Меню

Социальное здоровье педагогическое определение

Социальное здоровье как педагогическая категория

Главная > Документ

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

Социальное здоровье
как педагогическая категория

Проблема «социального здоровья» является одной из ключевых для развития личности и общества в целом. Цель данной статьи рассмотреть понятие «социального здоровья» с точки зрения педагогической деятельности.

В науке сложилось несколько подходов к вопросу «социального здоровья»:

Первый, медицинский аспект: социальное здоровье – это характеристика физического и психического здоровья общества, то есть здоровье социума. В данном контексте публикуются отчеты о росте (или снижении) числа заболевших, изменении возрастных и гендерных особенностей заболеваемости населения, профилактические мероприятия 1 .

Второй подход – глобально управленческий: нашел свое отражение в работах С.Ю. Наумова: «Социальное здоровье нации – это социально-психологическая характеристика общества, отражающая определенный уровень взаимной приемлемости, толерантности социальных групп, социальной идентичности, субъектности, которая обеспечивает комфортное безопасное существование. 2 » В том же контексте социальное здоровье рассматривают и другие исследователи (А.Ф. Кузьмина, С.Д. Лебедева, М.Ж. Швецовой 3 )

Третий подход – психолого-социологический. Социальное здоровье рассматривается как:

Интегральная характеристика развития личности, группы, общности, взятая в единстве их социальных и биологических показателей и в контексте уровня и качества развития общества, находящая выражение в совокупности показателей жизненной удовлетворенности, соматического и психического здоровья и социальной активности 4

Социальное здоровье – это состояние гармонии личностных смыслов человека с ожиданием социума, способствующее позитивному развитию личности и общества. 5

Все три подхода отражают социальное здоровье исходя из принятых в данной сфере методологических основ, особых целей и задач. Но педагогика как наука решает особый комплекс задач связанных с организаций деятельности учащихся. Решение этих задач определяет особый характер образовательной сферы. Встает необходимость обозначить понятие «социального здоровья» с позиции педагогической парадигмы.

Обратимся к общему понятию «здоровье». Определений здоровья на сегодня имеются десятки (Мирошниченко, 2004; А.А. Алексеев, 2000; П.И. Калько, 1988), в одной из работ проанализировано около 80-ти дефиниций этого понятия. В рамках данной статьи, здоровье будет рассматриваться как совокупность потенциальных и реальных возможностей человека в осуществлении своих действий без ухудшения физического и духовного состояния, без потерь в адаптации к жизненной среде. 6 Такой поход к здоровью определяет значимость субьектно-деятельностного подхода к рассмотрению здоровья человека: в контексте данного подхода субъектность человека и развивается только в процессе овладения специфичным для него видом активности – деятельностью (А.К. Осницкий и др.) 7

Деятельность в данном случае может быть рассмотрена как «способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами» 8 . В рамках этого подхода здоровье подразумевает деятельность.

В рамках системного подхода, социальное здоровье может быть обозначено, как подсистема, включенная в иерархичные отношения с другими подсистемами, образующими здоровье человека: физическое, психологическое, социальное и духовно-нравственное.

А.Н. Леонтьев писал: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, Общественно-исторический процесс» 9 . Общественные отношения детерминируются Системой ценностей, сложившейся в обществе. Область ценностей – та область, в которой происходит взаимодействие личности и общества, сами ценности – это «язык этого взаимодействия» (Л.С. Выготский). Природа ценностей имеет культурные, исторические корни, истоки ценностей прослеживаются в культуре, обществе, его институтах и личности, т.е. ценности возникают в ходе развития человечества. 10 Система ценностей формирует духовно-нравственное здоровье личности – нравственность. «Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, общественно необходимый способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде 11 ». Нравственность находит свое воплощение в духовно-нравственных ориентирах личности.

