Социальный проект «Здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 20
поселка Забойского Муниципального образования Славянский район
«Здоровый образ жизни»
учитель физической культуры
Малькевич Татьяна Анатольевна
2016-2017 учебный год
Информационная карта социального проекта
Название проекта: «Здоровый образ жизни»
Руководитель проекта: Малькевич Т.А.
Участники проекта: ученики 7 «А» класса
Актуальность и важность проекта: Здоровье (по определению Всемирной организации здравоохранения) это состояние: физического, психического, социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов. Актуальность проекта обусловлена низким уровнем побуждений школьников к ведению здорового образа жизни, что снижает эффективность здоровьесберегающей среды школы. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Научно-технический прогресс привел к тому, что человек все меньше и меньше понимает, что такое физический труд.
-Понимание детьми, что здоровый образ жизни — основа полноценного развития.
-Дети испытывают осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня, занятий физической культурой, выполнение ежедневной утренней зарядки, в правильном полноценном питании.
-Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному — человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение.
-Формируются умения, связанные с проектной деятельностью.
Современное состояние общества, экономики, экологии во всем мире неблагоприятно отражается на здоровье, в связи с чем, растет число детей, которым необходима специализированная помощь, щадящая организация образовательного процесса. Для нашей страны в современной ситуации эта проблема еще более очевидна. За прошлое столетие, по мнению ученых, вес непосредственной мышечной работы человека снизился с 94% до 1%. Главными пороками 21 века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание. По мнению специалистов, даже если дети двигаются, их движения однообразны, не все группы мышц вовлекаются в движение, и результат от такой активности большой пользы не даст.
По результатам исследований российских психологов, в среднем, ученик начальной школы, который учится стабильно на 4 и 5, проводит за письменным столом дома не менее 2,5 -3 часов; ученик шестиклассник – 3-4 часа, старшеклассник 6 и более часов. А ведь нужно еще добавить к этому и школьные уроки…Малоподвижный образ становится нормой, как для детей, так и для взрослых. В достаточной мере этому помогает и компьютеры. Сегодняшней компьютерный день среднестатистического ребенка, — это 2-3 часа неподвижности у монитора, усталость органов зрения, головные боли, плохое настроение, сонливость, апатия и т.д. Все вышеперечисленные причины приводят к тому, что ученик, который ведет такой образ, имеет проблемы со здоровьем, появляются стойкие трудности в учении. По мнению специалистов-медиков, возраст от одного года до 15 лет гораздо важнее для сохранения будущего здоровья, чем от 15 лет до 60. Именно это обстоятельство побудило к исследовательской деятельности в этой сфере с целью определения условий сохранения здоровья учителей, учеников и их родителей.
Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в школе, личный пример педагогов поможет создать здоровое поколение.
В основном здоровье человека зависит от индивидуального образа жизни, поэтому я решила разработать проект, посвященный этой проблеме. Так как социум сильнее одноразового мероприятия, я решила реализовать проект в течение 9 месяцев (сентябрь-май).
Сроки реализации проекта: 2016-2017 учебный год
Краткое описание выполненного проекта:
Проект реализовался посредством участия в разных мероприятиях, проводимых в школе.
Работа по разработке и реализации плана мероприятий школы
сопровождалась специально организованными мастерскими при участии не только учителей, классных руководителей, но и учащихся школы – членов СФК «Олимп», организацией «круглых столов» по обсуждению достигнутых результатов, информированием информацией на стенде о выполнении поставленных задач.
По завершении каждого очередного этапа реализации проекта представление отчета и информирование о достигнутых результатах всех заинтересованных групп.
По завершении действия проекта планировалась публичная презентация полученных результатов.
Цель и задачи проекта
Цель: формирование потребности в здоровом образе жизни.
— формировать у учащихся систему знаний о здоровом образе жизни;
— формировать потребность в здоровье и сознательном ответственном отношении к нему;
— воспитывать нравственную культуру;
— воспитывать самопознание, умения и навыки по физическому и нравственному самосовершенствованию;
— воспитывать любовь к физкультуре и спорту;
— соблюдать режима дня и питания школьника;
— стремиться к здоровому образу жизни;
— привлекать внимание родителей и общественность к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей, сохранения и коррекции физического и психического здоровья ребенка.
