Социальный аспект здоровья человека отражает
В начале своего существования на Земле человек жил в соответствии с теми естественными условиями, которые и составляли его эволюционное прошлое. В процессе развития цивилизации изменилась форма организации жизнедеятельности человека. Основные усилия его были направлены, с одной стороны, на освобождение от тяжелого физического труда, а с другой, — на создание все более комфортных условий жизни и удовлетворение все возрастающих потребностей в удовольствиях.
Измененная природная среда и условия жизни все больше вступали в противоречие с механизмами, созданными природой в процессе развития человека. Естественно, что такое противостояние не может пройти бесследно не только для природы, но и для здоровья человека.
Наиболее важным результатом таких изменений в жизнедеятельности человека стало то обстоятельство, что в современных условиях он получает материальные блага, обеспечивает термостабильность и защиту от вредоносных факторов не за счет физической активности и готовности приспособиться к природным условиям жизни, а в наибольшей степени за счет социальной оценки своего труда и способности адаптироваться к социальным условиям жизни.
В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан — высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих последующих поколений.
Основоположник валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства».
Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические состояния не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность». Для государства здоровье и болезнь каждого его гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение: это выплата больным по больничным листам, оплата лечения; кроме того, больной человек не создает материальных ценностей, что сказывается на величине валового национального продукта.
Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация такого права требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государственных структур и т. д.
Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета следующих групп факторов:
- правовых : разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через все государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан;
- социально-экономических, обусловливающих виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности;
- образовательно-воспитательных, обеспечивающих формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по вопросам здоровья и здорового образа жизни;
- семейных, связанных с созданием условий для здорового образа жизни в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье здорового образа жизни;
- медицинских, направленных на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по здоровому образу жизни, эффективную профилактику;
- культурологических, связанных с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и здорового образа жизни, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т. д.;
- юридических, обеспечивающих социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений, грозящих жизни и здоровью граждан;
- экологических, обусловливающих адекватное для здорового образа жизни состояние окружающей среды и рациональное природопользование;
- личностных, ориентирующих каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающих ответственность личности за свое здоровье.
Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных в решении тех или иных проблем здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальных, типологических, возрастных и половых особенностей.
Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению.
Вот некоторые из них.
- В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т. д. Однако эта информация отрывочна, случайна, не носит системного характера, зачастую противоречива и исходит от некомпетентных людей. Отсюда возникает проблема разработки непрерывного валеологического образования, способного от момента рождения и до глубокой старости вооружать человека методологией здоровья, средствами и методами его формирования. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей и психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.
- Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо формирование у человека стойкой мотивации к здоровью. Люди не ощущают своего здоровья, пока не возникнут серьезные проблемы его нарушения. Как отмечал И.И.Брехман, «культурный человек не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени. «.
- Существующая в настоящее время санитарно-просветительная работа ориентирует население преимущественно на лечение, а не на предупреждение заболеваний. Упор делается на фармакологические воздействия с рекомендацией функционального и психологического покоя.
- В течение ряда десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным, несмотря на то, что в большинстве случаев в имеющейся патологии виновным оказывается сам человек. В настоящее время ситуация изменилась мало.
- В стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого — физически и духовно — человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85% респондентов в США и лишь 25% мужчин и 40% женщин — в России.
- В стране уделяется недостаточно внимания вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. В результате время, необходимое для рекреации, снятия профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности, зачастую используется с малой эффективностью и даже с отрицательным результатом.
- Основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья — от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.
Вопросы для самоконтроля
- Насколько важен приоритет здоровья человека в деятельности государства?
- Какие факторы должны обеспечивать здоровье на государственном уровне?
- Каковы проблемы реализации культуры здоровья?
- Что такое педагогическая валеология?
Источник
Социальный аспект здоровья человека отражает
1.5. социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни
В связи со своими целями и задачами валеология имеет особое социальное значение, поскольку важнейшей функцией государства является забота о своих гражданах. Если Л. Фейербах считал, что «человек, включая сюда и природу как базис человека, – единственный, универсальный и высший предмет философии», то можно сказать, что высшим «предметом» государства должно быть благосостояние человека.
