Меню

Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка

Благополучие ребенка в обществе

Всемирная организация здравоохранения определяет понятие «здоровье» как состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Современная школа старается сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье, в то время как социальный компонент часто остается в стороне. Однако формирование социального здоровья не менее важно, чем физического и духовного

Социальное здоровье

Под социальным здоровьем понимаются состояние личности в обществе, ее социальное благополучие, социальный комфорт, социальная безопасность, жизненная активность. Социальное здоровье обусловлено поведением человека, образом жизни и образом мыслей.

Если рассматривать социальное здоровье более детально, то можно выделить следующие его аспекты: интеллектуальный, эмоциональный, социальный, личностный и духовный.

Интеллектуальный аспект – это то, как учащиеся усваивают информацию, знают ли, где ее можно получить, и насколько умеют ей пользоваться.

Эмоциональный аспект означает понимание своих чувств и умение выражать их в форме, понятной для других. Человек должен уверенно контролировать свои эмоции и знать, как их выражать в допустимой форме.

Социальный аспект подразумевает осознание себя в качестве личности мужского или женского пола, наличие такой социальной среды, которая соответствует желаниям и потребностям того или иного человека.

Личностный аспект – как учащиеся воспринимают себя, чего они стремятся достичь и что каждый понимает под успехом. Каждый человек самореализуется по-своему, и способ самореализации зависит от того, что каждый ценит и чего хочет добиться. Некоторые, например, находят способ самореализации в своей учебе или карьере, другие – в семье и отношениях с друзьями и т.д.

Духовный аспект – это уровень нашей культуры, наличие у нас моральных норм, ценностей, которые определяют целостность нашей личности.

Какими же качествами должен обладать человек, чтобы его можно было назвать социально здоровым?

  1. Уметь ставить перед собой цель и находить пути ее достижения.
  2. Уметь быстро адаптироваться в изменяющихся социальных условиях или в новом социальном коллективе.
  3. Занимать положение в той или иной социальной среде соответственно собственным желаниям и внутренним ощущениям.
  4. Уметь владеть своими чувствами и эмоциями, адекватно ориентироваться в различных жизненных ситуациях.
  5. Иметь духовные ценности.
  6. Уметь находить нужную информацию и использовать ее.

Семья и школьные учреждения выступают важными институтами социализации в период становления личности ребенка. Они в равной степени могут повлиять на развитие у ребенка тех или иных аспектов социального здоровья, поэтому важно, чтобы процесс формирования этих аспектов был совместным, целенаправленным и давал положительные результаты.

Давайте рассмотрим, каким образом в семье и школе формируются аспекты социального здоровья детей и подростков.

Как личность развивается в школе

Интеллектуальный аспект формируется на уроках: дети учатся работать с литературой, знакомятся с огромным количеством разного рода информации, направленной на расширение интеллектуального кругозора. Принимают участие в практических занятиях, которые помогают использовать полученные ранее знания на практике. Учителя направляют ребят в их интеллектуальном поиске, советуют использовать любые источники информации, которыми так насыщен XXI век.

Эмоциональный аспект формируется за счет требований к поведению на уроке, перемене. Эти требования учат детей правильному поведению в общественных местах, соблюдению дисциплины, умению общаться, адекватно реагировать на окружающие раздражители. Общаясь с учителями и сверстниками, ребята определяют отношение к самому себе и окружающим людям, учатся выражать свои чувства в форме, понятной другим.

Вся система работы школы направлена на формирование правильного, гармоничного развития личности учащихся. В школе создаются все условия для комфортного обучения детей в соответствии с современными требованиями: классы комплектуются с учетом индивидуальных особенностей учащихся и собственных желаний, учителя строят свои уроки в соответствии с возрастными и личностными особенностями детей, тем самым уделяя внимание личностному аспекту социального здоровья.