Постановка задачи ученикам:
— привития учащимся навыков здорового образа жизни; привлечения подрастающего поколения к систематическим занятиям физической культурой и спортом; организация досуга учащихся; пропаганда физической культуры и спорта, как лучшее средство от любых болезней; закрепление и совершенствование умений и навыков, учащихся полученные ими на уроках; содействие в формировании жизненно — необходимых физических качеств; формирование физической красоты, силы, ловкости.
Соответствие образовательным стандартам
Понимание детьми, что здоровый образ жизни — основа полноценного развития.
Дети испытывают осознанную потребность, и необходимость соблюдения правил личной гигиены, режима дня занятий физической культурой, выполнение ежедневной утренней зарядки, в правильном полноценном питании.
Сформировано сознательно бережное отношение к своему здоровью, самому ценному — человеческой жизни и чувство ответственности за своё поведение.
Формируются умения, связанные с проектной деятельностью.
В успешной реализации проекта могут быть заинтересованы представители разных групп общественности:
— учащиеся 7«А» класса (инициативная группа);
— учителя, классные руководители;
— администрация МБОУ СОШ № 20.
Этапы реализации проекта
Продолжительность проекта – 9 месяцев. Реализация проекта осуществляется в четыре этапа: подготовительный, организационный, практический и заключительный.
Подготовительный этап (сентябрь).
В подготовительном этапе разрабатывается общий план работы. Указываются мероприятия на каждую неделю, предусматриваются часы для подготовки к мероприятиям и для консультаций, к теоретическим конкурсам. Проводится анализ существующей ситуации.
Организационный этап (сентябрь — октябрь).
Формируется группа ориентированных на освоение гуманистических вопросов и заинтересованных членов педагогического коллектива и учащихся.
Практический этап (октябрь — март).
Проводятся мероприятия согласно составленному плану с анализом каждого из них. Учитываются положительные моменты и указываются недостатки.
Заключительный этап (апрель).
На заключительном этапе проводится обобщение и подведение итогов проделанной работы. Проводится анализ динамики изменений ценностных установок у учащихся.
Проводится публичная презентация полученных результатов проекта.
Осуществляется посредством опроса учащихся (анкетирование, тестирование), которое проводится в конце года.
Содержание работы проекта
«ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ»
2016-2017 учебный год
Деятельность в рамках проекта
1. Реализация проекта начинается с мониторинга физического здоровья учащихся. Необходимо изучить медицинские карты, поговорить с фельдшером школы о группах здоровья, с учителем физического воспитания о показателях физической подготовки учащихся.
2. Провести анкетирование учащихся с целью выяснения их желания участвовать в проекте, и что они хотели бы узнать по теме проекта.
3. Родительское собрание с целью привлечения родителей к реализации проекта
4. Малый педсовет с учителями, работающими в классе с целью выяснения их заинтересованности в данном проекте.
5. Формирование групп с учётом интересов, индивидуальных особенностей, личных симпатий и распределение заданий и обязанностей внутри группы.
Участники проекта создают группу « Здоровый образ жизни» , приглашают единомышленников. Далее учащиеся делятся на группы, распределяются задания внутри группы (получение и обработка информации, оформление, презентация, трансляция опыта). Проводят утренние зарядки в школе. Помогают в проведении во всех спортивных мероприятиях.
В ходе реализации проекта осуществляется промежуточный контроль в форме отчётов всех участников проекта в группе «Здоровый образ жизни» . Такие отчёты помогают понять, в какой степени участники проекта – команда единомышленников. Текущий контроль осуществляется учителем, родителями, самими участниками проекта:
Соблюдать режим дня
Ежедневная утренняя зарядка
Прогулки на свежем воздухе
Одежда по сезону
Меньше стрессов, больше юмора
Долой вредные привычки
Жить в мире и согласии со своей семьей
План — график мероприятий
«Веселые старты» среди уч-ся 1-4 кл.
