Меню

Социальной работе как учитель здоровья

Реферат: Социальный работник как учитель здоровья

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССЕОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ………. 5

1.1. Комплексный подход в определении профессиональных ролей

1.2. Содержательный подход в определении профессиональных

ролей социального работника…………………………………………..13

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………19

2.1. Профессиональные роли социального работника как работника

учреждений социальной работы………………………………………. 19

2.2. Примеры распределения профессиональных ролей социального

работника в работе с различными категориями клиентов…………….22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………36

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабили¬тацию индивидуальной и социальной субъектности чело¬века. Она осуществляется на профессиональном и непро-фессиональном уровне. Непрофессиональный уровень со¬циальной работы — это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализу¬ется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем челове¬ка (медицинских, юридических, экономических, воспи¬тательных и т. д.).

Цели социальной работы, независимо от модели тео¬ретического обоснования и практики, связаны с поддер¬жанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной рабо¬ты, а также средства ее осуществления различны и опре¬деляются социокультурным контекстом и традицией.

В число основных задач и профессиональных обязан¬ностей социального работника входит:

— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затрудне¬ния личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям, справляться с этими затруднениями путем поддер¬живающего, реабилитирующего, защитного или коррек¬тирующего воздействия;

— защищать беспомощных в соот¬ветствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной са¬мозащиты;

— использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Разрешая данные задачи социальной работы, специалисты выступают в различных профессиональных ролях.

Анализ литературы по проблеме показал, что данный вопрос в своих учебных пособиях рассматривали:

Холостова Е.И., Радовель М.Р., Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Филатова Е.В.,

Однако, как показало исследование, рассматривая практическую деятельность социальных работников по различным учреждениям и с различными категориями, репертуар данных ролей значительно шире и разнообразнее, что и определило нашу тему исследования, ее объект, предмет цели.

Объект исследования – профессиональные роли социального работника.

Предмет исследования – виды профессиональных ролей социального работника.

Цель исследования – выявление и обобщение различных видов профессиональных ролей социального работника.

В соответствии с целью исследования определены его задачи:

Источник

Социальный работник как учитель здоровья

Главная > Реферат >Социология

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССЕОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА ………. 5

1.1. Комплексный подход в определении профессиональных ролей

1.2. Содержательный подход в определении профессиональных

ролей социального работника…………………………………………..13

Глава 2. ПРАКТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ РОЛЕВОГО РЕПЕРТУАРА СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА………………………………………19

2.1. Профессиональные роли социального работника как работника

учреждений социальной работы………………………………………. 19

2.2. Примеры распределения профессиональных ролей социального

работника в работе с различными категориями клиентов…………….22

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………36

Социальная работа как практическая деятельность направлена на поддержку, развитие личности, реабили¬тацию индивидуальной и социальной субъектности чело¬века. Она осуществляется на профессиональном и непро-фессиональном уровне. Непрофессиональный уровень со¬циальной работы — это добровольная (благотворительная) помощь. Профессиональная социальная работа реализу¬ется через функционирование целого ряда специализаций, направленных на решение конкретных проблем челове¬ка (медицинских, юридических, экономических, воспи¬тательных и т. д.).

Цели социальной работы, независимо от модели тео¬ретического обоснования и практики, связаны с поддер¬жанием личности клиента, а задачи социальной работы меняются в зависимости от сфер социальной практики, характера проблем клиентов, социально-психологических особенностей клиентов, условий конкретного социума. Поэтому в различных странах задачи социальной рабо¬ты, а также средства ее осуществления различны и опре¬деляются социокультурным контекстом и традицией.

В число основных задач и профессиональных обязан¬ностей социального работника входит:

— оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затрудне¬ния личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющие на них; помогать людям, справляться с этими затруднениями путем поддер¬живающего, реабилитирующего, защитного или коррек¬тирующего воздействия;

— защищать беспомощных в соот¬ветствии с законом, прибегая к использованию власти; способствовать более широкому использованию каждым клиентом собственных возможностей для социальной са¬мозащиты;

— использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей.

