Социальное здоровье ученика
методическая разработка по теме
Определение социального здоровья. Процесс социализации личности. Функции социально-психологической службы по оказанию помощи ребёнку в процессе его социализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
socialnoe_zdorove_uchenika.doc | 43.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье ученика.
Социальное здоровье определяется тем, насколько человек ладит с другими людьми. Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы с другими людьми, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.
Иными словами, социальное здоровье – это коммуникативные умения человека, его умение общаться . Душевное и социальное здоровье еще называют одним общим термином – психосоциальное здоровье (А. М. Карпов).
Все уровни здоровья тесно связаны между собой и взаимно дополняют друг друга.
Социальное здоровье-это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
- Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий . Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни.
- Умение жить в гармонии с самим собой : иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
- Умение жить в гармонии с окружающими . Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему .
Социализацией называется процесс становления личности, ее обучения, воспитания и усвоения социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.
В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.
Социализация личности школьника – процесс чрезвычайно значимый и сложный, результат реального взаимодействия школы и среды. В процессе социализации ребенок приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе, овладевает социальной деятельностью, социальным общением и поведением, осуществляется социальное становление индивида.
Под непосредственным влиянием ближайшего окружения школьника, его микросреды формируется система его ценностных ориентаций, жизненная позиция, которая выражается в деятельности, общении, повседневном поведении, формирует постепенно социальную позицию. Этот сложный, многогранный процесс будет целостным и действенным если обеспечивается сочетание воздействий (науки, искусства, политики, нравственности), на сознание школьника и вовлечение его в активную деятельность (на учебно-познавательную, общественно-политическую, трудовую, культурно-досуговую и др.), а также с побуждением к многоплановому и разностороннему общению в различных группах, коллективах, объединениях.
Критерии , которыми пользуются для определения социального здоровья — адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
Критерии социальной зрелости:
— системность знаний о мире, их соответствие стандарту образования;
— устойчивый профессиональный интерес и высокая мотивация достижения жизненного успеха;
— способность к саморегуляции, адаптации и самореализации в социуме;
— готовность к сохранению своего здоровья и к семейной жизни;
— устойчивость социально-нравственных ориентаций, гражданская позиция
В нашей школе работает социально – психологическая служба.
Это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальный
педагог проводит с учетом возрастных и индивидуальных физиологических
и психологических особенностей детей и взрослых. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе школы.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение
социальным педагогом следующих основных функций.
Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая,
нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения детей к употреблению психоактивных веществ, — реализуется путем сбора информации о ребенке, склонном к употреблению психоактивных веществ; изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению;
изучение влияния на ребенка микросреды.
В нашей школе проведены анкетирования учащихся 8-9 классов по изучению уровня осведомлённости детей и подростков по проблеме употребления психоактивных веществ.
Анкетирование выявило, что источниками знаний о курении, алкоголе и наркотиках являются уроки в школе, СМИ. Впервые некоторые учащиеся попробовали курить, употреблять спиртные напитки в 9 -10 летнем возрасте. Поводом послужило любопытство, подражание более старшим товарищам, желание казаться взрослым. Учащиеся считают действенными мерами по борьбе с пагубными явлениями: запрет на продажу психоактивных веществ несовершеннолетним, запрет курения в общественных местах. Большинство учащихся считают, что став взрослыми, они смогут обходиться без употребления вредных веществ.
Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на
основе поставленного диагноза разрабатывается конкретная социально-
педагогическая программа деятельности с ребенком, склонным к употреблению психоактивных веществ, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.
Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор
содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее
осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны
быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации;
обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и
деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и
образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование
социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.
Четвертая функция деятельности социального педагога – правозащитная,
обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на
правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав
Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-
педагогическая деятельность с ребенком, склонным к употреблению психоактивных веществ, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых,
общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки,
воспитания и развития ребенка, склонного к алкоголизму.
Шестая функция – коммуникативная. Её сущность заключается в том, что в
ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает
необходимость установления множественных контактов между ее участниками с
целью обмена информацией.
Седьмая функция – предупредительно-профилактическая, которая
обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и
предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что
достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в
Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный
досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростков психоактивными веществами. Необходима своеобразная яркая реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы дети могли выбрать
занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и
увлечения детей и помочь организовать содержательный досуг.
