Меню

Социальное здоровье самооценка здоровья

Занятие 4. Самооценка физического, психического и социального здоровья

Г. С. Никифоров, Л. И. Августова

Вводные замечания.Один из основных вопросов психологии здоро­вья — определение критериев оценки и самооценки физического, психического и социального здоровья. В соответствии с принципом иерархичности человек представляет собой сложную живую систему, жизнедеятельность которой обеспечивается взаимосвязанными уров­нями функционирования. Можно выделить три уровня рассмотре­ния здоровья человека — биологический, психологический и социаль­ный, каждый из которых обладает своей спецификой.

На биологическом уровне сущность здоровья рассматривается как динамическое равновесие работы всех внутренних органов и их адекватное реагирование на влияние окружающей среды. Различные виды серьезных органических нарушений приводят к изменениям в психике, личностном статусе и социальном поведении человека. Чем тяжелее заболевание организма, тем сильнее оно влияет на состояние психического и социального здоровья. Самооценка физического здо­ровья выявляет меру благополучия в функционировании организма.

Психологический уровень рассмотрения здоровья связан с лич­ностным контекстом, в рамках которого человек предстает как пси­хическое целое. Среди критериев психического здоровья особо зна­чимы такие, как интегрированность личности, ее гармоничность, урав­новешенность, духовность, ориентация на саморазвитие.

Переход от психологического к социальному уровню весьма усло­вен. Однако во втором случае человек воспринимается как существо общественное, и здесь наиболее важными представляются вопросы влияния социума на здоровье личности, а также выполнение челове-комсвоих социальных функций. Социальное здоровье определяется количеством и качеством межличностных связей индивида и степе­нью его участия в жизни общества. Нарушения в сфере социального здоровья могут быть обусловлены доминированием определенных личностных свойств (конфликтностью, эгоцентризмом и т. д.).

Достаточно интересны работы, направленные на создание экс­пресс-диагностических методик оценки здоровья. Их преимущество связано с ускоренной диагностикой, основанной на нормативном подходе к оценке здоровья. Вместе с тем представляется невозмож­ным свести к какому-то одному, универсальному, критерию оценку как психического, так и социального здоровья.

В укреплении и сохранении своего здоровья определяющую роль играет сам человек. С этим связано и его умение оценивать состоя­ние своего здоровья. В то же время эффективность самооценки здо­ровья непосредственно зависит от знания себя.

Для самооценки каждого из уровней рассмотрения здоровья мож­но использовать специальные методики.

Цель занятия.Ознакомление с методиками самооценки физиче­ского, психического и социального здоровья.

Задание 1. Самооценка физического здоровья

Методика.Самооценка состояния физического здоровья проводится по методике, разработанной С. Степановым (см. приложение 4.1).

Порядок работы.Испытуемому предлагается оценить свое физиче­ское здоровье по ряду наиболее важных показателей.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям. Полученным результатам соот­ветствуют следующие рекомендации:

Не более 20 баллов:целесообразно обратиться к врачу, чтобы проверить свое здоровье, а также попытаться сбросить лишний вес, пересмотреть свои привычки, начать заниматься физически­ми упражнениями.

21-60 баллов:следует уделить серьезное внимание борьбе с имею­щимися у вас факторами риска (лишним весом, курением, малой физической активностью).

61-100 баллов:результат неплохой, не снижайте интенсивности, развивая выносливость.

Свыше 100 баллов:ваше здоровье отличное, у вас хорошие резер­вы выносливости и сопротивляемости болезням. Продолжайте в том же духе.

Задание 2. Самооценка психического здоровья

Методика.Для самооценки психического здоровья используется ме­тодика определения душевного равновесия, разработанная С. Степа­новым (см. приложение 4.2), ответный лист (табл. 4.1), «ключ» (табл. 4.2).

Порядок работы.Испытуемому предлагается определить степень своей уравновешенности, спокойствия и душевной гармонии, отве­тив на вопросы согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов.Подсчитывается набран­ное количество баллов в соответствии с «ключом»:

0-17 баллов:вы очень спокойный, уравновешенный человек, об­ладаете внутренней гармонией, к которой другие люди стремятся всю свою сознательную жизнь. Не теряйте своего хорошего ду­шевного и физического состояния, продолжая и дальше уделять достаточно внимания своему организму.

18-35 баллов:что-то незаметно подтачивает ваше душевное бла­гополучие. Хотя вы еще сохраняете психический баланс, все же постарайтесь разобраться, что угнетает вашу душу. Только тогда вы обретете внутреннюю гармонию.

