Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка
статья по теме
Понятие «социальное здоровье», работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_sots.pedagoga.doc | 62.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье как важное условие
становления личности ребенка
(сообщение социального педагога).
Принято считать, что основными критериями здоровья обучающихся являются:
соматическое и физическое здоровье – «я могу» ;
психическое здоровье – «я хочу» ;
социальное или нравственное здоровье – «я должен» .
Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека.
А как же социальное здоровье?
При каких условиях можно воспитать достойного члена общества?
Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.
Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.
Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинства каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.
Социальной службой сформирована система выявления и учета, корректировка базы данных обучающихся по социальным группам, составлен социальный паспорт школы.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МОУ Хову – Аксынской ОСШ на 2009 – 2010 учебный год
- Количество учащихся на начало учебного года на 05 сентября 2009 года – 467
- Количество классов комплектов – 24
- Число мальчиков – 209
- Число девочек – 258
- Дети – сироты – 40
- Дети – полусироты – 55
- Дети – инвалиды – 12
- Дети, обучающиеся на дому – 8
- Дети из многодетных семей – 52
- Дети из малообеспеченных семей – 117
- Количество малообеспеченных семей – 98
- Крайне – бедные семьи – 39
- Дети матерей одиночек – 38
- Дети из неполных семей – 53
- Количество неблагополучных семей – 40
- Дети на учёте ВШК – 3
- Дети на учёте ИПДН КОВД – 1
- Дети безнадзорные – 0
- Дети беспризорные – 0
На основе этих материалов создан информационный банк данных, который помогает в работе и специалистам социально-психологической службы, и классным руководителям.
Одной из основных задач является выявление и учет детей и семей, находящихся в особо опасном положении. Вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в некоторых семьях. Так, было установлено, что у ряда обучающихся пьющие матери, отцы проживают отдельно от семьи, материальную помощь если и оказывают, то очень незначительную.
Эти дети находятся под ежедневным контролем социального педагога и классных руководителей. Планируя и организуя индивидуальную работу с таким ребенком, классные руководители постоянно изучают его интересы, склонности, учебные возможности, исследуют условия жизни в семье, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Проводят беседы с самими учениками, родственниками, членами родительского комитета данного класса, знакомятся с окружением этих детей, организуют занятость их во внеурочное время. Для таких учеников совместно с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних организовано бесплатное горячее питание.
Для координации профилактической работы, разбора персональных дел, информационно-просветительской деятельности в течение учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики.
Важную роль в воспитании нравственно-здоровой личности играют тематические классные часы, родительские собрания и занятия родительского всеобуча, регулярно оформляемые информационно-тематические стенды.
Учителя стараются создать для обучающихся ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность в учебных взаимодействиях, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.
Весь педагогический коллектив работает над реализацией задач:
1. Помочь обучающимся выработать разумное отношение к основным проблемам повседневной жизни и навыки их решения.
2 . Помочь им осознать непреходящий, постоянно повторяющийся характер многих ситуаций, с которыми приходится встречаться.
3. Научить реализовывать свои права, не нарушая права окружающих людей.
Особое внимание проявляется к вопросу адаптации вновь прибывших обучающихся.
Адаптация, то есть приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.
Педагоги помогают осуществлять более успешную и безболезненную адаптацию начинающих свое обучение и проводят комплекс необходимых мер:
- разработка единых требований в ОУ;
- привлечение в актив класса;
- совместный отдых: посещение музеев, театров, кинотеатров, концертов; организация вечеров и совместных дел с родителями обучающихся.
Огромное влияние на социальное здоровье обучающихся оказывают и особенности их семьи. Одно дело, когда все члены семьи любят ребенка и обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для формирования личности, которая в дальнейшем в обществе будет чувствовать себя ущемленной, отчужденной.
В нашей стране семейное воспитание переживает тяжелый кризис. Широкое распространение преступности, пьянства, табакокурения, наркомании, проституции, огромное число разводов и воспитание детей в неполной семье и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного, полноценного семейного воспитания и не готовы к самостоятельной жизни.