В ряду общечеловеческих ценностей, определяющих социально-экономическую политику государства, несомненен приоритет здоровья. Именно так было, например, в Древней Греции, где культ тела возводился в ранг государственных законов, а в Древней Спарте занятия физическими упражнениями предписывались (и строго контролировались государством) для всех граждан – высокий уровень их здоровья остается эталоном для многих десятков и сотен последующих поколений.
Пионер валеологии И.И. Брехман писал: «Именно здоровье людей должно служить главной «визитной карточкой» социально-экономической зрелости, культуры и преуспевания государства». Вот почему все вопросы обеспечения, формирования, сохранения и укрепления здоровья должны красной нитью пронизывать каждый из аспектов деятельности государства. Естественно, что это требует серьезнейшей планирующей, координирующей, регламентирующей и другихвидов работ, причем важно, чтобы сама эта работа строилась с ориентировкой на будущее.
Здоровье относится к универсальному, имеющему и материальный и духовный аспекты, феномену. Н.А. Добролюбов отмечал, что болезни и патологические расстройства не дают человеку «возможности исполнять своего назначения» и совершать «возвышенную духовную деятельность».
Для государства здоровье или болезнь каждого ее гражданина имеют определенное конкретное материальное выражение. Прежде всего, оно должно выплачивать больному деньги по больничному листу, оплачивать его лечение; кроме того, больной не вырабатывает материальных ценностей (либо за него должны работать другие люди), что сказывается на величине валового национального продукта. С другой стороны, работник, систематически занимающийся своим здоровьем, производит продукции значительно больше, чем тот, кто на свое здоровье не обращает внимания.
Право граждан России на здоровье утверждается Конституцией Российской Федерации. К сожалению, это право не находит своего реального подтверждения. Реализация права на здоровье требует разработки специальной комплексной программы поддержания и охраны здоровья, в которой было бы определено место каждого социально-экономического звена: семьи, школы, органов здравоохранения, предприятий, физкультурных организаций, государства и др. Но все это потребовало бы и нового мышления, переосмысления концептуальной модели здоровья с учетом того, что в формировании здоровья населения важное место принадлежит поведенческим факторам: режиму труда и отдыха, взаимоотношениям в семье и на производстве и т.д., а также условиям жизни и образу жизни. Функциональной же структурой понятия «образ жизни» являются такие аспекты, как трудовая, социальная, интеллектуальная (психологическая установка, характер умственной деятельности), физическая и медицинская активность. То есть в проблеме здоровья прежде всего выделяются социальные и личностные предпосылки и лишь в последнюю очередь – медицинские. В этом отношении представляют интерес данные о зависимости отдельных заболеваний и нарушений от различных факторов (таблица).
Распределение факторов риска при различных заболеваниях и нарушениях
Нетрудно видеть, что из всех приведенных заболеваний и нарушений (а на их долю приходится более 90\% смертельных исходов в стране), лишь в двух случаях (диабет, пневмония) решающим фактором риска является не образ жизни. Этот пример с несомненностью показывает значение валеологического образования, существенной частью которого должно быть формирование у человека приоритета здоровья и мотивации на здоровый образ жизни. Однако в сложившейся ситуации решение возможно лишь при координации усилий всех государственных и внегосударственных институтов, имеющих дело с человеком, – без этого невозможно всерьез приступить к разрешению острой проблемы здоровья.
Решение вопросов здоровья на государственном уровне требует учета, по крайней мере, следующих групп факторов:
Правовые: разработка законодательных и нормативных подзаконных актов, подтверждающих право граждан России на здоровье и регламентирующих механизмы его реализации через всё государственные, хозяйственные и социальные институты от федерального до муниципального уровней, предприятий, учреждений и самих граждан.
Социально-экономические, обусловливающие виды, формы участия и ответственность различных звеньев социально-экономических структур в формировании, сохранении и укреплении здоровья своих членов, формирование такой работы и обеспечение нормативных условий для профессиональной деятельности.
Образовательно-воспитательные, обеспечивающие формирование жизненного приоритета здоровья, воспитание мотивации на здоровый образ жизни (ЗОЖ) и обучение методам, средствам и способам достижения здоровья, умению вести пропагандистскую работу по здоровью и здоровому образу жизни.
Семейные, связанные с созданием условий для ЗОЖ в семье и ориентацией каждого из ее членов на здоровье, на финансирование в семье ЗОЖ.
Медицинские, направленные на диагностику состояния здоровья, разработку рекомендаций по ЗОЖ, эффективную первичную, вторичную и третичную профилактику.