Классные часы, тематические вечера, праздничные мероприятия, ролевые и развивающие игры и уроки дают большие возможности для формирования у детей духовного аспекта социального здоровья, развивают уровень культуры, моральные нормы, ценности, которые определяют целостность личности ребенка. Наряду с этим учителя организовывают выход на культурно-массовые мероприятия, проводимые в городе, – это, например, походы в кино, театр, музеи, лыжные прогулки, которые формируют не только культурные ценности у учащихся, но и развивают у них другие аспекты социального здоровья.

Защищенность в семье

В настоящее время значение семейного воспитания для полноценного и гармоничного развития личности ребенка очевидно. Именно в семье у детей зарождаются самосознание и самооценка, формируется образ «я», усваиваются первые социальные нормы и правила. Семья – это первый коллектив, в котором ребенок находится с момента появления на свет, первый институт социализации. Именно поэтому очень важно то, какое внимание семья уделяет социальному воспитанию ребенка.

Большую часть времени дети проводят дома, в кругу семьи, постоянно наблюдают за родителями и их поведением, поэтому родители обладают большими возможностями в развитии аспектов социального здоровья у своих детей.

Семья принимает непосредственное участие в обогащении ребенка новыми знаниями. Родители создают условия для удобного доступа к информации, и если они ведут в семье политику, направленную на стремление ребенка узнавать все больше и применять полученные знания на практике, то интеллектуальный аспект социального здоровья у ребенка будет формироваться успешно.

Семья предъявляет ребенку ряд элементарных требований, начиная с уборки комнаты и заканчивая правилами, как вести себя за столом. Душевная гармония, которая охватывает ребенка, когда он находится дома, на защищенной от раздражительных факторов территории, способствует отдыху.

Выходы на культурно-массовые мероприятия, семейные праздники, соблюдение семейных традиций – все это душевно обогащает ребенка, он получает эмоциональную разрядку и чувство значимости, не говоря о том, что все эти мероприятия сближают детей с родителями.

Семья – это самое важное, что есть у ребенка, и то, как к нему будут относиться родители, какое внимание они будут ему уделять, какие отношения он увидит между членами семьи, повлияет на его самоопределение и дальнейшую жизнь.

Источник

Социальное здоровье как важное условие становления личности ребенка
статья по теме

Понятие «социальное здоровье», работа по сохранению и укреплению социального здоровья обучающихся в школе.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_sots.pedagoga.doc 62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное здоровье как важное условие

становления личности ребенка

(сообщение социального педагога).

Принято считать, что основными критериями здоровья обучающихся являются:

соматическое и физическое здоровье – «я могу» ;

психическое здоровье – «я хочу» ;

социальное или нравственное здоровье – «я должен» .

Медики утверждают, что основы физического здоровья закладываются в самом раннем возрасте человека.

А как же социальное здоровье?

При каких условиях можно воспитать достойного члена общества?

Под социальным здоровьем обучающихся следует понимать те комфортные условия общества в целом, микросреды, в которые попадают они по мере взросления. Это и среда непосредственного окружения, в которой они общаются и взаимодействуют, и более широкая среда, которая оказывает на них воздействие через создание общественного мнения, шкалы ценностей, норм, моды, господствующих взглядов.

Личность живет в обществе, в социуме, поэтому личность стремится занять в этом обществе определенное престижное место и играть в нем значимую роль. Школа – учебно-воспитательное учреждение, ориентированное как на развитие физического здоровья обучающихся, так и на создание условий для формирования психологического и социального здоровья.

Именно школа является тем социальным институтом, который призван на деле защищать права, свободу и достоинства каждого ребенка, осуществить его психолого-педагогическое сопровождение в противоречивом процессе личностного и социального развития и становления.

Социальной службой сформирована система выявления и учета, корректировка базы данных обучающихся по социальным группам, составлен социальный паспорт школы.

СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ МОУ Хову – Аксынской ОСШ на 2009 – 2010 учебный год

  1. Количество учащихся на начало учебного года на 05 сентября 2009 года – 467
  2. Количество классов комплектов – 24
  3. Число мальчиков – 209
  4. Число девочек – 258
  5. Дети – сироты – 40
  6. Дети – полусироты – 55
  7. Дети – инвалиды – 12
  8. Дети, обучающиеся на дому – 8
  9. Дети из многодетных семей – 52
  10. Дети из малообеспеченных семей – 117
  11. Количество малообеспеченных семей – 98
  12. Крайне – бедные семьи – 39
  13. Дети матерей одиночек – 38
  14. Дети из неполных семей – 53
  15. Количество неблагополучных семей – 40
  16. Дети на учёте ВШК – 3
  17. Дети на учёте ИПДН КОВД – 1
  18. Дети безнадзорные – 0
  19. Дети беспризорные – 0

На основе этих материалов создан информационный банк данных, который помогает в работе и специалистам социально-психологической службы, и классным руководителям.

Одной из основных задач является выявление и учет детей и семей, находящихся в особо опасном положении. Вызывает тревогу ситуация, сложившаяся в некоторых семьях. Так, было установлено, что у ряда обучающихся пьющие матери, отцы проживают отдельно от семьи, материальную помощь если и оказывают, то очень незначительную.

Эти дети находятся под ежедневным контролем социального педагога и классных руководителей. Планируя и организуя индивидуальную работу с таким ребенком, классные руководители постоянно изучают его интересы, склонности, учебные возможности, исследуют условия жизни в семье, составляют акты обследования жилищно-бытовых условий. Проводят беседы с самими учениками, родственниками, членами родительского комитета данного класса, знакомятся с окружением этих детей, организуют занятость их во внеурочное время. Для таких учеников совместно с Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних организовано бесплатное горячее питание.

Для координации профилактической работы, разбора персональных дел, информационно-просветительской деятельности в течение учебного года ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики.

Важную роль в воспитании нравственно-здоровой личности играют тематические классные часы, родительские собрания и занятия родительского всеобуча, регулярно оформляемые информационно-тематические стенды.

Учителя стараются создать для обучающихся ситуации успеха, проявляют доверие и толерантность в учебных взаимодействиях, понимают значимость социального здоровья для воспитания полноценной личности.

Весь педагогический коллектив работает над реализацией задач:

1. Помочь обучающимся выработать разумное отношение к основным проблемам повседневной жизни и навыки их решения.

2 . Помочь им осознать непреходящий, постоянно повторяющийся характер многих ситуаций, с которыми приходится встречаться.

3. Научить реализовывать свои права, не нарушая права окружающих людей.

Особое внимание проявляется к вопросу адаптации вновь прибывших обучающихся.

Адаптация, то есть приспособление, привыкание к новым условиям, – сложный и зачастую продолжительный процесс. Она зависит как от индивидуальных свойств личности, так и от помощи окружающих.

Педагоги помогают осуществлять более успешную и безболезненную адаптацию начинающих свое обучение и проводят комплекс необходимых мер:

  • разработка единых требований в ОУ;
  • привлечение в актив класса;
  • совместный отдых: посещение музеев, театров, кинотеатров, концертов; организация вечеров и совместных дел с родителями обучающихся.

Огромное влияние на социальное здоровье обучающихся оказывают и особенности их семьи. Одно дело, когда все члены семьи любят ребенка и обеспечивают ему все необходимые условия для нормального развития, и совсем иное дело, когда ребенок нежеланный, от него были бы рады избавиться, а поэтому создаются неблагоприятные условия для формирования личности, которая в дальнейшем в обществе будет чувствовать себя ущемленной, отчужденной.

В нашей стране семейное воспитание переживает тяжелый кризис. Широкое распространение преступности, пьянства, табакокурения, наркомании, проституции, огромное число разводов и воспитание детей в неполной семье и многие другие беды, поражающие наши семьи, приводят к тому, что значительное число детей не получают в настоящее время разумного, полноценного семейного воспитания и не готовы к самостоятельной жизни.

Поэтому в школе каждый классный руководитель, учитель-предметник стараются учесть особенности каждой семьи и индивидуально работать с каждым обучающимся. Часто именно педагогический коллектив возмещает недостатки семейного воспитания.

Для того чтобы знать, в какой социальной среде взрослеют дети, в школе, ведется анкетирование учащихся и их родителей, отслеживаются и анализируются результаты анкеты каждой семьи.