36-50 баллов:вы подобны огнедышащему вулкану, готовому вот-вот разверзнуться. Для вас имеет особое значение продуманная программа оздоровления организма, его физического и психиче­ского состояния. Вы злитесь по пустякам, принимая близко к сердцу все малоприятные моменты стрессовых будней. Не упу­стите возможность привести свою нервную систему в порядок, иначе может быть поздно.

Читайте также:  Обследование женского здоровья после 40 лет

Задание 3. Самооценка социального здоровья

Методика.Для самооценки социального здоровья используется ме­тодика определения степени конфликтности, разработанная С. Сте­пановым (см. приложение 4.3), ответный лист (табл. 4.3).

Порядок работы.Испытуемому предлагается ответить на вопросы согласно инструкции.

Обработка и интерпретация результатов. Подсчитывается общее количество баллов, при этом за ответ «а» дается 4 балла, «б» — 2, «в» — 0 баллов:

22-32 балла:вы тактичны и миролюбивы, ловко уходите от спо­ров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Изречение «Платон — мне друг, но истина дороже» никогда не было вашим девизом. Может быть, поэтому вас иногда называ­ют приспособленцем. Наберитесь смелости, и если обстоятельст­ва сложились так, чтобы вы высказали свое мнение, сообщите его, невзирая на лица.

12-21 балл:вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет иного выхода и другие средства исчерпаны. Вы твердо отстаиваете свое мнение, не думая о том, как это отразится на вашем служебном положении или при­ятельских отношениях. При этом не выходите за рамки коррект­ности, не унижаетесь до оскорблений. Все это вызывает к вам ува­жение.

До 10 баллов:споры и конфликты — это воздух, без которого вы не можете жить. Любите критиковать других, но, если слышите замечания в свой адрес, можете «съесть живьем». Ваша крити­ка — ради самой критики, а не для пользы дела. Очень трудно приходится тем, кто оказывается рядом с вами на работе и дома. Ваша несдержанность и грубость отталкивают людей. Не поэтому ли у вас нет настоящих друзей? Словом, постарайтесь перебороть свой вздорный характер!

Контрольные вопросы

1. В чем заключается сущность здоровья на биологическом уровне?

2. Какие критерии психического здоровья имеют особое значение?

3. В чем заключается специфика рассмотрения здоровья на соци­альном уровне?

МЕТОДИКА «ФИЗИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ» (ЭКСПРЕСС-АНАЛИЗ)

Инструкция. Попробуйте самостоятельно, без помощи врача, поставить себе хотя бы приблизительный диагноз, оценить свое физическое со­стояние по ряду важных показателей.

1. Возраст.Каждый год дает один балл. Если вам 40 лет, вы получаете 40 баллов.

2. Вес.Нормальный вес условно равен росту в сантиметрах минус 100. За каждый килограмм ниже нормы добавляется 5 баллов, за каждый килограмм выше нормы вычитается 5 баллов. Допустим, что при росте 176 см вы весите 85 кг, тогда по второму показателю вы имеете ми­нус 45 баллов.

3. Курение.Некурящий получает плюс 30 баллов. За каждую выкурен­ную сигарету вычитается 1 балл. Если вы выкуриваете в день 20 сига­рет, то ваш третий показатель составляет минус 20 баллов.

4. Выносливость.Если вы ежедневно в течение не менее 12 мин выпол­няете упражнения на развитие выносливости (бегаете в равномерном темпе, плаваете, гребете, катаетесь на лыжах или на велосипеде, т. е. де­лаете упражнения, которые наиболее эффективно укрепляют сердеч­но-сосудистую систему), вы получаете 30 баллов. Упражняясь 4 раза в неделю, вы набираете 25 баллов, 4 раза — 20, 2 раза — 10 и один раз — 5 баллов. За другие упражнения (комплекс утренней гимнасти­ки, прогулка, различные игры] в этом тесте баллы вам не начисляются. Если же вы вообще не занимаетесь физкультурой, то из общей суммы вычитается 10 баллов. Если к тому же вы ведете малоподвижный образ жизни, то теряете еще 20 баллов.

5. Пульс в состоянии покоя.Если число сердечных сокращений в со­стоянии покоя у вас меньше 90 уд./мин, то за каждый удар пульса из этой разницы вы получаете один балл. Например, при частоте пульса 72 уд./мин — 18 баллов.

6. Восстановление частоты пульса после нагрузки.После 2-минут­ного бега (можно на месте) отдохните 4 мин лежа. При частоте пульса, превышающей исходную цифру всего на 10 ударов, вы получаете 30 баллов, на 15 ударов — 15 баллов, а на 20ударов и более баллы не насчитываются.

