Закономерности развития дошкольников с ограниченными возможностями здоровья
консультация по коррекционной педагогике на тему
Понятие нормы, общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zakonomernosti_razvitiya_doshkolnikov_s_ovz.docx | 21.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/с «Звездочка» г.Зернограда
Закономерности развития дошкольников
с ограниченными возможностями здоровья
- Термин, используемый для обозначения здоровья как противоположности патологии (болезни, расстройства, нарушения).
- Некое идеальное образование, среднестатистический показатель, характеризующий реальную действительность, но не существующий в ней.
Общие закономерности развития детей с ОВЗ и нормативным развитием
- общие направления развития процессы
- общие этапы и периоды развития
- наличие сензитивных периодов в развитии
- роль речи в развитии высших психических процессов
- роль деятельности в развитии личности
- роль опережающей направленности обучения
Специфические особенности детей с ОВЗ
- недоразвитие речи
- нарушение аналитико-синтетической деятельности)
- отставание в развитии моторики
- физическая ослабленность
- дисбаланс в развитии эмоционально-волевой сферы
- низкий уровень понятийных обобщений
- меньший объем поступающей информации извне, снижена скорость ее переработки, снижение объема запоминаемого материла и слабость следов памяти
- снижение активности, в том числе познавательной
- низкая работоспоосбноть
- несформированность произвольного поведения
- нарушение общения
- затруднения в социализации
- задержка в накоплении личного жизненного опыта
Типичные образовательные затруднения дошкольников с ОВЗ
- ограниченны представления об окружающем мире
- темп выполнения заданий очень низкий
- нуждаются в постоянной помощи взрослого
- низкий уровень сформированности свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение)
- низкий уровень речемыслительной деятельности
- трудности в понимании инструкций
- нарушение координации движений
- низкая самооценка
- повышенная тревожность
- высокий уровень психомышечного напряжения -повышенная утомляемость.
Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство — повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству или тормозимость, пассивность, безволие.
Дети с нарушением слуха
Нарушение слуха влияет на речевое развитие ребенка и оказывает опосредованное влияние на формирование памяти, мышления. наблюдается расстройство всех основных функций речи (коммуникативной, обобщающей, регулирующей). Особенности мышления детей с нарушениями слуха связаны с замедленным овладением словесной речью. Наиболее ярко это проявляется в развитии словесно-логического мышления. Нарушение слуха оказывает влияние на формирование всех мыслительных операций, приводит к затруднениям в использовании теоретических знаний на практике. Особенности личности и поведения неслышащего и слабослышащего ребенка не являются биологически обусловленными и при создании соответствующих условий поддаются коррекции в наибольшей степени. Важными в процессе познания окружающего мира становятся двигательные, осязательные, тактильно-вибрационные ощущения.
Дети с нарушением зрения
Дети существенно отличаются друг от друга как по состоянию зрения, так и по параметрам работоспособности, утомляемости и скорости усвоения материала. Характерны повышенная эмоциональная ранимость, обидчивость, конфликтность, напряженность, неспособность к пониманию эмоционального состояния партнера по общению и адекватному самовыражению. Фрагментарность восприятия, поведению детей с нарушениями зрения в большинстве случаев недостает гибкости и спонтанности, отсутствуют. Слабо развиты неречевые формы общения. Характерна большая неуверенность в правильности и качестве выполнения работы, что выражается в более частом обращении за помощью в оценке деятельности к взрослому, переводе оценки в вербальный коммуникативный план. Игры стереотипны и неразвернуты
Дети с тяжелыми нарушениями речи
Особенности речевого развития влияют на формирование личности ребенка, всех психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными по возрасту, дети отстают в развитии словеснологического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. Существенно нарушена саморегуляция. Не формируется в достаточной степени знаково-символическая функция
Дети с соматическими заболеваниями
Недостаточно развита познавательная сфера, проблемы в развитии самосознания, интеллектуальная пассивность, ограниченный объем принятой информации, низкая способность к обобщениям, быстрая потеря интереса к деятельности
ДЕТИ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Грубая задержка в физическом развитии, общая психическая инертность, снижен интерес к окружающему миру, существенная задержка в развитии речи, стойкие нарушения произношения и фонематического слуха. Снижение коммуникативной (социальной) функции речи, преобладание наглядно-действенного мышления. Нарушения в освоении бытовых навыков
ДЕТИ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Внимание характеризуется неустойчивостью, отмечаются периодические его колебания, неравномерная работоспособность Недостаточная целенаправленность деятельности, дети действуют импульсивно, часто отвлекаются, трудности в процессе всех видов восприятия, снижена скорость выполнения перцептивных операций. Характерны неточность воспроизведения и быстрая потеря информации, в наибольшей степени страдает вербальная память. Трудности в формировании сферы образов-представлений: сложность создания целого из частей и выделения частей из целого, трудности в пространственном оперировании образами. Выраженная тревожность по отношению к взрослому, от которого они зависят, прогрессирует с возрастом, склонность к конфликтному или избегающему способу взаимодействия. Общение основывается на предметно-практических операциях, сниженная потребность в общении, снижение потребность в игре.