Культурологические, связанные с формированием культуры здоровья, организацией досуга населения, популяризацией вопросов здоровья и ЗОЖ, этнических, общинных, национальных, религиозных и других идей, традиций, обрядов обеспечения здоровья и т.д.
Юридические, обеспечивающие социальную безопасность, защищенность личности от преступлений и угроз преступлений грозящих жизни и здоровью граждан.
Экологические, обусловливающие адекватное для ЗОЖ состояние окружающей среды и рациональное природопользование.
Личностные, ориентирующие каждого конкретного человека на формирование, сохранение и укрепление своего здоровья и устанавливающие ответственность личности за свое здоровье.
Представленный далеко не полный перечень факторов, обеспечивающих поддержку здоровья граждан со стороны государства, предполагает координацию усилий ведомств и структур, компетентных за решение тех или иных аспектов здоровья. Имеющиеся в настоящее время программы санитарного просвещения населения ориентированы лишь на медицинские аспекты здоровья, не учитывают психолого-педагогические проблемы развития личности, ее индивидуальные, типологические, возрастные и половые особенности.
Не вызывает сомнения культурологическая сторона проблемы, поскольку культура отражает меру осознания и овладения человеком своими отношениями к самому себе, к обществу, к природе, степень и уровень саморегуляции его сущностных потенций. Культура есть особый деятельностный способ освоения человеком мира, включая как внешний мир – природу и общество, так и внутренний мир самого человека в смысле его формирования и развития. Последнее обстоятельство характеризует культуру как искусственный, отличный от природного мир явлений, который замечателен тем, в частности, что не может существовать без ухода, без человеческой заботы.
Если рассматривать культуру как способность видеть мир во всем многообразии его взаимоотношений, в которых особая роль принадлежит человеку, то не знать своей организм, не осознавать свое место в природе, не уметь регулировать свое состояние – недостойно культурного человека. Не зря поэтому известный физиолог В.Я. Данилевский отмечал: «Культурность населения и его материальная обеспеченность понижают смертность и заболеваемость, удлиняют продолжительность жизни». Примечательно, что ученый отдал приоритет культуре, а не материальному достатку, так как социально-экономическое положение страны не всегда пропорционально здоровью ее граждан. Так, средняя продолжительность жизни в Японии составляет около 80 лет, хотя уровень жизни в этой стране ниже, чем в США или Западной Европе, а интенсивность труда выше. Однако в Японии существует традиционность жизненного уклада и специфическая диета, японцы меньше курят и употребляют алкоголя. Важно, что все эти особенности культуры и жизненного уклада являются результатом глубоко усвоенных в семьей в школе морально-этических установок.
Современный человек знает о здоровье достаточно много, как и о том, что надо делать для его поддержания и достижения. Однако для того, чтобы эти накопленные человечеством знания начали давать результат, необходимо учесть и устранить целый ряд негативных обстоятельств, препятствующих их реальному воплощению. Укажем на некоторые:
1. В стране не существует последовательной и непрерывной системы обучения здоровью. На различных этапах возрастного развития человек получает информацию о здоровье в семье, в школе, в больнице, из средств массовой информации и т.д. Однако информация эта отрывочна, случайна, не носит системного характер, зачастую противоречива и исходит иногда даже от некомпетентных людей, а порой и шарлатанов. Отсюда встает исключительной важности проблема разработки системы непрерывного валеологического образования, вооружающего человека от момента рождения до глубокой старости и методологией здоровья, и средствами и методами его формирования. Учитывая тенденции катастрофического падения уровня здоровья людей (и прежде всего детей и подростков) и неспособность органов здравоохранения справиться не только с профилактикой, но и с самим обвалом патологии, разработка системы непрерывного валеологического образования должна стать делом государственной важности. Такая система может и должна иметь своей основной задачей совместную работу валеологов, педагогов, врачей, психологов и других специалистов по сохранению и укреплению здоровья людей и профилактике различных форм социальной и профессиональной дезадаптации. Для этого должны быть разработаны концепция, программа, а отсюда – и организация валеологического образования на разных уровнях основного и дополнительного образования.
