Социальное здоровье младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО.
статья по зож по теме
Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.
Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove_mladshikh_shkolnikov_v_usloviyakh_realizatsii_fgos_noo.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье младших школьников
в условиях реализации ФГОС НОО
Черевко Людмила Васильевна
учитель начальных классов
В обществе произошли изменения в представлении о целях образования и способах их реализации. Результатом обучения в начальной школе должно стать формирование у учащихся «умения учиться». Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия , сформированные в соответствии с ФГОС НОО, позволяют личности определять социально востребованные задачи как значимые.
Школьное обучение в наше время является обязательным для всех детей. Без получения аттестата рассчитывать на благополучную жизнь крайне сложно. Чтобы найти свое место в современном обществе каждому человеку приходиться прожить часть своей жизни в «учении» в школе, в «постижении знаний». Поэтому очень важно это время посвященное образованию провести в комфортной и безопасной обстановке. За крайне короткий срок нужно усвоить много знаний, получить необходимые умения и стать самодостаточным человеком.
Именно за формирование самодостаточной личности и отвечает «социальное здоровье», которое в свою очередь и обеспечивает безопасность в образовательной среде.
Социальное здоровье подразумевает социальное поведение человека, его социальную активность, деятельное отношение к миру.
Оградить, или полностью исключить влияние школьных трудностей на детей невозможно, но можно (и наверное нужно) научить противостоять им т.е. научить учащихся ценить, формировать и укреплять свое здоровье. Для решения данной задачи необходима целостная система учебно-воспитательной работы, которая организует здоровьеориентированный образовательный процесс. Очень большую роль в этой системе играет педагог, его личность, стиль его педагогической деятельности, методы и приемы используемые при преподавании.
Необходимо перестроить социальный статус самого учителя, усилить его значимость при выполнении социальной функции. При этом роль учителя в социализации учащихся определится в таких позициях, как: защита прав детей, содействие сохранению общей культуры, содействие прогрессу общества, передача лучших традиций и опыта, связь поколений и времен.
Особую роль в формировании социального здоровья детей играет воспитательная работа.
В своей практике я пользуюсь программой «Уроки социальной жизни для младших школьников».
Как научить детей сотрудничать? Как сделать, чтобы в педагогическом процессе учитель и ученик стали действительно сотрудниками?
Освоение педагогики взаимодействий — это увлекательный непростой путь, предполагающий постоянную работу над собой. Результат этой работы должен приносить радость и учителю, и ученику. Тогда обучение становится процессом сотворчества, помогающим совершенствованию и самореализации личности.
Главная проблема учителя, особенно учителя начальной школы — научить детей слушать и слышать окружающих, уважать чужое мнение, принимать человека таким, какой он есть: со всеми его достоинствами и недостатками, сохранять хорошие отношения с другими людьми.
Воспитание есть процесс социальный. Воспитывает всё: люди, вещи, явления, но, прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте -родители и педагоги.
Мы знаем, что члены семьи теперь проводят все меньше времени друг с другом, что дома люди в основном не беседуют, а смотрят телевизор или проводят время за компьютером. Число детей, растущих без присмотра, возросло. У многих родителей хватает своих личных трудностей, а также вредных привычек и зависимостей. В результате разводов большое число детей живут с одним из родителей. Дети сейчас все меньше занимаются спортом, многие из них нерегулярно питаются. Изменилась и атмосфера в семьях. Родители и дети живут сейчас интенсивной жизнью, в которой все меньше времени остается для общения друг с другом, для совместных занятий и семейных ритуалов.
Учителя жалуются, что даже маленькие дети теперь не такие вежливые и «невинные», как раньше. Их грубое поведение часто повторяет увиденное на телевизионном экране. Для многих детей все труднее становится нормально взаимодействовать с окружающими. Они не понимают и не учитывают индивидуальных особенностей других людей, все меньше говорят о действительно существенных и важных для них проблемах, обмениваясь лишь формальными и поверхностными замечаниями. Им с трудом удается внимательно слушать других.
