Меню

Социальное здоровье молодежи россии

Социальное здоровье молодежи как фактор стабильности общественного развития и национальной безопасности россии

На правах рукописи

Зузуля Игорь Валентинович

СОЦИАЛЬНОЕ ЗДОРОВЬЕ МОЛОДЕЖИ

КАК ФАКТОР СТАБИЛЬНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ

22.00.04 – социальная структура, социальные институты и процессы

диссертации на соискание ученой степени

кандидата социологических наук

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет»

Научный руководитель: доктор социологических наук Епифанцев Сергей Николаевич
Официальные оппоненты: доктор социологических наук, профессор Попов Александр Васильевич Институт по переподготовке и повышению квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук Южного федерального университета, г. Ростов-на-Дону кандидат социологических наук Водолацкий Виктор Петрович Администрация Ростовской области г. Ростов-на-Дону
Ведущая организация: РостовскийнаДону институт физической культуры и спорта

Защита состоится «27» декабря 2007 г. в 11.00 на заседании диссертационного совета Д. 212.208.01 по философским и социологическим наукам в ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская, 160, ИППК ЮФУ, ауд. 34).

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГОУ ВПО «Южный федеральный университет» (344006, г. Ростов н/Д., ул. Пушкинская 148).

Автореферат разослан «___» ноября 2007 г.

диссертационного совета М.Б. Маринов

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Внимание к молодежи в контексте исследования ее социального здоровья представляется одной из самых актуальных проблем современной отечественной социологической науки, так как именно от молодежи зависит будущее страны, социализация новых поколений. Современная российская молодежь оказалась в сложных условиях общественного развития, характеризующихся проявлением таких социально-экономических показателей, как безработица, неопределенность будущего и нестабильность настоящего, что негативно влияет на социальное и физическое самочувствие молодежи, следствием чего являются стратегии исключения из общества, отклонение базисных норм и ценностей, распространение социальных девиаций. Е.А. Югова отмечает, ссылаясь на статистические данные, что здоровье молодежи ухудшается, и связано это, по ее мнению, с изменением системы общественных и личностных ценностей1. Большую тревогу за состояние здоровья подрастающего поколения нашей страны вселяют данные, свидетельствующие об ухудшении здоровья детей, подростков и молодежи: за последние десять лет заболеваемость среди новорожденных детей возросла на одну треть, а заболеваемость подростков увеличилась на две трети2.

В настоящее время четко обозначилась потребность в качественно новом решении задач в области социального здоровья российской молодежи и всего населения в целом. Объективные условия состояния социального здоровья молодежи России требуют создания механизма эффективного воздействия на процессы, связанные с оздоровлением нации и повышением ее духовного и физического потенциала.

В связи с этим важнейшей задачей становится поиск средств, которые бы способствовали улучшению социального здоровья молодежи как необходимого условия обеспечения стабильного общественного развития и национальной безопасности России. Одним из таких средств является диагностика социального здоровья молодежи, которая может выступать в качестве метода социального прогнозирования. Эффективность мер в области повышения социального здоровья молодежи во многом зависит от точности и достоверности информации о реальном положении дел, от социологического обеспечения деятельности системы здравоохранения и управления в области социальной политики, что коррелирует с мнением П.Г. Зинченко, отмечающего, что «социологическая диагностика составляет первый этап в решении проблем управления и является обязательным элементом механизма принятия эффективных управленческих решений»3.

Таким образом, решение проблемы социального здоровья молодого поколения России является одной из приоритетных задач общественного развития, поскольку именно от состояния здоровья молодежи зависит сохранение здоровья нации. На решение этой важной проблемы должны быть направлены усилия каждого человека и государства в целом в целях «восстановления утраченных резервов здоровья, сохранения и продления здорового рода, обеспечения высокой социально-творческой активности и профессиональной деятельности…»4 Все вышесказанное подводит нас к мысли о том, что в настоящий момент весьма остро стоит проблема социального здоровья молодежи как фактора влияния на общественное развитие и необходимого условия обеспечения национальной безопасности России, поскольку социальное здоровье определяет экономический и социальный потенциал государства, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасности жизни, а также выявляет закономерности демографического развития страны.

