Меню

Социальный базис здоровья это

Социальный базис здоровья

4—-Раклегких Инсульт»»?? 0 1971 1976 1981 1986 1991 1997 Рис. 6.3. Уровень смертности у людей до 65 лет, распределение по полу и причине смерти (число смертей на 100 000 чел.). Великобритания. 1971-1997 гг. Источники: Office for National Statistics; General Register Office for Scotland; Northern Ireland Statistics and Research Agency. From Social Trends. 29. 1999. P. 132. Crown copyright. тях, профессиональные обязанности — может приводить к росту стресса и способствовать более высокому уровню заболеваемости. Как утверждает Лесли Дойал, характер женского здоровья и болезней лучше всего можно объяснить в связи с главными областями деятельности, составляющими жизнь женщины. В широком смысле слова жизнь женщин от природы отличается от мужской жизни с точки зрения ролей и задач, которые обычно осуществляются, — домашнее хозяйство, вынашивание детей и материнство, предотвращение нежелательных беременностей и т. п. Дойал считает, что «состояние здоровья женщины определяется суммарным влиянием всех этих различных занятий» (Doy- al 1995, 22). Поэтому анализ женского здоровья должен включать анализ взаимодействия социальных, психологических и биологических факторов. Социальное согласие: ключ к лучшему здоровью? При попытке распутать причины неравенства здоровья все большее число социологов обращают внимание на роль социальной поддержки и социального согласия в пропаганде хорошего здоровья. Как говорилось в связи с обсуждением трудов Дюркгейма в главе X, одним из важнейших понятий социологии является социальная солидарность. Дюркгейм рассматривал степень и тип солидарности в данной культуре как одно из ее самых важных свойств. Например, при анализе самоубийств он обнаружил, что те индивиды и группы, которые были хорошо интегрированы в общество, значительно менее охотно расставались с жизнью, чем другие. В ряде статей и последующей книге «Больные общества. Недуги неравенства» Ричард Уилкинсон показывает, что самыми здоровыми обществами в мире являются не самые богатые страны, а те, в которых доход распределяется наиболее равномерно и достигнут самый высокий уровень социальной интеграции (Wilkinson 1996). Согласно Уилкинсону, высокий уровень национального богатства не обязательно трансформируется в лучшее здоровье населения. Изучая эмпирические данные по странам, Уилкинсон замечает явную связь между уровнем смертности и характером распределения доходов. Средний уровень здоровья жителей таких стран, как Япония и Швеция, которые считаются одними из самых эгалитарных обществ в мире, выше, чем у жителей стран, в которых более заметен разрыв между богатыми и бедными, например США. Утверждение Уилкинсона вызвало активные отклики. Некоторые ученые заявили, что его работа должна стать обязательным чтением для людей, определяющих политику. Они согласились с Уилкинсоном, что вопросам рыночных отношений и движению к процветанию уделяется слишком много внимания. Действительно, такой подход исключает многих членов общества. Пора переходить к более гуманной и социально ответственной политике и поддержать тех, кто находится в невыгодном положении. Другие исследователи критиковали работу Уилкинсона с методологической точки зрения и утверждали, что ему не удалось показать ясную причинную связь между неравенством доходов и плохим здоровьем (Judge 1995). По мнению критиков, болезнь может быть вызвана множеством дру Раса и здоровье Хотя в промышленно развитых странах здоровье зависит от расы, наше понимание взаимосвязи расы и здоровья далеко от идеальгих причин. Эмпирические свидетельства утверждений Уилкинсона остаются по крайней мере спорными. В то время как Уилкинсон исследует связи между социальным согласием и здоровьем на уровне общества как целого, другие ученые сосредоточены на изучении конкретных сегментов населения. Хизер Грем изучала влияние стресса на белых женщин из рабочего класса. Она обнаружила, что женщины, находящиеся на низшей ступени социоэкоиомического спектра, имеют во время жизненных кризисов меньший доступ к сетям поддержки, чем женщины среднего класса. Работающие женщины чаще сталкиваются с жизненными кризисами (потеря, работы, развод потеря жилья или смерть ребенка), чем женщины из других групп населения, но в целом слабее справляются с трудностями и находят меньше выходов для избавления от страхов. В результате не только сам стресс причиняет большой физический и эмоциональный вред, но и некоторые способы его преодоления, например курение, также оказываются вредными. Грем утверждает, что курение есть способ снижения напряжения в тот момент, когда личные и материальные резервы подошли к опасной черте. Поэтому оно занимает парадоксальное положение в жизни женщин — увеличивает риск заболеваний для женщин и