Меню

Социальные факторы здоровья биология

Социальные и биологические факторы здоровья

ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Социальные и биологические факторы здоровья

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,
а болезнь — нарушение этой гармонии.

Образ жизни как медико-социальный фактор здоровья

Образ жизни — ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его медико-социальной характеристикой входят: 1) трудовая деятельность и условия труда; 2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.); 3) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой; 4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками); 5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи; 6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса; 7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни). С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

ЗДОРОВЬЕ И МЕТОДЫ ЕГО ИЗУЧЕНИЯ

Социальные и биологические факторы здоровья

Показатели здоровья и заболеваемости используются применительно к конкретным группам здоровых и больных людей. Это обязывает подходить к оценке образа жизни человека не только с биологических, но и с медико-социальных позиций. Социальные факторы обусловлены социально-экономической структурой общества, уровнем образования, культуры, производственными отношениями между людьми, традициями, обычаями, социальными установками в семье и личностными характеристиками. Большая часть этих факторов вместе с гигиеническими характеристиками жизнедеятельности входит в обобщенное понятие “образ жизни”, доля влияния которого на здоровье составляет более 50% среди всех факторов.

Биологические характеристики человека (пол, возраст, наследственность, конституция, темперамент, адаптационные возможности и др.) составляют в общей доле воздействия факторов на здоровье не более 20%. Как социальные, так и биологические факторы воздействуют на человека в определенных условиях окружающей среды, доля влияния которых составляет от 18 до 22%. Только незначительная часть (8—10%) показателей здоровья определяется уровнем деятельности медицинских учреждений и усилиями медицинских работников. Поэтому здоровье человека — это гармоническое единство биологических и социальных качеств, обусловленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными свойствами,
а болезнь — нарушение этой гармонии.

Источник

Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.Компоненты здорового образа жизни
статья по физкультуре ( класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
sotsialno.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

влияющие на здоровье

На здоровье человека влияют все стороны его жизни. Можно выделить следующие факторы, определяющие уровень здоровья: образ жизни, наследственность, внешняя среда, медицинское обслуживание.

Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, питание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др. Образ жизни определяет уровень здоровья примерно на 50%.

Наследственность выражается в генетической предрасположенности человека к физическим и психическим заболеваниям, способности сопротивляться вредным воздействиям (адаптироваться), в особенностях возрастных изменений. Наследственность определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Внешняя среда объединяет экологическую обстановку — состояние воздуха, воды и почвы; погодно-климатические условия — резкую смену атмосферных явлений, солнечную активность; техногенные воздействия — электромагнитное и радиационное излучения. Внешняя среда определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Медицинское обслуживание предполагает профилактические мероприятия, доступность, своевременность и качество медицинской помощи. Оно определяет уровень здоровья примерно на 10%.

Из перечисленных факторов, влияющих на здоровье, видно, что наиболее весомым из них и зависящим от поведения самого человека является образ жизни.

Компоненты здорового образа жизни

Основными компонентами здорового образа жизии являются:

  • рациональный режим труда и отдыха;
  • двигательная активность;
  • полноценное питание;
  • соблюдение правил личной гигиены, закаливание и массаж;
  • гармоничные сексуальные отношения;
  • культура межличностного общения и психофизическая регуляция;
  • отсутствие вредных привычек.

Значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для разных людей неодинакова. Она зависит от традиций, национальных особенностей, темперамента. Одни живут в обстановке, когда бытовая и профессиональная деятельность сама по себе требует больших затрат физического труда. Естественно, что в этом случае больше внимания должно быть уделено средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы. Таким людям более важно использовать физические упражнения, средства психофизической регуляции. Для многих людей образ жнзни определяют религиозные представления, нравственные устои.

Источник

47.Понятие «здоровье». Социально-биологические факторы, влияющие на здоровье.

здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только от­сутствие болезней или физических дефектов. Здоровье обеспечивает пол­ноценное выполнение человеком социальных и биологических функций.

На бытовом уровне часто пользуются понятием «практически здоро­вый человек», подразумевая под этим нормальное самочувствие и работо­способность человека. Однако в данном случае не учитывается, что высо­кая работоспособность может достигаться на фоне патологических изме­нений, которые до определенного времени не сказываются на самочувст­вии, а в дальнейшем могут привести к серьезным заболеваниям.

