Меню

Социальные меры здоровья без меры

Меры социальной поддержки граждан: кто может рассчитывать на помощь

Кто может рассчитывать на помощь? – вопрос не простой и неоднозначный. Очень часто человек, попав в сложную жизненную ситуацию, опускает руки, ведь ему кажется, что он лишен поддержки и никому не нужен. На самом деле, как правило, дела обстоят вовсе не так плохо. Кроме того, что есть небезразличные люди готовы оказать помощь, есть еще и определенные меры социальной поддержки граждан, предусмотренные законом и обязательные к выполнению. Безусловно, социальные стандарты в нашей стране далеки от идеала, но на некоторую поддержку со стороны государства люди, оказавшиеся в беде, все-таки могут рассчитывать.

Какие категории граждан могут рассчитывать на помощь государства?

Категории граждан, которые могут рассчитывать на помощь государства довольно много. Но в большинстве случаев меры социальной поддержки выражаются в льготах и часто не имеют денежного эквивалента. Только некоторые категории нуждающихся могут рассчитывать на материальные выплаты от государства или местных властей. К таким категориям относятся:

  • пенсионеры;
  • ветераны и инвалиды боевых действий;
  • люди, отмеченные за заслуги перед Отечеством;
  • учащиеся;
  • льготники;
  • молодые семьи;
  • семьи с детьми;
  • инвалиды;
  • малоимущие;
  • студенты и некоторые другие.

Эти люди могут рассчитывать на реальную помощь денежными средствами, которые выплачиваются органами социальной защиты по месту постоянного проживания. Некоторые выплаты, такие как пенсия, имеют постоянный характер, а другие – периодический. Это означает, что многие выплаты зависят от дохода, который может изменяться, а потому нужно быть готовым к тому, что придется регулярно предоставлять в органы социальной защиты населения достаточно большое количество документов. Впрочем, меры социальной поддержки граждан – это не только денежные доплаты, но и другие виды социального обеспечения, такие как предоставление тех или иных социальных услуг на льготных условиях.

Кто еще может рассчитывать на поддержку государства?

Рассчитывать на поддержку государства могут некоторые льготники, которые даже не подозревают о том, что имеют право на какие либо «поблажки». Так мало кому известно, что на различные виды помощи могут рассчитывать такие категории граждан как:

  • доноры;
  • жители Крайнего Севера;
  • переселенцы и беженцы;
  • предпенсионеры;
  • дети войны и т.д.

Если молодые люди, недавно создавшие семью, чаще осведомлены о своих правах и получают все положенные социальные выплаты, то есть категории граждан, которые и понятия не имеют о том, что им положены те или иные привилегии. Это не означает, что льготы для таких категорий граждан не предусмотрены законодательством Российской Федерации.

*Это важно! Кроме общих льгот, которые предоставляются всем без исключения гражданам РФ, есть еще и такие виды помощи, которые установлены органами местного самоуправления в различных регионах. Размер такой помощи устанавливают для каждого региона в индивидуальном порядке. Узнать о наличии таких льгот и пособий в вашем регионе вы можете в органах социальной защиты и опеки, где гражданам просто обязаны предоставить подобную информацию.

Меры социальной поддержки для людей старшего возраста

Меры социальной поддержки для людей старшего возраста предусмотрены законодательством нашей страны. Хоть многие пенсионеры и смирились с тем, что получают мизерную пенсию и учатся выживать на гроши как умеют. Мало кому известно, что старики имеют право на доплату к пенсии, если ее размер ниже прожиточного минимума и пенсионер признан малоимущим. Для того чтобы получить такую помощь, нужно предоставить документы о доходах, подтверждающие статус малоимущего.

Кроме денежной помощи, малоимущие лица пожилого возраста могут рассчитывать:

  • на льготы на оплату коммунальных услуг;
  • налоговые льготы;
  • социальное обслуживание пожилых людей на дому в случае утраты способности самостоятельно себя обслуживать;
  • увеличение размера пенсии после 80 лет;
  • индексация пенсий и другие.

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев

Меры социальной поддержки для переселенцев и беженцев, так же предусмотрены на государственном уровне. Но тут важно учитывать, что переселенцами считаются граждане РФ, которые были вынуждены покинуть предыдущее место жительства на территории РФ или за ее пределами, так как подверглись преследованиям по религиозным, расовым, политическим или другим убеждениям. Такой статус выдают на 5 лет, и он дает вынужденному переселенцу право на получение жилья, одноразовой денежной выплаты и компенсации расходов на переезд и транспортировку вещей.

