Меню

Социальный компонент здоровья детей

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.

Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:

1. Принятие социальных правил и норм.

2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.

3. Знание своих прав и обязанностей.

4. Признание интересов других людей.

5. Проявление толерантности и эмпатии.

6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7. Оптимистическое отношение к трудностям.

8. Способность помогать и поддерживать других.

9. Контроль и регулирование своего поведения.

10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.

11. Владение этикетом.

12. Разделение зла и добра.

13. Человечность и справедливость и т. д.

Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:

-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,

-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,

-дети с проблемами в учебной деятельности,

-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,

-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,

-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.

Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

Особые качества,которые требуются от педагогов:

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;

• Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?

1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

Читайте также:  Продукты полезные для здоровья повышающие иммунитет

3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

5. Ритуалы и традиции группы.

Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)

— Традиционные еженедельные ритуалы.

По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.

— Традиционные ежемесячные ритуалы.

По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.

Как укрепить здоровье детей в детском саду. Консультация Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно,.

Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.

Консультация для педагогов «Социальное сиротство в семье» Консультация для педагогов Социальное сиротство в семье Факторы риска социального сиротства Образ жизни и культура семьи: •Пренебрежение.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.

Консультация для родителей. Здоровье детей, как сберечь? 2–3 лет В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек,.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Консультация для воспитателей «Растим детей здоровыми» Создание здорового образа жизни для ребенка является, прежде всего, основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими» Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения,.

Мозговой штурм для воспитателей на тему: «От чего зависит здоровье детей». В. а. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей.

Источник

консультация для воспитателей «социальное здоровье дошкольников»
консультация по теме

Социальное здоровье дошкольников имеет важное значение для самих детей и зависит от многих составляющих. Поэтому педагоги и родители при взаимном сотрудничестве помогут детям преодолеть проблемы негативного влияния социума.

Скачать:

Вложение Размер
консультация для воспитателей 26.43 КБ

Предварительный просмотр:

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ

Социальное здоровье
Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье подрастающего поколения
Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в детском возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.
Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у детей. И это не может быть связано только с теми переменами, которые произошли в обществе в девяностых годах. На социальное здоровье детей в гораздо большей степени оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.
Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании детей и подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.

Социально-экономические аспекты здоровья детей в России
Здоровье подрастающего поколения в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации. Данные многочисленных исследований показывают, что источник возникновения различий в здоровье взрослых надо искать в их детстве . Состояние здоровья в ранний период жизни и социально-экономическое положение, в котором проживает ребенок, во взрослом возрасте оказывают существенное воздействие на его поведение , антропометрические показатели , подверженность сердечнососудистым заболеваниям , возникновение психических расстройств и смертность . Более того, здоровье детей в России особенно важно, учитывая значительное сокращение населения страны.
Вместе с тем, здоровье подрастающего поколения уже давно вызывает тревогу. Можно выделить две проблемы в этой области. Первая заключается в том, что подавляющее большинство детей является уже с детства нездоровыми (в настоящее время рождаются больными или заболевают 40% новорождённых, в то время как в 1990 г. этот показатель был равен 15%), что обусловлено устойчивой тенденцией ухудшения здоровья женщин, ростом патологии беременности и родов (а также отчасти может быть связано с успехами медицины, обеспечивающими увеличение выживаемости недоношенных, «маловесных» и детей с тяжелой перинатальной патологией). Вторая проблема связана с тем, что на протяжении всего жизненного цикла ребенка происходит интенсивное падение потенциала его здоровья.
Полное и адекватное представление о том, как формируется здоровье подрастающего поколения, какие факторы оказывают влияние на этот процесс – важнейшие условия разработки эффективной государственной политики, ориентированной на сбережения генофонда. Однако факторы, детерминирующие здоровье (нездоровье) детей, недостаточно изучены.
Проведенное исследование самооценки здоровья детей, полученные на основе анализа данных РМЭЗ и Обследования здоровья в Англии, убедительно свидетельствуют о том, что здоровье российских детей значительно хуже по сравнению с их сверстниками из Англии: доля детей, имеющих хорошее и очень хорошее здоровье, в России – около 60%, в то время как в Англии – 90%.
Биологические (наследственные) характеристики
Исследование показало, что здоровье детей, независимо от возраста, тесно связано со здоровьем матери. Для тех из них, матери которых имеют 2 и более хронических заболеваний, наблюдается значительный риск плохого здоровья и хронических патологий . Возможно, это объясняется унаследованной восприимчивостью к различным болезням, менее здоровым внутриутробным развитием, или более низким качеством заботы, которую способна дать ребенку больная мать. Кроме того, на здоровье матери и ребенка могут оказывать воздействие какие-то общие, но не поддающиеся измерению факторы, приводя к корреляции между состояниями их здоровья.

