Проект «Культура здоровья»
проект на тему
Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kultura_zdorovya.doc | 63 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Культура здоровья»
Здоровье детей и подростков является актуальнейшей проблемой и предметом первоочередной важности. Анализ состояния здоровья населения России по данным организационной статистики показывает, что оно намного хуже, чем в большинстве индустриально развитых стран, и следует ожидать его дальнейшего ухудшения, если существенно не будет изменены многие условия, влияющие на здоровье.
За последние 10 лет число школьников с хронической патологией возросло в 1,5 раза. За время обучения 70% функциональных расстройств переходят теперь в стойкую хроническую патологию к окончанию школы, в 4-5 раз возрастает заболеваемость органов зрения, в 3 раза – органов пищеварения, в 2 раза – число нервно-психических расстройств. Наиболее значительный прирост всех нарушений состояния здоровья отмечен в 7, 10 лет и в период от 12 до 17 лет. При этом считается, что отрицательное влияние внутришкольной среды и прежде всего перегрузок в начальной школе составляет 12%, а в старшей – 21%.
Физиологическая цена школьных перегрузок хорошо известна – развитие астенических состояний, ухудшение зрения, обострение хронических заболеваний. Однако до сих пор ни дома, ни в школе дети все еще не получают систематических знаний о своем здоровье, о том, как его сберечь, не имеют представления о поведенческих рисках, не имеют практических навыков заботы о собственном здоровье.
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся.
В погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется фундаментальная основа для полноценного и гармоничного развития личности — ее физическое и духовное здоровье.
Основная задача школы — создание необходимых условий, отвечающих состоянию здоровья школьника.
Школа – один из первых социальных институтов, с которым сталкивается человек в процессе своего биологического и социального становления. Пока ребенок растет и формируется, педагоги, врачи, психологи, администраторы, родители и все, от кого это зависит, должны приложить максимум усилий к тому, чтобы школа не была, перестала быть фактором, вредящим его здоровью. Школа должна быть образцом такой среды, которая способствует наиболее полному раскрытию задатков человека и в то же время реально готовит его к будущей жизни. Только совместными усилиями, действиями школы, семьи, социальных институтов можно разрешить проблемы сохранения и укрепления здоровья школьников.
Исходя из вышеизложенного, мы предлагаем проект «Культура здоровья» по сохранению здоровья и формированию у учащихся потребности в здоровом образе жизни.
Если образовательный процесс в школе организован с учетом психологического комфорта и ценности каждой индивидуальной личности, индивидуальных психофизиологических особенностей учащихся, предоставляет возможности для творческой деятельности и самореализации личности, то будет сохранено здоровье учащихся, сформированы навыки и позитивное отношение к ЗОЖ.
Создание модели образовательного процесса самоактуализации и здоровья, обеспечивающей развитие личности, сохранение и укрепление ее здоровья, формирование навыков ЗОЖ.
- Создание системы мотивации педагогического коллектива на сохранение и укрепление здоровья учащихся.
- Создание здоровьесберегающей образовательной и воспитательной среды.
- Комплексная диагностика.
- Общие оздоровительные мероприятия.
- Профилактические мероприятия.
- Физкультурно-оздоровительные мероприятия.
- Педагогика здоровья:
- пропаганда здорового образа жизни;
- обучение навыкам ЗОЖ;
- вовлечение родителей в систему общешкольных мероприятий;
- проектная деятельность;
- уроки здоровья;
- психологическая и логопедическая помощь.