Статус беженца можно получить, подав соответствующее ходатайство в органы социальной защиты. Данный статус позволяет получить следующие меры социальной поддержки граждан данной категории:

  • бесплатные услуги переводчика;
  • право на получение места в детском саду;
  • право на предоставление временного жилья или комнаты в специальных центрах временного размещения;
  • бесплатное питание в центрах временного размещения и бесплатные коммунальные услуги;
  • бесплатное медицинское обслуживание и медикаменты;
  • социальное обеспечение;
  • получение содействия в трудоустройстве или обучении;
  • содействие в получении сведений о родственниках, оставшихся на родине и другие.

Меры социальной поддержки узникам концлагерей

Меры социальной поддержки узникам концлагерей были определены еще со времен советского союза. Современные дети страдают от отсутствия новых гаджетов или немодной, по их мнению, одежды. Мало кто задумывается о том, что во времена ВОВ были дети, которые попали в концентрационные лагеря и на тяжелые работы в фашистской Германии. Конечно, большинство из этих детей погибло, так и не дождавшись Великой Победы, но были и такие, кто выжил и сегодня нуждается в помощи государства.

Меры социальной поддержки узникам концлагерей предусмотрены следующие:

  • ежемесячные денежные выплаты;
  • обеспечение жильем;
  • ежегодные выплаты к знаменательным датам;
  • протезно-ортопедическое обслуживание;
  • медицинское обслуживание;
  • полный социальный пакет услуг и другие, предусмотренные в конкретном регионе.

К сожалению, это далеко не все категории граждан, которые нуждаются в особенном внимании со стороны государства и общества. Главная мысль, которую мы хотели донести до наших читателей, заключается в том, что многие из нас имеют право на разные льготы и доплаты от государства, но не пользуются ими. Меры социальной поддержки граждан существуют для многих категорий, просто не все об этом знают.

Куда можно обратиться малоимущим гражданам в РФ?

Куда можно обратиться малоимущим гражданам в РФ чтобы получить финансовую или другую помощь? – ответ прост, в государственные структуры или в частные профильные организации. Среди государственных структур можно отметить следующие:

  1. Социальная защита населения. Этот орган готов оказать помощь, но лишь в том случае, если выполнен ряд условий. Право на помощь от органов соцзащиты имеют трудоустроенные граждане или те, кто смог подтвердить низкий уровень своих доходов. В отдельных случаях, можно рассчитывать на экстренную материальную помощь в критических ситуациях.
  2. Муниципальные органы власти и местные администрации. Некоторые администрации оказывают адресную помощь нуждающимся, но, в любом случае, если вы обратитесь в органы местного самоуправления, то вас направят в соответствующие инстанции или помогут решить некоторые вопросы. Так глава администрации может помочь устроить ребенка в детский сад, дать социальное жилье или выписать талоны на бесплатное питание.

Что делать если вы не входите не в одну из групп социальной поддержки?

Существуют, к сожалению, такие категории людей в нашей стране, для которых социальная поддержка не предусмотрена или не решает их проблем. Такие люди более других нуждаются в помощи и поддержке со стороны неравнодушных людей, готовых прийти на помощь в трудной ситуации. Некоторые такие люди организовывают свои благотворительные фонды и занимаются помощью нуждающимся «в промышленных масштабах», а другие – объединяются в группах взаимопомощи в социальных сетях и помогают друг дугу в меру своих скромных возможностей.

Среди значимых социальных проектов негосударственного характера можно назвать:

  1. Жизни – да!
  2. ЛДЛ.
  3. Фонд blago.ru.
  4. Фонд помощи и сайт pomogi.org.

Сайт взаимопомощи Люди для Людей

Сайт взаимопомощи Люди для Людей – это новая платформа, где каждый может попросить о помощи, в чем бы она не заключалась. Здесь не требуют документов, удостоверяющих статус малоимущего, не задают лишних вопросов, а просто берут и помогают реальными делами. С этой целью некоторые объединяются в группы, а другие – делятся своими вещами, продуктами и другими «ценностями». Наш проект – это территория свободная от рыночных отношений, где не правят деньги и где не действуют никакие меры социальной поддержки граждан, а только принципы доброты к ближнему.