Соревнования волейболу 5-7, 8-11 отв. Малькевич Т.А., Растимишина Л.А.
Соревнования по гандболу отв. Малькевич Т.А., Растимишина Л.А.
Неделя «Антинарко». Профилактическая беседа «Полезны или вредны «энергетики».
Внутришкольные соревнования по настольному теннису.
Конкурс рисунков «Мир шахмат».
«Сильные, ловкие смелые» 5-7 классы.
«А ну-ка, парни!» отв. Дерябкин С.Е., ФСК «Олимп» Малькевич Т.А.
Круглый стол «Дети Кубани против наркотиков».
Конкурс рисунков, плакатов «Мы за здоровый образ жизни» 1-6 класс.
1 марта Всемирный День борьбы с наркотиками и наркобизнесом.
Тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни.
«Юные спортсменки» — 1-4кл., 5-7, 8-11 кл.«А ну-ка девушки!»
Веселые старты. « Папа, мама, я – шахматная семья семья» 1-4классы.
Беседы по профилактике курения, наркомании, алкоголя.
Акция «Защити себя и своих друзей».
День здоровья 1-11 кл. отв. Малькевич Т.А.
Школьный туристический слет. Праздник «За честь школы».
31 мая Всемирный День без табака.
Туристический слёт школьников. Спортивные игры, соревнования. Велопоходы.
Источник
Социальный проект по теме: «Мы за здоровый образ жизни»
специалист в области арт-терапии
ГБОУ СПО «Сеченовский агротехнический техникум»
«Мы за здоровый образ жизни»
Руководитель: преподаватель Стемасова М.Ю.
Подготовили : Лосева Надежда, Сидорова Елена, Корчагин Артем, Сулейманов Дамир
Название проекта: «Мы за здоровый образ жизни»
Направление проекта: содействие в сохранении и укреплении здоровья обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни.
Организаторы проекта: обучающиеся 13 и 21 группы ГБОУ СПО САТТ
Руководитель проекта: преподаватель – Стемасова М.Ю.
Сроки проведения: 2011-2013 г.
Участники проекта: обучающиеся техникума, преподаватели, родители.
Анализ ситуации и постановка проблемы:
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения положение о том, что успешность обучения определяется уровнем здоровья. Малоподвижный образ жизни, многочасовое сидение у телевизора и компьютера, учебные перегрузки, отсутствие здорового образа жизни во многих семьях, неправильное питание, неблагоприятная экологическая ситуация, и ряд других факторов являются главными причинами резкого ухудшения здоровья детей. В связи с этим в число основных приоритетов техникума входит – оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического, духовно-нравственного здоровья обучающихся. Для решения данной проблемы, необходимо эффективными, несложными в применении приёмами и методами, обеспечивающими максимально полный охват обучающихся и в то же время не нарушающие учебного процесса в техникуме проводить мероприятия, направленные на сохранение и укрепление здоровья студентов. Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирования позитивных установок по охране своего здоровья.
Цель проекта: формирование и развитие у подрастающего поколения культуры здорового образа жизни, укрепление нравственных ориентиров и сохранение физического и духовно-психического здоровья обучающихся.
-активная пропаганда здорового образа жизни;
— профилактика правонарушений, беспризорности и безнадзорности;
-стимулирование и поддержка деятельности самоуправления;
-формирование и развитие социально-коммуникативных, творческих и организаторских навыков;
-повышение двигательной активности обучающихся;
— формирование потребности коллективной работы;
-воспитание активной жизненной позиции, ответственного отношение к своему здоровью.
Содержание проекта и сроки реализации:
1.Подготовительный этап — включает в себя планирование, оповещение активов групп, разработка планов дел. Подбор информации, сценариев по теме проекта.