Социальное окружение ребенка
Семья является основой благополучия детей. Влияние семьи можно рассматривать с точки зрения двух важных аспектов: демографического и процесса семейного воспитания. Демографические особенности семьи характеризуются ее композицией (например, размер семьи, ее социально-демографический тип) и социально-экономическим статусом. Процессы семейного воспитания определяют пути, посредством которых семья оказывает влияние на благополучие ребенка.
Демографические характеристики семьи
Количество членов семьи
Экономические и другие семейные ресурсы, доступные для детей, также зависят от размера семьи. Предполагалось, что большее количество членов семьи подразумевает меньшее количество материальных расходов на ребенка, что может негативно отразиться на его здоровье. Однако установлено, что дети из больших домохозяйств (в которых проживает 6 и более членов) обладают лучшим здоровьем по сравнению со сверстниками из домохозяйств меньшего размера. Отечественные исследования [3] также показывают, что дети в больших или многодетных семьях почти не болеют гриппом и другими простудными заболеваниями типа ОРЗ, обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам. Более того, возможно, что дети из больших семей меньше болеют, потому что за ними есть, кому присмотреть пока родители работают.
Социально-демографический тип семьи
В настоящее время треть детей в России рождается вне брака. При том, что в «доперестроечные времена» доля таких детей составляла 11-14%. Перепись 2002 г. показала, что в неполных и прочих семьях воспитываются 7,1 млн. детей, а их доля от общего числа детей в семьях возросла до 23,3%.
Проведенный анализ выявил слабую связь между здоровьем детей 6-13 лет и проживанием в неполной семье или совместно с другими родственниками. Не совсем понятно, определяются ли эти различия непосредственно структурой семьи или стрессами, являющимися результатом разводов или смерти родителей. Возможно, влияние типа семьи на здоровье ребенка опосредовано другими факторами, например, материальным положением: в неполной семье или семье других родственников (часто это бабушки и дедушки) материальных ресурсов (а иногда и времени) ребенку уделяется меньше по сравнению с полными семьями, что в итоге провоцирует возникновение проблем со здоровьем у него.
Социально-экономический статус семьи
По данным статистики около 20% детей в возрасте до 16 лет в России проживают в условиях бедности. Связь между социально-экономическим статусом и здоровьем детей, к сожалению, остается мало изученной. Недавние зарубежные исследования выявили наличие социального градиента для некоторых (но не всех) аспектов здоровья детей и подростков: бедные дети с большей вероятностью имеют плохое здоровье, чаще подвержены респираторным, желудочно-кишечным заболеваниям, несчастным случаям, для них наблюдаются более высокие уровни смертности по сравнению с детьми из более обеспеченных семей .
Как показало исследование, наблюдается значительный риск плохого здоровья или хронических заболеваний в семьях, которым приходится отказываться от медицинской помощи по причине нехватки материальных средств . Недоступность медицинской помощи, с одной стороны, непосредственным образом оказывает негативное воздействие на здоровье детей, а с другой стороны, может выступать proxy-мерой материального положения семьи в целом. Плохое материальное положение не обеспечивает средства для получения таких фундаментальных условий для хорошего здоровья, как питание, жилье и т.п. Согласно психосоциальной гипотезе, родители в семьях с плохим материальным положением часто подвержены депрессии, что в результате негативно сказывается на качестве родительского воспитания, отношениях между родителями и детьми, и даже может провоцировать неблагоприятное поведение родителей, например, злоупотребление алкоголем, с последующим негативным влиянием на благополучие ребенка .
Другой набор важных факторов, детерминирующих здоровье детей, относится к процессу семейного воспитания.
Образ жизни родителей является важным детерминантом поведения детей и в значительной степени влияет на их здоровье.
Курение матери
Исследование показало, что на здоровье детей дошкольного, младшего и среднего школьного возраста оказывает негативное воздействие курение матери, как настоящее, так и прошлое. Такая связь может объясняться либо внутриутробным воздействием никотина, либо тем, что ребенок подвергается или ранее был подвержен пассивному курению.
Исследователи указывают, что курение матери во время беременности может воздействовать практически на все системы органов будущего ребенка, а также имеет и долгосрочный эффект, который проявляется уже во взрослой жизни.