Существуют следующие критерии оценки здоровья:

уровень физической работоспособности и морфологического (свя­занного со строением) развития на данном этапе;

наличие хронических заболеваний, физических дефектов

психическое и социальное благополучие, возможность приспосабливаться к меняющимся условиям жизни и устойчивость к воздей­ствиям неблагополучных факторов внешней среды.

На здоровье человека влияют все стороны его жизни. Можно выде­лить следующие факторы, определяющие уровень здоровья: образ жизни, наследственность, внешняя среда, медицинское обслуживание.

Образ жизни включает условия труда, двигательную активность, пи­тание, культуру поведения, отношения в семье, стрессовые ситуации, вредные привычки и др. Образ жизни определяет уровень здоровья при­мерно на 50%.

Наследственность выражается в генетической предрасположенности человека к физическим и психическим заболеваниям, способности сопро­тивляться вредным воздействиям (адаптироваться), в особенностях возрас­тных изменений. Наследственность определяет уровень здоровья пример­но на 20%.

Внешняя среда объединяет экологическую обстановку — состояние воздуха, воды и почвы; погодно-климатические условия — резкую смену атмосферных явлений, солнечную активность; техногенные воздействия — электромагнитное и радиационное излучения. Внешняя среда определяет уровень здоровья примерно на 20%.

Медицинское обслуживание предполагает профилактические меро­приятия, доступность, своевременность и качество медицинской помощи. Оно определяет уровень здоровья примерно на 10%.

Из перечисленных факторов, влияющих на здоровье, видно, что наи­более весомым из них и зависящим от поведения самого человека является образ жизни.

48. Компоненты здорового образа жизни.

Основными компонентами здорового образа жизни являются:

рациональный режим труда и отдыха;

соблюдение правил личной гигиены, закаливание и массаж;

гармоничные сексуальные отношения;

культура межличностного общения и психофизическая регу­ляция;

отсутствие вредных привычек.

Значимость отдельных компонентов здорового образа жизни для разных людей неодинакова. Она зависит от традиций, национальных осо­бенностей, темперамента. Одни живут в обстановке, когда бытовая и про­фессиональная деятельность сама по себе требует больших затрат физиче­ского труда. Естественно, что в этом случае больше внимания должно быть уделено средствам восстановления, полноценному питанию. Другие заняты малоподвижным трудом и часто испытывают стрессы. Таким лю­дям более важно использовать физические упражнения, средства психофи­зической регуляции. Для многих людей образ жнзни определяют религи­озные представления, нравственные устои.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Источник

Социальные факторы здоровья биология

Факторы, влияющие на здоровье детей и подростков.

По определению экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ, Нью – Йорк, 22 июля 1946год), «здоровье — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».
По существу – это идеал, к которому мы должны стремиться. В последние годы в мировой научной литературе широко обсуждается новая концепция здоровья. По новой концепции здоровья – это состояние равновесия (баланс) между адаптационными возможностями (потенциал здоровья) организма и условиями среды, постоянно меняющимися.

Более полным является определение, данное академиком В.П. Казначеевым: «здоровье индивида – это процесс сохранения и развития психических, физиологических, биологических особенностей человека, его оптимальной трудовой способности, социальной активности при максимальной продолжительности активной жизни»

Здоровье человека связано практически со всеми сферами его жизнедеятельности. Изменения в любой из них напрямую или опосредованно влияет на психосоматический уровень здоровья. Поэтому здоровье является гармоничным единством биологических и социальных качеств человека, позволяющих ему адаптироваться к условиям макро- и микросферы, а также вести продуктивную в социальном и экономическом плане жизнь.

Если состояние всех факторов, определяющих здоровье, принять за 100%, то по доли их влияния на наше здоровье они распределяются в следующих соотношениях:

1. генетический фактор – 20% (физическое здоровье – 10%, психическое здоровье –10%);

  1. экологический фактор – 20% (экзоэкология – 10%, эндоэкология – 10%);
  2. образ жизни – 50% (материальные условия труда и быта – 20%, поведение, режим жизни, привычки – 30%);
  3. медицинский фактор – 10%.

Цифры естественно среднестатистические, лишь ориентирующие врача общей практики.