В наших группах в социальных сетях мы хотели бы видеть неравнодушных к чужой беде людей и нуждающихся в помощи. Мы будем постоянно выкладывать репортажи о том, как этот мир стал чуточку добрее и лучше, благодаря обычным людям, ребятам из соседнего двора и другим небезразличным к чужой беде нашим с вами согражданам и друзьям из других государств.

*Не нужно стесняться своей доброты, так как она не является пороком, а напротив есть признак добродетели. Сегодня осталось не так много людей, способных на искреннее сочувствие, но именно такие люди вселяют надежду в светлое будущее и в то, что никто из нас не будет одинок в сложной жизненной ситуации или в бедственном положении. Пока есть люди, готовые делать добрые дела и делиться чем-то важным для других, но уже ненужным им самим, мир не будет таким жестоким.

Источник

Социальные меры здоровья без меры

В чем разница между различиями в состоянии здоровья и социальным неравенством в отношении здоровья?

Социальное неравенство касается систематических различий в состоянии здоровья различных социально-экономических групп. И что это конкретно влечет за собой? В любой стране наблюдаются различия в состоянии здоровья населения. Генетические и конституциональные вариации приводят к тому, что здоровье индивидуумов различается, как это происходит в отношении любых других физических характеристик. Распространенность плохого состояния здоровья также варьируется в различных возрастных группах с тенденцией ухудшения здоровья у более пожилых по сравнению с молодыми из-за естественного процесса старения. В старых промышленных странах женщины на любом этапе жизни имеют биологическое преимущество выживания по сравнению с мужчинами. В жизни каждого человека определенную роль играет шанс, и удача решает, какой индивидуум избежит того или иного инфекционного заболевания или фактора риска, а какой ему поддастся.

Три отличительные особенности, будучи объединенными, превращают эти простые вариации, или различия, в социальное неравенство в отношении здоровья. Эти отличительные особенности являются систематическими, социально обусловленными (и поэтому поддающиеся изменению) и несправедливыми.

Первая особенность — систематическая модель различий в здоровье. Эти различия не имеют случайного характера, а демонстрируют устойчивую модель применительно ко всему населению. Один из наиболее ярких примеров — это систематические вариации в состоянии здоровья различных социально-экономических групп. В последующих разделах будет показано, что по мере ухудшения социального положения увеличиваются заболеваемость и смертность. Эта социальная модель заболеваемости является универсальной, хотя ее масштабы и распространенность варьируются от страны к стране.

Вторая особенность состоит в том, что различия в состоянии здоровья в большей степени порождены социальными процессами, и не являются 1\AppData\Local\Temp\msohtml1\01\clip_image001.gif»/>

Справедливость и права человека

Предубеждение и дискриминация, которые ведут к различиям в доступе к ресурсам и возможностям здравоохранения для социальных групп, являются несправедливыми. Это выражается в том, какое место здоровье занимает среди прав человека: обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав любого человека в обществе [ WHO , 1946]. Здоровье также является уникальным ресурсом для достижения других целей в жизни, таких, как образование и занятость. Здоровье, таким образом, — это путь, обеспечивающий свободу индивидуумов и обществ [ Sen , 2000].

Поэтому обществу важно распределять ресурсы здравоохранения справедливо, чтобы доступ к ним был обеспечен каждому. Существование явных социальных различий в состоянии здоровья и его детерминантах (как будет показано в последующих разделах) идет вразрез с общепринятым представлением о справедливости и законности [ Daniels , Kennedy & Kawachi , 2000].

В сегодняшней Европе нет необходимости выяснять, какие социальные различия в состоянии здоровья справедливы, а какие — нет. По существу, все систематические различия в состоянии здоровья различных социально-экономических групп в стране могут считаться несправедливыми и поэтому классифицироваться как неравенство в отношении здоровья ( health inequities ). Для их существования нет биологических причин, и совершенно ясно, что даже систематические различия в образе жизни социально-экономических групп в значительной мере формируются структурными факторами. Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что социальные и экономические факторы, а также факторы окружающей среды и уровень жизни, на который они структурно влияют, прямо или косвенно порождают социальное неравенство в отношении здоровья. Все эти детерминанты социального неравенства поддаются изменению.

В Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах понятие здоровья осознанно используется в контексте условий жизни человека [ Kalin et al ., 2004]. В практических целях в качестве показателя наивысшего уровня здоровья, которого можно достичь в любом обществе и на достижение которого должна быть направлена политика устранения несправедливости, можно принять состояние здоровья людей из групп, находящихся в наиболее благоприятном положении.

Несправедливость и неравенство — синонимы

Во всех ранее написанных работах авторов этой публикации использовалось словосочетание неравенство в отношении здоровья ( inequities in health ), в то же время объяснялось, что в некоторых странах, особенно в Соединенном Королевстве, это же значение вкладывается в понятие несправедливость в отношении здоровья ( inequ а lities in health ). В последующие годы увеличилось число стран, принявших британскую терминологию, что нашло отражение в названии Саммита ЕС по преодолению несправедливости в отношении здоровья, проходившего в 2005 г . Тем не менее, в соответствии с другими документами ВОЗ в данной публикации продолжает использоваться словосочетание социальное неравенство в отношении здоровья ( social inequities in health ). И все же авторы хотят подчеркнуть, что в сфере здравоохранения выражение социальное неравенство в отношении здоровья подразумевает те же различия, которые являются несправедливыми и неправомерными. И действительно, в некоторых европейских языках существует только одно слово для обозначения этих двух терминов, и при переводе разграничения между ними нет.

Что такое справедливость в отношении здоровья?

Если неравенство в отношении здоровья неправомерно и необоснованно, что же значит противоположное понятие: справедливость в отношении здоровья ( equity in health )? Оно тесно связано с основными правами человека и содержится во всех важнейших документах ВОЗ, будь то материалы, относящиеся ко времени начала деятельности организации в 1940-х годах или резолюции XXI века. В Уставе ВОЗ [ WHO , 1946], провозглашенном еще в 1946 г ., говорится: «обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения».

Вторя этому благому пожеланию почти 60 лет спустя, можно сказать, что справедливость в отношении здоровья означает, что в идеале каждый может достичь своего наивысшего потенциала здоровья и что при этом никто не должен находиться в неблагоприятных условиях из-за социального положения и других социально обусловленных обстоятельств.

Эти слова относятся к каждому человеку, а не только к самым неблагополучным слоям населения. Таким образом, усилия по обеспечению социальной справедливости в отношении здоровья направлены на создание возможностей и устранение барьеров для достижения потенциала здоровья для всех людей. Это подразумевает справедливое распределение ресурсов, необходимых для сохранения здоровья, справедливый доступ к существующим возможностям и справедливую помощь людям, когда они болеют.

Результатом этих усилий будет постепенное сокращение всех систематических различий в состоянии здоровья между различными социально-экономическим группами. И как итог — устранение неравенства путем восходящего выравнивания состояния здоровья, доводя до уровня находящихся в наиболее благоприятном положении.

Увеличивающийся разрыв в состоянии здоровья

Можно привести много примеров систематических различий в состоянии здоровья между различными социальными группами в странах Европы. Во всех европейских странах у групп населения, находящихся в наиболее неблагоприятном положении, здоровье хуже, а смертность выше. Это проявляется в значительных различиях в ожидаемой продолжительности жизни у лиц, находящихся на противоположных крайних ступенях социальной лестницы. В Шотландии, например, ребенок, родившийся в наиболее неблагоприятном районе Глазго, по оценкам, проживет на 10 лет меньше, чем ребенок, живущий в самом богатом районе [ Acheson et al ., 1998]. В Эстонии начиная с 1989 и до 2000 г ., в переходный постсоветский период, чрезвы­чайно увеличился разрыв в показателях смертности между группами населения с самым высоким и самым низким уровнем образования. В 2000 г . 25-летний выпускник с высшим образованием, по оценкам, мог прожить на 13 лет дольше, чем мужчина того же возраста с самым низким уровнем образования [ Leinsalu , Vagero & Kunst , 2003].

Показательны примеры из северной и южной частей Региона. В Нидерландах, например, наблюдается 5-летний разрыв в ожидаемой продолжитель­ности жизни и 13-летний разрыв в ожидаемой продолжительности жизни без инвалидности у мужчин из групп с самым низким и самым высоким уровнем образования [ van der Water , Boshuizen & Perenboom , 1996]. Точно так же в Финляндии у женщин из группы с самым низким уровнем образования ожидаемая продолжительность жизни без инвалидности на 8 лет меньше, чем у женщин с самым высоким уровнем образования [ Valkonen et al ., 1994]. Более того, исследования, проведенные в Турине, Италия, показали, что на юге, несмотря на то что за последние 30 лет смертность уменьшилась во всех социально-экономических группах, это наименее выражено у мужчин и женщин с наиболее низким уровнем образования и у мужчин с худшими жилищными условиями [ Marinacci et al ., 2004].