Социальное здоровье может быть рассмотрено как готовность субъекта к социальной деятельности. В данном контексте, готовность – это способность и потребность в деятельности. Способность определяется знаниями, умениями и навыками субъекта деятельности. А потребность – ценностно-смысловыми ориентациями, стилем жизни. «Стиль жизни – поведенческая особенность жизни человека, т.е. определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория) 12 ».

Социальный характер предполагает оценку деятельности субъекта с точки зрения «позитивного развития социума» 13 . Цели деятельности являются важнейшими характеристиками здоровья человека. С позиции теории систем «цель, определяющая поведение системы, всегда задается надсистемой». 14 То есть оценить социальное здоровье субъекта можно только с позиции ценностного отношения, которое включает в себя понимание индивидом смысла и цели конкретной деятельности, убеждение в её необходимости, удовлетворенность (неудовлетворенность) своей деятельностью. Позитивный характер духовно-нравственных ориентиров, включенных в структуру личности, определяет социальное здоровье человека как субъекта социальной деятельности.

Читайте также:  Структура пмп службы сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья

Выводы. Социальное здоровье обладает рядом особенностей.

1. Включено как подсистема в иерархическую систему здоровья человека;

2. Характеризует деятельность человека как субъекта социальных отношений;

3. Цель социальной деятельности может быть определена только системой духовно-нравственных ориентиров личности.

Таким образом, Социальное здоровье – это готовность субъекта к актуальной социальной деятельности, основанной на духовно-нравственных ориентирах.

1 Караяни А.Г. О работе секции «Социальное здоровье нации и будущее России» /materials/meroprijatija/vistupl/karajani.php

2 Наумов С.Ю. Власть и социальное здоровье российского общества /articles/0509/02_04.shtml

3 Кузьмина А.Ф., Лебедева С.Д., Швецовой М.Ж. Духовность как основа социального здоровья нации // Социальное здоровье нации и будущее национальной медицины: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Белгород, 3-4 декабря 2006 г. / Под ред. К.В. Харченко, Т.И. Куниной. – Белгород: Константа, 2006. –288 с.

4 Актуальные проблемы исследования социального здоровья» Часть 1/ под ред. Р.А.Зобова, А.А. Козлова. – СПб, Химиздат, 2004 – с.37

5 Психология здоровья. Учебник для вузов/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006.

6 Ларионова С.И. Здоровье современного человека как ценность // /b/dok/lar2.htm

7 Колесникова М.Г. Здоровьесозидающая деятельность педагога// Анализ ключевых понятий педагогических исследований: Сборник научных статей аспирантов и соискателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования/ Общая ред.: И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2008. – с. 16.

8 Буева Л.П. Человек: деятельность и общение. – М., 1978. – с.63

9 Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. — М., 1975. — с. 231

10 Григоренко Д.Л. Понятие «ценность» в исторической перспективе. // Анализ ключевых понятий педагогических исследований: Сборник научных статей аспирантов и соискателей Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования/ Общая ред.: И.Ю. Алексашиной. – СПб.: СПб АППО, 2008.

12 Психология здоровья. Учебник для вузов/ под ред. Г.С.Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – с.243.

13 Байкова Л.А Исследование социального здоровья детей и учащейся молодежи: теоретико-методологические основы//Педагогическое образование и наука. – М., 2006. – №3. – с.60

14 Ермак В.Д. Системы. Системные принципы. Системный подход. // Социон, Киев, 1997, №2.