Разрешая данные задачи социальной работы, специалисты выступают в различных профессиональных ролях.

Анализ литературы по проблеме показал, что данный вопрос в своих учебных пособиях рассматривали:

Холостова Е.И., Радовель М.Р., Фирсов М.В., Студенова Е.Г., Филатова Е.В.,

Однако, как показало исследование, рассматривая практическую деятельность социальных работников по различным учреждениям и с различными категориями, репертуар данных ролей значительно шире и разнообразнее, что и определило нашу тему исследования, ее объект, предмет цели.

Объект исследования – профессиональные роли социального работника.

Предмет исследования – виды профессиональных ролей социального работника.

Читайте также:  Консультации для родителей по нарушениям здоровья у детей

Цель исследования – выявление и обобщение различных видов профессиональных ролей социального работника.

В соответствии с целью исследования определены его задачи:

1. Рассмотреть комплексный подход в определении профессиональных ролей социального.

2. Определить содержательный подход в определении профессиональных ролей социального работника.

3. Изучить профессиональные роли социального работника как работника учреждений социальной работы.

4. Исследовать примеры распределения профессиональных ролей социального работника в работе с различными категориями клиентов.

Работа состоит из: содержания, введения, глава 1. (теоритические подходы в определении профессиональных ролей социального работника), глава 2. (практическое осмысление ролевого репертуара социального работника), заключение, список источников и литературы.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ В ОПРЕДЕЛЕНИИ ПРОФЕССЕОНАЛЬНЫХ РОЛЕЙ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Социальная работа понимается в литературе как профессиональная деятельность, которая помогает людям, организациям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации.

На Западе социальная работа определяется как «профессиональная деятельность по оказанию помощи отдельным людям, группам или общностям для усиления или восстановления их способности социального функционирования и создания общественных условий, способствующих реализации этой цели». Социальная работа как разновидность деятельности направлена не только на реализацию мер социальной поддержки «слабых» социальных групп, но и реализацию мер по социальной защите всего населения.

То есть она, в конечном счете, направлена на обеспечение минимально достаточных условий жизни, на удовлетворение потребностей поддержания жизнеобеспечения и деятельного существования человека. В этом широком смысле социальная работа касается каждого человека, всего населения.

Многообразие деятельности социального работника вытекает из его функций :

1.1. Комплексный подход в определении профессиональных ролей

Но деятельность социального работника предусматривает широкий спектр сервисных услуг, оказываемых клиентам по их информированию, консультированию, обслуживанию, стимулированию. Осуществляя какую-либо услугу, социальный работник может одновременно исполнять одну или несколько ролей. Чтобы представлять более отчетливо, к каким профессиональным ролям должен быть готов специалист, каких навыков от него ждут, обратимся к результатам проведенных исследований. В литературе роль понимается как культурно-детерминированная модель поведения1.

Сидоров В. Н. предлагает объединить ролевые репертуары зарубежных и отечественных социальных работников в шесть групп2:

1. Группа практических ролей — учитель социальных умений — консультант- агент по вопросам социальных изменений — аниматор — социальный менеджер-помощник клиента — уличный работник;

2. Группа посреднических ролей — брокер социальных услуг — управляющий делами клиента — защитник прав и интересов клиента;

3. Группа управленческих ролей — руководитель рабочей нагрузки — лидер команды — руководитель персонала — администратор;

4. Группа исследовательских ролей — эксперт- аналитик- исследователь;

5. Группа сервисных ролей — преподаватель- руководитель полевой практики-супервизор;

6. Группа латентных ролей (Латентный — имеющий место быть, но в скрытом, затаенном, явно непризнаваемом виде.) — хранитель господствующего порядка — подрыватель государственных устоев — брокер в серых тонах- козел отпущения- донор- потенциальный угнетатель-всезнайка- униженный проситель.