Впечатляют два примера из Франции. Разница в ожидаемой продолжительности жизни между 35-летним работником неквалифицированного физического труда и служащим ( cadre superieur ) того же возраста составляет около 9 лет. Показатели преждевременной смертности (до 54 лет) говорят о том, что работники, занимающиеся неквалифицированным физическим трудом, умирают преждевременно от диабета в 4 раза чаще, чем служащие; разница достигает десятикратного размера при циррозе и алкогольном психозе [ Mesrine , 1999; Jougla et al ., 2000].

Глубокую озабоченность вызывает ситуация в отношении здоровья в странах Центральной и Восточной Европы. В Российской Федерации после экономических и политических потрясений начала 1990-х годов наблюдается резкое, действительно беспрецедентное уменьшение ожидаемой продолжительности жизни. Это не затрагивает все слои населения в одинаковой степени. Наибольший удар пришелся на менее образованные группы. Фактически с 1990 по 1994 г . шансы на выживание мужчин из групп с наибо

С точки зрения подхода прав человека основополагающим правом людей является доступ к эффективной медико-санитарной помощи, которая уменьшает их страдания, когда они заболевают, защищает их и, самое главное, позволяет предотвратить развитие болезни, а также помогает укреплять здоровье, когда они не больны. Без тех благ, которые дают до­ступ к службам здравоохранения, улучшая здоровье и избавляя от боли и страданий, вся другая человеческая деятельность лишается смысла. Однако для миллионов людей по всему миру и даже в таком богатом регионе, как Европа, этот доступ оказывается недостаточным для некоторых групп 1\AppData\Local\Temp\msohtml1\01\clip_image004.gif»/>

Читайте также:  Приложение шагомер здоровье для андроид

3. Политика охраны здоровья населения должна преследовать двойную цель — обеспечение улучшения здоровья населения в целом и уменьшение неравенства в отношении здоровья

Отдельные лица характеризуют эту двойную цель как противоречивую, представляя ее как «сделку» между улучшением здоровья населения в целом и еще более быстрым улучшением здоровья слоев общества, находящихся в наиболее неблагоприятном положении, — т.е. между общим улучшением состояния здоровья населения и уменьшением социального неравенства в отношении здоровья. Это ошибочная точка зрения. Цель уменьшения неравенства в отношении здоровья является неотъемлемой частью всеобъемлющей стратегии развития здравоохранения, а не альтернативным выбором. В действительности ни одна национальная стратегия в Европе или где-либо еще в мире не оставляет попыток улучшить здоровье населения в целом, сосредоточив усилия на уменьшение неравенства в отношении здоровья. Также растет осознание того, что целей здравоохранения, направленных на население в целом, вряд ли можно будет достигнуть, не уделяя внимания слоям общества, находящимся в наиболее неблагоприятном положении. Эти две цели обычно переплетаются.

4. Действия должны касаться социальных детерминантов неравенства в отношении здоровья

Этот принцип сконцентрирован не только на общих социальных детерминантах здоровья (социальных условиях, которые могут влиять на здоровье людей), но и на основных детерминантах систематических различий в возможностях, уровне и образе жизни, связанных с различным положением в обществе [ Graham , 2004 b ]. Хорошим примером в этом отношении служат условия на рабочих местах. В постиндустриальной Европе плохие произ­водственные условия перестали быть основным детерминантом плохого здоровья у населения в целом. Тем не менее исследование, проведенное в Швеции, показало, что различия, связанные с плохими условиями работы в зависимости от социального положения, объясняют значительную долю наблюдаемого неравенства в отношении здоровья в различных социально-экономических группах [ Lundberg , 1991]. Для влияния на такие социальные детерминанты, потребуется более глубокое понимание процессов, которые приводят к социальному неравенству и сохраняют его, с последующим вмешательством в эти процессы наиболее эффективным образом.