Читайте также:  Ответственность за причинение тяжкого вреда здоровью по российскому законодательству

Вместе с тем, несмотря на острую практическую востребованность исследований в области социального здоровья молодежи современной России, число исследовательских работ в этом направлении незначительно, что расширяет поле исследовательской деятельности по данной проблематике.

Степень научной разработанности темы. Анализ современной социологической литературы по теме исследования позволил сделать вывод о том, что здоровье как предмет социологического анализа интересовал социологов давно, и практически начиная с истоков формирования социологической науки этот аспект развития человека и общества был заложен в трудах классиков социологии, исследовавших сущность социальных процессов и явлений и их обусловленность социально-экономическими, политическими, личностно-индивидуальными особенностями. Основателями социологии медицины и здоровья считаются Э. Дюркгейм, исследовавший зависимость индивидуального поведения человека от социальных процессов, и М. Вебер, заложивший основы для изучения образа жизни. Особое место следует отвести трудам Т. Парсонса, который огромное внимание уделяет в своей концептуальной структурно-функциональной схеме интерпретации роли медицины в обществе через анализ ролевого поведения врача и пациента. Среди современных зарубежных исследователей, оставивших свой след в социологии здоровья, можно назвать таких, как М. Блакстер, Р. Вильямс, А. Дутард и М. Филд.

Среди отечественных ученых, внесших свой вклад в исследование предметной области социологии здоровья и социологии медицины, можно назвать таких, как: А.В. Баранов, А.М. Изуткин, Ю.П. Лисицын, В.П. Казначеев, Т.В. Карсаевский, В.М. Димов, В.Н. Иванов, В.М. Лупандин, В.В. Корченов, Л.Г. Матрос, А.В. Сахно, К.Н. Хабибуллин, Г.И. Царегородцев и С.Я. Чикин.

Аксиологические основы исследования здоровья прослеживаются в работах Г.Л. Апанасенко и Л.А. Поповой, Н.В. Панкратьевой, В.Ф. Попова и Ю.В. Шиленко, Ю.П. Лисицына и А.В. Сахно и др.

Особого внимания заслуживают работы, в которых проводится факторный анализ причин, влияющих на здоровье, и в этом плане выделяются труды таких отечественных ученых, как Е.В. Дмитриева5, И.В. Журавлева6, З.С. Шангареева7.

Большое значение для исследования социального здоровья молодежи имеют фундаментальные работы, посвященные изучению молодежи как социально-демографической группы и ее статусу в современном обществе (И.С. Кон, В.Т. Лисовский, К. Манхейм и др.)

Важным аспектом исследования социального здоровья молодежи является изучение отношения к здоровью в молодежной среде, и этому посвящены работы Е.В. Веселовой, Н.Х. Гафиатулиной, О.С. Копиной, И.В. Журавлевой, Л.С. Шиловой и др. Больших расхождений во мнениях по этому вопросу среди ученых не возникло, и они, в целом, пришли к выводу о том, что у современной российской молодежи сравнительно низкий уровень заботы о собственном здоровье и ему соответствует невысокий уровень знаний о здоровье.

В связи с этим на первый план выходят вопросы, связанные с формированием здорового образа жизни, занятием физической культурой и спортом, проведением досуга и отдыха и т.д. Особое внимание учеными уделяется студенческой молодежи, и об образе жизни этой части молодого поколения можно узнать из работ таких отечественных авторов, как В.А. Вишневский и В.А. Григорьев, Ю.Г. Волков, А.В. Волкова, В.Н. Касаткин Т.А. Котова, В.А. Медик и А.М. Осипов, К.А. Оглоблин, С.А. Фролов, Н.А. Фролова, И.С. Черепанова и др.

