Меню

Социальный проект с детьми ограниченными возможностями здоровья

Проект по социализации ребёнка с ОВЗ «Мы вместе»

Разделы: Логопедия

Актуальность проблемы

Современное общество характеризуется разворачивающимися инновационными преобразованиями различных сфер жизнедеятельности человека, в том числе и в социальной. Главным ориентиром в новой социально-экономической ситуации стали интересы ребёнка, создание наиболее адекватных педагогических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ребёнку с особенностями в развитии необходима целенаправленная помощь в построении эффективных поведенческих стратегий. Правильно организованная среда в дошкольном учреждении способствует накоплению у ребёнка конструктивного опыта коммуникативного взаимодействия, учит его отстаивать свои интересы, не нарушая при этом интересов и потребностей окружающих, учит социально-приемлемыми способами выражать своё несогласие, свои возражения, своё негодование по поводу ущемлений его желаний.

Перед педагогами нашего образовательного учреждения встала задача помочь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья освоить социальный опыт, включить его в существующую систему межличностных отношений. Неправильно выстроенные отношения в группе между детьми и ребёнком-инвалидом, ослабляет его социальную значимость, обособляет его от нормального здорового детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекая на признания своего неравенства, неконкурентноспособности по сравнению с другими детьми. Главная проблема ребенка с ОВЗ состоит в том, что нарушена его связь с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и со взрослыми, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования.

Свою задачу мы видим в том, чтобы создать благоприятную социально-педагогическую развивающую среду, включающую организованное предметно-игровое пространство, обеспечение условий для эмоционального, познавательного коммуникативного развития, для развития всех видов деятельности.

Цель проекта: создать условия для социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья через построение социально-педагогической развивающей среды.

Задачи проекта:

  • Вовлечение ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в образовательный и воспитательный процесс.
  • Выявление особенностей межличностных отношений ребёнка с особенностями в развитии с детьми группы
  • Повышение уровня социальной активности, активной жизненной позиции ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
  • Внедрение современных образовательных технологий

Ожидаемые результаты

Участники проекта

Ожидаемый результат

Расширение круга познавательных интересов ребёнка с ОВЗ. Повышение качества обучения ребёнка с ОВЗ

Снижение коммуникативных барьеров и как следствие повышение социальной активности ребёнка с ОВЗ

Уменьшение факторов социально-психологической напряженности в семье, имеющей ребенка с особенностями развития

3. Ребёнок, педагоги Формирование навыков общения с ребёнком с ОВЗ. Развитие толерантного отношения к ребёнку с особенностями развития.

Адаптация образовательной программы, методических рекомендаций, разработка сценариев мероприятий.

Показатели результативности и эффективности проекта

  • Создание социально-педагогической развивающей среды, включающей организованное предметно-игровое пространство
  • Активность участников взаимодействия — родителей, педагогов и ребёнка, предполагающая интерес, желание участвовать в совместной деятельности, способность ее инициировать, поддерживать и развивать.
  • Участие ребенка с ОВЗ в различных мероприятиях, конкурсах.
  • Повышение показателей качества обученности ребёнка.
  • Познавательная активность ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
  • Привитие толерантного отношения детей группы к ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Описание основных мероприятий проекта

  • Подготовительный этап.
  • Формирование группы участников проекта, направленного на социализацию ребёнка с ОВЗ.
  • Сбор информации (рекомендации ЦМППК, опрос родителей).
  • Логопедическое обследование ребенка с нарушением слуха.
  • Консультация психолога по адаптационному периоду ребёнка с нарушением слуха.
  • Изучение методической литературы по работе с детьми, имеющими нарушение слуха.
  • Работа с родителями ребёнка по выявлению запроса в образовательном процессе и социализации ребёнка в среде слышащих сверстников.
  • Диагностика возможной коммуникативной деятельности.
  • Прогнозирование результатов.

Разработка методов реализации проекта

  • Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха учителем-логопедом, воспитателем, инструктором по физической культуре, музыкальным руководителем.
  • Составление плана мероприятий по социализации ребёнка с ОВЗ.
  • Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросе знаний об особенностях образовательного процесса с детьми с нарушением слуха.
  • Изменение неверного представления у детей группы по отношению к ребёнку с ОВЗ.
  • Разработка игровых тренингов, сценариев, мероприятий, ролевых игр, направленных на интеграцию ребёнка с ОВЗ в коллектив слышащих сверстников.

