Меню

Социальные закономерности развития психики детей с ограниченными возможностями здоровья

Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике на тему

Понятие нормы, общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием

Скачать:

Вложение Размер
zakonomernosti_razvitiya_doshkolnikov_s_ovz.docx 21.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда

Закономерности развития дошкольников

с ограниченными возможностями здоровья

  • Термин, используемый для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).
  • Некое идеальное образование, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.

Общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием

  • общие направления развития процессы
  • общие этапы и периоды развития
  • наличие сензитивных периодов в развитии
  • роль речи в развитии высших психических процессов
  • роль деятельности в развитии личности
  • роль опережающей направленности обучения

Специфические особенности детей с ОВЗ

  • недоразвитие речи
  • нарушение аналитико-синтетической деятельности)
  • отставание в развитии моторики
  • физическая ослабленность
  • дисбаланс в развитии эмоционально-волевой сферы
  • низкий уровень понятийных обобщений
  • меньший объем поступающей информации извне, снижена скорость ее переработки, снижение объема запоминаемого материла и слабость следов памяти
  • снижение активности, в том числе познавательной
  • низкая работоспоосбноть
  • несформированность произвольного поведения
  • нарушение общения
  • затруднения в социализации
  • задержка в накоплении личного жизненного опыта

Типичные образовательные затруднения дошкольников с ОВЗ

  • ограниченны представления об окружающем мире
  • темп выполнения заданий очень низкий
  • нуждаются в постоянной помощи взрослого
  • низкий уровень сформированности свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение)
  • низкий уровень речемыслительной деятельности
  • трудности в понимании инструкций
  • нарушение координации движений
  • низкая самооценка
  • повышенная тревожность
  • высокий уровень психомышечного напряжения -повышенная утомляемость.

Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство — повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству или тормозимость, пассивность, безволие.

Дети с нарушением слуха

Нарушение слуха влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Особенности личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.

Дети с нарушением зрения

Дети существенно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по параметрам работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Фрагментарность восприятия, поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют. Слабо развиты неречевые формы общения. Характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры стереотипны и неразвернуты

Дети с тяжелыми нарушениями речи

Особенности речевого развития влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Существенно нарушена саморегуляция. Не формируется в достаточной степени знаково-символическая функция

Дети с соматическими заболеваниями

Недостаточно развита познавательная сфера, проблемы в развитии самосознания, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к деятельности

ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

Грубая задержка в физическом развитии, общая психическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, существенная задержка в развитии речи, стойкие нарушения произношения и фонематического слуха. Снижение коммуникативной (социальной) функции речи, преобладание наглядно-действенного мышления. Нарушения в освоении бытовых навыков

ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность Недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, трудности в процессе всех видов восприятия, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации, в наибольшей степени страдает вербальная память. Трудности в формировании сферы образов-представлений: сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят, прогрессирует с возрастом, склонность к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Общение основывается на предметно-практических операциях, сниженная потребность в общении, снижение потребность в игре.

ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Задержка психического развития по типу психического инфантилизма, незрелость эмоционально-волевой сферы, в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию. Эмоциональная нестабильность, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, неравномерный характер нарушений отдельных психических функций, выраженная астения, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, прежде всего, недостаточность пространственных и временных представлений

Дети с расстройствами аутистического спектра

Полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них; обособленность от окружающего мира . Слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада), чувствительность к слабым раздражителям, однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.); наблюдается мутизм, эхолалии. Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Стереотипии и аутостимуляция, своеобразие моторики.

Общие психолого-педагогические рекомендации

  • Принимать ребенка таким, какой он есть, отмечать его сильные стороны
  • Как можно чаще общаться с ребенком
  • Избегать переутомления
  • Использовать упражнения на релаксацию
  • Не сравнивать ребенка с окружающими
  • Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
  • Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
  • Обращаться к ребенку по имени.
  • Не предъявлять ребенку повышенных требований.
  • Стараться делать замечания как можно реже.
  • Оставаться спокойным в любой ситуации.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско.

Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка.

Проект социально — коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.

Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч.

Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.

Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации.

МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО).

Источник

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии.

Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения:

— Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное)

По обратимости возникающих отклонений:

— необратимые — частично обратимые — практически обратимые (делятся на подгруппы в зависимости от скорости обратимости)

Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение)

— церебрально-органического — психогенного — соматогенного происхождения

Клинический подход

— ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности.

— асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.

Классификация

— монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы

— мультифакторные – комбинация двух и более патологий

Т.А.Власова и М.С.Певзнер

— дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС

— дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС

— дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями

Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования — группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный.

Классификация Лебединского (наиболее распространена)

— Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость

— задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.

— Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами

— Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.

— Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития

— Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.

Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании

Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.

Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.

Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.

Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей).

Общие закономерности развития детей в норме и патологии общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей: — развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково — вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия

— разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития

— развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших

— в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность).

Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся:

— утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы

— выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка

— утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей

— выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником

Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.

Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики

— Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность

— Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии)

— Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому

— Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими)

— Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития).

— Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности.

Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.

Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики.

Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания.

— Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. — Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга.

— общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп)

— Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие.

— недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты

— недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях.

— Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата

— иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые.

— нарушение речевой деятельности

— недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности

— затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц

— несогласованность в образной и вербальной сферах психики –

— деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением

Источник

Читайте также:  Рейтинг психического здоровья регионов
Adblock
detector