— мониторинг заболеваемости учащихся
-системный анализ деятельности педагогического и ученического коллективов
— методы самоанализа и самодиагностики
Принципы построения работы
- системный подход – взаимодействие различных специалистов всех уровней (администрации школы, психолога, логопеда, медицинского работника, классных руководителей, учителей-предметников, родителей);
- комплексный подход – использование целого комплекса различных методов и приёмов при организации здоровьесберегающей среды;
- индивидуальный подход – учёт индивидуально-типологических и психофизиологических особенностей учеников ( их мотивацию, ценности, самосознание);
- позитивный подход – опора на сильные стороны в личности и поведении ребёнка; позитивная ориентация работы (учить тому, что нужно делать для сохранения здоровья, а не бороться с недостатками);
- гуманистический подход – признание активной роли самого ребёнка в сохранении своего здоровья, его право на выбор, вера в способность учащегося делать правильные выборы (ребёнок — не пассивный объект воздействия, а активный субъект).
Учебно-воспитательный процесс в образовательном учреждении, направленный на сохранение и укрепление здоровья обучающихся как фактора их личностного развития.
Реализация проекта «Культура здоровья» планируется по следующим направлениям:
- образовательный процесс (в рамках изучения отдельных предметов школьной программы: «Окружающий мир», «Природоведение», «Физическая культура», «Основы безопасности жизнедеятельности», элективные курсы);
- внеклассная работа;
- психологическая, логопедическая помощь .
Образовательный процесс – классные руководители, учителя – предметники.
Внеклассная работа – заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители.
Спортивно-оздоровительная деятельность — учителя физической культуры.
Психологическая, логопедическая помощь – педагог-психолог, учитель-логопед.
Учащиеся 1 классов, 5 классов.
Учителя – предметники, классные руководители, заместитель директора по ВР, педагог –психолог, учитель – логопед, медицинская сестра.
Стратегия развития экспериментальной деятельности
- Формирование системы мотивации педагогического коллектива на активную творческую работу направленную на формирование культуры здоровья учащихся.
- Определение механизмов и технологий, обеспечивающих эффективность, целостность, системность, интегративность, преемственность процесса формирования культуры здоровья, физического воспитания и развития детей.
- Обеспечение эмоционального благополучия детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса и режима работы МОУ.
- Создание и подкрепление мотивации родителей на объединение усилий по развитию личности, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию навыков ЗОЖ.
Мониторинг физического развития. Анкетирование.
Заполнение паспортов здоровья. Составление критериальных карт. Составление плана работы заместителей директора по ВР, УВР, ОБЖ, классных руководителей, учителей физкультуры.
Модель системы работы. Проведение мероприятий в соответствии с планами работы.
Комплексная диагностика. Промежуточный мониторинг.
Общие оздоровительные мероприятия.
Отчеты классных руководителей. Информационные справки о результатах проекта.
Итоговый анализ, разработка рекомендаций
Публичный отчет об итогах реализации проекта, сводный анализ паспортов здоровья обучающихся. Разработанные программы элективных курсов, курсов внеурочной деятельности.
1. Увеличение количества детей, сохранивших свое психическое и физическое здоровье.
2. Овладение выпускниками I и II ступеней знаниями о ЗОЖ и осознание ответственности за свое здоровье.
3.Организация многосторонней образовательной деятельности и воспитательной работы, как основы для самореализации личности и развития способностей.
4. Готовность учителя, как участника создания здоровьесберегающей среды, строить образовательный процесс, заботясь о сохранении здоровья учащихся через поиск здровьесберегающей деятельности и повышение педагогической культуры.
- здоровье – важный показатель благополучия человеческой жизни.
- здоровье – одна из ценностей человеческого бытия.
- каждый человек ответственен за свое здоровье.
- сохранение и приумножение здоровья требует определенных знаний о нем.
- безопасное поведение связано с приобретением определенных умений
- характеризуют признаки физического и душевного здоровья.
- знают основные правила личной и общественной гигиены.
- объясняют, как можно передать свои знания о здоровье другим людям (дать совет или оказать практическую помощь)
- что здоровье свойство их организма.
- о здоровье физическом и душевном.
- теоретические и практические знания, которые они приобрели , можно использовать для сохранения и укрепления физического и духовного здоровья
Методики диагностики эффективности
- Тест тревожности А.М. Прихожан.
- Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса .
- Методика диагностики учебной мотивации «Цветовой рейтинг предметов» (модифицирована Винобер Т.А. на основе цветового теста Люшера).
- Анкета на основе методики оценки уровня школьной мотивации Н. Г. Лускановой
- Методика «Социометрия» Джордж Морено.
- Оценка физической подготовленности обучающихся.
- Анкета «Мое здоровье».
- Анкета «Домашнее задание»
- Анкета «Учебная нагрузка»
- Тест Аппелса.
- Анкета «Вредные привычки»
Источник
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «НАШ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ!»
проект
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
Как же сохранить здоровье в стенах ГКУСО КК «Ейском социально – реабилитационном центре развития для несовершеннолетних» ?
Одним из ответов на этот вопрос стала разработка проекта «Наш путь к здоровью».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnyy_proekt_.docx | 36.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»
«НАШ ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ!»
Выполнила воспитатель Кобыльникова А.П.
2018-2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПАСПОРТ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА
«Ейский социально-реабилитационный центр развития для несовершеннолетних»– территория здоровья
«Наш путь к здоровью!»
Воспитатель Кобыльникова А.П.
Воспитанники ГКУСО КК «Ейском социально – реабилитационном центре развития для несовершеннолетних»
Воспитатель Кобыльникова А.П.
Проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди воспитанников Ейского социально-реабилитационного центра развития для несовершеннолетних, понимания ценности здоровья, его сохранение и укрепление в стенах СРЦРН.
ПРОБЛЕМА. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА
Здоровье – самое дорогое, что есть у человека. Бережное отношение к своему собственному здоровью нужно воспитывать с самого детства.
Проблема сохранения здоровья остается самой острой социальной проблемой общества. Современный человек все более осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности и улучшении здоровья.
Как же сохранить здоровье в стенах ГКУСО КК «Ейском социально – реабилитационном центре развития для несовершеннолетних» ?
Одним из ответов на этот вопрос стала разработка проекта «Наш путь к здоровью».
Пропаганда общественных ценностей, направленная на воспитание интеллектуальной, высоко-духовной и физически здоровой личности, способной к творческому созиданию.
Формирование мотивации здорового образа жизни, воспитание убеждённости и потребности в нем – через участие в конкретных разнообразных видах деятельности.
— пропагандировать здоровый образ жизни;
— расширять и активизировать спортивную жизнь;
— всемерно использовать возможности для привлечения воспитанников СРЦРН к активной жизни, укреплению здоровья и ведению ЗОЖ;
— способствовать формированию сознательного отношения к своему здоровью.
Проект рассчитан для воспитанников СРЦРН , которые способны реализовать данную идею за 2018 год.
1.Информационно-методическую работу по данному проекту.
2. Проведение анкетирования, конкурсов, соревнований, экскурсий.
3. Создание учащимися буклета, газеты,развитие исследовательской деятельности среди воспитанников СРЦРН .
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
- 1)анкетирование 2) мозговой штурм
- основной этап
«В гостях у Мойдодыра».
День здоровья, игры на свежем воздухе, экскурсии.
изготовление книжек-малышек, конкурс рисунков, фото-коллаж, инсценировки.
Составили план работы каждой группы, провели работу в группах, обобщили отобранный материал, обсудили конечный продукт.
Защита учащимися своих работ. Праздник: «Путешествие в страну здоровья».
Срок реализации этапа: сентябрь 2018 года – ноябрь 2018 года
Задачи данного этапа:
— изучение и анализ информационного и технического обеспечения проекта;
— проведение просветительской, исследовательской и агитационной деятельности, направленной на пропаганду среди воспитанников, понимания ценности здорового образа жизни.
1. Создание благоприятной среды для развития личности и сохранения здоровья детей.
2. Развитие у воспитанников интереса к занятиям, способствующим укреплению здоровья.
1 этап. Подготовительный .
