Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
светлана тетерина
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями
здоровья.
Мир «особого» ребенка интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?
Почему он так испуган? Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!
Проблема включения людей с ограниченными возможностями здоровья в реальную жизнь общества является актуальной во всём мире. Одной из основных задач обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта является оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной деятельности и личности в целом, подготовка и включение в среду в качестве полноправных членов общества. Проблемы социальной адаптации умственно отсталых учащихся решаются в последние годы все труднее, хотя ее цели и задачи всегда учитывались при определении сути коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми. Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Оказание помощи детям, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства.
В последнее время в педагогике для характеристики детей с врожденными дефектами развития получил распространение термин “особые” дети.
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем,что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.
При работе с детьми с ОВЗ одним из самых важных условий для меня, как классного руковителя, является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, отличном от рамок стандартной общеобразовательной школы. Дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
Существующую социально–педагогическую стратегию воспитания детей, находящихся в детских домах и школах–интернатах, можно оценить как стратегию замены попечения родителей государственным попечением.Характерные черты данной стратегии: государство берет на себя заботу о создании необходимых бытовых условий в период проживания ребенка в интернатном учреждении и на этапе выпуска; государство предоставляет льготы, обеспечивающие возможность получения профессионального образования любого уровня; в государственных учреждениях делается попытка воссоздания домашней психологической атмосферы.
Целью моей работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, является организация помощи детям на основе проведения комплексных мероприятий для получения ими образования и развития личности в целом.
В нашей школе-интернате дети с ограниченными возможностями здоровья не изолированы от других детей, а интегрированы в общеобразовательную среду.
Мы стремимся создать психологические и материально-технические условия, чтобы обучение таких детей проходило комфортно.Это помогает в решении следующих задач:
— создание условий для адаптации и социализации детей с ограниченными возможностями;
— обучение детей с ограниченными возможностями социальным навыкам;
— формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями;
— снижение уровня тревожности детей с особенностями в развитии;
— формирование осознания собственных эмоций и бережное отношение к чувствам других людей.
Успешной адаптации и социализации детей с ограниченными условиями здоровья способствует внеклассная работа,которая включает в себя: работу классного руководителя, воспитателя, кружковую работу, физкультурно-оздоровительную, организацию отдыха и досуга.
Наибольший интерес у ребят вызывают игры. Игра имеет большое значение для развития детей и является наиболее любимым видом деятельности. Подвижная игра помогает раскрепощению, объединяет детей, приучает к организованности, посредством выполнения правил. Интеллектуальные игры способствуют развитию умственных способностей, включаются в работу познавательные процессы. Поэтому мы стараемся как можно чаще организовывать с детьми игровые моменты во время занятий, задействуем в общешкольных спортивных соревнованиях, играх, эстафетах, для того, чтобы ребята чувствовали себя полноценными членами школьного ученического коллектива, а также получали моральное удовлетворение от общения со сверстниками.
Одним из важных звеньев являются занятия ручным трудом. При проведении занятий создаются благоприятные условия для разрешения проблем личностного развития детей: развивается мелкая моторика рук, эмоциональная сфера ребенка, снижается уровень тревожности, развивается пространственное мышление, формируются инициатива, умственная активность, самостоятельность, любознательность.
Основная цель: приобщение ребенка к миру искусства и развитие творческих способностей. Результатом такого творчества стало множество поделок, выполненных руками ребят с ограниченными возможностями здоровья. Причём если на первоначальном этапе детям было трудно овладевать способами работы с картоном, пластилином, бумагой, кусочками ткани,то в процессе обучения учащиеся овладели различными техниками: это работа с тканью, создание одежды, поделки.В процессе занятий решаются следующие задачи:
— развитие и коррекция основных видов движений;
— развитие и коррекция психических функций и компонентов деятельности, совершенствование психомоторики;
— развитие способности ориентироваться в пространстве.
Кроме того,в структуру занятия включаются:
— творческие задания, направленные на развитие воображения, детской фантазии;
— комплексные игры различной подвижности и разной направленности;
— релаксационные упражнения, способствующие снятию мышечного и эмоционального напряжения в конце занятия.
При организации воспитательной работы мы не разделяем детей, имеющих ограниченные возможности здоровья.И это дает свои положительные результаты: повышает уровень развития и социализации одних и формирует человеколюбие других. В отличие от учебного процесса, который ограничен рамками учебных планов и программ, воспитательный процесс организуется по единому школьному плану, что позволяет реализовать себя детям, имеющим различные способности и возможности. Праздники, конкурсы, соревнования, игры и т. д., проводимые в школе-интернате, предоставляют возможность каждому участвовать и добиваться успеха.
Благодаря такой работе и таким занятиям дети не чувствуют себя изгоями в современном обществе.
Таким образом, наша школа-интернат делает всё возможное, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья получали достойное образование и развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья предполагает не только определенный уровень их трудовой адаптации, но и возможность ориентироваться в окружающей жизни, соблюдая определенные правила и нормы поведения.
Развитие речи у детей с ограниченными возможностями здоровья В дошкольном учреждении речевое воспитание начинается с первых детских слов и заканчивается развитием связной речи — умением ребенка свободно.
Конспект занятия для детей 3–4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 3-4 лет с ограниченными возможностями здоровья «Домашние животные» Задачи:.
Методические рекомендации по сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья Пояснительная записка Мир «особого» ребёнка интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка безобразен и красив. Неуклюж, порою странен,добродушен.
Методы поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья В последнее время чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи и,.
Особенности психологической готовности к школе детей с ограниченными возможностями здоровья Чаще всего под «людьми с ограниченными возможностями»‘ в научной литературе принято понимать лиц (детей, которые имеют те или иные ограничения.
Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья Проблемы социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. Социальная реабилитация получила в последние годы большое.
Консультация «Психологическая работа с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья» Государственная политика в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) даёт возможность посещения дошкольниками.
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.
Развлекательное мероприятие для детей с ограниченными возможностями здоровья «Ежели вы вежливы» Цель мероприятия: создание благоприятных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья для усвоения норм и правил поведения в.
Условия обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья К группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся дети, состояние здоровья которых препятствует освоению ими всех или.
Источник
Социализация детей с ОВЗ
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
- Творческая деятельность.
- Спорт.
Задачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
В решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Источник