Календарный план по реализации проекта

Направления работы

Пути реализации

Сроки

1. Сбор информации Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей Сентябрь 2. Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ Диагностика состояния речи ребёнка Сентябрь 3. Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Сентябрь 4.
Читайте также:  Закаливание важный фактор здоровья

Организация адаптационного периода

Логопедическое обследование ребёнка с ОВЗ

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.

Учёт рекомендаций ЦМППК, опрос родителей

Диагностика состояния речи ребёнка

Разработка индивидуального образовательного маршрута для ребёнка с нарушением слуха

Составление плана работы с учётом возможностей ребенка Организация адаптационного периода

Учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребёнка.
Создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками

Развитие коммуникативных навыков Организация ежедневного «Утра радостных встреч».
Цикл бесед «Добро живёт рядом»
Индивидуальные фотовыставки «Я – маленький». «Моя семья»
Поощрение общения детей с Максимом.
Конструктивная помощь в решении возникающих конфликтов, предложение друг другу альтернативы, обучение договариваться, извиняться и прощать друг друга.
Поощрение вежливого обращения ребёнка к детям и взрослым, пресечение деструктивного поведения по отношению к детям. В течение года 6. Формирование игровой деятельности

Обучение обращаться с просьбой, просить о помощи, принимать ее и предлагать другим свою помощь,
Коммуникативные игры «Зеркало», «Потерялась …девочка», «Ожившие игрушки», «Солнечные зайчики»
Дидактические игры «Что правильно — что неправильно»
Творческий познавательный проект «Волшебство новогодних игрушек»
Помощь в налаживании совместной игровой деятельности.
Перевод самой игровой деятельности на более высокую ступень: от игры «рядом» к игре «вместе»;
Обучение делать что-то по очереди или согласно принятой на себя роли, следовать правилам.

«Уроки по безопасности жизнедеятельности»

Краткосрочный проект (декабрь-январь)

Участие в праздновании «Дня именинника» (своего и других детей)

Участие в театрализации, утренниках, экскурсиях, детско-родительских гостиных.

Обучение различным формам социально-приемлемого поведения в разных ситуациях: в гостях, при вручении подарков, в магазине и т.п. (театрализация или ролевые игры на различных мероприятиях),

Учить в приемлемых формах выражать свои эмоции, как положительные, так и отрицательные, сочувствовать и поддерживать других в их переживаниях

Формирование правильной самооценки и сбалансированности эмоциональных состояний.

октябрь — экскурсия в пожарную часть

Ноябрь — гостиная «День матери»

Декабрь, февраль, март, апрель – тематические утренники

8. Привитие культурно-гигиенических навыков и трудового воспитания

Обучение взаимодействию со сверстниками и взрослыми;
формирование приемлемых норм поведения в общении со сверстниками.
Формирование представлений об окружающем мире и о себе. Повышение уровня познавательной активности (любознательность, готовность к преодолению трудностей и т.д.)
Оформление фотовыставки о совместном мероприятии (лепка снежной бабы)

Участие в акции «Покорми птиц»
Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Работа с родителями

Обучение оказанию помощи при осознании необходимости в ней других людей, животных, птиц.

Методы организации работы с родителями по социальному воспитанию ребёнка:
беседы, консультации, показ занятия; включение родителей в совместное выполнение упражнений в ходе занятий; подбор дидактических материалов, практические консультации по подбору дидактических игрушек, игр и заданий, направленных на социальное развитие; помощь в подборе литературы, освещающей вопросы воспитания, обучения и развития детей-инвалидов.

Консультации:
«Возрастные особенности и проблемы социального развития ребенка с нарушенным слухом»; «Эффективные приемы воспитания и развития ребенка дошкольного возраста»;
«Требования к ребенку и его обязанности в семье» «Значение игры в познавательном и социальном развитии ребенка»

Литература.

  1. Сборник научно-методических материалов под ред. А.Ю.Белогурова, О.Е.Булановой, Н.В.Поликашевой «социализация детей с ОВЗ на современном этапе» М.: Издательство «Спутник», 2014.
  2. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг общения с ребёнком. – СПб, 2002.
  3. Ковалёва Е.М. Дети-инвалиды в современном обществе. – М.: Лист-Нью. -2005.
  4. Солодянкина О.В. Воспитание ребёнка с ограниченными возможностями здоровья в семье. – М.: АРКТИ. 2007.