Фирсов М.В. считает, что :

1. Роль социального работника – Помощника – Агента взаимодействия – Посредника;

2. Роли – Координатор, Учитель по этическим ценностям, навыков проблемных решений – Фасиликатор, Аналитик, Исполнитель программ – Адвокат, Агитатор, Брокер

Профессиональные роли социального работника могут быть классифицированы и более дифференцированно. Зимняя И. А., ссылаясь на зарубежных авторов, приводит 13 профессиональных ролей, содержание которых описывается через функционал:

1. Социальный работник, который устанавливает людей, группы людей, испытывающих трудности (находящихся в кризисной ситуации) или находящихся в опасности быть подвергнутыми некоторому насилию (находящихся в состоянии риска). Задачей этого социального работника является установление факторов окружения, создающих проблемы. Эта роль может быть названа «определитель клиента»

2. Брокер — социальный работник, направляющий людей в соответствующие службы, которые могут быть им полезны, с целью дать возможность людям использовать систему социальных служб и связать эти службы.

3. Посредник, «буфер» — социальный работник, который находится между двумя людьми, человеком и группой или двумя группами, с тем, чтобы помочь людям преодолеть разногласия и продуктивно работать вместе.

4. Адвокат, защитник — социальный работник, который борется за права и достоинство людей, нуждающихся в этой помощи. Его деятельность включает борьбу за обслуживание, помощь отдельным людям, группам, общностям, борьбу за изменение в законах или имеющейся практике с позиции целого класса людей.

5. Оцениватель — социальный работник, который собирает информацию; оценивает проблемы людей, групп; помогает принять решение для действия.

6. Мобилизатор — социальный работник, который собирает, приводит в движение, запускает, активизирует, организует действия уже существующих или новых групп для решения проблем. Мобилизация может выполняться и на индивидуальном уровне.

7. Учитель — социальный работник, который передает информацию и знания и помогает людям развивать умения.

8. Корректор поведения — социальный работник, который работает над тем, чтобы внести изменения в поведенческие стереотипы, навыки и восприятия людей или групп.

Читайте также:  Ск согласие страхование здоровья

9. Консультант — социальный работник, который действует совместно с другими работниками с целью помочь им усовершенствовать их умения в решении проблем клиента.

10. Проектант сообществ — социальный работник, планирующий развитие программ деятельности.

11. Менеджер информации — социальный работник, который собирает, классифицирует и анализирует данные о социальной среде.

12. Администратор — социальный работник, который управляет учреждением, программой, проектом или социальной службой.

13. Практик — социальный работник, который обеспечивает конкретную помощь, заботу (финансовую, бытовую, физическую).

Каждая профессиональная роль специалиста включает перечень функций, что предполагает соотнесение умений и навыков, необходимых специалисту, с каждой функцией и с каждой профессиональной ролью.

Функции социального работника — это его деятельность. Навыки, обязанности, решаемые задачи, обусловленные профессиональной спецификой.

Холостова Е.И. считает, что от социальных работников требуется, чтобы вся их прак¬тическая деятельность была обоснована теоретически и про¬ведена профессионально (с диагностикой и соответствующим анализом социальной ситуации, оценкой дисфункциональных взаимодействий, которым подвергаются отдельный человек, семья и группа)1.

В сфере практической деятельности социальных работ¬ников в России, так же как и в других странах, одни и те же задачи:

— поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей на развитие их собственных сил, конструктивную деятельность, на использование имеющихся у них резервов;

— предлагают помощь, организуют ее, устанавливая раз¬личные необходимые для этого связи и контакты;

— сопровождают людей на протяжении определенного жиз¬ненного периода, проявляют личное участие, организуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

— представляют интересы нуждающихся в помощи, если последние не в состоянии это сделать;

— обращают внимание на последствия беды и вносят пред¬ложения по их предупреждению, смягчению и ликвидации;

— вызывают сочувствие и активизируют людей на оказа¬ние помощи нуждающимся;

— оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

— информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни для оп¬ределенных групп населения.

Источник

Социальный работник как учитель здоровья

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

Теоретические основы социальной медицины
Социальная медицина (СМ) – наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. Она изучает закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определяет пути его сохранения и укрепления.