ДЕТИ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНОДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
Задержка психического развития по типу психического инфантилизма, незрелость эмоционально-волевой сферы, в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, высокая внушаемость, неспособность к волевому усилию. Эмоциональная нестабильность, двигательная расторможенность, быстрая утомляемость, резкие перепады настроения, неравномерный характер нарушений отдельных психических функций, выраженная астения, сниженный запас знаний и представлений об окружающем мире, прежде всего, недостаточность пространственных и временных представлений
Дети с расстройствами аутистического спектра
Полное отсутствие потребности в контактах с окружающими, или же недостаточная потребность в них; обособленность от окружающего мира . Слабость эмоциональной реакции по отношению к близким, даже к матери, возможно, полное безразличие к ним (аффективная блокада), чувствительность к слабым раздражителям, однообразное поведение со склонностью к стереотипным, примитивным движениям, например, раскачивание туловищем или головой, подпрыгивание на носках и пр.); наблюдается мутизм, эхолалии. Непереносимость взгляда в глаза, «бегающий взгляд» или взгляд мимо. Стереотипии и аутостимуляция, своеобразие моторики.
Общие психолого-педагогические рекомендации
- Принимать ребенка таким, какой он есть, отмечать его сильные стороны
- Как можно чаще общаться с ребенком
- Избегать переутомления
- Использовать упражнения на релаксацию
- Не сравнивать ребенка с окружающими
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Способствовать повышению его самооценки, но хваля ребенка он должен знать за что.
- Обращаться к ребенку по имени.
- Не предъявлять ребенку повышенных требований.
- Стараться делать замечания как можно реже.
- Оставаться спокойным в любой ситуации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
В настоящее время в нашей стране в силу многих причин ослабевают родственные связи, уходит в прошлое традиционное семейное воспитание. Реализация данного проекта способствует гармонизации детско.
Проект социального развития воспитанников с нарушением интеллекта с целью формирования значимости мамы в жизни ребенка.
Проект социально — коммуникативного развития для детей с нарушением интеллекта дошкольного возраста.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Занятия проводятся уч.
Ограничения или возможности использования современных технологий в работе с детьми с ОВЗ.
Педагогическая статья о роли применения инновационных методов в работе с детьми с ОВЗ, в частности применение мультипликации.
МУЗЫКАЛЬНОЕ КОРРЕКЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯРАБОЧАЯ ПРОГРАММА(составлена с учетом ФГОС ДО).
Источник
Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Современные классификации нарушений в развитии детей в специальной психологии.
Классификации нарушений развития отличаются в зависимости от критерия, взятого в качестве основания для группировок. Например по критерию времени возникновения:
— Врожденные (в эту группу входят так же лица с наследственной патологией, т.к. не все врожденное может быть наследственным, но все наследственное чаще всего врожденное)
По обратимости возникающих отклонений:
— необратимые — частично обратимые — практически обратимые (делятся на подгруппы в зависимости от скорости обратимости)
Этиологический критерий (причина, вызвавшая отклонение)
— церебрально-органического — психогенного — соматогенного происхождения
Клинический подход
— ретардация – запаздывание или приостановка психического развития любого происхождения; недоразвитие. Есть два вида ретардации общая (тотальная) и частичная (парциальная) – незрелость отдельных функций, сторон психики, школьных навыков, свойств личности.