2. Формирование знаний человека о здоровье еще не гарантирует, что он будет, следуя им, вести здоровый образ жизни. Для этого необходимо создание у человека стойкой мотивации на здоровье. Рождаясь здоровым, самого здоровья человек не ощущает до тех пор, пока не возникнут серьезные признаки его нарушения. Теперь, почувствовав болезнь и получив временное облегчение от врача, он все больше склоняется к убеждению о зависимости своего здоровья именно от медицины. Тем более что такой подход освобождает самого человека от необходимости «работать над собой», жить в постоянном режиме ограничений и нагрузок. Культурный же человек, как отмечал И.И. Брехман, «не должен допускать болезни, особенно хронические, так как в подавляющем числе случаев они являются следствием образа жизни в течение довольно длительного времени: атеросклероз, ишемическая болезнь сердца, диабет, ожирение, алкоголизм. »
3. В настоящее время существующая санитарно-просветительская работа, проводимая через средства массовой информации под непосредственным контролем Минздрава России, ориентирует население преимущественно на лечение, а не предупреждение заболеваний. При этом не раскрываются факторы риска и, главное, пути их преодоления, не показываются функциональные возможности организма в противодействии неблагоприятным влияниям и в устранении уже наступивших начальных признаков заболевания. Вместо этого упор делается на фармакологию и предупреждение каких-либо самостоятельных действий человека даже функционального характера без ведома врача. Однако последний не подготовлен к тому, чтобы давать эффективные рекомендации по этим вопросам, поэтому чаще всего следует категорический запрет с назначением фармакологического лечения на фоне функционального и психологического покоя.
4. В течение десятилетий в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Более того, социальную защиту государство гарантировало прежде всего больным, даже несмотря на то, что в подавляющем числе случаев в имеющейся у него патологии повинен, как показывает анализ, сам человек. Складывалась парадоксальная ситуация: кто меньше думал о своем здоровье и вкладывал меньше усилий в формирование валового национального продукта, от этого продукта получал больше, чем здоровый. В настоящее время ситуация изменилась мало. По-видимому, необходима разработка таких правовых актов, которые бы повысили ответственность человека за свое здоровье и установили бы его материальную зависимость от уровня здоровья так же, как и от уровня профессиональной подготовки.
5. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации тиражируют вредные привычки, неконтролируемый и опасный секс, насилие, но мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Например, физический имидж человека среди важнейших личностных показателей назвали 85\% респондентов в США и лишь 25\% мужчин и менее 40\% женщин – в России.
6. В стране недостаточно внимания уделяется вопросам формирования культуры отдыха, где бы особый акцент делался на его активных формах. Отсутствие такой культуры делает человека заложником непродуманного, непланируемого времяпрепровождения, толкает к стремлению «убить время» у телевизора, алкоголем, ничегонеделанием и пр. В результате имеющееся у него время для рекреации, снятия последствий профессионального утомления и подготовки к следующему этапу деятельности используется с малой эффективностью и зачастую с отрицательным результатом.
В качестве методологической основы разработки системы валеологического обучения и воспитания, имеющей конечной целью формирование валеологической культуры личности, можно использовать следующую концепцию дифференцированного освоения ценностей физической культуры, представленной на схеме.
Нетрудно видеть, что основное значение в формировании культуры здоровья должна иметь система образования, охватывающая все ее возможные звенья – от дошкольного до послевузовского, от семейного до клубного.
Особого внимания заслуживает валеологическое образование учителя. Это обусловлено многими обстоятельствами, определяющими его профессиональную деятельность. Отметим некоторые аспекты проблемы.
1. Существующая система образования сама по себе является фактором риска здоровья учащихся. Это касается как организации учебного процесса (содержание учебных планов, соответствие учебной нагрузки возрастно-половым особенностям детей, распределение нагрузки в учебном дне, неделе, четверти и т.д.), так и методики преподавания, не всегда учитывающей индивидуальные особенности учащихся и не ориентированной на предупреждение нарушений в состоянии их здоровья.
2. Учитель, вне зависимости от своей специальности, должен воспитывать у учащихся стойкую мотивацию на здоровье и здоровый образ жизни. Это условие может реализоваться как через программный учебный материал, так и через внеклассные и внешкольные формы (организация досуговых оздоровительных мероприятий, утренников, бесед, родительских университетов здоровья и др.) и через личный пример.
3. Учитель в профессиональном отношении является представителем одной из основных групп риска заболеваемости. Это обусловлено многими обстоятельствами, которые будут подробнее рассмотрены в соответствующем разделе учебника (глава 9). С этих позиций учителю особенно важно не только владеть основами знаний о здоровье и здоровом образе жизни, но и средствами и методами обеспечения здоровья и построения здоровой жизнедеятельности.
