Социальное здоровье ученика
статья (7 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_zdorove_uchenika.docx | 33.41 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ УЧЕНИКА
SOCIAL HEALTH OF THE STUDENT
Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме сохранения одного из компонентов здоровья – социального здоровья, в частности, сохранения социального здоровья современного школьника.
Abstract. The article is devoted to the urgent problem of preserving this from the components of health — social health, in particular, preserving the social health of a modern student.
Ключевые слова: социальное здоровье, социализация личности, активная адаптация, функции социального педагога, модель развития.
Keywords: social health, socialization of the individual, active adaptation, the social function of the teacher, the model of development.
Все мы когда-то были детьми. Ходили в школу и радовались каждому новому дню, который дарил нам массу открытий и встречу с друзьями. Мы порой безоговорочно верили родителям и учителям: ведь именно они знают, как правильно поступить и где истина. Отличаются ли современные дети от нас? Конечно, отличаются. Чем же?
Информированностью. Значит, нельзя их учить только тому, чему учили нас. А поэтому требуется изменить содержание образования.
Раскованностью. Большинство из них чувствуют себя свободно и непринуждённо в обращении с людьми, в поведении. И вот уже нельзя преподавать, так как раньше, необходимо дать детям возможность высказаться, проявить себя.
И, наконец, самое печальное — слабым здоровьем. Состояние здоровья школьников России внушает вполне обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения.
Многие ученые выделили несколько видов здоровья: соматическое, физическое, психическое, нравственное, личностное, эмоциональное. К перечисленным видам сегодня есть необходимость добавить социальный аспект. Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека. А как же социальное здоровье? При каких условиях можно воспитать достойного члена общества? Какое «нравственное питание» он должен получить? Возможно, нужно делать «профилактические моральные» прививки?
Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.
Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа — учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.
Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинство каждого ребенка, осуществлять его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.
Социально здоровый человек может устанавливать и поддерживать отношения любви и дружбы, он уважает не только свои права, но и права других, умеет оказывать помощь нуждающимся и при необходимости принять помощь самому, он поддерживает здоровые отношения с родственниками, умеет находить новых друзей, умеет выразить свои потребности так, чтобы они были понятны окружающим и не ущемляли права других.
Социальное здоровье-это активная адаптация и саморегуляция человека в сложных условиях общества, его социальная роль и социальная активность.
- Это, прежде всего – свобода от вредных информационных воздействий . Необходимо защищаться от всего того, что программирует на саморазрушительное поведение – от всякой пропаганды алкоголя, табака, наркотиков, разврата, агрессии, от смакования тёмных сторон жизни.
- Умение жить в гармонии с самим собой : иметь цель в жизни, ценить то, что имеешь, позитивно относиться к самому себе и окружающим, уметь прощать себя за свои ошибки и стремиться их исправить, любить свою работу, свой дом, свой город, свою страну, природу, активно изменять себя и мир к лучшему.
- Умение жить в гармонии с окружающими . Можно много говорить об этикете, навыках общения, правилах поведения, но есть один универсальный закон, к которому всё приложится. Это – Любовь к ближнему .
Критерии, которыми пользуются для определения социального здоровья — адекватное восприятие социальной действительности, интерес к окружающему миру, адаптация к физической и общественной среде, культура потребления, альтруизм, эмпатия, ответственность перед другими, бескорыстие, демократизм в поведении.
В нашей гимназии работает социально-психологическая служба, деятельность которой направлена на оказание помощи ребенку в процессе его социализации, освоения им социокультурного опыта и на создание условий для его самореализации.
Всю свою деятельность по формированию здорового образа жизни социальные педагоги проводят с учетом возрастных и индивидуальных физиологических и психологических особенностей детей и взрослых. Существенное значение имеет и правильная оценка психологической ситуации в семье, классе, гимназии.
Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальными педагогами следующих основных функций: диагностическая — реализуется путем сбора информации о ребенке, изучения и оценивания реальных особенностей его личности; выявления информации о семье ребенка; изучения источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению; изучение влияния на ребенка микросреды;
прогностическая – на основе поставленного психологом диагноза разрабатывается конкретная социально-педагогическая программа деятельности с ребенком, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации;
образовательно-воспитательная — отбор содержания социально-педагогической деятельности, а также методов ее осуществления; определение тех социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и
образования ребенка, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы;
правозащитная — социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав ребенка;
организаторская — социально-педагогическая деятельность с ребенком требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей, взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития ребенка;
коммуникативная — в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множественных контактов между ее участниками с целью обмена информацией;
предупредительно-профилактическая — закрепление полученных положительных результатов и предотвращение возможности появления рецидивов, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.
Что делают специалисты социально-психологической службы для укрепления социального здоровья ученика? В первую очередь выявляют детей с девиантным поведением и составляют из них «группу риска», на которую делается основной упор в работе социального педагога. Первоначально идёт сбор информации о ребенке, о его семье, об источнике негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому давлению, а также влияния микросреды. Социальный педагог выделяет 2 основных направления в своей работе: предупредительно-профилактическое, образовательно-воспитательное. А также уделяет особое внимание следующим направлениям: формированию социальных умений и навыков, необходимых для преодоления разных проблем, для социализации личности;
профориентации — это система мер, направленных на оказание помощи молодежи в выборе профессии; правовой направленности (она предусматривает как соблюдение, так и защиту прав ребенка).
Педагогический коллектив нашей гимназии определил для себя такие базовые приоритеты социального здоровья школьников как: создание условий для совершенствования качества образовательной деятельности, создания положительного эмоционального настроя школьников, формирования позитивной системы ценностей и установок обучающихся, развития их социальной активности, гражданско-правовой, нравственной и информационно-коммуникационной культуры, а также профессионального самоопределения обучающихся.
Учителя стараются создать для детей ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности. Не остаются без внимания и ученики, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами. Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей — все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.
Возникает своего рода модель развития социального здоровья ребенка, качество реализации которой можно оценить с помощью таких показателей:
- позитивное взаимодействие с окружающими людьми,
- работоспособность на уроке и дома, участие в жизни класса, гимназии и района,
- активная жизненная позиция,
- профессиональные намерения,
- позиция гражданина, ученика, сына (дочери), друга, мальчика (девочки).
Таким образом, роль школы, учителя, социального педагога в воспитании культуры здоровья трудно переоценить, ведь эта роль является основополагающей для укрепления социального здоровья ученика.
- Абраменкова В.В. Социальная психология детства в контексте развития отношений ребенка в мире /В.В. Абраменкова. //Вопросы психологии. — 2002. — № 1. — С. 3-16.
- Булыгина Л. В. Социальное здоровье подростков. Автореф. дис. . к.соц.н. — Ставрополь, 2009. — 22 с.
- Ковалева А. И. Социализация личности: норма и отклонения. — М.: Ин-т молодежи: Голос, 1996. — 223 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Определение социального здоровья. Процесс социализации личности. Функции социально-психологической службы по оказанию помощи ребёнку в процессе его социализации.
Учеба-это нелегкий труд,в процессе которого школьники сильно устают,поэтому грамотный педагог должен выстроить учебный процесс таким образом,чтобы труд приносил учащимся радость новых открытий.
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, являются причиной для беспокойства, как государства, так и самих граждан.Статистические данные дают для этого немало п.
Проблема здоровья населения России, в частности здоровья подрастающего поколения, является причиной для беспокойства, как для государства, так и для всего общества в целом.Статистические данные дают д.
В разработке собрания приводится план подготовки и проведения, сценарий, выступления участников педсовета и др.
Презентация «Дополнительный материал к урокам ОБЖ. «Оценка и самооценка основных факторов, влияющих на здоровье учеников основной школы. «Светофор здоровья» — подготовлена по материалам Ч.