Источник

Социальный проект «Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей
проект на тему

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья,необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно — досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

Представленный проект был разработан с целью создания в школе условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Читайте также:  Факторы риска для здоровья человека алкоголь

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnyy_proekt_semeynyy_klub.doc 119 КБ

Предварительный просмотр:

«Семейный клуб» для детей с ОВЗ и родителей

Разработчик: Замойская Н.Г. методист

Традиционно проблемы семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, рассматривались исключительно через призму проблем самого ребенка. Работа с родителями такого ребенка в большинстве случаев ограничивалась консультациями по вопросам его обучения и воспитания, но при этом упускался из внимания очень серьезный аспект — эмоциональное состояние самих родителей и его влияние на ребенка с особенностями развития.

Инвалидность ребенка становится причиной глубокой и продолжительной

социальной дезадаптации всей семьи, эмоциональное состояние родителей

заставляет их порой отказаться от большего количества привычных контактов как с друзьями, так и с родственниками. Длительность психического стресса, который испытывают родители, приводит к различного рода психосоматическим расстройствам. Со временем стресс не только не уменьшается, но может и увеличиться: растут заботы, связанные с взрослеющим ребенком, растет тревога за его будущее.

Уже стало аксиомой утверждение, что несчастная мать, с высоким уровнем тревожности, низкой самооценкой не сможет воспитать счастливым и успешным даже здорового ребенка. Искажение родительского отношения может вызвать у детей с проблемами здоровья вторичные нарушения.

Создание и поддержание в семье здорового психологического климата служит гарантией гармоничного развития личности ребенка и его успешной социализации. Только в семье закладывается, так называемая «модель взаимодействия с миром».

Важной задачей в воспитании детей с особенностями развития является формирование у них чувства уверенности в своих силах, воспитание социальных, трудовых и эстетических установок, расширение сознания и совершенствование взаимодействия с окружающим миром. Получение навыков социализации является одним из самых важных и необходимых условий реабилитации детей с особыми потребностями.

Именно родители могут создать благоприятную среду для перемен, дать ребенку стимулы для роста, направить его развитие и дать чувство защищенности, столь необходимое в процессе формирования адекватного для дальнейшей успешной социализации отношения к миру.

При этом выбор того или иного вида деятельности не навязывается ребенку, а основывается на его психологических особенностях и склонностях. Самым ценным личностным сдвигом в результате можно считать пробуждающийся у ребенка активный интерес к жизни, стремление преодолеть недуг, осознание своего состояния.

Для того чтобы оказать максимальную поддержку ребенку с особыми потребностями, родителям необходимо постоянно поддерживать собственные внутренние ресурсы. Становясь родителем, человек не перестает быть личностью, которая нуждается в поддержке и развитии, отдыхе, собственном пространстве и не перестает быть мужчиной или женщиной. Хобби, увлечения, занятия спортом, забота о себе и общение с друзьями могут обеспечить необходимый уровень жизненной активности, повысить реабилитационный потенциал родителей.

Понимание своих эмоций и чувств дает возможность человеку признавать и легализовать важные для него переживания. Возможность проанализировать причину своего беспокойства, получить необходимую информацию и поддержку в группе – все это снижает риск проявления разрушительных форм поведения. А мы уже знаем, что душевное равновесие родителей очень важный компонент в деле воспитания особого ребенка.

Взаимодействие между родителями и детьми, с одной стороны, и специалистами, с другой – это лишь одна из многочисленных ситуаций взаимодействия, в которые приходится вступать семьям. В рамках «Семейного клуба» проходят встречи родителей со специалистами, сопровождающими ребенка. Родители могут получить ответы на интересующие их вопросы, проконсультироваться, обсудить различные точки зрения на обучение и реабилитацию ребенка и поучаствовать в разработке программы его комплексного сопровождения.

Во время занятий родители знакомятся с родителями других особых детей, делятся с ними своими историями и узнают, что вынуждены справляться с одними и теми же проблемами. Кроме того, в группах поддержки для родителей они узнают о возможности общественной деятельности и защиты своих прав. Общаясь с другими семьями, родители получают информацию о стратегии и тактике успешных действий, призванных снизить стресс и чувство изоляции. В ходе групповой работы появляется возможность выработать стратегию возвращения в общественную активность, из которой семья оказалась временно выключена, – посещение театров, музеев, концертных залов, походы в кино или на стадион, ужины в кафе, встречи с друзьями.