Поэтому в школе каждый классный руководитель, учитель-предметник стараются учесть особенности каждой семьи и индивидуально работать с каждым обучающимся. Часто именно педагогический коллектив возмещает недостатки семейного воспитания.
Для того чтобы знать, в какой социальной среде взрослеют дети, в школе, ведется анкетирование учащихся и их родителей, отслеживаются и анализируются результаты анкеты каждой семьи.
Категории детей, на которые соц.педагог уделяет особое внимание:
- дети – инвалиды
- дети – сироты
- одаренные дети
- дети, испытывающие трудности в учебе
- дети из малообеспеченных и крайне бедных семей
- дети из неблагополучных семей
Особое внимание педагогический коллектив уделяет детям-инвалидам, опекаемым детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, обучающимся на дому.
Им создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. Здесь на первое место выходит задача по реализации индивидуальных методов работы с данными детьми, защита и максимальная реализация их прав.
Опекаемые посещаются на дому, с целью изучения их материально-бытовых и социальных условий проживания, контроля их успеваемости, посещаемости. Дважды в год составляются акты жилищно-бытовых условий опекаемых, собираются отчеты опекунов о расходовании средств, получаемых на содержание этих детей. Осуществляется наблюдение за их здоровьем, занятостью во внеурочное время.
Многое делается для развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей.
Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.
С такими детьми проводится индивидуальная работа классными руководителями, учителями-предметниками, по необходимости специалистами социально-психологической службы.
По запросам администрации и классных руководителей социальные педагоги и педагог-психолог проводят индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями по возникающим проблемам.
Это позволяет предотвратить развитие ряда конфликтных ситуации и возможные неправильные действия со стороны обучающихся, что дает возможность говорить о значительном доверии к социально-психологической службе и ее быстром реагировании на конкретную ситуацию.
В ходе реализации задач социальной направленности наработан положительный опыт взаимодействия администрации, социально-психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников с родителями, общественными организациями в создании оптимальных условий развития ребенка в социуме . (Схема социального взаимодействия – см. ниже)
По формированию социального здоровья проводится работа совместно с библиотекарями.
В месячники и дни профилактики организуются выставки литературы, даются консультации и информационные справки.
Регулярно проводятся конференции, конкурсы чтецов, круглые столы, литературные гостиные, действуют творческие мастерские, осуществляется проектная деятельность. Ведется работа по героико-патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Очень тепло отзываются школьники о работе наших библиотекарей, отмечая их высокий профессионализм.
Продолжается работа классных руководителей по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью оказания им помощи в организации занятости во внеурочное время.
Обучающиеся вовлекаются в классные, общешкольные, районные и городские дела, что позволяет сформировать у них активную жизненную позицию.
Весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий, проводимый администрацией, социально-психологической службой, всем педагогическим коллективом, дает положительные результаты в реализации задачи по формированию социального здоровья обучающихся:
– на учете в ПДН – 1 человек
– на внутришкольном учете на начало учебного года – 3 человек.
На основании докладных классных руководителей в целях ранней профилактики правонарушений и негативных ситуаций сформирована «группа риска», включающая 30 человек. Особое внимание уделяется тем обучающимся, которые позволяют пропуски уроков без уважительной причины, проявляют грубость к одноклассникам и учителям, то есть нарушают Устав и Правила обучающихся. Они впоследствии по решению Координационной комиссии переходят на внутришкольный учет или снимаются с «группы риска» как исправившиеся и не вызывающие нареканий со стороны классного руководителя и учителей-предметников.
Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей – все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.
Источник
Социальное здоровье школьников.
статья на тему
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:
Социальное здоровье школьников.
Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.
Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.
Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.
Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:
· профилактика асоциального поведения учащихся;
· коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;
· социальное сопровождение (патронат);
· методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
· проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
· работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:
Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.
Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.
Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.
В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты);дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).
Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.
Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»
Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.
Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.
Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.
Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.
Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.
Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.
Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pechat_sotsialnoe_zdorove_shkolnikov.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное здоровье школьников.