Повышение рискогенности современного российского общества, безусловно, сказалось на самочувствии молодых россиян, их адаптации к изменившимся условиям и в целом на уровне здоровья, что проявляется в конкретных социально-психологических и демографических показателях, свидетельствующих о катастрофическом положении социального здоровья российской молодежи. И большая работа в области исследования проблем современной молодежи в контексте влияния фактора повышения рискогенности российского общества была проделана такими отечественными исследователями, как А.П. Альгин, В.С. Ибрагимова, В.И. Зубков, Ю.А. Зубок, Ю.Н. Козелецкий, Н.Ф. Наумова, Н.Л. Смакотина, В.И. Чупров и др. При этом Ю.А. Зубок отмечает, что риск, «с одной стороны, становится наиболее общим основанием современности, а с другой – значимым фактором социального развития молодежи»8.

Читайте также:  Знание ответственность здоровье презентация

Однако необходимо отметить, что если проблема социального здоровья современной российской молодежи в принципе получила достаточное освещение в научной литературе в контексте выявления его проблемных сторон, то диагностика социального здоровья молодежи относится к числу малоисследованных тем. Поскольку эффективность системы социального управления зависит прежде всего от правильно поставленного диагноза и его возможных последствий, важность именно диагностических средств в сфере социального прогнозирования и управления не вызывает никакого сомнения, тем не менее в отечественной практике управления долгое время, как отмечает С.В. Алиева,9 слабо учитывался человеческий фактор, и, соответственно, применение диагностических средств в сфере государственного управления сводилось к необходимому минимуму. Вместе с тем следует отметить, что в российской науке накоплен достаточно большой и позитивный опыт по различным направлениям, который и позволил нам в настоящем исследовании получить новое знание о социальном здоровье современной молодежи и особенностях его диагностики. Речь идет о таких направлениях, как социология молодежи, социология и психология здоровья, медицинская социология, социодиагностика, демография и др.

Многими современными исследователями, такими как Л.А. Базарова, В.И. Герчиков, С.А. Дведенидова, В.С. Дудченко, Г.П. Зинченко, П.А. Капустин, А.И. Пригожин, Ю.А. Прохоров, А.А. Радугин и К.А. Радугин, В.Ш. Раппопорт, Г.П. Щедровицкий, В.В. Щербина и др., отмечается необходимость применения диагностических средств в системе государственного и социального управления. Особо следует отметить разработанный А.И. Пригожиным метод диагностического интервью, как один из самых эффективных методов сбора информации и развития диагностических навыков и умений персонала.

Почетное место среди теоретиков применения диагностических средств занимают такие зарубежные исследователи, как М. Кубр, Д. Майстер, К. Макхэм, В. Мастенбрук, Д. О’Шоннеси и др., которые разрабатывали свои теоретические подходы в рамках управленческого консультирования, благодаря чему и была впервые научно обоснована и апробирована в рамках управленческого консультирования диагностика как социальная технология управления.

Немалая заслуга в исследовании социологической диагностики принадлежит таким видным представителям отечественной социологической науки, как В.Н. Иванов, Д.Е. Поспелов, А.И. Пригожин, Б.З. Сазонов, В.Ш. Раппопорт, Ю.А. Прохоров, В.В. Щербина и др., которые преимущественно в рамках социологии нововведений впервые попытались осмыслить специфику средств социологической диагностики10. Но систематизировали накопленное знание об измерении в социологии и становлении диагностической процедуры такие отечественные ученые, как И.Ф. Девятко, В.В. Щербина11.

Однако следует отметить, что работ, посвященных комплексной разработке процедуры диагностического исследования социального здоровья молодежи, практически нет. Использование же социологической диагностики в процессе формирования социальной политики по проблемам молодежи является необходимым условием повышения эффективности как самой социальной политики, так и социального здоровья молодежи. Практически неисследованными оказались проблемы технологизации и алгоритмизации диагностики социального здоровья молодежи, что, естественно, препятствует интенсивному внедрению диагностических средств в системе социального управления общественным здоровьем, что придает проблемный характер диссертационному исследованию и определяет предметное поле исследования, его цель и задачи.