Наследственность, экология, образ жизни и здравоохранение – главные факторы, определяющие продолжительность нашей жизни.

Генетический фактор предопределяет здоровье до рождения человека, он очень нежный и легко раним, особенно на начальном этапе формирования организма (первый триместр беременности), когда происходит закладка органов и систем. Повреждающими факторами могут стать острые респираторные инфекции, интоксикации табачным дымом или алкоголем, неполноценное питание, прием лекарственных препаратов, ионизирующее излучение и многое другое. Влияние наследственных факторов может стать причиной генетических аномалий.

Экологический фактор в период внутриутробного развития подразделяется на две составляющие, внутреннюю – организм матери и внешнюю – окружающяя среда. Здоровье плода и новорожденного зависит в первую очередь от здоровья матери и отца, а во-вторых от условий жизни в которых он был зачат, растет и развивается. Загрязненная среда обитания, воздействие электромагнитных полей, снижение физических и увеличение психических нагрузок, не соблюдение режимных моментов сна и бодрствования оказывают существенное негативное воздействие на здоровье человека.

Медицинский фактор складывается из профилактических мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Первичная профилактика самая результативная и заключается в выборе принципов здорового образа жизни каждым человеком и реализации их на протяжении всего жизненного цикла.

Образ жизни является самым важным, определяющим здоровье человека. Согласно определению Ю. П.Лисицына

«Здоровый образ жизни – активная деятельность человека, направленная на сохранение и укрепление своего здоровья»

Из данного определения следует:

1. Человек сам ответственен за свое физическое, психическое и социальное благополучие.

2. Человек должен обладать определенными знаниями по сохранению и укреплению своего здоровья.

Важным элементом образа жизни в современных условиях является осознанное отношение человека к здоровью, как к наивысшей ценности, что определяется в свою очередь уровнем культуры. Культура здоровья формируется в процессе воспитания и образования и выражает отношение к самому себе, к обществу, природе. Основными компонентами здорового образа жизни по Лисицыну Ю.П., о чем более подробно будет изложено в следующих главах, являются:

  1. Активная жизненная позиция.
  2. Позитивное психоэмоциональное отношение в коллективе и семье.
  3. Отказ от психоактивных веществ.
  4. Сбалансированное здоровое питание.
  5. Двигательная активность.
  6. Правильное сексуальное поведение.
  7. Личная гигиена.
  8. Медицинская активность.

Формирование здорового образа жизни имеет целью совершенствование условий жизнедеятельности человека на основе его грамотности, обучения гигиеническим навыкам, знании основных факторов, ухудшающих его здоровье. Переход организма человека из состояния здоровья в промежуточное состояние, а затем в болезнь чаще всего происходит под влиянием факторов риска. Факторы риска заболеваний это фак­торы, отрицательно влияющие на здоровье. Они благоприятствуют возникновению и развитию болезней, вызывают патологичес­кие изменения в организме. В настоящее время различают около 200 факторов риска, приводящих к развитию хронических неинфекционных заболеваний, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Всемирная организация здравоохранения выделяет 7 ключевых факторов развития предотвратимых заболеваний: артериальная гипертония, курение, злоупотребление алкоголем, гиперхолестеринемия, избыточная масса тела, недостаточная физическая активность, нерациональное питание .

Теоретически, перечисленные факторы, являются изменяемыми, модифицируемыми, а на практике население России является популяцией высокого риска!

Ученые считают, что те смерти, которые обусловлены образом жизни, поведенческими факторами риска, на 50-70% могут быть предупреждены. Поэтому очень важно вовремя выявлять факторы риска хронических неинфекционных заболеваний, проводить их коррекцию, а также предупредить прогрессирование заболеваний уже имеющихся и развитие осложнений.

Снижение заболеваемости и смертности в России, происходит не только за счет современной диагностики и лечения больных, но в большей степени за счет проведения профилактических мероприятий! Давно известно, что только лечебные мероприятия не могут изменить ситуацию.

Показатели индивидуального здоровья. Группы здоровья. Показатели популяционного здоровья.