Разработка проектного задания. В первый организационный день мы предложили тему проекта: « Путь к здоровью», сформировали проблему: что означает понятие «Здоровый образ жизни»? Определили вопросы для совместной работы в группах: Как начать здоровый образ жизни? Что бывает причиной возникновения болезней, усталости, плохого самочувствия, аппетита, сна? Что нужно делать для того, чтобы сохранить здоровье? На этом этапе, по желанию, скомплектовали группы. Каждый воспитанник выбрал определенную сферу деятельности .
2 этап. Практический.
Составили совместный план работы. В него включили общие для групп мероприятия:
«Путешествие за цветком здоровья» , «В гостях у Мойдодыра».
День здоровья, игра «Зов Джунглей», игры на свежем воздухе, экскурсии.
Изготовление книжек-малышек, конкурс рисунков, постановка спектакля.
Составили план работы каждой группы, провели работу в группах, обобщили отобранный материал, обсудили конечный продукт.
Составили план работы каждой группы.
Провели работу в группах.
Работа в группах
Каким должен быть режим дня школьника?
Наша группа изучала общественное мнение. Мы разработали вместе с воспитателем анкету для воспитанников СРЦРН.В анкету мы включили следующие вопросы:
— Знаете ли вы, что такое здоровье?
— Часто ли вы болеете?
— Что вы делаете, для того чтобы не болеть?
И выяснили, что основная часть опрошенных детей, не знает, что такое здоровье.
40% опрошенных часто болеющие дети.
60% болеют, но редко.
На вопрос: «Что вы делаете, чтобы не болеть?»
10% опрошенных ответили, что ходят к врачу на приём.
10% опрошенных ответили, что занимаются спортом.
80% опрошенных — пьют витамины.
Мы обратились к нашей медсестре Татьяне Владиславовне с вопросом: «Кто чаще всего болеет?» Она нам ответила, что чаще всего болеют дети, которые не занимаются спортом, не соблюдают режим дня и режим питания. Мы поставили перед собой задачу: привлечь как можно больше детей СРЦРН к здоровому образу жизни. В результате мы решили составить режим дня для ребят (Приложение № 2)
Чтобы хорошо учиться, заниматься многими важными и интересными делами, отдыхать и расти здоровыми – соблюдай режим дня
Если хочешь быть здоров закаляйся!
Наша группа выясняла, что такое здоровье. Из словарей мы узнали, что здоровье — это образ жизни, вошедший в привычку, способ жизнедеятельности, поведения людей. Здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.
В нашей стране есть люди, чей возраст перевалил за сто лет. Долгожители считают, что есть секреты долголетия. Первый секрет – закаленное тело. Второй секрет — хороший характер. Третий секрет — правильное питание и режим дня. Четвертый секрет — ежедневный физический труд. Не случайно на первом месте – закаливание. Мы поставили перед собой задачу доказать, верно ли говорят люди: “Если хочешь быть здоров — закаляйся! В результате мы решили составить правила, при соблюдении которых любой человек сможет постепенно закалить своё тело.
Помните: солнце, воздух, и вода – самые верные наши друзья!
Что такое физическая культура?
Наша группа разучила подвижные игры, в которые мы могли бы играть в свободное время. Каждый человек должен заботиться о своем здоровье сам. Поэтому мы подготовили комплексы упражнений, которые помогут стать крепкими, бодрыми и здоровыми( Приложение № 3).Эти упражнения могут выполнять дети каждое утро перед первым уроком. , физминутки на уроках( Приложение № 4) Оформили выставку рисунков, фото-коллаж на тему «Спорт»,
Какое питание считается правильным?
Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами. Мы обратились за консультацией к повару Тамаре Александровне, ознакомились с меню питания воспитанников, разработали и записали « Правила питания». Составили список продуктов, которые должны быть в рационе питания школьника. Создали «Памятку», в которую были включены фрукты и овощи, в которых содержатся витамины. Оформили выставку рисунков: «Я и моё здоровье, подобрали пословицы и загадки о фруктах и овощах. ( Приложение № 5) Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.