Сегодня умение общаться, сохраняя хорошие отношения с другими людьми, становится самым важным. К сожалению, многие дети ни в семье, ни в социальном окружении так и не приобретают этого необходимого социального навыка, и порой только учителя могут научить детей разрешать конфликты, слушать и понимать других, уважать чужое мнение и не в последнюю очередь — следовать социальным нормам и правилам.
В решении этой задачи существенную помощь учителю могут оказать «Уроки социальной жизни для младших школьников».
Уроки- ежедневная реальность жизни учителя.
А социальные уроки- реальность жизни любого человека.
«Уроки социальной жизни»- это форма специально организованного общения, направленного на развитие социальной и личностной компетентности младших школьников, формирование у них позитивного оптимистичного взгляда на жизнь.
Можно научить детей видеть разнообразный окружающий мир и выбирать добро, а не зло, дружбу, а не ссору, любовь , а не ненависть. На наших уроках мы вместе с детьми учимся воспринимать жизненные ситуации «умом и сердцем» и понимать ценность оптимистического взгляда на жизнь. Если ребенку не помочь увидеть ценность позитивного взгляда на жизнь, то в обществе появится на одного пессимиста больше.
Поэтому в школе так не хватает уроков социальной жизни, которые помогли бы детям понять, осознать и научить позитивному отношению к жизни, т.е. стать оптимистами.
Главной целью работы является создание необходимых условий для развития ребенка как индивидуальности, т.е. на основе свободного ответственного выбора и оптимистического взгляда на жизнь.
Специфика уроков социальной жизни, их отличие от традиционного учебного процесса определяет особенности форм и методов работы с детьми.
-анализ конкретных жизненных ситуаций, текстов, решение задач;
— создание проблемных ситуаций, их анализ;
— элементы наблюдения, самонаблюдения, эксперимента;
— тестирование и другие диагностические процедуры;
— элементы социально- психологического тренинга.
Методический материал содержит:
- Фрагменты текстов, стихи, басни курса «Литературного чтение» для начальной школы.
- Пословицы для стимулирования высказываний учащихся, формирования их собственной позиции по обсуждаемой теме;
- Нравственные сказки, задания к сказкам, развивающие творческое моделирование собственного отношения к жизни;
- Игры для развития сотрудничества.
- «Шпаргалки» как форма составления детьми своих действий.
- Анкеты, тесты по определению уровня воспитанности.
Материал не новый для ребенка, новой является цель обращения к нему. Процесс воспитания и обучения предусматривает социализацию личности школьника. Сущность социализации состоит в том, что в процессе ее человек формируется как член того общества, к которому он принадлежит.
Социальные качества школьников развивались через различные формы работы.
В учебной деятельности – интеллектуальные, ролевые игры, групповое чтение, обсуждение прочитанного, рисование, работа с пословицами, работа в группах. Во внеурочной деятельности – подготовка и участие в праздниках, классные часы, трудовая деятельность, выполнение поручений.
Чтобы отследить развитие этих умений, был использован метод наблюдения с последующей фиксацией данных о результативности воспитания в сводной таблице, а также была проведена оценка контактности учащихся на начало первого и второго класса
(Тест «Оценка контактности младшего школьника»).
Использование разных методов и приёмов, а также проведенные мной мероприятия дали динамику развития нравственных качеств школьников в сторону увеличения.
И всё же теоретические знания преобладают над практическими умениями, поэтому работу по формированию нравственности мы будем продолжать, чтобы теоретические знания вошли в зону «актуального развития». Эта работа подтверждает «закономерность нравственного воспитания, которую сформулировал В.А. Сухомлинский: «Если человека учат добру — . в результате будет добро»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к методическому семинару по теме «Особенности организации внеурочной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС».
Проблема использования свободного времени подрастающего поколения в целях всестороннего воспитания и развития всегда были насущными для общества. Воспитание детей происходит в любой момент их де.
Эффективность системы воспитания и социализации младших школьников может быть существенно повышена при создании особого уклада школьной жизни, частью которого является внеурочная деятельность. Внеуроч.