их детей, но одновременно позволяет им справляться с трудностями в разных обстоятельствах (Graham 1994). Энн Оукли и ее сотрудники изучали роль социальной поддержки для здоровья находящихся в социально неблагоприятных условиях женщин и детей четырех английских городов. Она показала, что связь между стрессами и здоровьем прослеживается как в серьезных жизненных кризисах, так и в случае небольших проблем, и особенно остро проявляется в жизни людей из рабочего класса. Оукли замечает, что социальная поддержка, например, службы консультаций, горячие линии или посещения на дому, могут служить «буфером», предохраняющим от отрицательных последствий обычно испытываемых женщинами стрессов вдения наблюдается более высокая заболеваемость рядом болезней. Смертность от рака печени, туберкулеза и диабета у этого населения выше, чем у белых. У представителей афро-карибского населения выше среднего уровень заболеваемости гипертонией. У них же значительно чаще, чем у других групп населения, встречается серповидноклеточная анемия — наследственная болезнь, поражающая эритроциты. У жителей индийского субконтинента выше смертность от сердечных заболеваний; азиатские дети более чувствительны к рахиту, чем дети другого происхождения. Как и в случае половых различий в здоровье, для описания наблюдаемой структуры заболеваний привлекались генетические объяснения. Представляется очевидным, что некоторые заболевания, например серповидноклеточная анемия, являются наследственными и поэтому имеют генетическое происхождение. Но одна генетика не способна учесть значительные вариации распределения болезни по расам. Объяснения этим отклонениям следует искать в связи с более существенными воздействиями. Ряд ученых для объяснения расовой зависимости здоровья обращается к культурным и поведенческим различиям. Так же, как в случае основанного на разнице в культуре объяснения классового неравенства здоровья, здесь делается упор на стиль жизни индивида или группы, приводящий к худшему здоровью. Часто этот стиль связан с религиозными верованиями или культурными традициями, например, определенной диетой и привычками в приготовлении пищи, или кровным родством (практикой внутрисемейных браков на уровне троюродных родственников). Однако подобные объяснения легко обвинить в этноцентристском взгляде на здоровье. Возлагая вину на индивидов или группы населения, эти объяснения подразумевают, что этнокультуры находятся на более низком уровне и являются причиной плохого здоровья. Свидетельств в поддержку таких взглядов очень мало. Например, диета определенной «культуры» не может рассматриваться как причина плохого здоровья, так как дисбаланс питания в этнических диетах возникает только тогда, когда эти диеты «выведены из равновесия», т. е. когда определенные ключевые ингредиенты становятся недоступными, и их приходится заменять другими. Критики соглашаются, что культурные объяснения не смогли выявить реальные проблемы — структурные неравенства, которым подвержены этнические группы, а также расизм и дискриминацию, с которыми они сталкиваются в системе здравоохранения. Социоструктурные объяснения влияния расы на здоровье сосредоточены на том социальном контексте, в котором живут люди афро- карибского и азиатского происхождения. Эти люди часто попадают в разного рода неблагоприятные условия, которые могут причинять вред их здоровью. Это могут быть плохие жилищные условия или жизнь в тесноте, высокий уровень безработицы или работа преимущественно на опасных низкооплачиваемых должностях. Указанные материальные факторы осложняются затем проявлениями расизма, выражающимися либо непосредственно в форме насилия, запугивания или дискриминации, либо в «институционализированных» формах (см. главу 9 «Раса, этническая принадлежность и иммиграция»). Институциональный расизм был отмечен в положении о здравоохранении. Этнические группы могут иметь неравноправный или усложненный доступ к услугам здравоохранения. Если не удается эффективно сообщить информацию, то могут возникать трудности с языковым барьером; профессионалы здравоохранения часто не принимают во внимание культурно обусловленное специфическое понимание болезни и лечения. Национальную организацию здравоохранения критиковали за то, что она не требовала большей осведомленности относительно культурных и религиозных верований своих сотрудников и недостаточно обращала внимание на болезни, которым подвержено в основном небелое население. В отношении связи между расовым неравенством и неравенством здоровья согласия нет. Действительно, еще предстоит провести много исследований. Однако уже ясно, что этот вопрос должен рассматриваться в связи с более крупными социальными, экономическими и политическими факторами, влияющими на жизненный опыт этнических меньшинств Великобритании.