Некоторые упомянутые в данной таблице эффекты кажутся возможными лишь у взрослых, но не у детей, однако следует помнить, что многие болезни взрослых являются следствием тех условий, которые воздействовали на них в детстве. Это касается, прежде всего, сердечнососудистых и онкологических заболеваний.
Потребление алкоголя матерью
Результаты исследования позволили установить тесную связь между здоровьем ребенка и потреблением алкоголя матерью, которая была особенно ярко выражена для детей в возрасте до 13 лет . При этом наблюдается высокий риск плохого здоровья и хронической патологии даже для тех детей, матери которых употребляют алкоголь лишь 1 раз в месяц. Однако в данном случае необходимо помнить о том, что получить адекватную информацию о потреблении алкоголя чрезвычайно сложно, часто ее утаивают. Вполне возможно, что, заявляя о потреблении алкоголя 1 раз в месяц, на самом деле женщина потребляет его гораздо чаще. Можно выделить несколько механизмов, позволяющих объяснить связь между здоровьем ребенка и пьянством матери.
С одной стороны, при злоупотреблении алкоголем родителями наблюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к большой нервно-психической и физической нагрузке как на семью в целом, так и на детей в особенности.
С другой стороны, связь между потреблением алкоголя матерью и здоровьем ребенка может быть обусловлена долгосрочным злоупотреблением алкоголем женщиной. О пагубном влиянии употребления алкоголя матерью во время беременности на новорожденного известно давно. Наиболее характерные отклонения, выявляющиеся у детей злоупотребляющих алкоголем родителей уже сразу после рождения, включают: аномалии развития, аномалии лицевого черепа, сердца, костно-мышечной системы, нервной системы, мочеполовой систем. Последствия употребления алкоголя беременными могут быть не явными для новорожденных, однако они проявляются в полной мере в дальнейшем, и выражаются, например, в отставание развития нервной системы и умственной неполноценности.
Психические расстройства родителей
Депрессия оказывает существенное негативное воздействие на благополучие ребенка , т.к. матери в состоянии депрессии с большей вероятностью плохо заботятся о детях, и даже проявляют чувства враждебности и неприязни по отношению к ним .
Исследования свидетельствуют о том, что дети матерей, испытывающих депрессию, более агрессивны, подвержены асоциальному поведению, имеют трудности в общении со сверстниками, низкие способности к самоконтролю и плохо успевают в школе . Дети, матери которых находятся в состоянии депрессии, сами подвергаются риску развития депрессии .
Более того, дети родителей, страдающих депрессией, могут быть подвержены риску плохого здоровья, т.к. они с меньшей вероятностью получают необходимую медицинскую помощь и медикаменты, когда они требуются, по сравнению с детьми, родители которых не имеют психических расстройств.
С другой стороны, необходимо также отметить, что материнская депрессия может являться результатом проблем со здоровьем у ребенка.
Занятость матери
Все более растущая вовлеченность женщин в участие на рынке труда поднимает вопрос о том, как влияет занятость матери (замещение ее другими родственниками, нянями, детскими учреждениями и.т.п.) на здоровье и благополучие ребенка. Исследование позволило установить высокий риск плохого здоровья и хронических заболеваний для детей работающих матерей, особенно для детей дошкольного возраста и подростков .
В литературе существует несколько предположений, которые объясняют, каким образом занятость матери может нанести ущерб благополучию ребенка. Согласно так называемому «аргументу привязанности» , когда связь между матерью и ребенком регулярно нарушается частой разлукой, привязанность ребенка к матери ослабевает, что приводит к долгосрочным негативным последствиям в его развитии. «Аргумент занятости» не сильно отличается от «аргумента привязанности», однако он менее ориентирован на психологические теории и акцентирует внимание на недостаток времени, которое занятая мать может уделять ребенку. Его суть состоит в том, что никто лучше матери не может быть компетентен в вопросах социализации, эмоциональной поддержки, образования детей. Согласно аргументу занятости, если женщина работает весь день, то она не может в достаточной мере уделять времени, внимания и любви своему ребенку; и это наносит ущерб его развитию.
Физическое окружение также оказывает существенное влияние на здоровье детей. Жилье является не только укрытием от неблагоприятных влияний природы, но и мощным фактором, в значительной степени определяющим состояние здоровья.