Именно указанные обстоятельства обусловили закономерность включения валеологии как обязательной учебной дисциплины в требования государственных образовательных стандартов и в содержание образовательно-профессиональных программ всех педагогических специальностей.
Ключевые слова: здоровье, индивидуальное здоровье, уровень здоровья, культура здоровья, здоровый образ жизни.
Определяющие признаки наук о здоровье.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М, 1987.
Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990.
Брехман И. И. Введение в валеологию – науку о здоровье. М, 1987.
Вайнер Э.Н. Общая валеология. Липецк, 1998;
Колбанов В. В. Валеология. СПб, 1998.
Петленко В.П. Валеология человека: здоровье – любовь – красота. СПб, 5 томов, 1996–1998.
Казначеев В. П. Теоретические основы валеологии. Новосибирск, 1993.
Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М., «Флинта», 1999.
Ключевые слова: здоровье, безопасность, государство, мотивация, культура.
1. Здоровье человека как приоритет в деятельности государства.
2. Здоровье человека и безопасность государства.
3. Здоровье и семья.
4. Роль государства в обеспечении здоровья граждан.
5. Здоровье и культура.
6. Факторы, препятствующие воспитанию культуры здоровья.
7. Роль учителя в воспитании культуры здоровья.
Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.
Амосов Н.М. Раздумья о здоровье. М., 1987.
Баевский P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М., 1992.
Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье. ФиС, 1990.
Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.
Лищук. В.А., Мостовая Е.В. Обзор основ здоровья. М., 1994.
Казин Э.М. с соавт. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997.
Никитины Б. и Л. Резервы здоровья наших детей. М., 1990.
Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993.
Торохова Е.И. Валеология. Словарь. – М., «Флинта», 1999.
Ключевые слова: здоровье, медицина, профилактика, смертность, цивилизация, факторы риска.
1. Исторический анализ отношения к проблеме здоровья в науке.
2. Место валеологии в профилактике заболеваний.
3. Классификация факторов риска «болезней цивилизации».
4. Проблема здоровья населения России.
5. Проблема личной ответственности человека за свое здоровье.
Айзман Р.И. Здоровье населения России: медико-социальные и психолого-педагогические аспекты формирования. Новосибирск, 1996.
Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. М., 1982.
Ключевые слова: наука, человек, здоровье, дифференцировка наук.
1. Проблема здоровья в науках о человеке.
2. Валеология как междисциплинарное научное направление.
3. Взаимосвязь валеологии с другими науками.
Казин Э.М. с соавт. Методические и организационные подходы к проблеме валеологического образования и воспитания. Кемерово, 1997.
Овчаров Е.А. Социальная и экономическая обусловленность здоровья населения. Нижневартовск, 1993.
Ключевые слова: классификация, методология, образование.
1. Общая характеристика ветвей валеологии.
2. Характеристика медицинской валеологии.
3. Понятие о. педагогической валеологии.
4. Цель и задачи валеологического обучения, воспитания и образования.
Татарникова Л. П. Педагогическая валеология. Генезис. Тенденция развития. Изд. 2. СПб, 1997.