Источник

Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Яна Абросимова
Консультация для воспитателей «Социальное здоровье детей»

Дошкольный возраст – один из критических периодов в жизни ребенка. В это время активно формируется высшая нервная деятельность, происходит нарастание подвижности и силы нервных процессов, что способно привести к истощению малыша. Родители и воспитатели часто отмечают смену настроения крохи, повышенную раздражительность, быструю утомляемость и невнимательность.У дошкольников нередко проявляются признаки невротических реакций: они то и дело крутят волосы, грызут ногти, совершают беспорядочные движения – подпрыгивают и покачиваются, долгое время не засыпают. В этом возрасте происходит «глубинная» перестройка обмена веществ, из-за чего малыш чаще подвергается влиянию детских инфекций. Дошкольный период отличается повышенным риском формирования и проявления хронических заболеваний и всевозможных аллергических реакций, особенно у часто болеющих детей. Однако даже здоровый ребенок дошкольного возраста нуждается в заботе и тщательном уходе со стороны взрослых. Поддержание психического и социального здоровья – один из важных моментов в полноценном развитии детей дошкольного возраста. Психическое здоровье малыша формируется под влиянием внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся темперамент, характер и самооценка ребенка. Эффективное созидание психологического комфорта и психическое оздоровление детей возможно только при учете этих индивидуальных особенностей. Внешние факторы, воздействующие на ребенка– это внутрисемейная среда и условия в детском саду.

Социальное здоровье предполагает адекватное восприятие действительности, адаптацию к общественной среде, проявление интереса к окружающему миру. Спокойная доброжелательная обстановка, созданная родителями и воспитателями, – залог нормального психосоциального развития дошкольников. Как правило, если в семье царит взаимоуважение и понимание, а в детском саду малыш чувствует себя уверенно и комфортно, его психосоциальное здоровье находится в полном порядке. При выполнении этих условий исключения встречаются крайне редко.

Через общение у детей закладывается характер, тип поведения в обществе и формируется личность. Именно поэтому социальная адаптация так важна для детей дошкольного возраста. Приходя в любой коллектив, людям необходимо время, чтобы привыкнуть и «раскрыть» себя, дети же учатся в коллективе жить, что непосредственно влияет на их развитие. В процессе социальной адаптации дети учатся жить по определенным правилам и учитывать нормы поведения. В процессе общения ребенок приобретает социальный опыт,который предоставляет ему его ближайшее окружение: родители, воспитатели сада и сверстники. Социальная компетентность достигается благодаря тому, что ребенок активно общается и обменивается информацией. Социально неадаптированные дети чаще всего отвергают опыты других людей и не входят в контакт со взрослыми и сверстниками. Это может привести к асоциальному поведению в будущем ввиду не усвоения культурных навыков и необходимых социальных качеств.

Читайте также:  Если бы у всех было бесконечное здоровье

Любая деятельность имеет цель, а способность ребенка добиться цели придает ему уверенности в себе и дает осознание своей компетенции. Чувство значимости напрямую отражает оценку общества и влияет на его самооценку. Самооценка детей напрямую влияет на их социальное здоровье и поведение.

Для того чтобы личность ребенка развивалась гармонично, социальное развитие детей должно опираться на целостную педагогическую систему. К методам, которые влияют на формирование социального статуса ребенка,относят следующие виды деятельности:

1.Игровая деятельность: в игре дети примеряют на себя различные социальные роли, которые дают им чувствовать себя полноправными членами общества.

2.Исследовательская деятельность: обогащает опыт ребенка, позволяя ему находить решения самостоятельно.

3.Предметная деятельность: дает возможность ребенку познавать окружающий мир и удовлетворяет его познавательные интересы.

4.Коммуникативная деятельность: помогает ребенку найти эмоциональный контакт со взрослым, получить его поддержку и оценку.

Таким образом, при создании условий для социального развития детей, необходимо не только передавать им социальный опыт в виде знаний и умений, но и способствовать раскрытию внутреннего потенциала.

При исследовании социального компонента здоровья детей от двух до 18 лет, было отмечено, что в основном трудности социально-психологической адаптации начинают наблюдаться с младшего школьного возраста, усиливаясь в подростковом возрасте, снижаясь в старшем школьном возрасте.

Говоря о социальном здоровье дошкольников,назовем критерии:

1. Принятие социальных правил и норм.

2. Приспособление к требованиям социума и одновременное сохранение своего лица.