Октябрь 2011 г. Торжественное открытие недели «Мы за ЗОЖ»
-оформление стенда о ЗОЖ
— показ роликов социальной рекламы
24 декабря — День спорта — каждая группа на перемене показывает комплекс спортивных упражнений (оценивается позитивный настрой, синхронность, массовость)
-конкурс плакатов, видеороликов «Мы против наркотиков », «Мы за ЗОЖ»;
-конкурс, листовок, буклетов «Мы выбираем спорт»
-конкурс плакатов и рисунков совместно с родителями
-конкурс на лучший лозунг, кричалку, стихотворение о ЗОЖ
— акция Конфетку за сигаретку»
— проведение музыкально-театрализованного мероприятия с конкурсной программой «Чтоб здоровье сохранить, научись его ценить!»
— к онкурс снежных скульптур
Подведение итогов, награждение групп и самых активных участников.
В течение всего проекта проводятся классные часы на тему:
«Здоровье — бесценное богатство»; «Алкоголь-враг здоровья»; «Наркомания»
3. Рефлексия – выбор обучающимися лучших мероприятий недели «Мы за ЗОЖ» путём голосования.
— улучшение знаний детей о ЗОЖ;
— повышение мотивации к двигательной активности, здоровому образу жизни
— расширение опыта работы в коллективе;
— повышение уровня информированности о проблемах никотиновой, алкогольной и наркотической зависимости посредством проведения мероприятий, а также распространения буклетов, информационных листов, плакатов, рисунков;
— вовлечение в активную деятельность большого круга детей;
«Человек может жить до 100 лет. Но мы сами своей невоздержанностью, своей беспорядочностью, своим безобразным обращением с собственным организмом сводим этот нормальный срок до гораздо меньшей цифры».
Образ жизни — это понятие, характеризующее особенности повседневной жизни людей, определяемые данной общественно-экономической ситуацией, система поведения в процессе жизнедеятельности, основанная на личном опыте, традициях, принятых нормах поведения, на знаниях законов жизнедеятельности и мотивов самореализации. Данное понятие охватывает труд, быт, формы использования свободного времени, удовлетворения материальных и духовных потребностей, участие в политической и общественной жизни, нормы и правила поведения людей.
Здоровый образ жизни — это наиболее оптимальная система поведения человека в повседневной жизни, позволяющая ему максимально реализовать свои духовные и физические качества для достижения душевного, физического и социального благополучия. Это целостная, логически взаимосвязанная, целенаправленная система поведения человека, которую он осуществляет не по принуждению, а с удовольствием и уверенностью, что она даст положительные результаты.
Каждый человек стремится к комфортному состоянию, но, к сожалению, в повседневной жизни оно не всегда достижимо. Всегда есть множество факторов, «мешающих жить». В таких случаях у человека возникает чувство психологического дискомфорта. Большинство людей для выхода из стрессового состояния используют: свои внутренние ресурсы, обращаются за помощью к друзьям, близким людям или просто пережидают — «время лечит», считая «проблемные» периоды естественными явлением жизни.
Люди используют различные способы, чтобы справиться со стрессом, снять усталость, расслабиться. Для одних — это еда, для других — спорт, музыка, компьютерные игры, рыбалка, чтение, работа, коллекционирование и т.д. В норме эти способы поддержания психологического комфорта не мешают, а помогают и являются неотъемлемыми составляющими полнокровной, насыщенной эмоциями и общением жизни. Если же такой способ ставится во главу угла, отодвигая на второй план все остальное «жизненное», «человеческое», можно говорить о возникновении аддитивного поведения. Вероятность возникновения аддукции выше у людей, которые с трудом переживают даже кратковременные и «незначительные» затруднения, не умеют справляться с житейскими стрессами 1 .
Наркомания и алкоголизм являются одной из важных и сложных проблем нашего общества. Дальнейший рост числа наркозависимых среди детей и подростков создает предпосылки к угрозе национальной безопасности страны, связанной с эпидемией наркозависимости среди молодежи. Сложившаяся ситуация вызывает острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психоактивными веществами.
В сфере образования приоритетным направлением в решении проблем, связанных с формированием негативной зависимости, является профилактика: болезнь легче предупредить, чем лечить. Касаясь вопросов профилактики наркомании и алкоголизма, необходимо учитывать многоаспектность этого явления, а, следовательно, и сложность построения системы превентивных мероприятий. Современная школа в своей деятельности, как и прежде, стремится к единству процессов обучения и воспитания. Образовательному учреждению принадлежит ведущая роль в организации среди учащихся профилактики недисциплинированного поведения, нарушения ими норм морали, этики, а также в организации санитарно-просветительской работы по предупреждению табакокурения, алкоголизма и злоупотребления психоактивными веществами 2 .