Читайте также:  Что значит заниматься спортом для здоровья

Источник

Социальное здоровье
статья на тему

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

Скачать:

Вложение Размер
sotsialnoe_zdorove.doc 30 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровье является бесценным богатством человека. Самое главное – захотеть быть здоровым. Хочешь быть здоровым – будь им.

На протяжении всей истории человечества людей волновал вопрос: как сохранить здоровье до глубокой старости? Эта проблема стала особенной, злободневной в эпоху цивилизованного общества и научно-технического прогресса. Преобразование природы существенно изменили условия жизни человека, которые пока имеют в основном отрицательный характер и ставят под угрозу здоровье людей.

Ученые выделяют 3 уровня структуры здоровья: биологический, составляющий физическое здоровье, совершенство механизмов регуляции организма и адекватность физиологических процессов, отражающих предел адаптации к внешнему миру; социальный, определяющий социальную позицию в обществе профессиональной деятельности; личностно — психологический и духовный уровень, содержание которого составляет позицию в общественно — профессиональной деятельности, личностно – психологический и духовный уровень, содержание которого составляет морально этические и духовные ценности, формирующие образ жизни.

Социальное здоровье означает способность к общению с другими людьми в условиях окружающей социальной среды и наличие личностных взаимоотношений, приносящих удовлетворение. Достаточно очевидным является тот факт, что люди, имеющие обширные социальные связи с другими членами общества, менее подвержены болезням и чувствуют себя более здоровыми и счастливыми.

Социальное здоровье является очень важным аспектом любого общества. Его можно определить как комфортное взаимодействие человека и общества на основе общечеловеческих ценностей и социальных норм. Социальное здоровье определяется готовностью к приемлемости общечеловеческих ценностей и социальных норм индивидом.

Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает их права, умеет оказывать людям помощь и способен сам принять ее, поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности и нужды так, чтобы они стали понятны окружающим.

Социальное здоровье характеризуют как адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, направленность на общественно-полезное дело, альтруизм (бескорыстная забота о благе других людей) и др.

Наиболее важной областью социального здоровья является социальное здоровье подрастающего поколения, так как именно в подростковом возрасте закладываются основы и принципы поведения человека в обществе, его социальное поведение и отношение к моральным ценностям.

Сегодня, даже без серьёзных научных исследований, можно отчётливо заметить снижение социального здоровья у подростков. На социальное здоровье подростков оказывает влияние степень социального здоровья в обществе и в семье.

Деградация общества и подмена ценностей закрепляет в сознании подростков извращённые ценности. Они видят перед собой примеры, когда моральное и социально–ответственное поведение взрослых приводит их на грань бедности и социальное дно. В результате, героями становятся бандиты, проститутки и коррумпированные чиновники. Как следствие, такой человек в будущем становиться проводником этих ценностей, что усугубляет деградацию общества в целом.

Социальное здоровье мужчины во многом определяется социальным здоровьем всего общества, так как мужчины являются основными носителями здоровья общества. В современных условиях общественной морали, мужчина не может чувствовать себя достаточно комфортно. Падение производства в огромной степени оказывают негативное влияние на самооценку мужчины и его социальное и физическое здоровье.

Не имея нормальной возможности реализовать себя в профессиональном плане, мужчина испытывает стресс, который ведёт к деградации личности. Это в свою очередь оказывает огромное негативное воздействие на детей в семье. Видя неспособность родителей нормально организовать свой быт, ребёнок начинает отрицать общечеловеческие ценности, стремясь к аморальному поведению и отрицанию ценности человеческой личности.

Исходя из всего вышесказанного, социальное здоровье женщины, также испытывает огромные негативные нагрузки. Из-за бедности и невозможности обеспечить нормальные условия для детей, женщины начинают испытывать постоянный стресс в стремлении улучшить условия в семье. И в этот момент наносится огромный удар по самой природе женщины, её основному предназначению, рождению и воспитанию детей.

Осознавая невозможность обеспечения нормальных условий для жизни и развития ребёнка, женщины всё чаще отказываются от возможности не только иметь много детей, но даже одного ребёнка. В результате они пытаются реализовать себя в других областях или работать на износ. Что определённо сказывается, не только на социальном, но и на физическом здоровье.

И как следствие, сложно говорить о нормальном отношении к людям пожилого возраста, их социальном, физическом и моральном состоянии.

В результате деградации подростков, общество получает взрослых людей, которые в среднем возрасте не могут и не хотят обеспечить нормальное отношение к престарелым людям. Как следствие упадка морали, появление домов престарелых и других социальных учреждений подобного типа. Но стоит отметить, что создание этих учреждений не решает проблему, так как корни её лежат в социальном нездоровье всего общества.

Источник

Adblock
detector