Хочется написать крупными буквами плакат и повесить его в каждой школе: «Будь внимателен к здоровью тех, кого обучаешь! Не навреди!»
Проблема сохранения здоровья ребенка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю. Когда-то ещё древние греки высекли на камне: “Хочешь быть здоровым – бегай, хочешь быть красивым – бегай, хочешь быть умным – бегай”. Забота о здоровье – это важнейший труд учителя, воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрения, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Понятия “человек”, “жизнь”, “здоровье” взаимосвязаны и взаимозависимы.
Главными задачами современной школы являются: воспитание здоровой личности, ориентированной на здоровый образ жизни; организация такого образовательного и воспитательного процесса, который не навредит здоровью ребенку; использование доступных средств охраны здоровья и развития школьника. Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Все это требует от педагогов особых подходов в образовании и воспитании, основанных на принципах здоровьесбережения. Знания по сохранению и развитию здоровья являются важной составляющей профессиональной компетентности современного учителя, который должен обладать широким спектром здоровьесберегающих образовательных технологий, чтобы иметь возможность выбирать те из них, которые обеспечат в данных определенных условиях успех конкретного обучающегося.
Понятие «здоровье» определяется не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Смысл этого слова перекликается с представлением о силе, об устойчивости человека, о его способности приспособиться к самым разнообразным условиям жизни и ситуациям.
Являясь целостным социально-психологическим явлением, здоровье наших школьников представляется комплексным критерием качества современного образования. Наукой доказано, что здоровье и обучение взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье учащихся, тем продуктивнее обучение, и, следовательно, чем выше активность и противостояние возможному негативному воздействию извне, тем успешнее протекает адаптация к условиям среды. Подготовить учащихся к самостоятельной жизни – это значит сформировать у них адекватные механизмы физиологической, психологической, социальной адаптации к окружающей действительности, готовность к самостоятельному позитивному жизнепроживанию.
Понятие «здоровье» рассматривают как многоаспектную категорию, состоящую из комплекса четырёх компонентов:
Социальное здоровье школьников.
Кардинальные изменения основных направлений и приоритетов социально-экономического развития России, начавшиеся в 90-е годы XX века, затронули функционирование всех социальных институтов, в том числе и системы образования, привели к возникновению новых проблем в сфере социального воспитания подрастающего поколения. Социальная адаптация несовершеннолетних к новым экономическим, политическим и культурным условиям, формирование у ребенка такого жизненного опыта, который мог бы стать, барьером для возникновения девиантных форм поведения, — это всего лишь небольшой перечень вопросов, составляющих область проблем современного детства. Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности общеобразовательных учреждений в сфере формирования социального здоровья учащихся.
Проблема формирования социального здоровья учащихся является приоритетной и актуальной в работе образовательных учреждений.
Социальное здоровье мы понимаем как динамическую совокупность свойств и качеств личности, обеспечивающую гармонию между потребностями человека и общества, являющуюся предпосылкой ориентации человека на выполнение своей жизненной цели, самоактуализацию. Социально здоровому человеку присущи личностные качества, позволяющие ему успешно адаптироваться к условиям современной жизни, осуществлять самообразование и самовоспитание, находить средства преодоления и разрешения различного рода проблем, реализовывать свои жизненные планы.
Данное направление в нашей школе реализуется через систему работы социально-психологической службы, целью которой является коррекция и развитие ребёнка, а также адаптация детей к социуму.
Основными направлениями работы социально-психологической службы являются:
- профилактика асоциального поведения учащихся;
- коррекционная работа с отклонениями в поведении учащихся;
- социальное сопровождение (патронат);
- охранно-защитная деятельность;
- просветительская деятельность;
- методическая работа с педагогическим коллективом, разработка программ и рекомендаций по работе с различными категориями учащихся, социальным окружением и семьёй;
- проведение медико-социального мониторинга, составление индивидуальных социальных карт учащихся.