Следует учитывать, что наибольший интерес подростки, особенно с девиантным поведением, проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать
походы, спортивные состязания, школы выживания и другое.
Таким образом, роль школы, учителя, социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить. Однако, успешная реализация этой важнейшей социальной задачи можно осуществить при определенном уровне подготовленности педагогов, включающей широкий круг знаний, навыков и умений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учеба-это нелегкий труд,в процессе которого школьники сильно устают,поэтому грамотный педагог должен выстроить учебный процесс таким образом,чтобы труд приносил учащимся радость новых открытий.
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п.
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д.
В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др.
Презентация «Дополнительный материал к урокам ОБЖ. «Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. «Светофор здоровья» — подготовлена по материалам Ч.
Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи.
Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника.
Источник
Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка
статья по теме
Понятие «социальное здоровье», работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots.pedagoga.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье как важное условие
становления личности ребенка
(сообщение социального педагога).
Принято считать, что основными критериями здоровья обучающихся являются:
соматическое и физическое здоровье – «я могу» ;
психическое здоровье – «я хочу» ;
социальное или нравственное здоровье – «я должен» .
Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека.
А как же социальное здоровье?
При каких условиях можно воспитать достойного члена общества?
Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.
Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.
Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинства каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.
Социальной службой сформирована система выявления и учета, корректировка базы данных обучающихся по социальным группам, составлен социальный паспорт школы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МОУ Хову – Аксынской ОСШ на 2009 – 2010 учебный год
- Количество учащихся на начало учебного года на 05 сентября 2009 года – 467
- Количество классов комплектов – 24
- Число мальчиков – 209
- Число девочек – 258
- Дети – сироты – 40
- Дети – полусироты – 55
- Дети – инвалиды – 12
- Дети, обучающиеся на дому – 8
- Дети из многодетных семей – 52
- Дети из малообеспеченных семей – 117
- Количество малообеспеченных семей – 98
- Крайне – бедные семьи – 39
- Дети матерей одиночек – 38
- Дети из неполных семей – 53
- Количество неблагополучных семей – 40
- Дети на учёте ВШК – 3
- Дети на учёте ИПДН КОВД – 1
- Дети безнадзорные – 0
- Дети беспризорные – 0
На основе этих материалов создан информационный банк данных, который помогает в работе и специалистам социально-психологической службы, и классным руководителям.
Одной из основных задач является выявление и учет детей и семей, находящихся в особо опасном положении. Вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в некоторых семьях. Так, было установлено, что у ряда обучающихся пьющие матери, отцы проживают отдельно от семьи, материальную помощь если и оказывают, то очень незначительную.
Эти дети находятся под ежедневным контролем социального педагога и классных руководителей. Планируя и организуя индивидуальную работу с таким ребенком, классные руководители постоянно изучают его интересы, склонности, учебные возможности, исследуют условия жизни в семье, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Проводят беседы с самими учениками, родственниками, членами родительского комитета данного класса, знакомятся с окружением этих детей, организуют занятость их во внеурочное время. Для таких учеников совместно с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних организовано бесплатное горячее питание.
Для координации профилактической работы, разбора персональных дел, информационно-просветительской деятельности в течение учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики.
Важную роль в воспитании нравственно-здоровой личности играют тематические классные часы, родительские собрания и занятия родительского всеобуча, регулярно оформляемые информационно-тематические стенды.
Учителя стараются создать для обучающихся ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность в учебных взаимодействиях, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.
Весь педагогический коллектив работает над реализацией задач:
1. Помочь обучающимся выработать разумное отношение к основным проблемам повседневной жизни и навыки их решения.
2 . Помочь им осознать непреходящий, постоянно повторяющийся характер многих ситуаций, с которыми приходится встречаться.
3. Научить реализовывать свои права, не нарушая права окружающих людей.
Особое внимание проявляется к вопросу адаптации вновь прибывших обучающихся.
Адаптация, то есть приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Педагоги помогают осуществлять более успешную и безболезненную адаптацию начинающих свое обучение и проводят комплекс необходимых мер:
- разработка единых требований в ОУ;
- привлечение в актив класса;
- совместный отдых: посещение музеев, театров, кинотеатров, концертов; организация вечеров и совместных дел с родителями обучающихся.