Содержание
Читать: Аннотация
Читать: Введение
Читать: 1. валеология — учение 0 здоровье и здоровом образе жизниЧитать: 1.1. основные понятия валеологии
Читать: 1.2. предпосылки возникновения валеологии
Читать: 1.3. место валеологии в системе наук
Читать: 1.4. классификация валеологии
Читать: 1.5. социальные аспекты здоровья и здорового образа жизни
Читать: 2. валеологический анализ факторов здоровьяЧитать: 2.1. генетические факторы
Читать: 2.2. состояние окружающей среды
Читать: 2.3. медицинское обеспечение
Читать: 2.4. условия и образ жизни
Читать: 3. валеологический анализ здоровья и здорового образа жизниЧитать: 3.1. биологическое и социальное в человеке
Читать: 3.1.1. человек как результат биологической эволюции
Читать: 3.1.2. биологическое и социальное в природе человека – единство и противоречие
Читать: 3.2. валеологический анализ здоровья и болезни
Читать: 3.3. индивидуальные особенности человека
Читать: 3.3.1. генотипические аспекты
Читать: 3.3.2. половые аспекты
Читать: 3.3.3. возрастные аспекты
Читать: 4. двигательная активность и здоровьеЧитать: 4.1. эволюционные предпосылки двигательной активности
Читать: 4.2. методологические предпосылки физической культуры
Читать: 4.3. физиологические основы физической культуры
Читать: 4.3.1. двигательные навыки и двигательные качества
Читать: 4.3.2. характеристика состояний, возникающих при занятиях физической культурой
Читать: 4.4. организация, содержание и методика физической тренировки в здравотворческои работе
Читать: 4.4.1. общие эффекты физической тренировки
Читать: 4.4.2. принципы физической тренировки
Читать: 4.4.3. понятие о нагрузке
Читать: 4.4.4. учет текущего состояния организма в организации оздоровительной физкультуры
Читать: 4.5. место двигательной активности в жизнедеятельности человека
Читать: 4.5.1. возрастные особенности двигательной активности
Читать: 4.5.2. место физической культуры в поддержании и укреплении уровня здоровья взрослых
Читать: 5. психологические основы здоровьяЧитать: 5.1. психика и ее компоненты
Читать: 5.2. физиологические основы психики
Читать: 5.2.1. психика и центральная нервная система
Читать: 5.2.2. эмоции и эмоциональный стресс
Читать: 5.3. эволюция становления психики человека
Читать: 5.3.1. эволюционные предпосылки формирования психики человека
Читать: 5.3.2. основы психогенетики
Читать: 5.3.3. психика и современные условия жизни
Читать: 5.4. индивидуальные психофизиологические особенности человека
Читать: 5.4.1. типология индивидуальных психических особенностей
Читать: 5.4.2. половые различия психофизиологических качеств
Читать: 5.4.3. возрастные психофизиологические особенности
Читать: 5.5. психическое здоровье. основные понятия
Читать: 5.5.1. понятие о психическом здоровье
Читать: 5.5.2. методы и приемы оценки психического здоровья
Читать: 5.6. регулирование психического состояния
Читать: 5.6.1. принципы тренировки психических возможностей
Читать: 5.6.2. средства психотренинга
Читать: 5.6.3. сон и сновидения
Читать: 5.6.4. память и ее тренировка
Читать: 5.7. валеологическое образование и психическое здоровье
Читать: 6. основы рационального питанияЧитать: 6.1. значение питания в обеспечении жизнедеятельности
Читать: 6.2. эволюционные предпосылки рационального питания
Читать: 6.2.1. роль натурального питания
Читать: 6.2.2. влияние на организм термически обработанной пищи
Читать: 6.2.3. влияние на организм очищенных пищевых веществ
Читать: 6.2.4. влияние на организм пищи со специями и искусственными добавками
Читать: 6.2.5. влияние на организм неправильного сочетания пищевых веществ
Читать: 6.3. валеологические предпосылки рационального питания
Читать: 6.3.1. учет анатомо-физиологических особенностей пищеварительной системы человека
Читать: 6.3.2. учет состояния организма
Читать: 6.3.3. питание как потребность
Читать: 6.3.4. валеологическая оценка некоторых блюд и пищевых веществ
Читать: 6.4. рациональное питание современного человека
Читать: 7. иммунитет и здоровьеЧитать: 7.1. понятие об иммунитете
Читать: 7.2. классификация защитных механизмов
Читать: 7.2.1. специфические защитные механизмы
Читать: 7.3. физиология иммунитета
Читать: 7.4. кооперация иммунокомпетентных клеток
Читать: 7.5. неспецифические защитные механизмы
Читать: 7.6. факторы риска иммунитета
Читать: 8. терморегуляция и здоровьеЧитать: 8.1. механизмы терморегуляции человека
Читать: 8.2. терморегуляция и условия жизни современного человека
Читать: 8.3. валеологические основы закаливания
Читать: 8.4. валеологический анализ простудных заболеваний
Читать: 8.4.1. факторы, провоцирующие простудные заболевания
Читать: 8.4.2. понятие о простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 8.4.3. валеологические основы предупреждения простудных и простудно-инфекционных заболеваний
Читать: 8.4.4. валеологические основы поведения при простудных и простудно-инфекционных заболеваниях
Читать: 9. рациональная организация жизнедеятельностиЧитать: 9.1. методологические основы рациональной организации жизнедеятельности
Читать: 9.2. факторы рациональной организации жизнедеятельности работника умственного труда
Читать: 9.3. планирование и организация рациональной жизнедеятельности
Читать: 9.4. рациональная организация жизнедеятельности школьника и студента
Источник