Работа содержит 1 файл

Социальная медицина.doc

Теоретические основы социальной медицины

Социальная медицина (СМ) – наука о здоровье общества, о социальных проблемах медицины. Она изучает закономерности влияния социальных факторов на здоровье человеческих коллективов и определяет пути его сохранения и укрепления.

Управление здравоохранением – это система руководства осуществления государственных и общественных мероприятий, направленных на улучшение и сохранение общественного здоровья.

Социальная медицина – наука профилактическая, сложилась во второй половине 19в. Профилактические мысли медико-социального предписания встречались и в древнем мире (средних веках). (Гиппократ, Гален, Цельс, Авиценна). Важной вехой явился труд итальянского врача Бернардино Рамацини 1070г. – « О болезнях ремесленников».

Отечественная Социальная медицина была оригинальна, с самобытным характером. Первые профессора Московского университета высказывали важные профилактические мысли.

Письмо Ломоносова к графу Шувалову «О размножении и сохранении российского народа» раскрыло причину низкого прироста населения. С.Г. Зибелин – первый русский профессор на медицинском факультете, установил статистические показатели детской смертности, уровня народного здоровья. Профилактическими вопросами занимались: Данимо Самойлович, Мудров, Максимович-Амбодик, Харовицкий. Н. И. Пирогов писал: «уменьшение смертности в массах зависит от дельного энергичного рационального применения административных и гигиенических мер». Вопросам профилактической медицины уделяли много внимания Боткин, Захарьин, Остроумов. Первое практическое руководство по социальной медицине профессор и ректор Петербургской медико-хирургической академии, придворный врач Йоган Франк: «Система совершенной медицинской помощи». Его другой труд – « О лечении людских болезней».

Впервые термин «Социальная медицина» применили французские учёные Рашу и Фарко в сер 19 в. В Англии крупные деятели общественного здравоохранения Э. Чедвиг, Дж. Саймон. В русской литературе впервые этот термин применил Португалов.

Развитию Медико – социальной мысли в России способствовали Эрисман, Куркин, Френкель. Первую кафедру Социальной медицины организовал в Берлинском университете – Эрисман читал курс общественной медицины. Первые кафедры социальной медицины (1922) были организованы в 1ММУ – Семашко, 2 ММУ – Соловьёвым. Пользовались они переводным учебником Фишера.

1936г. – появился первый отечественный учебник . 1941 – кафедры переименованы в кафедры «Организации здравоохранения». Восстановлены названия только в 1966г.

Место Социальной медицины среди других наук

Социальная медицина находится общественными и естественными науками, клиническими и гигиеническими дисциплинами. Социальная медицина — объединяющая, интегрирующая наука.

Теоретическая основа Социальной медицины является: 1. Материалистическое учение о природе и обществе, о взаимодействии соц. И биологических закономерностей. 2, Достижения современной мед. науки.

Читайте также:  Обжалование акта состояния здоровья

Человек — существо биосоциальное.

Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье – это состояние полного социального, биогенетического, психофизиологического и физического благополучия, при котором все системы уравновешены социальной и природной средой, отсутствуют болезненные состояния, заболевания и физические дефекты.

Граница м-у здоровьем и болезнью условна, она бывает стёрта. Триединая сущность болезней: биологическая, психическая и социальная. Здоровье и болезнь рассматриваются как развившиеся в результате многих причин – биологических и социальных. Биологическое предшествует социальному, по-разному реализуясь в психическом и физическом развитии человека. Рассмотрим безусловные рефлексы – пищевой и половой. Смерть от голода – пища не попадает в желудок. 1. Непроходимость пищевода – биологический процесс. Чаще касается одного человека. 2. Нет возможности приобрести пищу – соц. процесс, чаще массово. Зачатие и рождение ребёнка – процесс биологический. 25 на 1000 – уровень рождаемости высокий, но сейчас резко снизилась рождаемость 10-12 на 1000, разко увеличилась смертность. Естественный прирост был раньше положительный, сейчас – отрицательный. Сказывается влияние соц. факторов

Соц. факторы реализуются через биологические и доминируют над ними. Здоровье и заболеваемость – социально обусловлены, определяются всем комплексом труда и быта человека. Соц. факторы бывают:

1. непосредственно связанные с производственной деятельностью.