Очень часто употребление психоактивных веществ несовершеннолетними является симптомом жизненно-личностного или социального (семейного) неблагополучия. Неправильное питание, гиподинамия, стрессы, потеря смысла жизни — это факторы, которые приводят детей, подростков и молодежь к употреблению алкоголя, табака, наркотиков. Подростки «выпадают» из сферы образования, ведут маргинальный образ жизни, совершают правонарушения. Это предполагает приоритет педагогических и социально-психологических воздействий при решении вопросов профилактики аддиктивного поведения в образовательной среде.
«Полагаться только на опыт наркологов в деле предупреждения табакокурения, алкоголизма, наркоманий и токсикоманий — значит, вообще ничего не менять. борьба с вредными привычками в отрыве от формирования здорового образа жизни не имеет смысла, ибо любая из вредных привычек — не первичное явление, она заполняет вакуум в системе воспитания именно там, где здоровье и здоровый образ жизни занимают одно из последних мест в системе ценностных ориентаций ребенка или подростка»
Наркомания и алкоголизм — социальная опасность для подростков
Если обратиться к большому энциклопедическому словарю, то в нем мы находим следующее определение: наркомания (от греч. narke — оцепенение и мания) — болезнь, характеризующаяся непреодолимым влечением к наркотикам, вызывающим в малых дозах эйфорию, в больших — оглушение, наркотический сон.
Термин «наркомания» этимологически связан с понятием «наркотик» (от греч. narkotikos- усыпляющий). Однако терминологическая неопределенность возникает сразу же, как только речь заходит о препаратах, не относящихся к группе опия, т.к. среди средств, отнесенных к наркотикам, лишь опиаты и ноксирон обладают снотворным воздействием. Другие же препараты по своей фармакологической активности являются психостимуляторами, психотомиметиками и т.д.
В настоящее время термин «наркотическое вещество» (наркотик) применяется по отношению к тем ядам или веществам, которые способны вызвать при их употреблении эйфоризирующее, снотворное, болеутоляющее или возбуждающее действие.
Кроме того, в литературе, посвященной проблеме наркомании, встречается точка зрения, что наркотик — это вещество, удовлетворяющее трём критериям:
Медицинский критерий: это вещество оказывает специфическое (седативное, стимулирующее, галлюциногенное и др.) влияние на центральную нервную систему.
Социальный критерий: немедицинское употребление вещества имеет большие масштабы, и последствия этого приобретают социальную значимость.
Юридический критерий: данное вещество признано законодательством наркотическим.
В медицинской энциклопедии алкоголизм определяется так: это заболевание, вызываемое систематическим употреблением спиртных напитков, характеризующееся влечением к ним, приводящее к психическим и физическим расстройствам и нарушающее социальные отношения лица, страдающего этим заболеванием.
Впервые термин «Алкоголизм» был применен в 1849 году шведским врачом и общественным деятелем М. Гуссом (Хусс; М.Huss) для обозначения совокупности болезненных изменений, происходящих в организме под влиянием употребления спиртных напитков. В современном понимании биологическое и медицинское значение термина «Алкоголизм» неотделимо
от его социального содержания. Однако не следует ставить знак равенства между пьянством (неумеренным потреблением спиртных напитков), как формой антиобщественного поведения, и алкоголизмом, как болезнью. Пьянство порождает алкоголизм, но не является болезнью.
Наркоман — социальный труп. Он равнодушен к общественным делам. Его
ничто не интересует. Приобретение и употребление дурманящих веществ становится смыслом его жизни. И еще одна особенность. Наркоманы стремятся приобщить к своему увлечению других. Недаром наркоманию иногда называют эпидемическим неинфекционным заболеванием. Кратковременный период иллюзии после приема дурмана сменяется нарушением сознания, судорогами. Подростки неожиданно теряют интерес к учебе, работе. Наступает объективное разрушение личности и ее отчуждение от общества. Большинство наркоманов в браке не состоят и не имеют детей. А среди детей, родившихся у наркоманов, велик процент аномалий в развитии, врожденных уродств, повреждений мозга. Наркоман не возвращает обществу затраченные на его воспитание и образование средства, не участвует в производстве.