Проект реализуется через полную интеграцию общеобразовательных знаний по математике, предусмотренных программой коррекционной школы с использованием современных информационно-коммуникативных технологи.
Источник
Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка
статья по теме
Понятие «социальное здоровье», работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots.pedagoga.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье как важное условие
становления личности ребенка
(сообщение социального педагога).
Принято считать, что основными критериями здоровья обучающихся являются:
соматическое и физическое здоровье – «я могу» ;
психическое здоровье – «я хочу» ;
социальное или нравственное здоровье – «я должен» .
Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека.
А как же социальное здоровье?
При каких условиях можно воспитать достойного члена общества?
Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.
Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.
Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинства каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.
Социальной службой сформирована система выявления и учета, корректировка базы данных обучающихся по социальным группам, составлен социальный паспорт школы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МОУ Хову – Аксынской ОСШ на 2009 – 2010 учебный год
- Количество учащихся на начало учебного года на 05 сентября 2009 года – 467
- Количество классов комплектов – 24
- Число мальчиков – 209
- Число девочек – 258
- Дети – сироты – 40
- Дети – полусироты – 55
- Дети – инвалиды – 12
- Дети, обучающиеся на дому – 8
- Дети из многодетных семей – 52
- Дети из малообеспеченных семей – 117
- Количество малообеспеченных семей – 98
- Крайне – бедные семьи – 39
- Дети матерей одиночек – 38
- Дети из неполных семей – 53
- Количество неблагополучных семей – 40
- Дети на учёте ВШК – 3
- Дети на учёте ИПДН КОВД – 1
- Дети безнадзорные – 0
- Дети беспризорные – 0
На основе этих материалов создан информационный банк данных, который помогает в работе и специалистам социально-психологической службы, и классным руководителям.
Одной из основных задач является выявление и учет детей и семей, находящихся в особо опасном положении. Вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в некоторых семьях. Так, было установлено, что у ряда обучающихся пьющие матери, отцы проживают отдельно от семьи, материальную помощь если и оказывают, то очень незначительную.
Эти дети находятся под ежедневным контролем социального педагога и классных руководителей. Планируя и организуя индивидуальную работу с таким ребенком, классные руководители постоянно изучают его интересы, склонности, учебные возможности, исследуют условия жизни в семье, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Проводят беседы с самими учениками, родственниками, членами родительского комитета данного класса, знакомятся с окружением этих детей, организуют занятость их во внеурочное время. Для таких учеников совместно с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних организовано бесплатное горячее питание.
Для координации профилактической работы, разбора персональных дел, информационно-просветительской деятельности в течение учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики.
Важную роль в воспитании нравственно-здоровой личности играют тематические классные часы, родительские собрания и занятия родительского всеобуча, регулярно оформляемые информационно-тематические стенды.
Учителя стараются создать для обучающихся ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность в учебных взаимодействиях, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.
Весь педагогический коллектив работает над реализацией задач:
1. Помочь обучающимся выработать разумное отношение к основным проблемам повседневной жизни и навыки их решения.
2 . Помочь им осознать непреходящий, постоянно повторяющийся характер многих ситуаций, с которыми приходится встречаться.
3. Научить реализовывать свои права, не нарушая права окружающих людей.
Особое внимание проявляется к вопросу адаптации вновь прибывших обучающихся.
Адаптация, то есть приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Педагоги помогают осуществлять более успешную и безболезненную адаптацию начинающих свое обучение и проводят комплекс необходимых мер:
- разработка единых требований в ОУ;
- привлечение в актив класса;
- совместный отдых: посещение музеев, театров, кинотеатров, концертов; организация вечеров и совместных дел с родителями обучающихся.
Огромное влияние на социальное здоровье обучающихся оказывают и особенности их семьи. Одно дело, когда все члены семьи любят ребенка и обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для формирования личности, которая в дальнейшем в обществе будет чувствовать себя ущемленной, отчужденной.