2. Не связанные с производственной деятельностью.

К соц. факторам относятся: условия труда, жилищные условия, условия питания, культура, образование, состояние здоровья. Соц. факторы:

1. Могут создавать или стимулировать предрасположенность к заболеванию (хроническое недоедание, частое переутомление)

2. могут быть причинами заболевания (профболезни, производственный травматизм)

3. Усилить действия основного заболевания

4. Влиять на течение болезни

Основная идея социальной медицины – все заболевания социально обусловлены.

Показатели, определяющие здоровье населения:

1. Демографические показатели (рождаемость, смертность)

2. Показатели заболеваемости

3. Показатели инвалидности

4. Показатели физического развития населения

Социальная медицина как наука имеет свою методологию. Методы:

1. Статистические – метод универсальный, является составной методологической частью социальной медицины

2. Исторический – анализ ошибок прошлого даёт возможность предотвратить их повторение

3. Экспериментальный – организационный эксперимент

4. Экономических исследований

5. Экспертных оценок тесно связан со статистическим методом

6. медицинского анализа и моделирования. Системный анализ и системный подход – методология комплексного изучения системы

Человек является системой. Здравоохранение — тоже система. Системный анализ позволяет выявить положительные и отрицательные стороны и разработать коррекцию. Математическая разработка моделей реальных процессов позволяет использовать ЭВМ.

Основные принципы охраны здоровья граждан:

1. Соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечении связанных с ними гос. Гарантий.

2. Приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан

3. Доступность медико – социальной помощи

4. Соц. защищённость граждан в случае утраты здоровья.

5. Ответственность органов гос. Власти и управления предприятий учреждений и организаций независимо от форм собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Эти принципы записаны в основном законе – Конституция РФ. Существует 3 системы здравоохранения: государственная, муниципальная, частная. Областные больницы – государствены, городские – муниципальные, частные – криотерапия, стоматологические фирмы.

Существуют три органа управления здравоохранением:

1. Министерство здравоохранения и медицинской промышленности. Ведает ЛПУ и аптеками.

2. Госкомитет по сан-эпид надзору (ведает службой санэпид благополучия).

3. РАМН (научно исследовательские центры и их филиалы. Например, в Томске и Новосибирске не только научные центры, но и центры высоко квалифицированной мед помощи.

МЗ включает в себя: — Коллегия;

— Главное управление: 1. Оказание помощи взрослым (в составе есть главный специалист) 2. Оказание помощи женщинам и детям (главный педиатр и главный акушер гинеколог). 3. Профилактическая медицина 4. Кадров 5. Учебных заведений МЗ РФ.

— Госфармацевтический комитет – без него не может быть выпущено ни одно лекарство.

МЗ России подчинены на местах: в республиках – свои министерства, в областях – департаменты или главные управления здравоохранением. По всем административно – хозяйственным вопросам подчиняются местному правительству (администрации), по медицинским вопросам – МЗ РФ.

В Омской области ГУЗО при администрации Омской области по всем административно – хозяйственным вопросам подчиняется главе администрации, по мед вопросам – МЗ РФ. В городе – департамент здравоохранения по адм-хоз вопросам подчиняется мэру, по мед вопросам – ГУЗО. Главный врач района по адм-хоз вопросам – администрации района, по мед вопросам – департаменту.

Особенность управления: МЗ касается только мед вопросов. По вертикали – медвопросы, по горизонталь – адм-хоз вопросы. Вопросы назначения решаются на местах. Наша ОГМА – федерального подчинения (МЗ РФ), на месте подчиняется номинально комитету по высшему образованию, комитет не может снять с руководящей должности. Административные назначения в МЗ

Источник

Adblock
detector