— асинхрония – сочетание выраженного опережения одной функции, со значительным отставанием темпа формирования других, что приводит к дисгармонии структуры психики, ее искажению и диспропорциональности.
Классификация
— монофакторные – в основе патология какого-то одного органа или системы
— мультифакторные – комбинация двух и более патологий
Т.А.Власова и М.С.Певзнер
— дети с отклонениями в развитии, вызванными органическими нарушениями ЦНС
— дети с отклонениями в развитии в связи с функциональной незрелостью ЦНС
— дети с отклонениями в развитии, связанными с депривационными ситуациями
Ряд классификаций отражает существующую систему специального образования — группы, соответствующие типам коррекционных школьных и дошкольных образовательных учреждений. В эмпирических классификациях признак возраста представлен в усеченной форме: школьный и дошкольный.
Классификация Лебединского (наиболее распространена)
— Психическое недоразвитие – типичная модель – умственная отсталость
— задержанное развитие – разнообразные варианты инфантилизма, нарушение школьных навыков, недостаточность высших корковых функций. Характеризуется парциальной ретардацией и разными степенями обратимости.
— Поврежденное развитие – длительный период нормального развития, впоследствии нарушенный заболеваниями, прежде всего ЦНС и травмами
— Дефицитарное развитие – варианты психофизического развития в условиях глубоких нарушений зрения, слуха и опорно-двигательного аппарата.
— Искаженное развитие – сочетание недоразвития, задержанного и поврежденного развития
— Дисгармоничное развитие – нарушения в формировании личности. Типичный вариант – различные формы психопатий.
Плюсы данной классификации – компактна, представленные группы полиморфны, удобна в использовании
Минусы – формы дизонтогенеза, как правило, в чистом виде не встречаются, а представляют собой один из симптомов нарушенного развития, сочетания которых образует определенную форму.
Общие и специфические закономерности психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Долгое время специальная психология развивалась как психология отдельного индивида, имеющего те или иные отклонения в развитии. В.М. Бехтерев – создатель комплексного подхода – один из первых начал рассматривать отклонении в психическом развитии в социально-психологическом контексте. Л.С Выготский рассматривал проблему аномального развития исключительно как социальную. Равно как и возможности преодоления м компенсации нарушенных функций видел на путях преобразования отношения общества к детям с ограниченными возможностями здоровья.
Чрезвычайно важная проблема для современной специальной психологии – соотношение общих и специфических закономерностей психического развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Наиболее общим и принципиальным в решении этой проблемы является идея единства законов, характерных для процесса развития в норме и патологии. Особенности, характерные для этого процесса в сравнении с параметрами в норме, обозначаются как специфические. Они делятся на модально-специфические (характеристики, свойственные определенной группе детей с ограниченными возможностями, например особенности психического развития детей с умственной отсталостью, слепых, глухих детей) и модально-неспецифические (связаны с теми качествами, которые наблюдаются у всех категорий этих детей, то есть общее между ними, но отличающее их от нормально развивающихся детей).
Общие закономерности развития детей в норме и патологии общих закономерностях развития нормальных и аномальных детей: — развитие нормальных и аномальных детей проходит одинаково — вместе с тем в развитии нормальных и аномальных детей имеются существенные различия
— разница заключается в сроках и способе развития: нормальные дети в сравнительно короткий срок проходят все стадии филогенетического развития
— развитие аномальных детей идет медленнее, и при тяжелых формах нарушений они проходят не все стадии, а только низшие, не доходя до высших
— в зависимости от стадии, на которой остановилось развитие, можно различить несколько степеней патологического недоразвития (например, при умственной отсталости – идиотизм, имбецильность, дебильность).