Категории детей, на которые соц.педагог уделяет особое внимание:

  • дети – инвалиды
  • дети – сироты
  • одаренные дети
  • дети, испытывающие трудности в учебе
  • дети из малообеспеченных и крайне бедных семей
  • дети из неблагополучных семей

Особое внимание педагогический коллектив уделяет детям-инвалидам, опекаемым детям, попавшим в сложную социальную ситуацию, обучающимся на дому.

Им создаются наиболее благоприятные условия для развития и обучения. Здесь на первое место выходит задача по реализации индивидуальных методов работы с данными детьми, защита и максимальная реализация их прав.

Опекаемые посещаются на дому, с целью изучения их материально-бытовых и социальных условий проживания, контроля их успеваемости, посещаемости. Дважды в год составляются акты жилищно-бытовых условий опекаемых, собираются отчеты опекунов о расходовании средств, получаемых на содержание этих детей. Осуществляется наблюдение за их здоровьем, занятостью во внеурочное время.

Многое делается для развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейшее качественное развитие их способностей.

Не остаются без внимания и обучающиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, не обладающие яркой познавательной активностью, оригинальностью психического склада, незаурядными умственными резервами.

С такими детьми проводится индивидуальная работа классными руководителями, учителями-предметниками, по необходимости специалистами социально-психологической службы.

По запросам администрации и классных руководителей социальные педагоги и педагог-психолог проводят индивидуальные консультации с обучающимися и их родителями по возникающим проблемам.

Это позволяет предотвратить развитие ряда конфликтных ситуации и возможные неправильные действия со стороны обучающихся, что дает возможность говорить о значительном доверии к социально-психологической службе и ее быстром реагировании на конкретную ситуацию.

В ходе реализации задач социальной направленности наработан положительный опыт взаимодействия администрации, социально-психологической службы, классных руководителей и учителей-предметников с родителями, общественными организациями в создании оптимальных условий развития ребенка в социуме . (Схема социального взаимодействия – см. ниже)

По формированию социального здоровья проводится работа совместно с библиотекарями.

В месячники и дни профилактики организуются выставки литературы, даются консультации и информационные справки.

Регулярно проводятся конференции, конкурсы чтецов, круглые столы, литературные гостиные, действуют творческие мастерские, осуществляется проектная деятельность. Ведется работа по героико-патриотическому, гражданскому и духовно-нравственному воспитанию. Очень тепло отзываются школьники о работе наших библиотекарей, отмечая их высокий профессионализм.

Продолжается работа классных руководителей по выявлению интересов и способностей обучающихся с целью оказания им помощи в организации занятости во внеурочное время.

Обучающиеся вовлекаются в классные, общешкольные, районные и городские дела, что позволяет сформировать у них активную жизненную позицию.

Весь комплекс учебно-воспитательных мероприятий, проводимый администрацией, социально-психологической службой, всем педагогическим коллективом, дает положительные результаты в реализации задачи по формированию социального здоровья обучающихся:

– на учете в ПДН – 1 человек

– на внутришкольном учете на начало учебного года – 3 человек.

На основании докладных классных руководителей в целях ранней профилактики правонарушений и негативных ситуаций сформирована «группа риска», включающая 30 человек. Особое внимание уделяется тем обучающимся, которые позволяют пропуски уроков без уважительной причины, проявляют грубость к одноклассникам и учителям, то есть нарушают Устав и Правила обучающихся. Они впоследствии по решению Координационной комиссии переходят на внутришкольный учет или снимаются с «группы риска» как исправившиеся и не вызывающие нареканий со стороны классного руководителя и учителей-предметников.

Душевная теплота, неравнодушие, справедливость, сопереживание, уважение личности ребенка, индивидуальный подход в решении «важных» и «неважных» проблем наших обучающихся, социальная, психологическая, педагогическая помощь, тесное взаимодействие с семьей – все это необходимые условия формирования социального здоровья детей.

Источник

Читайте также:  Формирование ценности здоровья детей дошкольного возраста
Adblock
detector