5. Недостаточно сформулировать политические намерения — следует контролировать действия, которые могут принести вред

Этот принцип требует оценки различных влияний, а не только средних эффектов. Классическим примером, иллюстрирующим несправедливость в отношении здоровья, являются неблагоприятные результаты некоторых реформ в секторе здравоохранения, проведенных в последние десятилетия, которые создали медицинскую ловушку бедности [ Whitehead , Dahlgren & Evans , 2001]. Это означает, что возрастающая необходимость платить за медико-санитарную помощь при болезни ввергает все большее количество людей в бедность. В этом случае система социального обеспечения, которая первоначально предполагала поддержку больных, превратилась в систему, способствующую бедности. Медицинские ловушки бедности получают все большее распространение, и требуется особая бдительность, чтобы вовремя их обнаружить. Сходным образом вмешательства, направленные на помощь бедным, могут осуществляться таким образом, что унижают именно тех людей, на которых направлена программа, способствуя тем самым их отказу от предлагаемой помощи.

Этот принцип, направленный на конечную оценку влияния неравенства в отношении здоровья, касается различных курсов политики вне и внутри сектора здравоохранения. В действительности наибольшая опасность может быть в более широкой макрополитике, которая скрывает отрицательные эффекты на здоровье, так как они не кажутся связанными со здоровьем.

6. Выберите соответствующие инструменты для оценки степени неравенства и прогресса в достижении целей

Этот принцип может казаться очевидным, но, как показывают принципы 1-5, вмешательства, направленные на уменьшение неравенства, могут быть сфокусированы на одной или нескольких ясных целях или задачах, и для каждой из них может потребоваться отдельный показатель. Так, например, меры, которые предполагают только лишь проведение мониторинга изменений в состоянии здоровья бедных, ничего не дают с точки зрения оценки того, как живут бедные группы населения относительно более благополучных. Необходима оценка изменений как на верхних, так и на нижних ступенях социальной лестницы и последующего сравнения двух показателей. Сравнение показателей между крайними ступенями социальной лестницы не сможет оценить воздействия на все общество. Для этого могут потребоваться показатели так называемого дефицита, т.е. совокупных различий между группой, находящейся в наиболее благоприятном положении, и каждой последующей социальной группой в отношении каждого специфического фактора.

Важно проводить мониторинг как относительных, так и абсолютных изменений, касающихся социального неравенства в отношении здоровья, так как они дают различную информацию о величине и направлении изменений. Примером относительной оценки является отношение показателей смертности представителей группы, находящейся в наиболее неблагопри­ятном положении, к показателям смертности представителей наиболее привилегированной группы. Абсолютной оценкой в этом случае будет разница между показателями смертности в этих группах.

7. Объединяйте усилия, чтобы дать право голоса тем, кто его лишен

Этот принцип, например, предполагает выявление точек зрения маргинализированных групп и увеличение их действительного участия (в противоположность словопрениям в ходе консультаций). Представители населения с наиболее четко выраженным мнением и более определенными позициями имеют возможность оказывать большее влияние, чем те, кто имеет более слабые позиции. Для этого администраторы и специалисты должны предпринять определенные усилия для создания административных систем и обеспечения информацией, с тем чтобы непрофессионалам было легче участвовать в принятии решений, касающихся влияния на их здоровье.

8. По мере возможности социальное неравенство в отношении здоровья следует описывать и анализировать отдельно для мужчин и женщин

Поскольку размах и причины наблюдаемого социального неравенства в отношении здоровья иногда могут быть различными для обоих полов, необходимы отдельные описания и анализ. Таким образом, решающее значение имеет выяснение и учет этих различий при разработке стратегий по преодолению неравенства в отношении здоровья.

Значение объединенного специфического гендерного и социально-экономического анализа хорошо показано в Шведской программе по предотвращению несчастных случаев. Данные по несчастным случаям для населения в целом указывали на относительно благоприятные изменения в предотвращении травм. Тем не менее при отдельном анализе данных в соответствии с полом и социальным статусом наблюдались большие различия в показателях, а также типах несчастных случаев для девочек по сравнению с мальчиками, мужчин по сравнению с женщинами и групп с низкими доходами по сравнению с группами с высокими доходами. Объединенный гендерный и социально-экономический анализ также показал, что для женщин из рабочего класса в особенности характерен очень высо­кий уровень риска дома и на работе. Как только осознаются эти различия, становится понятной необходимость увязывать профилактические стратегии с гендерным и социально-экономическим положением [ La Flamme , 1998]. Это еще более очевидно при проведении политики по борьбе с потреблением табака [ Kunst , Giskes & Mackenbach , 2004].