- работа с семьёй по устранению факторов семейного неблагополучия, сотрудничество семьи и школы, контроль ситуации в семье как средство недопущения жестокого обращения с детьми:
Перед вами краткий социальный паспорт за последние 4 года.
Мы видим, что число неполных семей учащихся не такое уж и маленькое. Виной тому негативные межличностные отношения родителей между собой, разводы. В связи с этим есть дети, которые не получают надлежащего внимания со стороны родителей. Поэтому школа считает важной задачей работу, направленную на укрепление семей учащихся, пропаганду культуры здорового образа жизни.
Воспитание социально здоровой личности предполагает формирование тех нравственных качеств, которые помогают выпускнику школы адаптироваться к стремительно изменяющимся социально-экономическим условиям окружающей действительности. Формирование социального здоровья учащихся предполагает развитие таких качеств личности детей, которые определяют нравственную и правовую состоятельность человека и способны удержать его на правильных общественных позициях, а именно: целеустремленности (умения выбирать индивидуально-значимые и общественно-полезные цели, достигать их, неуклонно соблюдая при этом нормы общественной морали и права); самостоятельности (способности мотивировать свои поступки и принимать решения, противостоящие негативным влияниям и воздействию случайных ситуаций, исходя из внутренних убеждений поступать в соответствии с общественными интересами, закрепленными в системе социальных норм); умения владеть собой (принимать и выполнять правовые и моральные обязательства, руководить собой в конфликтных ситуациях, сдерживать противоречащие общественным нормам желания, стимулировать стремления, которые направлены на достижение общественно-полезных целей); способности и готовности к различным видам деятельности, к творческому выполнению конкретных жизненных задач, социальной инициативе, самовыражению и самоутверждению.
В определении уровня социального здоровья учащихся ключевым критерием служит адаптированность ребенка к условиям среды. В соответствии с этим можно выделить следующие уровни социального здоровья детей: креативный уровень (дети, успешно и устойчиво адаптирующиеся к любым изменениям среды без ущерба для своего соматического, психического, духовно-нравственного здоровья; обладающие значительным личностным потенциалом, резервом для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности); адаптивный уровень (относительно благополучные дети, которые в целом достаточно успешно адаптированы к социуму, но проявляют повышенную тревожность, уровень стрессоустойчивости недостаточно высокий, личностные компенсаторные механизмы противодействия негативным влияниям среды недостаточно развиты); дизадаптированный уровень (к нему относятся дети либо не способные к гармоничному взаимодействию с окружающими, либо проявляющие глубинную зависимость от внешнего воздействия. Эти дети относятся к группе риска, потенциально дезадаптированных в социуме людей).
Процесс формирования социального здоровья учащихся должен носить комплексный характер, побуждать их к активным и сознательным действиям в настоящем и будущем, быть направленными на: улучшение собственного психического и физического состояния; отказ в образе жизни от поведения, наносящему вред своему здоровью и здоровью окружающих; нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью; сознательное участие в охране здоровья и в формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта; адекватное поведение (в случае болезни), направленное на выздоровление; практическое овладение здоровьесберегающими технологиями в сфере самообразования, труда и отдыха.
Одним из направлений педагогической деятельности в сфере формирования социального здоровья учащихся является работа по развитию умений несовершеннолетних преодолевать ситуации социального риска. Понятие социального риска употребляют в разных контекстах в зависимости от предмета разговора. Например, в Законе РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» дается такое определение: «группа социального риска — любое социальное сообщество, способствующее возникновению, развитию и реализации антиобщественного поведения несовершеннолетних»
Мы знаем, что в группе социального риска чаще оказываются дети с неблагоприятной семейной ситуацией, что не всегда связано с тяжелым материальным положением. Социальный риск имеется в семье, где дети подвергаются насилию, жестокому обращению со стороны родителей, опекунов. С социальным риском связывают алкоголизм, наркоманию, антиобщественное поведение. Основные социальные риски имеют сложную структуру, простираются от временной нетрудоспособности, заболеваний, несчастных случаев, приведших к инвалидности, до потери кормильца.
