети из СКОУ – к учителю (43 %), к воспитателю (61 %), к семье (16,7 %). Учащиеся школы № 60 в таких ситуациях обычно обращаются к семье (41,3 %), к друзьям (23,4 %), учителю (26,9 %). Интересен ответ учащихся общеобразовательной школы. В таких случаях они апеллируют к семье намного чаще (65,2 %), к друзьям (13,2 %), к учителю (43,2 %).
Следующий этап диагностики на констатирующем этапе исследования был направлен на выявление характеристики взаимодействия детей с ограниченными возможностями здоровья с социумом. С этой целью мы использовали анкетирование. Ниже представлен анализ ответов детей с нарушениями развития на вопросы.
Вопрос: «Какое отношение к себе чаще всего вы ощущаете со стороны окружающих?» (нужно было выбрать один из вариантов ответов: да, нет, не знаю).
Равнодушное отношение к себе ощущают 53,2 % учащихся СКОУ, 50 % учащихся общеобразовательных учреждений и 45 % детей-инвалидов, обучающихся в школе надомного обучения. Эти данные подтверждают истинность существующей в обществе системы отношений к таким гражданам в целом.
Вопрос: «Испытываете ли у Вас трудности в общении с другими людьми?».
Дети, обучающиеся в СКОУ, ответили, что они испытывают проблемы в общении с посторонними людьми (26,9 %), с учителями (23,1 %), с родителями и воспитателями (7,69 %). Не бывает проблем в общении у них с родителями (76,92 %), воспитателями (73,1 %), учителями (61,5%).
Дети из школы социальной адаптации детей-инвалидов: бывают с посторонними людьми (78 %), с родителями (26 %); с учителями, друзьями (23 %). Не бывает проблем в общении с учителями, друзьями (77 %), с родителями (74 %), с посторонними людьми (22 %).
Учащиеся общеобразовательной школы указали на проблемы с друзьями (41,2 %), с посторонними людьми (37 %), с родителями (21 %). Отметили отсутствие проблем с учителями (90 %), родителями (78,3 %).
Вопрос: «Хотели бы Вы учиться со здоровыми учащимися?». Ученики СКОУ выразили желание учиться в одной школе со здоровыми детьми (23,1 %); не хотят учиться в одном классе – 76,9 %, в одной школе – 57,7 %, затруднились ответить на этот вопрос 23,1 % учащихся. Дети из школы № 60 хотят учиться в одной школе, но в разных классах со здоровыми детьми (63,7 %), в одном классе (28,1 %). Свое нежелание учиться в одной школе с здоровыми детьми выразили (36,3 %) детей, в одном классе (71,9 %). Учащиеся общеобразовательной школы выразили желание учиться в одной школе (25 %) и в одном классе (22,5 %) с нормально развивающимися учениками. Отрицательные ответы мы получили такие: не хотят учиться вместе со здоровыми детьми в одной школе (75 %) и в одном классе (72,5 %).
Вопрос: «Что Вас больше всего беспокоит?». Ученики СКОУ продемонстрировали высокий уровень тревожности: они обеспокоены своей будущей жизнью (83,1 %), своей будущей работой (76,9 %). Лишь незначительный процент учеников не испытывает беспокойства о своей будущей работе (23,1 %), о своей будущей жизни (16,9 %). Ответов «не знаю» не было.
Следующим шагом исследования было изучение характеристики психологической атмосферы в коллективе в образовательном учреждении. В процессе ее изучения в исследуемых образовательных учреждениях мы отметили состояние психологической атмосферы в специальном (коррекционном) общеобразовательном учреждении. Например, дети из специальной школы VIII вида при оценке полярных качеств наиболее высоко отметили: удовлетворенность (8,2 %), увлеченность (7,9 %), теплоту взаимоотношений (8,5 %), сотрудничество и взаимную поддержку (7,6 %).
Учащиеся школы социальной адаптации детей-инвалидов выделили такие преобладающие качества, как дружелюбие (9,4 %), согласие (7,8 %), сотрудничество (8,4 %), результативность (5,8 %), занимательность (7,1 %).
По мнению детей из общеобразовательной школы, состояние психологической атмосферы в коллективе можно охарактеризовать, как увлеченность (9,3 %), удовлетворенность (7,5 %), сотрудничество (7,4 %), занимательность (7,3 %), результативность (6,9 %).
Для понимания сути проблемы нам было значимо определить характеристику ценностно-ориентированного единства субъектов образовательного процесса. Определение ценностно-ориентированного единства субъектов образовательного процесса носит следующий характер.
Характеристика экспертной оценки педагогами социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья. Данные констатирующего эксперимента позволили выделить три основные группы детей в зависимости от уровня их социальной адаптации (высокий, средний, низкий).
Представим распределение групп детей с ограниченными возможностями здоровья по уровням социальной адаптации в таблице 2.
Источник