В нашей стране семейное воспитание переживает тяжелый кризис. Широкое распространение преступности, пьянства, табакокурения, наркомании, проституции, огромное число разводов и воспитание детей в неполной семье и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного, полноценного семейного воспитания и не готовы к самостоятельной жизни.
Поэтому в школе каждый классный руководитель, учитель-предметник стараются учесть особенности каждой семьи и индивидуально работать с каждым обучающимся. Часто именно педагогический коллектив возмещает недостатки семейного воспитания.
Для того чтобы знать, в какой социальной среде взрослеют дети, в школе, ведется анкетирование учащихся и их родителей, отслеживаются и анализируются результаты анкеты каждой семьи.
Категории детей, на которые соц.педагог уделяет особое внимание:
- дети – инвалиды
- дети – сироты
- одаренные дети
- дети, испытывающие трудности в учебе
- дети из малообеспеченных и крайне бедных семей
- дети из неблагополучных семей
Особое внимание педагогический коллектив уделяет детям-инвалидам, опекаемым детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, обучающимся на дому.
Им создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. Здесь на первое место выходит задача по реализации индивидуальных методов работы с данными детьми, защита и максимальная реализация их прав.
Опекаемые посещаются на дому, с целью изучения их материально-бытовых и социальных условий проживания, контроля их успеваемости, посещаемости. Дважды в год составляются акты жилищно-бытовых условий опекаемых, собираются отчеты опекунов о расходовании средств, получаемых на содержание этих детей. Осуществляется наблюдение за их здоровьем, занятостью во внеурочное время.
Многое делается для развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей.
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
С такими детьми проводится индивидуальная работа классными руководителями, учителями-предметниками, по необходимости специалистами социально-психологической службы.
По запросам администрации и классных руководителей социальные педагоги и педагог-психолог проводят индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями по возникающим проблемам.
Это позволяет предотвратить развитие ряда конфликтных ситуации и возможные неправильные действия со стороны обучающихся, что дает возможность говорить о значительном доверии к социально-психологической службе и ее быстром реагировании на конкретную ситуацию.
В ходе реализации задач социальной направленности наработан положительный опыт взаимодействия администрации, социально-психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников с родителями, общественными организациями в создании оптимальных условий развития ребенка в социуме . (Схема социального взаимодействия – см. ниже)
По формированию социального здоровья проводится работа совместно с библиотекарями.
В месячники и дни профилактики организуются выставки литературы, даются консультации и информационные справки.
Регулярно проводятся конференции, конкурсы чтецов, круглые столы, литературные гостиные, действуют творческие мастерские, осуществляется проектная деятельность. Ведется работа по героико-патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Очень тепло отзываются школьники о работе наших библиотекарей, отмечая их высокий профессионализм.
Продолжается работа классных руководителей по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью оказания им помощи в организации занятости во внеурочное время.
Обучающиеся вовлекаются в классные, общешкольные, районные и городские дела, что позволяет сформировать у них активную жизненную позицию.
Весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий, проводимый администрацией, социально-психологической службой, всем педагогическим коллективом, дает положительные результаты в реализации задачи по формированию социального здоровья обучающихся:
– на учете в ПДН – 1 человек
– на внутришкольном учете на начало учебного года – 3 человек.
На основании докладных классных руководителей в целях ранней профилактики правонарушений и негативных ситуаций сформирована «группа риска», включающая 30 человек. Особое внимание уделяется тем обучающимся, которые позволяют пропуски уроков без уважительной причины, проявляют грубость к одноклассникам и учителям, то есть нарушают Устав и Правила обучающихся. Они впоследствии по решению Координационной комиссии переходят на внутришкольный учет или снимаются с «группы риска» как исправившиеся и не вызывающие нареканий со стороны классного руководителя и учителей-предметников.
Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей – все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.
Источник