Еще один аспект процесса формирования социального здоровья школьников — создание педагогических условий для развития системы нравственных ценностей учащихся. В условиях обновления общества все большее значение приобретает гуманизация отношений, приоритет общечеловеческих ценностей. В практике этот подход вступает в противоречие с реальными социальными ценностями, которые дети и подростки усваивают в повседневной жизни. Только в процессе творческого самоутверждения может проявиться неповторимая личность, лишенная болезненного честолюбия, амбиций, способная реализовать непрерывно обновляющийся опыт социокультурного поиска, знания общечеловеческих ценностей и возможностей жизнестойкости в новых условиях. Многообразие жизненных ситуаций выявляет различные психологические стереотипы, характеры как детей, так и тех, кто участвует в выработке у них культуры ценностных ориентации. Во взаимодействии детей и взрослых крайне важна способность и навыки гибко адаптироваться к сложившимся, устоявшимся и непрерывно обновляющимся условиям жизнедеятельности. Неадекватность поведения детей и взрослых нередко рождает их взаимное сопротивление, что, в свою очередь, ведет к использованию антигуманных ценностей общения, таких, как грубость и конфликтность. В этих условиях допускается приспособленчество как с одной, так и с другой стороны. Склонность детей и подростков к общению со сверстниками толкает их при возникновении внутри- и внешкольных конфликтных ситуаций на объединение в группировки, многие из которых имеют асоциальную направленность. В них создается своеобразный эффект слияния взглядов и поведения отдельного ребенка либо с группировкой, либо с ее лидером, либо с образом «зонного героя» и т.д. Разделение группировок по зонам влияния и по приоритетам способно вызвать и вызывает проявления жестокости, воинствующего невежества.
Таким образом, в широком смысле под формированием социального здоровья несовершеннолетних следует понимать целенаправленную, сознательно регулируемую на всех уровнях общества систему практических, социальных, политических, экономических, правовых, психолого-педагогических, медико-экологических, информационно-технологических, морально-этических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравственного формирования, функционирования и развития детей, предотвращения ущемления их прав и человеческого достоинства.
Успешность процесса формирования социального здоровья несовершеннолетних зависит от взаимодействия государственной политики в сфере образования и социальной защиты населения, эффективности педагогической деятельности, воспитательного потенциала семьи по оказанию реальной помощи каждому ребенку и подготовки подрастающего поколения к юридической, психологической, экономической, социальной самозащите.
Целью процесса формирования социального здоровья учащихся является приобретение каждым школьником чувства личного достоинства, веры в свои силы, желания самостоятельно строить свою жизнь и решать возникающие в ней проблемы и трудности, а не пассивно ожидать помощи извне. Социально здоровый человек нуждается в предоставлении ему возможности для самоопределения и самоутверждения. Каждому ученику необходимо обеспечить условия для индивидуально-творческого развития личности.
Рассматривая вопрос о социальном здоровье несовершеннолетних, необходимо отметить, что именно в XX веке цивилизованное человечество разработало и приняло на международном уровне довольно большое число документов по правам ребенка, которые официально определили и зафиксировали принципиальные положения в отношении детей.
Таким образом, человечество юридически оформило свою убежденность в том, что у детей есть те же права, что и у взрослых — гражданские, политические, экономические, социальные, культурные. Новые принципы, заложенные в систему социальной защиты детей и провозглашенные этим документом, определили новый подход мира взрослых к миру детства, основанный на признании приоритета запросов, интересов, потребностей детей, самоценности и суверенитета детской субкультуры, прав ребенка па особую помощь и заботу, защиту от принуждения и насилия со стороны взрослых.
Важная роль в процессе формирования социального здоровья школьников принадлежит органам ученического самоуправления и детским объединениям, создаваемым в образовательных учреждениях. Благодаря самоуправлению, детские и молодежные общественные организации способствуют становлению норм демократической культуры, формированию навыков социально-позитивного общения и деятельности, способствуют развитию гражданских, патриотических чувств растущего гражданина России, чувства сопричастности ко всему происходящему в окружающем мире.
Источник