Огромное влияние на социальное здоровье обучающихся оказывают и особенности их семьи. Одно дело, когда все члены семьи любят ребенка и обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для формирования личности, которая в дальнейшем в обществе будет чувствовать себя ущемленной, отчужденной.
В нашей стране семейное воспитание переживает тяжелый кризис. Широкое распространение преступности, пьянства, табакокурения, наркомании, проституции, огромное число разводов и воспитание детей в неполной семье и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного, полноценного семейного воспитания и не готовы к самостоятельной жизни.
Поэтому в школе каждый классный руководитель, учитель-предметник стараются учесть особенности каждой семьи и индивидуально работать с каждым обучающимся. Часто именно педагогический коллектив возмещает недостатки семейного воспитания.
Для того чтобы знать, в какой социальной среде взрослеют дети, в школе, ведется анкетирование учащихся и их родителей, отслеживаются и анализируются результаты анкеты каждой семьи.
Категории детей, на которые соц.педагог уделяет особое внимание:
- дети – инвалиды
- дети – сироты
- одаренные дети
- дети, испытывающие трудности в учебе
- дети из малообеспеченных и крайне бедных семей
- дети из неблагополучных семей
Особое внимание педагогический коллектив уделяет детям-инвалидам, опекаемым детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, обучающимся на дому.
Им создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. Здесь на первое место выходит задача по реализации индивидуальных методов работы с данными детьми, защита и максимальная реализация их прав.
Опекаемые посещаются на дому, с целью изучения их материально-бытовых и социальных условий проживания, контроля их успеваемости, посещаемости. Дважды в год составляются акты жилищно-бытовых условий опекаемых, собираются отчеты опекунов о расходовании средств, получаемых на содержание этих детей. Осуществляется наблюдение за их здоровьем, занятостью во внеурочное время.
Многое делается для развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей.
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
С такими детьми проводится индивидуальная работа классными руководителями, учителями-предметниками, по необходимости специалистами социально-психологической службы.
По запросам администрации и классных руководителей социальные педагоги и педагог-психолог проводят индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями по возникающим проблемам.
Это позволяет предотвратить развитие ряда конфликтных ситуации и возможные неправильные действия со стороны обучающихся, что дает возможность говорить о значительном доверии к социально-психологической службе и ее быстром реагировании на конкретную ситуацию.
В ходе реализации задач социальной направленности наработан положительный опыт взаимодействия администрации, социально-психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников с родителями, общественными организациями в создании оптимальных условий развития ребенка в социуме . (Схема социального взаимодействия – см. ниже)
По формированию социального здоровья проводится работа совместно с библиотекарями.
В месячники и дни профилактики организуются выставки литературы, даются консультации и информационные справки.
Регулярно проводятся конференции, конкурсы чтецов, круглые столы, литературные гостиные, действуют творческие мастерские, осуществляется проектная деятельность. Ведется работа по героико-патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Очень тепло отзываются школьники о работе наших библиотекарей, отмечая их высокий профессионализм.
Продолжается работа классных руководителей по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью оказания им помощи в организации занятости во внеурочное время.
Обучающиеся вовлекаются в классные, общешкольные, районные и городские дела, что позволяет сформировать у них активную жизненную позицию.
Весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий, проводимый администрацией, социально-психологической службой, всем педагогическим коллективом, дает положительные результаты в реализации задачи по формированию социального здоровья обучающихся:
– на учете в ПДН – 1 человек
– на внутришкольном учете на начало учебного года – 3 человек.
На основании докладных классных руководителей в целях ранней профилактики правонарушений и негативных ситуаций сформирована «группа риска», включающая 30 человек. Особое внимание уделяется тем обучающимся, которые позволяют пропуски уроков без уважительной причины, проявляют грубость к одноклассникам и учителям, то есть нарушают Устав и Правила обучающихся. Они впоследствии по решению Координационной комиссии переходят на внутришкольный учет или снимаются с «группы риска» как исправившиеся и не вызывающие нареканий со стороны классного руководителя и учителей-предметников.
Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей – все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.
Источник