Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)
статья
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья. Здоровье — это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды. Мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей зависит не только от родителей, но и от учителей. Ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе, следовательно мы несем ответственность за здоровье детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 13.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа социального педагога по сохранению и укреплению здоровья обучающихся (из опыта работы)
Здоровье — неоценимое счастье в жизни каждого человека и человеческого общества. Широкое международное признание получило определение здоровья данное Всемирной организацией здоровья.
Здоровье — это состояние полного душевного, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических факторов», а так же она отмечает, что здоровье зависит от некоторых факторов: от образа жизни, генетических факторов, от работы органов здравоохранения, от окружающей среды.
Мы знаем, что сохранение и укрепление здоровья детей зависит не только от родителей, но и от учителей. Ведь большую часть времени учащиеся проводят в школе, следовательно мы несем ответственность за здоровье детей.
В начале учебного года перед собой я поставила цель: сохранение и укрепление здоровья, поэтому я провожу целенаправленную работу с учащимися по формированию здорового образа жизни и повторение правил безопасного поведения на улице, в школе и дома.
В течение года были проведены различные классные часы, которые включали в себя беседы, викторины, спортивные состязания все это направленно на укрепление здоровья.
Например, беседа «Зачем нужно быть здоровым?» ребята выводили свои правила по ЗОЖ., высказывали свое мнение, разбирали ситуации, отвечали на вопросы. Большое внимание уделяю беседам о вреде курения, как никотин влияет на растущий организм, на внимание и память ребенка, так же , проводились спортивные состязания в классе и между классами: «перестрелка», спортивные старты, игры на свежем воздухе. Все это развивает физическую активность, мышление, смекалку, воображение.
Кроме выше перечисленных мероприятий для снятия эмоционального и физического напряжения на уроках провожу физминутки, используя физические упражнения, преимущественно для верхней части туловища («хомка», «буратино», «рубка дров»). Для снятия напряжения зрения применяю зрительную гимнастику. Даже при небольшой ее продолжительности, но регулярном проведении она является эффективным мероприятием для профилактики утомления.
Каждый учебный день учащиеся начинают с утренней зарядки. Она приучает детей вести ЗОЖ. и укрепляет мышцы тела. Большое внимание уделяю на уроках правильной осанке. На переменах ребята играют в различные малоподвижные игры, это развивает двигательную активность. Большую роль играет проветривание кабинета, озеленение кабинета создает положительный фон, тепло и уют.
На родительских собраниях постоянно ведутся беседы по укреплению здоровья (о профилактике гриппа, ведение правильного режима дня, о пользе витаминов в зимнее время), так же повторяются правила поведения в школе и дома.
Учителю необходимо сформировать у ребенка потребность быть здоровым, научить его этому, организованно помочь в сохранении и формировании здоровья. В идеальном приближении школьник должен быть личностью духовно, физически и социально здоровой, способной управлять своим здоровьем и укреплять его. Основным критерием эффективности работы должно стать состояние физического, психологического, эмоционального и социального благополучия учащихся.
Таким образом, успешная работы по сохранению и укреплению здоровья, по формированию здорового образа жизни даёт положительный результат – учащиеся реже болеют, меньше пропускают занятия, хорошо работают на уроках. Поэтому в дальнейшем буду продолжать работу с обучающимися и родителями по формированию ЗОЖ.
Источник
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»
Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.
Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.
Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.
Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.
Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:
1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.
2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.
3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.
4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.
Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.
При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.
Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:
1. Принятие социальных правил и норм.
2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.
3. Знание своих прав и обязанностей.
4. Признание интересов других людей.
5. Проявление толерантности и эмпатии.
6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
7. Оптимистическое отношение к трудностям.
8. Способность помогать и поддерживать других.
9. Контроль и регулирование своего поведения.
10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.
11. Владение этикетом.
12. Разделение зла и добра.
13. Человечность и справедливость и т. д.
Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:
-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,
-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,
-дети с проблемами в учебной деятельности,
-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,
-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,
-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.
Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.
Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.
Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.
Особые качества,которые требуются от педагогов:
• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;
• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;
• Психологическая зрелость и уравновешенность;
• Умение выбирать средства общения;
• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.
Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?
1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.
2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми
3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.
4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.
5. Ритуалы и традиции группы.
Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)
— Традиционные еженедельные ритуалы.
По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.
— Традиционные ежемесячные ритуалы.
По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.
Как укрепить здоровье детей в детском саду. Консультация Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно,.
Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.
Консультация для педагогов «Социальное сиротство в семье» Консультация для педагогов Социальное сиротство в семье Факторы риска социального сиротства Образ жизни и культура семьи: •Пренебрежение.
Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.
Консультация для родителей. Здоровье детей, как сберечь? 2–3 лет В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек,.
Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.
Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.
Консультация для воспитателей «Растим детей здоровыми» Создание здорового образа жизни для ребенка является, прежде всего, основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.
Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими» Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения,.
Мозговой штурм для воспитателей на тему: «От чего зависит здоровье детей». В. а. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей.
Источник