Медицинское его обслуживание и лечение дорого и малоэффективно. В среде наркоманов нередки попытки к самоубийству, главным образом путем сознательной передозировки наркотиков. Так что последствия одурманивания трагичны как для отдельного человека, так и для общества в целом. Хроническое отравление организма наркотическими препаратами приводит к потере нравственной сдержанности. Угасают жизненные устремления и интересы.
Человек утрачивает родственные чувства, привязанность к людям и даже некоторые естественные влечения. Наркотическое одурманивание и серьезные недомогания делают обременительными учебу и работу, ведут наркоманов к тунеядству. Под влиянием общественного мнения наркоман вынужден скрывать свой порок. Он ищет поддержку в какой-либо группе, которая приняла бы его. Обычно это, так называемые, отбросы общества; присоединяясь к ним, наркоман сам исключает себя из прежнего коллектива. Наконец, наркомания ведет к крайнему истощению организма, значительной потере массы тела и заметному упадку физических сил. Кожа становится бледной и сухой, лицо приобретает землистый оттенок, появляются также нарушения равновесия и координации движений. Развивающийся порок требует все более частого приема наркотиков во все увеличивающихся дозах .
Необходимость постоянного их добывания толкает наркомана на путь
преступления: кражи, взломы аптек, подделки рецептов, даже убийства.
Наркотики сегодня всюду. Они пришли в школы, колледжи, на дискотеки и молодежные вечеринки, в воинские части и бизнес — клубы. Посмотрите вокруг внимательно. Не сидят ли в вашем дворе подростки, заснувшие с сигаретой в руках, которая вот-вот обожжет пальцы? Вы думаете, они пьяны? Разбудите их — алкоголем и не пахнет. Случайность? А зачем этому парню «Трамал», который он купил без рецепта в соседней аптеке? А откуда в подъезде этот запах, как будто жгли прошлогоднюю траву? Почему во дворе под снегом инсулиновые шприцы? Спросите у дворника и слесаря, сколько их в подвалах и на чердаках. Что это — эпидемия диабета? Нет, это эпидемия наркомании. Невольно возникает вопрос: почему наркомания пускает свои корни особенно успешно в молодежной среде? Именно потому, что подростковый возраст — период выбора самостоятельного образа жизни и собственных ценностей, период отрицания принятых критериев, авторитетов, когда возрастает значение микросреды, товарищей, стремление не отстать от сверстников. Плюс любопытство, скука и слова уже сформировавшихся наркоманов о том, какое это удовольствие.
Подталкивает нездоровая обстановка в семье, когда дети нередко становятся жертвами побоев, скандалов, оскорблений.
Молодежная среда сейчас, увы, считает нормой времяпрепровождение с наркотиком. Мало того, в некоторых молодежных течениях потребление наркотиков — ритуал, реализация жизненной концепции, символ, сближающий группу людей и противопоставляющий ее остальным. Но что же это за группа? Наркотическая группировка — это неформальная группа людей, объединенных общими наркотическими интересами. Такой группой может стать подростково — юношеская компания, участники которой начали употреблять наркотические вещества, или же она изначально формируется на основе общей потребности в этих веществах. Человека, начавшего употреблять наркотики, сближает с группой наркоманов наркотическая взаимопомощь. Они имеют возможность вместе доставать зелье и, отгородясь ото всех, употреблять его. Опыт показывает, что дети с повышенным риском проблем в развитии и поведении, с наклонностью к злоупотреблению ПАВ могут быть «болевой точкой» любой семьи. Несомненно, их больше в дисфункциональных и асоциальных семьях. Следует также сказать, что семьи с «проблемными детьми» могут быть из всех слоев общества и, несмотря на это, их связывают общие трудности детей, доставляющих беспокойство.
Источник