Белки — основной строительный материал. Из них строятся все необходимые организму процессы. Белки незаменимы в питании. Если организм не получает белки — это может привести ко многим болезням. Белки содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яйцах, орехах
Углеводы – это топливо для производства энергии. Жиры – для образования энергии и тепла. Эти полезные питательные вещества необходимы нам. Они содержатся в меде, гречке, изюме, масле, фруктах. Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Они содержатся во фруктах и овощах
Почему и как нужно содержать в чистоте свое тело, одежду, жилище?
Всем известно, что чистота – залог здоровья. Нечистоплотность – это неуважение не только к самому себе, но и к окружающим людям. О соблюдении чистоты и правил личной гигиены нам рассказали наша медсестра Алла Ивановна . Вместе с ней мы придумали практические задания для одноклассников. Составили правила личной гигиены школьника, провели викторину «Гигиена» ( Приложение № 6)
Обобщили отобранный материал, обсудили конечный продукт.
3. Реализация проекта.
Защита учащимися своих работ. Праздник: «Путешествие за цветком здоровья», призванный формировать у детей мотивацию к здоровому образу жизни.
4 этап. Итоговый
Рефлексия проходила в два этапа.
На первом этапе (в конце путешествия) мы оценили свое самоощущение при помощи цветных сигнальных карточек. В результате мы выяснили, что ребята восприняли игру на глубоком эмоциональном уровне.
Второй этап: дети писали сочинение на тему: «Мои мысли о здоровье». Анализ работ показал, что детям запомнились не только свои выступления, выступления своих групп, но и остальных ребят.
Работа в рамках проекта получилась интересной, увлекательной, познавательной. Позволила расширить горизонт возможностей каждого воспитанника, создать для него более широкие общественные контакты, чем это возможно при традиционных формах классно-урочной системы.
Итак, чтобы не болеть нужно:
Заниматься физкультурой и спортом, соблюдать режим дня, закаляться, соблюдать режим питания, употреблять в пищу больше овощей и фруктов, одеваться по погоде, каждое утро делать зарядку, соблюдать правила личной гигиены, больше гулять на свежем воздухе
В итоге мы получили следующие образовательные продукты:
составлен «Режим дня» для воспитанников , подобраны пословицы, загадки,
разучен комплекс физических упражнений; даны рекомендации о закаливании и о том, как стать здоровым; подготовлена выставка рисунков, изготовлены книжки-малышки, оформлен фотоальбом «Здоровый образ жизни».
Мы хотим дать вам такие советы:
Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда,
Но добиться результата
Невозможно без труда.
Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.
И зарядкой занимайтесь
Ежедневно по утрам,
И, конечно, закаляйтесь –
Это так поможет вам.
Свежим воздухом дышите
По возможности всегда.
На прогулки в лес ходите,
Он вам силы даст, друзья!
Мы открыли вам секреты,
Как здоровье сохранить.
Выполняйте все советы,
И легко вам будет жить
Р. М. Арсланова « Будьте здоровы» Начальная школа №7, 2005
Ю. В. Буевич « Приглашаем за здоровьем» Начальная школа №6, 2006
Н. В. Долгова « Волшебные правила здоровья» Начальная школа №3 ,2007.
Т. Н. Максимова « Путешествие в страну здоровья».Классные часы М. ВАКО 2008.
Г. Ш. Тазиева « Здоровье в саду и на грядке» Начальная школа №7, 2005
Ф. В. Чаркова «Азбука здоровья» Начальная школа №7, 2001
Андреева В.В. Профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей
школьного возраста. Методические рекомендации. Воронеж, 2007
Дереклеева Н.И. Азбука классного руководителя. М., «5 за знания», 2008
Степанова М.И. Школьные ранцы и здоровье детей. //Вестник образования № 17, 2004г.
Сухаревская Е. Проекты и исследования. // Начальная школа № 5, 2008г.
Источник