Меню

Социальные последствия нарушения здоровья это

Социальная недостаточность

Рис. 1. Схема социализации болезни

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment)это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами — специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

Основные понятия.

1. Инвалид— лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

2. Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость социальной защиты.

3. Здоровье — состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или анатомических дефектов.

4. Нарушение здоровья— физическое, душевное и социальное неблагополучие, связанное с потерей, аномалией, расстройством психологической, физической, анатомической структуры и (или) функции организма человека.

5. Ограничение жизнедеятельности— отклонение от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья, которое характеризуется ограничения способности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль за своим поведением, обучение и трудовую деятельность.

6. Степень ограничения жизнедеятельности— величина отклонения от нормы деятельности человека вследствие нарушения здоровья.

7. Социальная недостаточность— социальные последствия нарушения здоровья, приходящие к ограничению жизнедеятельности человека и необходимости его социальной защиты или помощи.

8. Социальная защита— система гарантированных государством постоянных и (или) долговременных экономических, социальных и правовых мер, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

9. Социальная помощь— периодические и (или) регулярные мероприятия, способствующие устранению или уменьшению социальной недостаточности.

10.Социальная поддержка— одноразовые или эпизодические мероприятия кратковременного характера при отсутствии признаков социальной недостаточности.

11.Реабилитация инвалидов— процесс и система медицинских, психологических, педагогических, социально — экономических мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма.

Целью реабилитацииявляются восстановление социального статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация.

12. Реабилитационный потенциал— комплекс биологических и психофизиологических характеристик человека, а также социально средовых факторов, позволяющих в той или Инной степени реализовать его потенциальные способности.

Читайте также:  Совершенствование работы по укреплению здоровья дошкольников

13. Реабилитационный прогноз —предполагаемая вероятность реализации реабилитационного потенциала.

14. Специально созданные условиятрудовой, бытовой и общественной деятельности — специфические санитарно-гигиенические, организационные, технические, технологические, правовые, экономические, макросоциальные факторы, позволяющие инвалиду осуществлять трудовую, бытовую и общественную деятельность в соответствии с его реабилитационным потенциалом.

15. Профессия— род трудовой деятельности, занятий человека, владеющего комплексом специальных знаний, умений и навыков, полученных путем образования, обучения. Основной профессией следует считать выполняемую работу наиболее высокой классификации или работу, выполняемую более длительное время.

16. Специальность-вид профессиональной деятельности, усовершенствованной путем специальной подготовки, определенная область труда, знания.

17.Квалификация— уровень подготовленности, мастерства, степень годности к выполнению труда по определенной специальности или должности, определяемый разрядом, классом, званием и другими квалификационными категориями.

Источник

Болезнь, травма, дефект

Функциональные нарушения Ограничения жизнедеятельности

Социальная недостаточность

Рис. 1. Схема социализации болезни

Таким образом, нарушение или недостаток (impairment)это любая потеря или аномалия психологической, физиологической или анатомической структуры или функции. Нарушение характеризует­ся потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Понятие «нарушение» подразу­мевает наличие или появление аномалий, дефект или потерю конечности, органа, ткани или других частей тела, включая си­стему умственной деятельности. Нарушение представляет собой отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии индивида, и определение характеристик этого статуса дается вра­чами — специалистами, которые могут судить об отклонениях в выполнении физических и умственных функций, сопоставляя их с общепринятыми.

Ограничение жизнедеятельности (disability) — это любое огра­ничение или отсутствие (в результате нарушения) возможности осуществлять деятельность способом или в рамках, которые счита­ют нормальными для человека данного возраста. Если нарушение затрагивает функции отдельных частей организма, то ограниче­ние жизнедеятельности относится к сложным или интегрирован­ным видам деятельности, обычным для индивида или организма в целом, таким как выполнение заданий, владение навыками, поведение. Основной характеристикой ограничения жизнедеятель­ности служит степень его проявления. Большинство лиц, занятых оказанием помощи инвалидам с ограниченной жизнедеятельно­стью, обычно строят свою оценку на градации тяжести ограниче­ния в выполнении действий.

Социальная недостаточность (handicap или disadvantage)- это социальные последствия нарушения здоровья, такой недостаток дан­ного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнеде­ятельности, при котором человек может выполнять лишь ограни­ченно или совсем не может выполнять обычную для его положения роль в жизни (в зависимости от возраста, пола, социального и куль­турного положения).

Таким образом, это определение вытекает из современной кон­цепции ВОЗ, согласно которой поводом для назначения инва­лидности служит не сама болезнь или травма, а их последствия, проявляющиеся в виде нарушений психологической, физиологи­ческой или анатомической структуры либо функций, приводя­щих к ограничениям жизнедеятельности и социальной недоста­точности (социальной дезадаптации).

1.2. Группы инвалидности.

В зависимости от степени выраженности ограничений жизне­деятельности и социальной недостаточности определяется I, II или III группа инвалидности.