Читайте также:  Консультации для родителей ранний возраст здоровье

МЕТОДИКА «ДУШЕВНОЕ РАВНОВЕСИЕ»

Инструкция. Вам предлагается ответить на 7 вопросов и выбрать тот ва­риант ответа, который в наибольшей степени соответствует вашим чув­ствам и вашему поведению. Выбранный вариант ответа отметьте в от­ветном листе.

1. Злитесь ли вы иногда из-за глупости или неловкости другого человека?

a) Да, довольно часто.

b) Нечасто. Стараюсь по возможности терпимее относиться к другим людям.

c) Почти никогда. Злость неблагоприятно сказывается на цвете лица, а я отношусь к жизни почти с буддистским терпением

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Критерии психического и социального здоровья

Выявление состава и раскрытие содержания критериев психического и социального здоровья — один из тех ключевых вопросов, от степени разработанности которого будет во многом зависеть мера практической востребованности психологии здоровья как научного направления. Если оценка выраженности здоровья на уровне организма находит в современной медицине достаточно удовлетворительное решение, то в отношении психического и особенно социального здоровья об этом говорить преждевременно. Предлагаемые в этом плане решения нередко оказываются уязвимыми для критики. Понятно, что такое положение дел обусловлено прежде всего необычайно сложной организацией психического мира человека. В понимании связанных с ним закономерностей функционирования мы все еще далеки от желаемых ответов. Ясно одно: каким-то одним критерием не исчерпать всей сути вопроса. Скорее всего, решение будет найдено при комплексном подходе к оценке психического и социального здоровья. Вместе с тем в литературе немало примеров, когда для характеристики их выраженности, причем главным образом психического здоровья, предлагаются какие-то отдельные признаки. Приведем некоторые из примеров.

В способности познавать истину Декарт видел здоровье души. Другой известный философ, Гельвеций, считал, что отличительный признак здорового ума заключается в его способности правильно осуществлять сравнение сходств и различий, соответствий и несоответствий между различными предметами. Если в здоровом человеке между его двумя «Я» — субъективным и объективным — существует правильное, нормальное отношение, то в больном эта связь нарушена. Одним из определяющих критериев психического здоровья, довольно часто применяемых в современных психотерапевтических методиках разной направленности, служит сопоставление образов реального и идеального «Я» (представление о том, каким человек хотел бы быть). Высокую степень совпадения реального «Я» с идеальным принято считать хорошим показателем психического здоровья. Для психически здорового человека неприемлемы идеи заброшенности, одиночества, пессимистические настроения. Он обладает достаточным запасом жизненных сил, позволяющих ему поддерживать духовную бодрость и придерживаться оптимистических идеалов. «Смех — здоровье души», — учит армянская пословица. Человек здоровой психики — это прежде всего человек воспитанный, социально хорошо адаптированный, не совершающий действий, противоречащих принятым в обществе нормам поведения. Современные западные психологи считают, что самоуважение и степень выраженности тревожности относятся к самым информативным показателям психического здоровья. Позитивно настроенные люди, которые имеют ясные цели в жизни и, соответственно, не склонны мучить себя вечными сомнениями, неуверенностью, дурными предчувствиями и пессимизмом, имеют хорошие перспективы на укрепление и поддержание собственного здоровья.

Если задаться вопросом, а можно ли все-таки попытаться выделить среди уже известных критериев психического здоровья наиболее важный, то мы бы отдали предпочтение психическому равновесию. С его помощью можно судить о характере функционирования психической сферы человека с различных сторон (познавательной, эмоциональной, волевой). Этот критерий органично связан с двумя другими: гармоничностью организации психики и ее адаптивными возможностями. В общем смысле под гармонией понимается согласованность, стройность в сочетании чего-нибудь. Известный немецкий ученый и врач Р. Вирхов сделал следующее пояснение по этому поводу: мы можем вместо «гармония» сказать «равновесие», а вместо «дисгармония» — «нарушение равновесия» (О целительных силах организма. — СПб., 1896). Здоровый человек — это человек гармоничный. Соответственно аномалии в развитии личности наиболее ярко заявляют о себе в проявлениях ее дисгармонии, утрате равновесия с социальным окружением, т. е. в нарушение процессов социальной адаптации, сопряжения с социумом.