Другим доводом в пользу того, чтобы систематические гендерные различия в состоянии здоровья анализировались с учетом социально-экономического положения, является то, что причины различий в состоянии здоровья могут зависеть от социального положения. Бедные женщины, например, могут быть ограничены в правах, потому что они женщины и потому что бедны. Преодоление различий в состоянии здоровья, вызванных так называемым двойным бременем, может потребовать разработки стратегий, отличных от тех, кото­рые направлены на устранение гендерных различий в состоянии здоровья у более богатых женщин. Таким образом, существующая тенденция игнорировать гендерную принадлежность в анализе социального неравенства в отношении здоровья и, наоборот, социального положения в специфическом гендерном анализе должна уступить объединенному подходу, учитывающему как социальное положение, так и гендерную принадлежность.

9. Относительные различия в состоянии здоровья, вызванные этнической принадлежностью, географической обусловленностью и социально-экономическими причинами

Анализ систематических различий в состоянии здоровья, вызванных этнической принадлежностью, следует по мере возможности связывать с социально-экономическими причинами, так как размах и причины наблюдаемых этнических различий имеют тенденцию варьировать в зависимости от социального положения. Таким же образом этнические причины следует включать в анализ социального неравенства в отношении здоровья в странах с выраженной этнической дискриминацией.

Различия в состоянии здоровья, связанные с географическими районами, также следует анализировать, уделяя при этом должное внимание различиям в социальной структуре. Стандартизованные по возрасту показатели состояния здоровья в районах с довольно однородным населением с точки зрения социально-экономического положения могут использоваться для оценки социально-экономического неравенства в отношении здоровья, когда критерии индивидуального социально-экономического статуса, включающие ме­сто работы или доход индивидуума, рутинно не учитываются.

10. Системы здравоохранения должны быть построены на принципах справедливости

Принципы справедливости включают следующие.

• Службы здравоохранения не должны руководствоваться принципом извлечения прибыли и никогда не должны использовать пациентов для ее получения.

• Медицинское обслуживание должно обеспечиваться в зависимости от потребности, а не платежеспособности. Для этого необходимо финансирование системы медико-санитарной помощи, учитывающее факторы риска для населения в целом, с тем чтобы в любое время лица, подверженные высокому риску, субсидировались теми, кто подвержен низкому риску.

• Одинаково высокий стандарт медико-санитарной помощи должен быть предоставлен каждому без различий, связанных с социальным положением, этнической и гендерной принадлежностью или возрастом.

• Должны быть четко определены особо важные вопросы и цели системы здравоохранения, направленные на достижение справедливости, и обеспечен мониторинг продвижения к этим целям наиболее эффективным способом.

Социальное неравенство в отношении здоровья ( social inequities in health ) -это систематические различия в состоянии здоровья различных социально-экономических групп. Это неравенство является социально обусловленным (и потому поддающимся изменению) и несправедливым. По существу, все систематические различия в состоянии здоровья различных социально-экономических групп в европейских странах могут считаться несправедливыми и предотвратимыми и поэтому могут классифицироваться как неравенство. Это суждение о несправедливости основано на всеобщих принципах прав человека.

Факты указывают на существование огромного (и растущего) социального неравенства в сегодняшней Европе, по крайней мере в относительных показателях. Необходимость принимать меры для уменьшения этого неравенства и его основных причин становится еще более настоятельной в качестве главной задачи, стоящей перед общественным здравоохранением. Ее выполнение требует нового способа мышления о направлении политики и обновленной системы контроля за ее осуществлением, чтобы быть уверенным в том, что ни одна группа населения не будет исключена или пропущена.

Увеличивающееся число стран в Европе старается принять этот вызов, касающийся социального неравенства в отношении здоровья, и разрабатывает практические мероприятия, которые можно осуществить в странах для улучшения ситуации. Цель этой публикации — обеспечить широкое понимание концепций и принципов, на которых могут быть основаны действия по преодолению неравенства в отношении здоровья.

Публикация подготовлена по материалам брошюры Европейского регионального бюро ВОЗ «Концепции и принципы преодоления социального неравенства в отношении здоровья». Авторы: Margaret Whitehead , Goran Dahlgren .

Источник

Adblock
detector