В связи с функциональным подходом к здоровью человека возникает вопрос об оценке его состояния. Существующие качественные и количественные характеристики здоровья имеют довольно широкий диапазон. Они отражают уровень жизнеустойчивости организма, широту его адаптационных возможностей, биологическую активность органов и систем, их способность к регенераци При оценке состояния здоровье в повседневной жизни, специалисты, пользуется субъективными и объективными критериями. Субъективные критерии – настроение, сон, аппетит, наличие или отсутствие боли – недостаточно информативны, так как некоторые изменения в организме человека могут не сопровождаться какими – либо ощущениями. С другой стороны, возможны явления, расцениваемые инвалидом как болезненные при фактическом отсутствии патологии, что характерно, например для психоэмоциональных расстройств.

Оценка состояния здоровья человека связана с понятием нормы. Норма — это система показате­лей состояния организма человека: его строения, структуры, функ­ций, которые находясь в заданных пределах, отражают само­чувствие человека как хорошее. Когда мы заболеваем, то обычно говорим, что плохо себя чувствуем.

Объективным отражением нашего состояния являются показатели внутренней среды в каче­ственном или количественном выражении. Так, например, темпе­ратура тела у человека в норме составляет 36,6 °С, частота сердечных сокращений (пульс) у человека в норме составляет 70-72 удара в 1 минуту,

АД–140/90 мм рт. ст. и т.д.
Различают возрастные и индивидуальные нормы. Возрастная норма соотносится с измерениями в различных возрастных группах и вычислением среднего значения для каждой обследованной группы. Полученное среднее значение для каждой возрастной группы принимается за стандарт нормы. Индивидуальная норма определяет учет половых, конституциональных признаков, профессии, места жительства, образа жизни и др. Трудность интерпретации объективных показателей состояния человека заключается в том, что нередко они не выходят за преде­лы нормы, но человек утверждает, что он болен. Или, напротив, все показатели свидетельствуют о заболевании, однако человек уверяет, что он совершенно здоров. Состояние человека опреде­ляется не только объективными данными, но и эмоциональным или чувственным восприятием самого себя. Из этого можно сде­лать вывод о том, что понятие нормы как отражение внутренней среды организма не абсолютное, а относительное. То, что для од­ного человека является отклонением от нормы, есть проявление болезни, для другого — проявление всего лишь одного из вариан­тов нормы. И в этом заключается одна из множества методических трудностей в постановке диагноза заболевания.

В настоящее время различают здоровье населения (популяционное здоровье) и здоровье индивида (индивидуальное здоровье), групповое здоровье.

Индивидуальное здоровье — здоровье отдельного человека. Его оценивают по персональному самочувствию, наличию или отсут­ствию заболеваний, физическому состоянию и т. д. Групповое здо­ровье — здоровье отдельных сообществ людей: возрастных, про­фессиональных и т.д. Популяционное здоровье отражает здоровье индивидуумов, из которых состо­ит общество, но не является суммой здоровья индивидуумов. Даже ВОЗ до сих пор не предложило краткого и емкого определения общественного здоровья. «Общественное здоровье — такое состо­яние общества, которое обеспечивает условия для активного про­дуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психи­ческими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богат­ство общества» (Ю.П.Лисицин). Экс­перты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали такие показатели об­щественного здоровья: % ВВП, идущий на здравоохра­нение; доступность первичной медико-санитарной по­мощи; обеспеченность населения безопасным водо­снабжением; % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней; состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела ( 2,5 кг ); уровень детской смертности и средней про­должительности жизни; уровень грамотности взросло­го населения; доля ВВП на душу населения.

  1. В международной практике для описания общест­венного здоровья используют: комплекс демографических показателей: рождае­мость, смертность (общую, детскую, перинаталь­ную, младенческую, повозрастную), среднюю про­должительность предстоящей жизни;
  2. Показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хрониче­ских неспецифических заболеваний, отдельных ви­дов заболеваний, заболеваемости с временной ут­ратой трудоспособности и т. д.); показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);
  3. Уровень физического развития.

Для оценки состояния здоровья населения используют три группы показателей:
I. Медицинские — медико-демо­графические, заболеваемости и распространения болезней (бо­лезненность), инвалидности и инвалидизации, физического раз­вития населения.

II. Социального благополучия — демографическая ситуация, пока­затели факторов окружающей среды, образ жизни, уровень медицин­ской помощи.
III. Психического благополучия — заболеваемость психическими
расстройствами, частота невротических состояний и психопатий и др.
Оценку здоровью человека осуществляют с использованием трех уровней – популяционного (общественного), индивидуального и группового.