1. Учить устанавливать и п.
ВЫступление на методическом совещании учителей о формировании здоровогго ибезопасного образа жизни младших школьников.
Статья-описание собственного опыта по теме: «Развитие навыков самооценки и самоконтроля как фактор, способствующий формированию УУД дошкольников и младших школьников в рамках реализации ФГОС ДО и.
Источник
Социальное здоровье учащихся начальных классов — основа развития коммуникативных УУД
статья (1 класс) по теме
Социальное здоровье учащихся начальных классов — основа развития коммуникативных УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Социальное здоровье учащихся начальных классов — основа развития коммуникативных УУД | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ — ОСНОВА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УУД
Астафьева Антонина Владимировна
МБОУ СОШ № 5, учитель начальных классов
Город – курорт Геленджик
Состояние здоровья подрастающего поколения — важный показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и прогноз на будущее. Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми. Он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому. Он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других. Под социальным здоровьем детей понимается то, как они приспособлены к обществу, как они общаются, не оказывается ли обществом негативное влияние. Социально здоровый ребенок всегда ищет средства для достижения цели, быстро приспосабливается в новом коллективе, контролирует свои эмоции и умеет применять полученные знания на практике.
Рассмотрим критерии оценки уровня социального здоровья:
— способности построения межличностных отношений;
— освоение норм, средств и способов общения, анализа различных ситуаций, самоорганизации, саморегуляции;
— уровень базисных коммуникативных умений: умение вступать в контакт, слушать другого, умение обратиться с просьбой или сказать «нет», понимать состояние другого человека, анализировать собственные мотивы поведения и других людей и др.;
— уровень самовыражения, отсутствие скованности и закомплексованности;
— готовность к сотрудничеству и совместной деятельности;
-уровень сформированности базисных стремлений: поддерживать хорошую физическую и психическую форму, благоприятное самочувствие, позитивные нравственные качества;
— готовность принимать ответственность за свои действия, контролировать события собственной жизни.
Коммуникативные УУД — обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
-планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
-постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
-разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
-управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
На основании вышеизложенного можно сказать, что социальное здоровье – это коммуникативные умения обучающегося, его умение общаться .
Сохраняя и укрепляя социальное здоровье школьников, мы развиваем коммуникативные УУД в соответствии с требованиями ФГОС. Для сохранения и укрепления социального здоровья учащихся, развития коммуникативных способностей я стараюсь создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе. Каждый учащийся имеет поручение, которое меняется каждую четверть. Актив класса тоже меняется каждую четверть, что дает возможность учащимся попробовать себя в разных ролях: в роли командира и в роли подчиненного. Я стремлюсь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие в которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе. Мои учащиеся с удовольствием принимают участие в праздниках, посвященных Дню матери, Дню Защитника Отечества, 8 марта и т.д. Ребята оформляют стенгазеты, изготавливают поздравительные открытки, разучивают стихи, песни, танцы. Праздник – это итог большой дружной работы детей, родителей и учителя. Мы принимаем участие в акциях, например: «Цветик-Семицветик. Вместе поможем детям», «Подарок солдату», « Помоги птицам!». Я использую в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность. Классные часы всегда я готовлю и провожу вместе с учениками. При подготовке классного часа «Дружба – это…» было проведено анкетирование и исследование классного коллектива. Анкета «Хороший ли ты друг». В анкетировании принимали участие 32 ученика. У 30 учащихся есть друг, 26 ребят могут доверить тайну другу, 31 ученик готов помочь другу, если тот попадет в беду, никому не жалко куска торта для друга, зонта и даже приставки.
Анкета «Мотивы выбора друга» В анкетировании участвовало 32 человека. У всех ребят есть друг. Ребята дружат, потому что с другом интересно, потому что друг веселый и с ним можно общаться, потому что давно учатся в одной школе. Исследование классного коллектива. 18 учащихся считают, что класс очень дружный и сплочённый, 24 ученика считают, что в классе иногда бывают ссоры, но конфликтным класс назвать нельзя. Анализ анкет, высказываний учащихся, позволил сделать вывод о том, что ребята имеют представления о дружбе, о том, каким должен быть друг, хотят дружить, хотят иметь хороших, преданных друзей.