Идея общности законов в норме и патологии была ключевой в работах Выготского. Он сформулировал ряд положений, отражающих закономерности психического развития аномального ребенка. К их числу относятся:
— утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушение одного из звеньев существенно изменяет функционирование всей системы
— выделение зон актуального и ближайшего развития ребенка
— утверждение идентичности основных факторов, обуславливающих развитие нормальных и аномальных детей
— выделение в развитии аномального ребенка первичных и вторичных отклонений, и, соответственно, определение важнейших направлений коррекционной учебно-воспитательной работы с каждым учеником
Модально-неспецифические особенности – своеобразное проявление общих законов развития, точнее закономерная реакция процесса развития на факт неблагоприятных условий, в рамках которых разворачивается этот процесс.
Процесс развития – перманентные позитивные изменения, связанные с появлением качественных новообразований. В ходе психогенеза происходит перестройка отношений между отдельными компонентами психики
— Универсальной характеристикой является неравномерность. Периоды активного развития тех или иных функций называется сенситивность
— Процесс развития непрерывен и необратим. (Особенно важно в отношении понимания умственной отсталости, так как долгое время она трактовалась как остановка в развитии)
— Развития психики подчинено закону целостности. Если неживые системы формируются от части к целому, то живые от целого к целому
— Внутренним механизмом развития выступает единство процессов дифференциации (выделение в формирующейся системе новых компонентов) и интеграции (сочленение этих компонентов с другими)
— Принцип единства эволюционирования и функционирования. (Живые системы развиваются в процессе функционирования и функционируют в процессе развития).
— Психическое развитие осуществляется в процессе разнообразных форм предметной деятельности. На каждом этапе выделяется ведущий вид деятельности.
Психическое развитие невозможно вне общения. Т.К. в процессе общения ребенок осваивает и присваивает культурно-исторический опыт, что составляет сущность формирования человеческого сознания, когда на базе элементарных психических способностей образуются высшие психические функции.
Еще одна важная функция общения – социальная ситуация развития. Она подразумевает требования и ожидания по отношению к ребенку. Не является пассивным фоном, а активным динамическим образованием, одним из элементов в структуре генеза психики.
Специфические закономерности не встречаются в норме, но их можно рассматривать как реакцию процесса развития на неблагоприятные условия его протекания.
— Замедление темпа возрастного развития, изменение сроков перехода от одной фазы к другой – наиболее общая черта всех форм дизонтогенеза – имеет устойчивый или переменный характер. — Замедление скорости приема и переработки информации при сохранных сенсорных системах. Возможно, это является снижением уровня интегративости в функционировании мозга.
— общее снижение психической активности, прежде всего познавательной активности (=> сужение запаса знаний и представлений о себе и окружающем мире), ограниченность в пространственных перемещениях (напр. У детей с Дцп)
— Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития – спонтанное развитие страдает больше, часто связано со снижением познавательной активности или затрудняется патологией. Оказывает тормозящее влияние на направленное развитие. Коррекционная работа опирается на направленное развитие.
— недоразвитие всех или некоторых форм предметной деятельности – нарушения в пределах одного вида деятельности могут носить тотальный характер, распространяясь на все ее структурные компоненты
— недоразвиие моторики – может приводить к замедлению темпов формирования двигательных навыков. Недостатки часто проявляются в многообразных частых стереотипных движениях.
— Более высокая психофизиологическая «цена» достижения результата – гораздо большая затрата усилий для достижения к-л результата, чем для нормально развивающего ребенка для достижения такого же результата
— иной характер протекания возрастных кризисов – позже, более длительны, приобретают нетипичные черты, часто переживаются наиболее остро и драматично, особенно подростковые.
— нарушение речевой деятельности
— недостатки словесного опосредования поведении и психической деятельности
— затруднения в сфере общения – обедняет соц опыт, затрудняет формирование высш психич функц
— несогласованность в образной и вербальной сферах психики –
— деформация социальной ситуации развития, системы отношений ребенка с ближайшим окружением
Источник