Комфортность и благоустроенность жилья имеет большое значение для поддержания здоровья на должном уровне. Вместе с тем в РФ жилищная проблема стоит очень остро. Это проявляется как в крайне низкой обеспеченности жильем, так и в низком уровне его благоустроенности и комфортности. Положение усугубляется общим экономическим кризисом, в результате чего практически прекратило существование бесплатное предоставление государственного жилья, а его приобретение за счёт личных сбережений невозможно для большинства населения. Поэтому в силу этих и других причин большая часть населения проживает в плохих жилищных условиях. Впрочем, можно ли назвать «жилищными» условия, в которых на одного члена семьи приходится не более шести квадратных метров жилой площади, в которых обедают по очереди, а уроки дети готовят на коленках? В таких условиях проживает 22% детей согласно данным РМЭЗ.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что перенаселенность жилища оказывает существенное негативное воздействие на здоровье детей младшего и среднего школьного возраста . Наблюдается более чем двукратный риск плохого здоровья и хронических заболеваний для тех из них, кто проживает менее чем на 12 квадратных метрах жилой площади на человека по сравнению с обладателями более просторных жилищ (19 и более квадратных метров). Для детей дошкольного возраста величина риска также была значительна, но статистически незначима. Негативное влияние перенаселенности может проявляться в повышенном риске инфекционных заболеваний, в особенности тех, которые передаются воздушно-капельным путем или при личном контакте (грипп, туберкулез, менингит, респираторные, вирусные, бактериальные, кишечные, кожные инфекции) . Перенаселенность жилища также оказывает негативное воздействие на психическое здоровье его обитателей, в особенности детей. Результатом перенаселенности могут стать повышенная возбудимость, напряженность, агрессия и более низкие уровни взаимодействия с другими детьми, плохая успеваемость . Высокая плотность заселения жилища в детстве провоцирует возникновение проблем со здоровьем во взрослом возрасте: способствует респираторным заболеваниям , развитию рака желудка , задержке роста и сердечнососудистым нозологиям.
Тип жилья
Исследование позволило установить тесную связь между здоровьем и типом жилья для детей дошкольного возраста: те, кто проживают в отдельной квартире или собственном доме, имеют меньший риск для здоровья по сравнению с теми, кто живет в общежитии или арендованном жилье . Аналогичный результат был получен ранее для взрослого населения западных стран и г. Москвы . Различные гипотезы были предложены для объяснения такой связи. Согласно одной их них, тип жилья является признаком других причинных факторов, таких как доход или социальное положение, нежели чем оказывает прямое воздействие на состояние здоровья. Еще одна гипотеза предполагает, что существует прямая связь между психологическими особенностями, такими как самооценка, и здоровьем: обладание отдельным жильем повышает самооценку индивида, что благоприятно отражается на его здоровье. Проживание в отдельном жилище обеспечивает некую степень контроля над помещением – чувство защищенности, а это очень важно для здоровья .
Однако более вероятной представляется гипотеза, согласно которой тип собственности прогнозирует жилищные условия, физическое и социальное окружение, которые оказывают воздействие на здоровье детей.
Тип поселения
Тип поселения может воздействовать на здоровье двояким образом. С одной стороны, можно предположить, что дети, проживающие в сельской местности, подвержены плохому здоровью по сравнению с городскими сверстниками в связи с возможным более низким уровнем жизни, меньшим доступом к качественным услугам здравоохранения на селе. С другой стороны, возможна и обратная ситуация. Сельские дети более физически активны, питаются более здоровой пищей и, в целом, проживают в более экологически чистой и менее стрессовой обстановке. И поэтому могут быть более здоровыми по сравнению с городскими. Полученные результаты подтвердили именно последнюю гипотезу .
Таким образом, проведенное исследование показало что здоровье (нездоровье) детей имеет комплексный характер, включая многие детерминанты, многие из которых поддаются воздействию и требуют безотлагательного вмешательства со стороны государства и общества. От этого зависит результат, цена которого — здоровье и жизнь подрастающего поколения, будущее России.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКАЛИВАНИЕЗакаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределенных механизмов защиты и приспособление организма ко многим факторам с тем, чтобы.

Источник

Adblock
detector