3. Знание своих прав и обязанностей.

4. Признание интересов других людей.

5. Проявление толерантности и эмпатии.

6. Налаживание гармоничных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.

7. Оптимистическое отношение к трудностям.

8. Способность помогать и поддерживать других.

9. Контроль и регулирование своего поведения.

10. Достойное принятие выигрыша и проигрыша.

11. Владение этикетом.

12. Разделение зла и добра.

13. Человечность и справедливость и т. д.

Если нет тяжелых нарушений в психическом развитии ребенка, необходимо проводить профилактическую работу по формированию социального здоровья, особенно с детьми,входящими в группу риска:

-дети, воспитывающиеся в семье с одним родителем,

-дети из алкоголизированных, наркотизированных семей,

-дети с проблемами в учебной деятельности,

-дети из семей с низким или чрезмерно высоким материально-экономическим достатком,

-дети, проживающие в экономически слабо развитых регионах,

-дети, требующие различного рода формы реабилитации и т. д.

Необходимо отметить, что в механизмах процесса воспитания социально здоровой личности не может быть единообразия. В каждом регионе, образовательном учреждении свои особенности и проблемы, в зависимости от сложившейся социально-педагогической инфраструктуры складывается своя система формирования социального здоровья у детей в сфере образования.

Эффективным средством развития социального здоровья детей дошкольного возраста является игротерапия. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими.

Самое главное, для поддержания психологического и социального здоровья это — атмосфера, дух детского сада, обстановка, развивающая среда с её материалами и личность воспитателя.

Особые качества,которые требуются от педагогов:

• Умение видеть, наблюдать детей «изнутри», чувствовать их состояние, настроение;

• Умение понимать, т. е. разбираться в мотивах поведения, потребностях, быть «адвокатом» ребенка;

• Психологическая зрелость и уравновешенность;

• Умение выбирать средства общения;

• Умение играть, сочинять, петь, танцевать, шутить.

Какие же средства можно использовать для сохранения и развития социального здоровья детей?

1. Воспитательное воздействие словом (беседы, разговоры-убеждения, разъяснения). Беседа с коллективом детей объединяет их общими интересами, заставляет ребенка интересоваться не только собственными мыслями, но и высказыванием товарища, приучает его говорить и выслушивать других. А это не всегда умеют делать и взрослые. В детских садах дети всегда любят превращать ковёр на полу в этакий круг, где удобнее и интереснее общаться. Круг – это место гармонизации. В круге проводится коррекция разговорами, играми. Коррекция подразумевает воспитывать, корректировать проблемы ребёнка: его страхи, тревоги, обиды, неумение дружить и устанавливать контакты.

2. Использование сказки. В увлекательной форме и доступными для понимания словами сказка показывает ребёнку окружающую жизнь, людей, их поступки и судьбы, показывает, к чему приводит тот или иной поступок героя, даст возможность за 15-20 минут примерить на себя и пережить чужую судьбу, чужие чувства, радости и горести. Эта уникальная возможность пережить, «проиграть» жизненные ситуации без ущерба для собственной жизни и судьбы ставит сказку в ряд с самыми эффективными способами воспитательно-образовательной работы с детьми

Читайте также:  Здоровье краско иван иванович

3. Ролевые и подвижные игры. Сюжетно-ролевая игра – идеальное поле для приобретения социальных навыков. Такие игры помогают решить многие воспитательные задачи: дети учатся налаживать общение с людьми, понятно излагать просьбу, у них формируются навыки культурного поведения. Но самое главное – дети приобретают новый социальный опыт взаимодействия с другими людьми, который поможет им и в налаживании контактов со сверстниками, и в игровой деятельности. Кроме того, в процессе сюжетно-ролевой игры можно развивать память, координацию движений, работать со страхами, приобретать новые знания. Игра способствует социальному развитию, обогащает жизненным опытом, готовит почву для успешной деятельности ребенка в реальной жизни.