Популяционный уровень здоровья согласно В.П. Казначееву представляет собой процесс социально – исторического развития психосоциальной и биологической жизнью населения в ряду поколений. Для определений популяционного здоровья используют следующие статистические показатели:

  • Общая численность населения;
  • Средняя продолжительность жизни;
  • Рождаемость;
  • Прирост населения;
  • Заболеваемость;
  • Инвалидность;
  • Смертность;
  • Миграция населения.

Индивидуальный уровень здоровья включает в себя физический и духовный, а также биологический и социальный аспекты. Выделяют следующие компоненты здоровья: генетический, физический, репродуктивный, психический и социальный. Все они равнозначны.

Для характеристики индивидуального здоровья применяют следующие показатели по Р. И. Айзману ( 1996 г ):

  • Наличие или отсутствие признаков болезней и дефектов развития;
  • Генотип (наследственные дефекты);
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Уровень физической подготовленности;
  • Морфотип (тип конституции);
  • Функциональное состояние органов и основных систем организма в покое и при нагрузке;
  • Уровень иммунной защиты и неспецифической резистентности;
  • Интегративные биохимические показатели.

Групповой уровень здоровья принято использовать для оценки здоровья школьников, студентов, а также взрослых, относящихся к конкретным профессиональным категориям.

К критериям оценки состояния здоровья школьников, по С.М. Громбаху, относятся:

  • Наличие хронических заболеваний;
  • Уровень функционального состояния органов и систем;
  • Степень сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам;
  • Уровень достигнутого развития и степень его гармоничности

Первые три из перечисленных критериев пригодны для оценки здоровья людей любого возраста; в случае детей и подростков, организм которых находится в состоянии роста и развития, необходимо прибегнуть к четвертому критерию. Проведенный на основе этих критериев анализ здоровья детей позволил выделить среди них пять групп.

I – Здоровые дети и подростки не имеющие морфофункциональных отклонений. Для лиц, входящих в первую группу здоровья, учебная, трудовая и спортивная деятельность организуется без каких бы то ни было огра­ничений. Педиатр осуществляет их профилактический осмотр в плано­вые сроки, а врачебные назначения состоят обычно из оздорови­тельных мероприятий, оказывающих тренирующее воздействие на орга­низм.

П – Здоровые дети и подростки имеющие, однако, некоторые функциональные или морфологические отклонения, а также сниженную сопротивляемость к острым и хроническим заболеваниям. Дети и подростки, входящие во вторую группу здоровья (так называ­емая группа риска), требуют более пристального внимания врачей. Дан­ный контингент нуждается в комплексе оздоровительных мероприятий.

Ш – Дети и подростки, страдающие хроническими заболеваниями, находящимися в состоянии компенсации (когда функциональные возможности систем сохранены).

IV – Дети и подростки с хроническими заболеваниями в состоянии субкомпенсации (когда функциональные возможности организма снижены).

V – Дети и подростки в стадии декомпенсации (дети — инвалиды), нуждающиеся в специальных условиях обучения

Дети и подростки 3-й, 4-й и 5-й групп здоровья находятся на диспан­серном наблюдении у врачей разных специальностей, они получают ту или иную лечебную и профилактическую помощь, обусловленную име­ющейся патологией и степенью компенсации. В детских учреждениях для них создается щадящий режим дня, удлиненная продолжительность отдыха и ночного сна, ограничивается объем и интенсивность физичес­ких нагрузок и др. При необходимости они направляются в специаль­ные детские и подростковые учреждения, где с учетом особенностей патологии целенаправленно проводится лечение и воспитание.

Анализ состояния здоровья школьников традиционно проводят с использованиям следующих показателей:

  • Индекс здоровья;
  • Уровень и гармоничность физического развития;
  • Группа здоровья;
  • Удельный вес детей с хроническими заболеваниями;
  • Удельный вес детей находящихся под наблюдением в диспансерах.

В заключении можно еще раз подчеркнуть, что здоровье человека является результатом проявления наследственных особенностей организма, воздействия окружающей среды и активности самого индивида.

Источник

Читайте также:  Фгос для детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья
Adblock
detector