Критерием для определения I группы инвалидности (самой тяжелой) служит социальная недостаточность, требующая социальной защиты или помощи, вследствие нарушения здоро­вья со стойким значительно выраженным расстройством функ­ций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к резко выраженному огра­ничению одной из категорий жизнедеятельности либо их соче­тания.

Критерии установления I группы инвалидности:

неспособность к самообслуживанию или полная зависимость от других лиц;

неспособность к самостоятельному передвижению и полная зависимость от других лиц;

неспособность к ориентации (дезориентация);

неспособность к общению;

неспособность контролировать свое поведение.

При этом такие категории жизнедеятельности, как способность к обучению и трудовой деятельности, могут быть нарушены в мень­шей степени. Например, слепые или люди с непротезируемыми культями конечностей, несмотря на стойкие нарушения соответ­ствующих функций и невозможность самообслуживания, при со­здании определенных условий могут выполнять те или иные виды трудовой деятельности, в то время как больные с тяжелыми со­матическими заболеваниями (тяжелая степень сердечно-легочной, печеночной или почечной недостаточности, конечные стадии ту­беркулеза, злокачественных новообразований) оказываются не­способными к самообслуживанию и к какой бы то ни было трудо­вой деятельности.

Читайте также:  Диагностика развития лиц с ограниченными возможностями здоровья практическое задание 3

Критерием для установления II группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к выраженному ограничению одной из категорий жизнеде­ятельности либо их сочетания.

Нарушения жизнедеятельности не вызывают необходимости в постоянном уходе, но требуют использования вспомогательных средств и создания специальных условий для компенсации нару­шенных функций. Что касается трудовой деятельности, то эти боль­ные либо полностью нетрудоспособны, либо могут выполнять труд лишь в специальных особо созданных условиях. По способности к выполнению трудовой деятельности инвалиды II группы диффе­ренцируются следующим образом:

лица, у которых наступила полная потеря трудоспособности вследствие нарушенных функций организма;

лица, которым все виды трудовой деятельности на длитель­ный период времени противопоказаны вследствие возможности ухудшения течения заболевания под влиянием трудовой деятель­ности;

лица с тяжелыми хроническими заболеваниями, комбини­рованными дефектами опорно-двигательного аппарата и значи­тельной потерей зрения, которым труд не противопоказан, но доступен лишь в специально созданных для них условиях.

II группа инвалидности устанавливается при стойких выражен­ных расстройствах высших психических функций, нарушении ди­намики психической деятельности, выраженных эмоционально-волевых нарушениях и личностных изменениях. Такие нарушения резко затрудняют обучение и вызывают социальную дезадаптацию.

Критерием для определения III группы инвалидности служит социальная недостаточность, требующая социальной за­щиты или помощи, вследствие нарушения здоровья со стойкими незначительно или умеренно выраженными расстройствами функ­ций организма, обусловленными заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящими к не резко или умеренно вы­раженному ограничению одной из категорий жизнедеятельности или их сочетания.

III группа инвалидности устанавливается также при следую­щих условиях:

необходимости перевода по состоянию здоровья на работу по другой профессии более низкой квалификации вследствие невоз­можности продолжать работу в своей профессии. Например: фре­зеровщик — раздатчик инструментов, прядильщица — вахтер, за­бойщик — вахтер и т.п.;

необходимости по состоянию здоровья значительно изме­нить условия работы в своей профессии, которые приводят к значительному сокращению объема производственной деятель­ности и тем самым к снижению квалификации. Например, тка­чиха-многостаночница может работать на 1 — 2 станках, врач — на 0,5 ставки;

значительном ограничении возможностей трудоустройства вследствие выраженных функциональных нарушений у лиц невы­сокой квалификации или ранее неработающих (узкий круг дос­тупных профессий). Например, умственно отсталый подросток, вдовы, ранее не работавшие, и др.

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп — на 1 год. В зависимости от степени расстройства функ­ций организма и ограничений жизнедеятельности лицу в возра­сте до 18 лет устанавливается категория «ребенок-инвалид» на срок 1 год, 2 года или до достижения им 18 лет. Мужчинам стар­ше 60 лет и женщинам старше 55 лет, а также инвалидам с не­обратимым анатомическим дефектом без указания срока пере­освидетельствования инвалидность устанавливается.

Причинами инвалидности могут быть общее заболевание, тру­довое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма или заболевание, полученные в период военной службы, инвалидность, связанная с аварией на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделения осо­бого риска и др.

Индивидуальная программа реабилитации. В течение месяца разрабатываться индивидуальная программа ре­абилитации (ИПР). В разработке плана реабилитационных мероприятий в случае необходимости участвуют специалисты учреждений здравоохране­ния, образования, профессионального обучения и других орга­нов и учреждений, осуществляющих деятельность в сфере реаби­литации инвалидов. В обсуждении ИПР участвует сам инвалид, а если речь идет о ребенке, то родители или уполномоченные лица, их заменяющие. В случаях, требующих применения для разра­ботки программы сложных видов реабилитационно-экспертной диагностики, инвалид может быть направлен в вышестоящее учреждение государственной службы медико-социальной экспер­тизы.