Необходима совместная деятельность, которая будет обеспечивать семью ресурсом для воспитания и развития особого ребенка. Очень важно по возможности привлекать к помощи родственников, друзей. Радость и чувство удовлетворения, возникающие в процессе совместного творчества и общения, являются залогом эффективного взаимодействия в семье.

Для повышения уровня социальной, психологической и педагогической компетентности родителей, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима системная разработка и реализация образовательных, социальных, культурно — досуговых программ, которые будут способствовать сохранению их жизненной активности, расширению круга общения, а также будут являться залогом стабильности внутрисемейных отношений.

Цель проекта – создание условий, способствующих социокультурной адаптации семей, имеющих ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

  • Расширение сферы общения семей, формирование навыков адекватного взаимодействия с окружающим миром.
  • Оптимизация детско – родительских отношений
  • Повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей
  • Формирование навыков эффективной коммуникации
  • Гармонизация внутреннего состояния, поиск и осознание личностных ресурсов родителей и детей
  • Изучение, сохранение и передача семейных традиций и ценностей
  1. Сотрудничество со специалистами школы
  • Организация по запросу родителей индивидуальных консультаций со специалистами по сопровождению и ведению ребенка в учебно – воспитательном процессе.
  • По итогам консультации совместная разработка программы индивидуального развития ребенка.
  1. Повышение информационной компетентности родителей
  • Проведение тематических встреч с целью обсуждения актуальных юридических, психологических, педагогических проблем. Планируется организация встреч со специалистами школы и приглашенными специалистами.
  1. Организация и планирование работы групп для родителей и детско – родительских групп
  • Проведение занятий для детско — родительских групп и группы для взрослых
  • Планирование и подготовка Семейным клубом совместных с детьми мероприятий, праздников, выездов
  • Участие семей в работе воскресного пешеходного клуба
  • Участие в программе «Семейный реабилитационный туризм»

Основные методы, используемые на детско-родительских занятиях – индивидуальная и совместная игра, наблюдение и коррекция детско-родительского взаимодействия.

При работе с родителями используется метод беседы, информирование, ответы на вопросы и групповая дискуссия.

С целью повышения эффективности программы семьям даются домашние задания на включение в работу отсутствующих на занятиях членов семьи, а так же для отработки знаний и навыков, полученных в процессе работы группы.

Структура детско–родительских занятий включает в себя приветствие, разогрев, работу в детско-родительской паре, взаимодействие между семьями, коллективную игру и ритуал прощания.

В реализации проекта будут участвовать:

  • Семейные группы, сформированные на базе классов начальной и основной школы
  • Группа самоподдержки для родителей, выразивших желание принять участие в проекте

2. Привлеченные партнеры

  • Музеи, театры, библиотеки, литературные кафе
  1. ОПИСАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ХОДЕ ПРОЕКТА

I этап. Подготовительный.

В рамках подготовительного этапа планируется:

  • Формирование семейных групп
  • Анкетирование: выявление, обсуждение и анализ запросов участников проекта
  • Организация взаимодействия с социальными партнерами (музеи театры, библиотеки, кафе)
  • Разработка программы занятий детско-родительских групп и родительской группы самоподдержки. Программы будут разработаны с учетом потребностей участников проекта и результатов анкетирования. Планируется провести 7 занятий в каждой детско – родительской группе, 4 занятия для группы родителей
  • Планирование выездных мероприятий. В течение года предусмотрено 4 выезда в музеи Санкт – Петербурга для семей – участников проекта. Посещение театров, концертных залов, кафе планируется по запросу семейных групп.
  • Размещение информации о начале проекта на сайте школы.

II этап Основной

В ходе основного этапа реализации проекта планируется провести:

  • 7 занятий для каждой детско – родительской группы (8 -15 чел.)

3 занятия будут посвящены детско-родительским отношениям, осознанию индивидуальных особенностей друг друга, формированию навыков разрешения конфликтов, конструктивного взаимодействия внутри семьи и за ее пределами, созданию благоприятного эмоционального микроклимата в группе.

2 занятия будут направлены на изучение и формирование семейных традиций, осознание и передачу межпоколенных ценностей

2 занятия будут способствовать поиску внутренних ресурсов детей и родителей, формированию позитивных эмоциональных установок, мотивации к семейному творчеству, изучению различных форм проведения досуга и расширению круга общения, возникновению новых сфер совместной деятельности.

Продолжительность каждого занятия 2 часа. Занятия будут проводиться 1 раз в месяц в течение 7 месяцев (с октября по апрель).

Источник

Adblock
detector