4. Детский театр в дошкольном учреждении – это не только естественная среда развития детей, но и эффективное средство психокоррекционного воздействия, успешное средство для работы с проблемными детьми. Необходимо стремиться к тому, чтобы любой недостаток превратить в достоинство, только не переделывать его, а возвышать, возводить в степень достоинства. Например, сверхзастенчивость – явный недостаток. Но ведь его можно поднять до уровня положительного качества – скромности. Драчун может играть в спектакле роль защитника слабых, а жадный – роль бережливого и щедрого персонажа. Примеряя на себя различные образы, ребёнок обретает цельность, неповторимость и индивидуальность.

5. Ритуалы и традиции группы.

Утреннее приветствие. Формирование положительных эмоций в утренние часы. Утром обсуждайте, какой сегодня день, с каким настроением каждый пришел в д/сад, о чем хочет рассказать друзьям, что ребенок ждет от сегодняшнего дня, с какими материалами хочет поработать.Вечером подводите итоги: чем каждому запомнился и понравился сегодняшний день, чему научился за день, что было особенным в этот день, что бы хотелось изменить, исправить, сделать не так, как поступить по-другому, кого бы хотелось поблагодарить сегодня. Можно составить с детьми календари дел и событий прошедшего дня (краткая схема-запись или рисунок- пиктограмма)

— Традиционные еженедельные ритуалы.

По окончании недели проводите «Пятничный круг», обсуждайте, чем была интересна эта неделя, чему каждый научился, чему радовался. Пересматривайте листочки календаря.

— Традиционные ежемесячные ритуалы.

По окончании месяца устраивайте круг «Прощание с (название месяца). Рассматривайте листочки календаря, рисунки, радуйтесь сделанному. Обсуждайте, каким будет следующий месяц, что в нем принято отмечать, что бы вы хотели сделать в следующем месяце, какие дела надо обязательно выполнить. Рассматривайте календари всех видов. Планируйте совместные дела на месяц и загадывайте желания.

Как укрепить здоровье детей в детском саду. Консультация Дети дома много времени проводят у компьютеров и планшетов, а это отрицательно влияет на физическое развитие. Игра- это весело, неожиданно,.

Консультация для педагогов «Социальное развитие ребенка» В настоящее время проблема социального развития ребенка становится одной из самых актуальных. Педагоги, психологи и родители как никогда.

Консультация для педагогов «Социальное сиротство в семье» Консультация для педагогов Социальное сиротство в семье Факторы риска социального сиротства Образ жизни и культура семьи: •Пренебрежение.

Консультация для родителей «Психологическое здоровье наших детей» Все мы с вами хотим, что бы наши дети выросли жизнерадостными, творческими, умными, открытыми людьми, познающими себя и окружающий мир не.

Консультация для родителей. Здоровье детей, как сберечь? 2–3 лет В современном мире, когда вокруг маленького человека столько соблазнов, только родители способны и должны оградить его от вредных привычек,.

Консультация для воспитателей «Как научить детей здороваться» Как обычно начинается утро ребенка (маленького ребенка -2-4 лет? Не всегда он просыпается в настроении, родители торопятся на работу, ребенок.

Консультация для воспитателей «Виды восприятия у детей 3–5 лет» Восприятие – сложный познавательный процесс, который развивается у ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Виды восприятия определяются.

Консультация для воспитателей «Растим детей здоровыми» Создание здорового образа жизни для ребенка является, прежде всего, основой его полноценного воспитания и развития. Здоровый, нормально.

Консультация для воспитателей «Растите детей чуткими» Поговорим о воспитании эмпатии (сопереживания, сочувствия) и эмпатийном поведении детей. Сопереживание персонажам художественного произведения,.

Мозговой штурм для воспитателей на тему: «От чего зависит здоровье детей». В. а. сухомлинский:»Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей.

Источник

Adblock
detector