Урок – диспут, урок – путешествие, заочная экскурсия, урок – конкурс эрудитов, урок – квн, литературная гостиная, урок – ролевая игра и другие нетрадиционные уроки способствуют сохранению и укреплению социального здоровья учащихся. На уроках и внеклассных мероприятиях использую групповую работу, работу в парах.
Для оценки уровня социального здоровья и овладения учащимися коммуникативными УУД я использовала различные методики.
Методика «Какой Я?» (модификация методики О.С.Богдановой). Цель: выявление уровня осознанности нравственных категорий и адекватности оценки наличия у себя нравственных качеств. Учитель определяет самооценку каждого ребенка. У 4 ребят самооценка завышена, у 23 – самооценка адекватная, у 5- самооценка занижена.
Методика «Дорога к дому» (модифицированное задание «Архитектор-строитель». Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности. Оцениваемые универсальные учебные действия: коммуникативно-речевые действия. Показатели уровня выполнения задания: низкий уровень — 4 человека, средний уровень – 6 человек, высокий уровень – 22 человека.
«Анкетирование учащихся» (сост.Н.Ю.Яшина). Цель: выявление уровня развития у ребенка качеств личности, проявляющихся в его отношениях к другим людям. По полученным результатам выделяются три основных уровня развития качеств личности: высокий уровень – 25 человек, средний уровень – 6 человек, низкий уровень – 1 человек.
Методика «Решение ситуаций» (адаптированный вариант методики Рене Жиля). Цель: выявление устойчивости агрессивного стиля поведения ребенка, типа реакции на фрустрацию. Тип реакции: активно-агрессивный – 14 человек, пассивно – страдательный -16 человек, нейтральный – 2 человека.
Учитывая полученные данные, я подбирала задания, игры, тренинги, помогающие корректировать низкий уровень развития коммуникативных умений, укреплять социальное здоровье учащихся. Например: тренинговое занятие «Умеете ли вы общаться?» Цель: развитие коммуникативных навыков в процессе практического общения. Тренинговые занятия я проводила как со всеми учащимися, так и с группой учащихся.
Поведение учителя выступает регулятором межличностного общения с детьми. На своем примере он учит культуре эмоционального самовыражения, ибо неоправданное нарушение дистанции оборачивается бесцеремонностью, неуважением партнера. Отношения, в которые вступает учитель с учащимися, характеризуются взаимозаражением. Как лидер педагогического взаимодействия, он заражает их не только интересом к науке, настроением увлекательного поиска истины, но и радостью общения, доброжелательностью. Нельзя не согласиться со следующим выводом В.А.Караковского: «Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходит свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком – профессиональная обязанность педагога».
Библиографический список
- Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб. 2001.
- Бордовская Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан – М.: Питер,2000. – 304 с.
- Епишина Л.В. Педагогические аспекты развития коммуникативных свойств личности // «Начальная школа» №11, 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Актуальность темы заключается в том, что мышление в младшем школьном возрасте развивается на основе усвоенных знаний, и если нет последних, то и нет основы для развития мышления, и оно не может созрет.
В данной работе изложены основные проблемы, связанные с состоянием здоровья современных школьников, проведено исследование теоретических характеристик здоровьесберегающего процесса в образовательном у.
Цели и задачи проекта:Цель проекта: Формировать потребности в здоровом образе жизни. Задачи проекта: · Формировать у учащихся систему знаний .
Презентация учителя к проекту по формированию социальных установок на здоровый образ жизни у учащихся начальных классов. .
Тезисы по теме самообразования.
Изучение родного края как основа нравственного воспитания младших школьников.
Развитие коммуникативных навыков межпредметными средствами по УМК «Перспективная начальная школа» у учащихся начальных классов.
Источник