Читайте также:  Вода это источник здоровья

На этапе первичной комплексной медико-социальной экспер­тизы и разработки ИПР инвалида решаются следующие задачи:

устанавливается наличие нарушений функций, дается оцен­ка их выраженности, а также оценка тяжести связанных с выяв­ленными нарушениями ограничений жизнедеятельности с указа­нием ведущего ограничения;

определяются возможности терапевтической коррекции вы­явленных нарушений функций;

изучаются психологический статус личности, его интересы, образовательный или профессиональный потенциал;

определяются потребности инвалида в мероприятиях соци­альной реабилитации, в том числе во вспомогательных техниче­ских средствах и приспособлениях;

намечается план комплексной реабилитации.

В ИПР, разработанной специалистами бюро МСЭ, обязатель­но отражаются следующие сведения:

исполнитель (наименование учреждения);

форма реабилитации (амбулаторная, стационарная, отделе­ние дневного пребывания, клубная, пансионат);

сроки выполнения каждого этапа реабилитации (дата начала и окончания);

объем, содержание и количество реабилитационных мероприя­тий;

Комиссия МСЭ также назначает и утверждает куратора (соци­ального работника) ИПР каждого инвалида, которому поручает­ся организация всех видов патронажа (медико-социального, пси­холого-социального, культурно-досугового, социально-бытового). В каждом случае учреждение для проведения тех или иных реаби­литационных мероприятий подбирается индивидуально, с гаран­тией высокого качества реабилитационных услуг. При отсутствии необходимых форм помощи по месту жительства инвалида необходимо направить его в соответствующее учреждение ближайших регионов.

На основании полученных медико-психологических характе­ристик и данных о социальных составляющих портрета инвалида разрабатывается перечень необходимых мер по реабилитации, а также социальной помощи и льгот, гарантированных законом Рос­сийской Федерации. Разработанный план мероприятий с указа­нием их объемов, сроков проведения и исполнителей заносится в Реабилитационный дневник инвалида, заверяемый подписью ру­ководителя и печатью учреждения государственной службы меди­ко-социальной экспертизы и подписью инвалида, его опекуна или родителей ребенка-инвалида. Утвержденная ИПР выдается на руки инвалиду, а копия направляется в муниципальное управление со­циальной защиты населения по месту проживания инвалида или получения им пенсии.

ИПР носит рекомендательный характер, инвалид вправе отка­заться от того или иного вида, формы и объема реабилитацион­ных мероприятий, а также от реализации программы в целом. Он вправе самостоятельно решить вопрос своего обеспечения конк­ретным техническим средством или видом реабилитации, вклю­чая автомобили, печатные издания по брайлевскому шрифту и пр. Отказ от ИПР в целом или от реализации отдельных ее частей освобождает бюро МСЭ от ответственности за ее исполнение и не дает инвалиду права на получение компенсации в размере стоимости реабилитационных мероприятий, предоставляемых бес­платно.

Если инвалид нуждается в обеспечении транспортными средствами или санаторно-курортном лечении, то выписка из ИПР с данными указаниями направляется в соответствующий орган, осу­ществляющий пенсионирование инвалида.

В ИПР включаются как реабилитационные мероприятия, пре­доставляемые инвалиду бесплатно (в соответствии с базовыми программами), так и реабилитационные мероприятия, в оплате которых принимает участие сам инвалид или другие лица и орга­низации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности. Поэтому в случае согласия инвалида на платную услугу, не предусмотренную базовыми программами, об этом в ИПР делается соответствующая отметка.

ИПР является обязательной для органов государственной вла­сти, органов самоуправления, а также для организаций, пред­приятий и учреждений, которые выступают непосредственными исполнителями реабилитационных мероприятий.

Координировать процесс реализации программы реабилита­ции, в которой принимают участие различные учреждения, в том числе разной ведомственной принадлежности, осуществлять контроль и давать оценку полученным результатам должны органы труда и социального развития — Бюро МСЭ, утвердившие ИПР, и районные (городские) органы социальной защиты на­селения по месту постоянного (фактического) жительства инвалида. В органе социальной защиты населения выделяется структурное подразделение (специалист) по проблемам реаби­литации инвалидов.

При повторной и последующих экспертизах, которые проводят­ся по окончании намеченного этапа реабилитации, оценивается полученный эффект. Комиссия МСЭ заслушивает отчет куратора программы реабилитации, проводит обследование инвалида, изу­чает отчеты реабилитационных учреждений. В случае низкой эф­фективности реабилитации или невыполнения намеченных ме­роприятий анализируются причины, по которым это произошло, устанавливаются негативные моменты в деятельности реабилита­ционных учреждений и самой программе реабилитации, намеча­ются меры по их устранению.

Источник

Adblock
detector