Читайте также:  Дыхание для женского здоровья

От степени выраженности психического равновесия зависит мера уравновешенности человека и объективных условий, его приспособленность, адаптированность к ним. Однако сама по себе уравновешенность, как подчеркивал В. Н. Мясищев, это не какое-то мертвое, застывшее в своем проявлении равновесие, а динамический процесс, поступательное движение жизненно важных биологических и психических процессов. При этом уравновешенность человека и адекватность его реакций на внешние воздействия имеют большое значение в плане разграничения нормы и патологии. У неуравновешенного, неустойчивого человека фактически нарушено равновесие, гармоничное взаимодействие между свойствами, лежащими в основе его личностного статуса. И наоборот, только у психически здорового, т. е. уравновешенного, человека мы наблюдаем проявления относительного постоянства поведения и адекватности его внешним условиям.

По понятным причинам особый интерес представляют те работы, авторы которых предпринимают попытку как бы «собрать» вместе наиболее значимые, по их мнению, критерии, представить их совокупность; иными словами, с той или иной степенью успеха реализовать идею комплексного подхода к оценке психического и социального здоровья.

Например, О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев, анализируя представления Ф. М. Достоевского о психическом здоровье и болезни человека, называют некоторые признаки, которые могут, на их взгляд, рассматриваться в качестве критериев психического здоровья. К их числу авторы относят способность адекватного восприятия окружающей среды и осознанного совершения поступков, целеустремленность, работоспособность, активность, полноценность семейной жизни (Достоевский о тайнах психического здоровья. — М, 1994).

Но, пожалуй, наиболее полно перечень критериев психического здоровья представлен в работе Н. Д. Лакосиной и Г. К. Ушакова. В первую очередь авторы относят к ним:

  • причинную обусловленность психических явлений, их необходимость, упорядоченность;
  • соответствующую возрасту человека зрелость чувств, постоянства места
    обитания;
  • максимальное приближение субъективных образов отражаемым объектам действительности;
  • гармонию между отражением обстоятельств действительности и отношением человека к ней;
  • соответствие реакций (как физических, так и психических) силе и частоте внешних раздражений;
  • критический подход к обстоятельствам жизни;
  • способность самоуправления поведением в соответствии с нормами, установившимися в разных коллективах;
  • адекватность реакций на общественные обстоятельства (социальную среду);
  • чувство ответственности за потомство и близких членов семьи;
  • чувство постоянства и идентичности переживаний в однотипных обстоятельствах;
  • способность изменять способ поведения в зависимости от смены жизненных ситуаций;
  • самоутверждение в коллективе (обществе) без ущерба для остальных его членов;
  • способность планировать и осуществлять свой жизненный путь.

Рассмотрим теперь взгляды некоторых зарубежных специалистов на оценку психического здоровья. Так, в рамках гуманистического направления предлагались, согласно И. Н. Гурвичу, следующие критерии позитивного психического здоровья:

  • аттитюды к «Я»;
  • рост, развитие и самоактуализация личности;
  • интеграция личности; автономия;
  • адекватность восприятия реальности; мастерство и компетентность в отношении окружения.

Правда, замечает автор, с одной стороны, приведенные критерии недостаточно полно охватывали само понятие психического здоровья, а с другой — вызывали определенные затруднения их использования в исследовательской практике.

Один из представителей гуманистического направления, американский психолог А. Маслоу полагает, что здоровый человек — это прежде всего человек счастливый, живущий в гармонии с самим собой, не ощущающий внутреннего разлада, защищающийся, но не нападающий первым ни на кого и пр. Им же сформулированы и основные потребности здорового человека, к которым Маслоу относит:

  • физиологические потребности;
  • потребность в безопасности;
  • потребность в привязанности и любви;
  • потребность в уважении;
  • потребность в самоактуализации, т. е. в выражении присущих личности
    способностей.

Еще один пример попытки очертить совокупность критериев психического и социального здоровья принадлежит американскому психологу А. Эллису. Он выделяет:

  • интерес к самому себе;
  • общественный интерес;
  • самоуправление (самоконтроль);
  • высокую фрустрационную устойчивость;
  • гибкость;
  • принятие неопределенности;
  • ориентацию на творческие планы;
  • научное мышление;
  • принятие самого себя;
  • риск;
  • длительный гедонизм;
  • нон-утопизм;
  • ответственность за свои эмоциональные нарушения.

Полагаем, что уже приведенных примеров достаточно, чтобы сделать некоторые выводы.

Во-первых, наряду с очевидным разбросом мнений просматривается и определенная повторяемость в выборе ряда критериев психического и социального здоровья. Это можно воспринимать как свидетельство их особой значимости, неслучайности.

Источник

Adblock
detector