Целью диссертационной работы является исследование влияния уровня социального здоровья современной российской молодежи на характер общественного развития.

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих исследовательских задач:

  • проведение социологического анализа понятия «социальное здоровье»;
  • исследование социального здоровья молодежи в качестве объекта социальной политики;
  • обоснование применения социологической диагностики в области исследования социального здоровья молодежи;
  • выявление факторов риска в области социального здоровья российской молодежи;
  • разработка программы диагностики социального здоровья российской молодежи в современных социально-экономических условиях;
  • осуществление корреляционного анализа между уровнем социального здоровья российской молодежи и характером общественного развития государства.
Читайте также:  Урок здоровья мир вокруг меня

Объект исследования – современная российская молодежь как социально-демографическая группа.

Предметом исследования является социологический анализ социального здоровья российской молодежи в современных социально-экономических условиях.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в следующем: высокая интенсивность социальных изменений в современном российском обществе вызвала необратимые процессы в области социального здоровья молодежи, от уровня которого зависит не только будущее самой молодежи, но и всего государства в целом, так как социальное здоровье включает в себя такую важную характеристику, как отношение к обществу, в котором живет индивид, восприятие себя в этом обществе, своих целей, желаний, устремлений и смысла жизни. Формирование социальной политики, ее основных направлений в области решения проблем молодежи должно основываться на достоверном и объективном знании ситуации, в которой живет молодежь, характере ее социального самочувствия и отношении к действительности. И одним из средств получения этой информации в целях дальнейшей разработки мер по улучшению социального здоровья молодежи может считаться социологическая диагностика социального здоровья молодого поколения, которая способна повысить эффективность социального управления в области молодежной политики российского государства. С этой целью нами предлагается программа диагностики социального здоровья молодых людей, призванная оптимизировать пути и методы улучшения духовно-физического потенциала современного молодого поколения России, так как стабильность общественного развития, процветание государства, возвращение его былого величия и статуса на международной арене всецело зависят от состояния здоровья молодежи.

Методологической основой исследования является комплекс направлений, активно применяемых в социологии здоровья: структурный функционализм, теория конфликта, социокультурный подход. В работе использованы теоретические воззрения классиков социологии (Э. Дюркгейм, М. Вебер), заложивших основы социологии медицины и здоровья. В частности, большое значение для теоретических выводов в диссертации имели взгляды Э. Дюркгейма в области исследования зависимости индивидуального поведения человека от социальных процессов, и М. Вебера, заложившего основы для изучения образа жизни. Кроме того, в работе активно использовался накопленный в отечественной науке опыт в области социологии здоровья и социологии медицины (А.М. Изуткин, Т.В. Карсаевский, В.М. Димов, В.Н. Иванов, В.М. Лупандин, В.В. Корченов, А.В. Сахно, К.Н. Хабибуллин и др.).

При разработке программы диагностики социального здоровья автор опирался на теоретические подходы к исследованию социологической диагностики, разработанные в рамках управленческого консультирования (В.Ш. Раппопорт А.И. Пригожин и др.), антикризисного управления (Е.М. Трененков, С.А. Дведенидова и др.) и социально-инженерного направления (В.В. Щербина, С.Н. Железко и др.). Также были использованы также следующие подходы к исследованию диагностики: предметный, проблемный, нормативный, ситуационный, институциональный и др. Кроме того, автор использовал методы оценки здоровья, сложившиеся в социологии здоровья и социологии медицины.

В качестве основных методов исследования применялись методы сравнений, обобщений, аналогий, анализа и синтеза, количественные и качественные методы социологических исследований, логико-исторический анализ, что, в свою очередь, позволило представить диагностику как комплекс научно-обоснованных процедур, который представляет возможность решать актуальные проблемы в области социального здоровья современной российской молодежи.

Эмпирическую базу работы составили результаты социологических исследований, проведенных отечественными учеными в области социологии молодежи, семьи и здоровья за период с 1998 – 2007 гг., послужившие обоснованием теоретических выводов в исследовании.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

Источник

Adblock
detector